Конфликт
Кругом подножия кумира Шепнул он, злобно задрожав, — И с той поры, когда случалось (А.С.Пушкин «Медный всадник») В1. Какое жанровое определение дал своему произведению «Медный всадник» автор?
В2. Назовите имя персонажа – «безумца бедного», о котором идёт речь в отрывке.
В3. Памятником какому русскому царю является Медный всадник?
В5. Как называется стилистический приём, состоящий в нарушении привычного порядка слов, например постановке определяемого слова перед определением («безумец бедный», «Всадник Медный», «строитель чудотворный» и др.)?
В6. Как называется образная характеристика предмета или явления, основанная на использовании выразительных или эмоционального окрашенных определений («тяжёло-звонкое скаканье», «безумец бедный», «с тяжёлым топотом» и др.).
С1. Какие художественные приёмы, использованные А.С.Пушкиным, позволяют прочитывать фантастическое видение героя как «реальное» сюжетное событие?
С2. Назовите авторов и произведения русской классики, в которых находит отражение тема «бунта» маленького человека, и укажите, что сближает их с пушкинской трактовкой темы.
В1. Петербургская повесть В2. Евгений В3. Петру I В4. Антитеза В5. Инверсия В6. Эпитет
Примерные варианты ответов. С1. Фантастическая картина, возникающая в сознании Евгения, приобретает реалистические черты благодаря подробно разработанному предметному фону. Автор воспроизводит эпизод погони как бы изнутри сознания Евгения и не разграничивает действительные ощущения героя (Евгений приникает лбом к прохладной решётке ограды) и галлюцинаторное видение (герой видит поворачивающееся к нему гневное лицо Медного всадника). Звуковое сопровождение также призвано поддержать эффект реальности: герой отчётливо слышит «тяжёло-звонкое скаканье» и даже словно бы собственными ногами ощущает, как трясётся под Медным всадником мостовая. Аллитерации («грома грохотанье», «тяжёлый топот») «материализуют» те звуки, которые слышны только Евгению, и делают их доступными и восприятию читателя. Таким образом обретает предметное выражение «виртуальная» картина бреда.
С2. Бунт «маленького человека» завершает повесть Н.В.Гоголя «Шинель». Несчастный Акакий Акакиевич, находясь при смерти, взывает к «значительному лицу» и несколько раз произносит следом за словами «ваше превосходительство» разборчиво нецензурные выражения, едва ли не впервые за всю свою ничтожную жизнь обретя способность говорить. Как и в «Медном всаднике», в «Шинели» бунт Акакия Акакиевича происходит на грани яви и галлюцинации и завершается гибелью «маленького человека». Противоположная – сатирическая – версия бунта «маленьких людей» даётся в «Истории одного города» М.Е.Салтыкова-Щедрина. На приказ градоначальника Бородавкина в обязательном порядке употреблять горчицу глуповцы ответили бунтом на коленях («…глуповцы стояли на коленях и ждали. Знали они, что бунтуют, но не стоять на коленях не могли»). Соединение покорности, самоуничижения и упрямства при ничтожности повода для политического протеста делает бунт на коленях острой сатирой и на власти предержащие, и на их подданных.
Тогда, на площади Петровой, Его отчаянные взоры И он, как будто околдован, (А.С.Пушкин «Медный всадник») В1. Укажите жанр произведения.
В2. В каком городе происходят события, описанные в данном произведении?
В3. В «Медном всаднике» создал обобщённый художественный образ Евгения как «маленького человека». Каким термином принято называть подобные образы?
В4. В приведённом фрагменте А.С.Пушкин использует приём, основанный на повторении однородных согласных звуков. Назовите его. …. С л овно горы,
В5. А.С.Пушкин называет Петра I «кумиром на бронзовом коне». Укажите троп, представляющий собой замену имени собственного описательным оборотом.
В6. Назовите изобразительно-выразительное средство языка, основанное на сопоставлении предметов и явлений: … иль вся наша
В7. Поэт в «Медном всаднике» воспринимает наводнение не только как природное явлений, но и как аналог жизненных бурь и лишений. Как определяется такой знаковый образ, смысл которого выходит за пределы предметного значения?
С1. Как изменилась судьба и мировоззрение Евгения под влиянием разрушительного наводнения?
С2. В каких произведениях русской литературы XIX века природа оказывает существенное воздействие на жизнь героев и в чём проявляется это воздействие?
В1. Поэма В2. Петербург (Санкт-Петербург) В3. Тип В4. Аллитерация В5. Перифраза В6. Сравнение В7. Символ
|