MIDI Show Control. Часть 1
MIDI Show Control. Часть 1
Техническое обеспечение современного шоу может включать в себя весьма сложный комплекс оборудования: звуковые и световые системы, видеопроекторы, механику сцены, пиротехнику, динамические пневмофигуры, трансформируемые декорации, спецэффекты разного калибра. Многое из перечисленного (например, акустические системы и световые приборы) зрители видят непосредственно. Но есть еще и подводная часть айсберга — вспомогательное оборудование, начиная от простейших механических переключателей и заканчивая интеллектуальными устройствами и робототехникой, а также компьютерными программами, обеспечивающими согласованную работу всех систем. Технология управления шоу зародилась еще в 60-е годы, в развлекательных парках. Все началось, конечно, с ручного управления, когда стейдж-менеджер подавал команды голосом, а оператор конкретного устройства (например, электрического подъемника) их исполнял. Один из американских стейдж-менеджеров вспоминает, как ставились мюзиклы на Бродвее: "В шоу было занято от 40 до 50 техников, бегающих за сценой как сумасшедшие. Я использовал вспышки света, чтобы дать команду на запуск определенной сцены, давал команды операторам через головные гарнитуры и работал по сценарию, записанному на листке бумаги". Сегодня технология управления шоу — это целая индустрия со своими стандартами и протоколами. Приборы одного типа объединены в системы: управления светом, звуком, машинерией (механикой сцены), проекцией, пиротехникой. Каждая система состоит из контроллера и конечных приборов, которыми контроллер управляет посредством определенных сигналов. Например, световой пульт может управлять диммерами и сканерами посредством цифрового протокола DMX-512 по интерфейсу RS485. Эти устройства совместно с пультом образуют самостоятельную шоу-систему, внутри которой все взаимодействие происходит с помощью протоколов класса "контроллер-прибор". Термин Show Control означает нечто большее — соединение самостоятельных шоу-систем в одну большую управляемую систему. Так, компьютер, подключенный к дым-машине и регулирующий количество тумана в декорации морской гавани — это еще не система Show Control, как, впрочем, и звуковая система, воспроизводящая шум прибоя сама по себе. Только объединение этих систем в одну, управляемую от главного контроллера, является полноценной системой управления шоу. По отношению ко времени все шоу можно разбить на два типа: асинхронные и синхронные. Пример асинхронного шоу — "дом с сюрпризами" в парке развлечений. Здесь посетители, бродя по дому, задевают разные датчики, запуская сопоставленные с датчиками сцены (то есть последовательности каких-либо механических процессов, звуковых и световых сигналов). Все сцены могут происходить в разных частях "дома" одновременно и независимо друг от друга, без привязки к единой шкале времени. В синхронном шоу, как следует из названия, используется некий способ синхронизации событий. Каждое событие привязано к определенному моменту времени, а шкала времени формируется мастер-устройством на основе, например, видеофрагмента или саундтрека. Мастер-устройство генерирует таймкод, который поступает в подчиненные контроллеры или непосредственно в конечные приборы. Возможен и более простой вариант, при котором устройства только стартуют одновременно, по команде с главного контроллера, а долговременная постоянная синхронизация отсутствует. Пример синхронного шоу — концерт или спектакль, где световые сцены и другие элементы шоу синхронизированы со звуком.
|