Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Горе от ума





 

 

Комедия в четырех действиях

 

ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА:

 

Павел Афанасьевич Фамусов, управляющий в казенном месте.

Софья Павловна, дочь его.

Лизанька, служанка.

Алексей Степанович Молчалин, секретарь Фамусова, живущий у него в доме.

Александр Андреевич Чацкий.

Полковник Скалозуб, Сергей Сергеевич.

Наталья Дмитриевна, молодая дама, Платон Михайлович, муж ее — Горичи

Князь Тугоуховский и княгиня, жена его, с шестью дочерями.

Графиня‑бабушка, Графиня‑внучка — Хрюмины.

Антон Антонович Загорецкий.

Старуха Хлёстова, свояченица Фамусова.

Г. N.

Г. D.

Репетилов.

Петрушка и несколько говорящих слуг.

Множество гостей всякого разбора и их лакеев при разъезде.

Официанты Фамусова.

 

Действие в Москве в доме Фамусова.

 

ДЕЙСТВИЕ I

 

 

ЯВЛЕНИЕ 1

 

Гостиная, в ней большие часы, справа дверь в спальню Софьи, откудова слышно фортопияно с флейтою, которые потом умолкают. Лизанька среди комнаты спит, свесившись с кресел. (Утро, чуть день брезжится.)

 

 

Лизанька

 

(вдруг просыпается, встает с кресел, оглядывается)

Светает!.. Ах! как скоро ночь минула!

Вчера просилась спать — отказ.

«Ждем друга». — Нужен глаз да глаз,

Не спи, покудова не скатишься со стула.

Теперь вот только что вздремнула,

Уж день!.. сказать им…

(Стучится к Софии.)

Господа,

Эй! Софья Павловна, беда.

Зашла беседа ваша з а ночь.

Вы глухи? — Алексей Степаныч!

Сударыня!.. — И страх их не берет!

(Отходит от дверей.)

Ну, гость неприглашенный,

Быть может, батюшка войдет!

Прошу служить у барышни влюбленной!

(Опять к дверям.)

Да расходитесь. Утро. — Что‑с?

 

 

Голос Софии

 

Который час?

 

 

Лизанька

 

Всё в доме поднялось.

 

 

София

 

(из своей комнаты)

Который час?

 

 

Лизанька

 

Седьмой, осьмой, девятый.

 

 

София

 

(оттуда же)

Неправда.

 

 

Лизанька

 

(прочь от дверей)

Ах! амур проклятый!

И слышат, не хотят понять,

Ну чт о бы ставни им отнять?

Переведу часы, хоть знаю: будет гонка,

Заставлю их играть.

 

Лезет на стул, передвигает стрелку, часы бьют и играют.

 

ЯВЛЕНИЕ 2

 

Лиза и Фамусов.

 

 

Лиза

 

Ах! барин!

 

 

Фамусов

 

Барин, да.

(Останавливает часовую музыку)

Ведь экая шалунья ты, девчонка.

Не мог придумать я, что это за беда!

То флейта слышится, то будто фортопьяно;

Для Софьи слишком было б рано??.

 

 

Лиза

 

Нет, сударь, я… лишь невзначай…

 

 

Фамусов

 

Вот то‑то невзначай, за вами примечай;

Так, верно, с умыслом.

(Жмется к ней и заигрывает.)

Ой! зелье, баловница.

 

 

Лиза

 

Вы баловник, к лицу ль вам эти лица!

 

 

Фамусов

 

Скромна, а ничего кром е

Проказ и ветру на уме.

 

 

Лиза

 

Пустите, ветреники сами,

Опомнитесь, вы старики…

 

 

Фамусов

 

Почти.

 

 

Лиза

 

Ну, кто придет, куда мы с вами?

 

 

Фамусов

 

Кому сюда прийти?

Ведь Софья спит?

 

 

Лиза

 

Сейчас започивала.

 

 

Фамусов

 

Сейчас! А ночь?

 

 

Лиза

 

Ночь целую читала.

 

 

Фамусов

 

Вишь, прихоти какие завелись!

 

 

Лиза

 

Всё по‑французски, вслух, читает запершись.

 

 

Фамусов

 

Скажи‑ка, что глаза ей портить не годится,

И в чтеньи прок‑от не велик:

Ей сна нет от французских книг,

А мне от русских больно спится.

