А.Малиновский).
Встреча с писателями
И снова о встречах с читателями. В Нефтегорске и селах района они проходят под знаком «Малиновских чтений». И готовятся эти мероприятия не только для школьников, приобщающихся на факультативах и в библиотеках к творчеству местных авторов, но и для людей самого разного возраста и предпочтений, которые они отдают тому или иному произведению или жанру. В Зуевке читать любят. Двери сельского дома культуры, на втором этаже которого находится публичная библиотека, всегда приветливо открыты и для старого, и для малого. Здесь собираются заядлые книгочеи-пенсионеры, заседает клуб активных сельчанок. Творчески и плодотворно работают и сами сотрудники по самым различным направлениям и проектам. Одним словом, жизнь здесь бьет ключом в самом лучшем понимании этого выражения. Особенно любят сельчане встречать гостей, а если они еще и широко известны в области и даже во всей матушке России о них знают, то на такие встречи со знаменитостями собираются все, кто жаждет не только увидеть, но и послушать, услышать, поразмышлять… Это замечательное свойство земляков сразу отметил А.С.Малиновский, прибывший в Зуевку с писателем и корреспондентом областной газеты «Волжская коммуна» Вадимом Карасевым и секретарем Союза писателей России, председателем Товарищества детских и юношеских писателей России Ириной Репьевой. …Читальный зал сельской библиотеки едва вместил всех желающих и жаждущих встречи с прибывшими гостями, в числе которых была и пишущая братия из Нефтегорска, Утевки, Богдановки, Семеновки, работники центральной библиотеки, Детского музея, солистки народной вокальной группы «Страна цветов». Хозяйка и ведущая вечера Татьяна Шацких все подготовила по самому высшему классу. Здесь и видео-экскурсия в далекое прошлое и настоящее родного села, и литературно-музыкальная композиция по стихам Александра Малиновского, и замечательный фильм Светлое желание» о родных местах писателя, в котором звучали песни на его стихи в исполнении самарских певцов Юрия Яковлева и Марии Кургановой. На лирический лад настроили нас видео и фотосюжеты – яркие иллюстрации к его книге «В плену светоносном». Радушно-теплое предисловие, приправленное запахом свежего хлеба, преподнесенного почетным гостям главой поселения Валентиной Левашовой, настроило участников встречи на задушевное собеседование с гостями. Не просто вопросы ради вопросов сыпались то из уголка, где пестрой стайкой сидели школьники, то из рядов, заполненных в основном женщинами. Эти вопросы, как стрелы, искали какую-то определенную цель и определенного ответа. Вот вы - писатели, жизнь нашу описываете, а на самом деле ее изнанку хоть раз видели, почувствовали, сколько у простого народа всего наболевшего на душе накопилось? Может быть, немногие прочитали все или хотя бы последние повести А.Малиновского, в которых, к слову замечу, его герои также задаются такими же извечными вопросами. А если кто и прочитал, то, скорее всего, под впечатлением прочитанного как раз и рождаются острейшие вопросы о судьбе человека, вступившего в новый век еще с коммунистическим сознанием и социалистическими установками. А жизнь повернулась таким боком, что вся наша «совковость» стала помехой, тормозом. Отчего так все случилось? Как писатель откликается на такие ломки в сознании и в поведении людей? В одном из интервью областной газете А.Малиновский, отвечая на вопрос о том, почему свою новую повесть он назвал «Дом над Волгой», пояснил: «Вся Россия вышла из деревень и поселений… И исчезновение деревенского быта, деревенских домов и уклада жизни таких поселений – трагедия для поколения». Не обошла эта же беда и Зуевку. Крепкого коллективного хозяйства, гремевшего на всю область урожаями, привесами, надоями, уникальными технологиями выращивания племенных телочек и семян зерновых, давно уже нет в помине. Детский сад в два этажа разорен. Поговаривают, что лучшая в образовательном округе сельская школа может стать малокомплектной…Слава Богу, еще держатся жизненно важные очаги – клуб и библиотека, соцслужба, ФАП и почта, да еще церковь, расположенная в стенах старой школы. Даст ли писатель ответы на вопросы о том, кто виноват в разорении деревни, не по-газетному, а по житейскому раскладу? …Чуть усталый взгляд, ломкость бровей, негромкий голос и легкий шаг, как в аудитории перед студентами – такой предстал перед нами Александр Станиславович Малиновский. Аудитория воспринимала его не как известного в России писателя и ученого, неутомимого путешественника и изобретателя, облеченного профессорской мантией, а как человека «с нашей улицы», с которым поговорить по душам, словно меду напиться. Александру Станиславовичу по душе пришлась наше желание понять, зачем человек от науки и производства взялся за перо, какие такие особые магниты таились до поры-до времени в его пытливой натуре, что притянули к