Помышлял о том, чтобы стать бродячим музыкантом и
кочевать со свадьбы на свадьбу... -- Образ нищего музыканта, со времен шубертовского "Шарманщика" органично входящий в образную систему немецкой романтической традиции, был с очень большой непосредственностью пережит самим Гессе в период рассказов о Кнульпе (см. предисловие). Таким образом, эта фраза Магистра музыки есть прощание Гессе с меланхолически-безответственной мечтой, когда-то близкой ему самому.
[2_3_01] В своем роде (лат.).
[2_3_010] "Ши-цзин" ("Книга песен") -- классическая антология древнекитайской песенной лирики, составленная, по преданию, самим Конфуцием.
[2_3_011] Чжуан Цзы -древнекитайский мыслитель Чжуан Чжоу, живший, по преданию, в IV-III вв. до н.э., парадоксалист, высмеивавший рационалистическую этику Конфуция и стремившийся постигнуть диалектическое тождество истины и иллюзии, добра и зла, морали и аморализма; его идеал -- отказ от вмешательства в самоущий распорядок бытия. Книга Чжуан Цзы дает образ чудаковатого юродивого мудреца, который насмехается над претензиями государства к человеку, попирает общепринятые нормы и облекает свою мудрость в нарочито причудливые внешние формы. Именно этот образ мудреца важен в данном случае для Гессе.
[2_3_02] "Сто новелл", или "Новеллино" -- составленный на рубеже XIII и XIV вв. сборник новелл, являющий собой первый образец итальянской повествовательной прозы.
[2_3_03] Мартин Опиц (1597--1639) -- важнейший представитель немецкой придворной поэзии XVII в. [2_3_04] ...он намеревался выступить в роли швабского теолога... -- Это жизнеописание, перемещающее касталийскую проблематику в обстановку {1_01} пиетистской Швабия первой пол. XVIII в., было наполовину написано Гессе в 30-е гг. и посмертно издано в 1965 г. Сын ремесленника Кнехт, унаследовавший от отца чувственно-художнческую музыкальную одаренность, а от матери -- вкус к теологической "духовности", ищет подлинного служения духу, изучает теологию и претерпевает сильное воздействие личности {2_3_05}Бенгеля, однако устает от интеллектуализма и тоскует по музыке, по скромному предметному творчеству. [2_3_05] Иоганн Альбрехт Бенгель (1687-1752) -- швабский теолог пиетистского направления. Сочинения Бенгеля причудливо сочетают в себе фантастические чаяния конца света с незаурядными историко-филологическими исследованиями: он осуществил первое-в истории филологии научно-критическое издание греческого оригинала Нового завета, а его мистические догадки о диалектике истории повлияли на концепции Гамана, Шеллинга, Гегеля и др. философов. Духовный мир швабского пиетизма, отмеченный одновременйо тонкой культурой самоуглубления и сектантской узостью, был знаком Гессе еще по атмосфере родительского дома. [2_3_06] Этингер Фридрих Кристиан (1702-1782) -- швабский теолог, лютеранский церковный деятель и мистик. Искания Этингера носили подчас неортодоксальные черты: он был почитателем народного философа-мистика Беме и другом знаменитого "духовидца" Сведенборга. Философская система Этингера была направлена на синтез мира природы и мира духа. [2_3_07] Цинцендорф Николай Людвиг (1700--1760) -- швабский теолог, религиозный деятель и поэт. В своем творчестве апеллировал к жизненно-эмоциональным сторонам человеческой сущности против просветительского рационализма. [2_3_08] Инь и Ян -древнекитайский символ двуполярности бытия. Инь -положительный полюс (небо, тепло, мужское качало), Ян -- отрицательный полюс (земля, холод, женское начале). Оба необходимо связаны друг с другом. Исходный смысл обоих слов -обозначение двухсклонов горы: солнечного и затененного. [2_3_09] ..."И-цзин" -памятник древнекитайской прозы (1 тысячелетие до н. э.). Это оракульская книга, предназначенная для гададия по "гуа", то есть чертежам, состоящим из трех черт -цельных или врерывистых. Цельная черта символизирует Инь, прерывчатая -- Ян. Одна из восьми комбинаций обозначает соответственно небо, землю, гром, воду, гору, ветер, огонь, водоем. Комбинируясь по две, триграммы складываются в шестьдесят четыре гексаграммы, каждой из которых соответствует афористическая словесная формула более или менее загадочного содержания, требующая особой интерпретации (вроде тех, которые фигурируют у Гесее). Особый интерес к "И-цзину" проявлял известный швейцарский психоаналитик Карл Густав Юнг (1875-1962), оказавший влияние на творчество Гессе. Юнг усматривал в чертежах и речениях древнекитайской книги фиксацию извечных структур человеческого бессознательного (так наз. архетипов). Нетрудно усмотреть сходство между принципом "И-цзин" и идеей гессевской "Игры", которая также являет собой некий калейдоскоп символов... [2_4_00] Товарищи (лат.). [2_4_01] Отцы (лат.). [2_4_02] Также (лат.). [2_4_03] Деятельная жизнь (лат.). [2_4_04] Франке Август Герман (1663-1727) -- немецкий теолог-{22_1_01}пиетист, профессор университета в г. Галле. Создал с филантропическими целями комплекс образовательных учреждений для народа, устроенных по последнему слову педагогической науки того времени. Много занимался теорией воспитания. [2_5_01] Господин (лат.). [2_5_02] Чаровник (франц.). [2_5_03] Добрый гений (лат.). [2_5_04] О делах касталийских (лат.). [2_5_05] Специальные занятия с целью посвящения в касталийские дела (лат.). [2_5_06] Томас фон дер Траве -- стилизованный портрет Томаса Манна, с которым Гессе поддерживал близкие дружеские отношения. [2_5_07] ...этой редкой чести удостоился великий Томас фон
|