 

 

Лиза

 

Что встанет, доложусь,

Извольте же идти, разбудите, боюсь.

 

 

Фамусов

 

Чего будить? Сама часы заводишь,

На весь квартал симфонию гремишь.

 

 

Лиза

 

(как можно громче)

Да полноте‑с!

 

 

Фамусов

 

(зажимает ей рот)

Помилуй, как кричишь.

С ума ты сходишь?

 

 

Лиза

 

Боюсь, чтобы не вышло из того…

 

 

Фамусов

 

Чего?

 

 

Лиза

 

Пора, суд а рь, вам знать, вы не ребенок;

У девушек сон утренний так тонок;

Чуть дверью скрипнешь, чуть шепнешь:

Всё слышат…

 

 

Фамусов

 

Всё ты лжешь.

 

 

Голос Софии

 

Эй, Лиза!

 

 

Фамусов

 

(торопливо)

Тс!

(Крадется вон из комнаты на цыпочках.)

 

Лиза

 

(одна)

Ушел… Ах! от господ подалей;

У них бед ы себе на всякий час готовь,

Минуй нас пуще всех печалей

И барский гнев, и барская любовь.

 

ЯВЛЕНИЕ 3

 

Лиза, София со свечкою, за ней Молчалин.

 

 

София

 

Что, Лиза, на тебя напало?

Шумишь…

 

 

Лиза

 

Конечно, вам расстаться тяжело?

До света запершись, и кажется всё мало?

 

 

София

 

Ах, в самом деле рассвело!

(Тушит свечу.)

И свет и грусть. Как быстры ночи!

 

 

Лиза

 

Тужите, знай, со стороны нет мочи,

Сюда ваш батюшка зашел, я обмерла;

Вертелась перед ним, не помню что врала;

Ну что же стали вы? поклон, суд а рь, отвесьте.

Подите, сердце не на месте;

Смотрите на часы, взгляните‑ка в окно:

Валит народ по улицам давно;

А в доме стук, ходьба, метут и убирают.

 

 

София

 

Счастливые часов не наблюдают.

 

 

Лиза

 

Не наблюдайте, ваша власть;

А что в ответ за вас, конечно, мне попасть.

 

 

София

 

(Молчалину)

Идите; целый день еще потерпим скуку.

 

 

Лиза

 

Бог с вами‑с; прочь возьмите руку.

 

Разводит их, Молчалин в дверях сталкивается с Фамусовым.

 







Дата добавления: 2015-08-30; просмотров: 367. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!




Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...


Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...


Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...


Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Гносеологический оптимизм, скептицизм, агностицизм.разновидности агностицизма Позицию Агностицизм защищает и критический реализм. Один из главных представителей этого направления...

Функциональные обязанности медсестры отделения реанимации · Медсестра отделения реанимации обязана осуществлять лечебно-профилактический и гигиенический уход за пациентами...

Определение трудоемкости работ и затрат машинного времени На основании ведомости объемов работ по объекту и норм времени ГЭСН составляется ведомость подсчёта трудоёмкости, затрат машинного времени, потребности в конструкциях, изделиях и материалах (табл...

Педагогическая структура процесса социализации Характеризуя социализацию как педагогический процессе, следует рассмотреть ее основные компоненты: цель, содержание, средства, функции субъекта и объекта...

Типовые ситуационные задачи. Задача 1. Больной К., 38 лет, шахтер по профессии, во время планового медицинского осмотра предъявил жалобы на появление одышки при значительной физической   Задача 1. Больной К., 38 лет, шахтер по профессии, во время планового медицинского осмотра предъявил жалобы на появление одышки при значительной физической нагрузке. Из медицинской книжки установлено, что он страдает врожденным пороком сердца....

Типовые ситуационные задачи. Задача 1.У больного А., 20 лет, с детства отмечается повышенное АД, уровень которого в настоящее время составляет 180-200/110-120 мм рт Задача 1.У больного А., 20 лет, с детства отмечается повышенное АД, уровень которого в настоящее время составляет 180-200/110-120 мм рт. ст. Влияние психоэмоциональных факторов отсутствует. Колебаний АД практически нет. Головной боли нет. Нормализовать...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.01 сек.) русская версия | украинская версия