Краевой контраст
Более сложной разновидностью иллюзии является краевой контраст (или его называют пограничный эффект), возникающий местах, где светлое поле соприкасается с более темным. Светлое поле у границы с темным кажется еще светлее, а темное – темнее. Создается впечатление неравномерной окрашенности того и другого поля.
Рисунок 17 – Явление краевого контраста
С явлением краевого светлотного контраста студенты сталкиваются практически в каждой работе: в рисунке и живописи предметов многогранной формы (куба, шара), а также головы человека. В местах соприкосновения с фоном теневая сторона головы кажется излишне темной, а фон, напротив, светлым; освещенная же часть лица по отношению к фону кажется излишне светлой, а фон на границе со светлым – очень темным. Иногда студенты начинают разбеливать теневую часть, делать темнее фон за головой или свет на лице. Работа теряет контрастную выразительность, делается «вялой». Чаще всего в таких случаях нужно утемнить край светлого на предмете, нанести легкий полутон. Действие краевого контраста будет ослаблено. Предмет будет восприниматься более объемным, пространственным (здесь имеются в виду в первую очередь предметы, имеющие круглую, цилиндрическую, конусовидную, яйцевидную и другие аналогичные формы). В орнаментальных композициях (например, на тканях, коврах, обоях и т. д.), где несколько плоскостей, различных по цвету, светлоте, примыкают друг к другу, они обводятся, как правило, черным, белым или серым контуром. Эти тонкие промежуточные полоски, мешающие действию краевого контраста, называют прорисовками.
Рисунок 18 – Нивелировка краевого контраста Пример рекламного проекта: логотип кондитерской фирмы «Форне» - желтые буквы на красном фоне отделены глянцевой полоской более светлого желтого цвета.
Контраст будет более заметным, если окружающий фон по площади больше, чем расположенное на нем цветовое пятно или предмет (например, фон и фигура, предмет в натюрморте и окружающий его фон). Контрастное влияние фона будет возрастать по мере увеличения его насыщенности. Эти закономерности должны быть известны каждому живописцу и использоваться как средство для достижения выразительности и цветового единства произведения. Явления краевого и одновременного контрастов обязывают художника находить гармонию между соседними цветами, усиливая или ослабляя их контрастное взаимодействие (например, за счет увеличения или уменьшения площади взаимно контрастных поверхностей; расположения рядом с тепло-окрашенными предметами предметов с холодной окраской; удаления предметов друг от друга или, напротив, расположения их рядом; различного освещения их и т. д.).
|