себе еще и другие его таланты, помогли им развиться. С теплой грустинкой заговорил он о своей бабушке Груне, которую по нынешним меркам можно было назвать предпринимательницей, ибо умела она сбыть излишки ягод сушеной черемухи, боярки, калины, земляники, шиповника, заготовленных в утевском лесу и на земляничных полянах вокруг озер и Крепости. «И вот однажды бабка, которая родом из вашей благословенной Зуевки, взяла меня с собой в это степное село, где не было леса, а простиралась на все четыре стороны степные дали – без конца и края»,- ведет рассказ Александр Станиславович. А может, это перед нами вдруг ожил его любимый герой Шурка, который на базар с бабушкой увязывался не столько помогать ей в торговле (стеснялся), сколько поглазеть на народ и оценить мальчишеским оком рукодельные товары. У всех вызвала улыбку историю с фуражкой, сшитой дедом Иваном из суслиных шкурок. Пока Шурка любовался выставленной на продажу чудо-лодкой, головной убор с его вихрастой и любопытной головы – тю-тю - уплыл в вороватые руки. Книгу «В плену светоносном» многие в Зуевке перечитали не один раз, поэтому и вопросы сыпались один за другим. И не мудрено, ведь немногие сельчане могут позволить себе хотя бы на велосипеде проехаться от истока речки Ветлянки, протекающей в окрестностях села, до ее устья. И если снова вернуться к главному герою повестей Малиновского Шурке, то заветной мечтой парнишки была именно эта - «уплыть куда-нибудь», по неизведанным тропам, как Дерсу Узала из любимой книжки. Мечта остается мечтой даже если прожито-пройдено не один десяток лет. И вот вроде бы свершилась! Самое первое путешествие по реке в чужой стране, вспоминает Александр Станиславович, врезалось в память тем, что там, в «приглаженных» окрестностях Франции, Германии, в зажатых гранитом берегах не было тайны, не было открытий, не было буйства дикой природы, как на Самарке. Уже в зрелой поре писатель дважды преодолеет путь от родного села до Кариновки Оренбургской области, где находится исток реки его детства. И эти путешествия во многом созвучны с жизнью самого писателя. «Меня особо тронула с самого начала чтения Малиновского предельная естественность его повествования, - отмечает известный писатель Семен Шуртаков. - Ничего не придумывается. Течет словно бы сама река жизни, и роднички бьют. Здесь свободное течение жизни... Он как родник, который дает живую воду». Большой интерес вызвала у юных сельских читателей небольшая повесть «Планета любви» Вот несколько откликов об этом, как подчеркнула директор Людмила Воротынцева, весьма спорном произведении. «По моему мнению «Планета любви» - очень жизненная книга. Когда читаешь этот рассказ, невозможно не почувствовать эмоции героя. Было очень жаль, когда Колька так нелепо ушел из жизни, это стало переломным моментом в жизни его друга. У друга все стало налаживаться, а у Коли был такой конец. Мне стало интересно, откуда писатель А. Малиновский берет рассказы из жизни или сам придумывает?» «А мне не понравилось это произведение. Почему такой человек как Колька умер так глупо? В этом рассказе зла больше, чем добра. Все в этом рассказе не на своем месте. Если человек стремится к цели, то где эта благородная цель?» Такой «лобовой» вопрос всегда рождает споры, самые различные суждения, как, впрочем, и у самого писателя, сколько таких жарких дискуссий разбросано по его книжкам и на деревенскую, и на производственную, и на экологическую темы,- если можно так условно «рассортировать» его творческий багаж. Откуда писатель черпает сюжеты, с кого «списывает» характеры, чьи судьбы и жизни под его зорким прицелом? Интересно, может, кто-то из знакомых в ближнем нашем окружении стал героем малиновских произведений? Вот Колька Ракитин, с его бесшабашностью, природным артистизмом, несбывшейся мечтой звездочета, он что, в самом деле жил и был другом будущего писателя? «И как случилось, что всей деревней не уберегли парня от беды, – горюет зуевский краевед и летописец Иван Меженин, а в завершении вечера снова кидается к Александру Станиславовичу с еще одним «вопросцем» - кто же был тот начальник, повелевший Шурке Ковальскому и его матери Катерине высыпать на обочину дороги собранное в пыли просыпанное зерно (повесть «Под открытым небом»)». Знает, знает Малиновский много тайн, помнит и людей, которые разоряли храм в Утевке, гнули книзу директорский корпус в годы перестроечного разора. Эти тайны еще ждут открытий, и страницы многих подсказанных самой жизнью сюжетов еще не написаны. Хватило бы сил, лет, отпущенных Господом нашим, хватило бы здоровья… Я совершенно случайно узнала, что книгу для детей «Под старыми кленами» Александр Станиславович писал почти вслепую – сдало зрение, которое с младых лет мучает его. И это тоже преданность. Преданность своим истокам и корням, силам, которые питали будущего писателя.
Антонида Бердникова,
|