Светлотный контраст
Основан на количественной разнице между цветами. В этом контрасте можно достигнуть равновесия или динамики. Замечено, что, для достижения гармонии, светлого должно быть меньше, чем темного. Чем светлее пятно на темном фоне, тем меньше для равновесия оно занимает пространства. При цветах равных по светлоте, пространство занимаемое пятнами равно. БИБЛИОГРАФИЯ Ивенс P.M., Введение в теорию цвета, пер. с англ., М., 1964; Артюшин Л. Ф., Основы воспроизведения цвета в фотографии, кино и полиграфии, М., 1970; Джадд Д., Вышецки Г., Цвет в науке и технике, пер. с англ., М., 1978; Л у и з с в А. В., Цвет и свет. Л., 1989.
Цветовые контрасты Контраст – резкая противоположность. Большое значение в изобразительном искусстве имеют использование цветовых контрастов. В разнообразии контрастов заключено богатство цветового мира. Контраст света и цвета наиболее четко и ясно воспринимается на «переломе» формы, то есть на месте поворота формы предмета, а также на границах его соприкосновения с контрастным фоном. Контрасты разделяются на два вида: ахроматические (светлотные) и хроматические (цветовые). Светлотный контраст Контраст по светлоте применяют художники, подчеркивая в изображении разную тональность предметов. Так, любой цвет в окружении более темных светлеет, а в окружении более светлых – темнеет. Это явление называется светлотным контрастом или контрастом по светлоте.
Рисунок 13 – Серое пятно на ахроматическм фоне
Если, например, на палитре темного тона подбирать смеси цветов, то они в окружении темного тона фона могут казаться достаточно светлыми. Если же полученные смеси серых цветов, то они в окружении темного фона могут казаться достаточно светлыми. Если же полученные смеси красок перенести на белый фон холста, то они «потемнеют» по сравнению с тем, как смотрелись на палитре. Чем больше цвет какого-либо предмета отличается от цветов окружающих предметов по светлоте, тем в большей мере его тон изменяется в сторону посветления или потемнения. Данное явление в равной мере характерно для хроматических и ахроматических цветов. Это, в сущности, иллюзия, обман зрения. Но об этой иллюзии должен помнить живописец, чтобы работать сознательно, не допускать произвольного разбела или черноты живописи этюда.
Рисунок 14 – Пример контраста по светлоте
|