Студопедия — ВВЕДЕНИЕ. 1. Чему отдавалось предпочтение в первые годы советской власти?
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

ВВЕДЕНИЕ. 1. Чему отдавалось предпочтение в первые годы советской власти?

 

1. Чему отдавалось предпочтение в первые годы советской власти?

а) живописи;

б)скульптуре;

в) ткачеству;

г) золотому делу.

2. Как называется фарфор 20-х гг?

а) революционный;

б)светский;

в) царский;

г) агитационный.

3. Кто был основным героем советского фарфора, выпускавшегося на Государственном фарфоровом заводе?

а) цветочные букеты;

б)«парочки»;

в) красноармеец;

г) светские люди.

4. Что стало новым в текстиле от Поповой и Степановой?

а) фантастический орнамент;

б) цветочный орнамент;

в) конструктивистский орнамент; в) звериный орнамент.

5. Кто занимался поисками монументальных форм в стекле накану­не Второй мировой войны?

а) М. Раков;

б) Д. Вишняков;

в) С. Чехонин;

г) В. Мухина.

6. Какое нововведение предложила В. Мухина в обработке хрус­таля?

а) мелкую грань;

б) крупную грань;

в) золочение;

г) инкрустацию.


7. Назовите художника, украсившего интерьеры московского мет­рополитена в 1935-1938 гг.?

а) А. Петров-Водкин;

б) С. Ушаков;

в) А. Дейнека;

г) В. Мухина.

8. Что становится нормой в прикладном искусстве со второй поло­вины 30-х гг?

а) проектирование загородных дач;

б) проектирование частных квартир;

в) проектирование общественных интерьеров;

г) проектирование царских палат.

9. Чему уделялось большое внимание в декорировании интерьеров в период Второй мировой войны?

а) скульптуре;

б) горельефу;

в) живописи;

г) орнаменту.

10. Что стало причиной активного развития текстильного производс­тва в 50-е гг?

а) искусственные волокна, яркие красители;

б) возвращение к традиции;

в) натуральное сырье;

г) интерес к текстильной продукции.

11. Что стали производить в 50-е гг. в связи с размахом жилищного строительства?

а) ансамблевую мебель;

б)сборно-разборную мебель;

в) кухонную утварь;

г) декоративные панно.

12. Какие ковры стали использовать в интерьерах 50-х г.?

а) с длинным ворсом;

б) с коротким ворсом;

в) безворсовые;

г) узелковые.

13. Какой жанр искусства начинает развиваться во второй половине 60-х гг.?

а) фреска;

б)скульптура;

в) текстильное панно;

г) фарфор.

14. В какой технике выполнялись настенные декоративные панно в Грузии?

а) литье;

б)чеканка;

в) вышивка;

г) чернение.

15. Как можно охарактеризовать искусство конца 60 - начала 70-х гг?

а) романтическое;

б) футуристическое;

в) реалистическое;

г) декаденсное.

ВВЕДЕНИЕ

 

Предлагаемое учебное пособие является достаточно ком­пактным литературным источником, способным через закре­пляющие тесты познакомить студента с историей возникно­вения и развития декоративно-прикладного искусства.

Эта область деятельности человека невероятно разнооб­разна и уходит в истории своего развития в глубокую древ­ность. Уже приемы наскальной росписи в пещере Ласко (Франция) могут быть рассмотрены как первые варианты реализации творческого начала человека. Не вдаваясь в под­робности смыслового значения изображенных фигур, можно сказать, что графическая подача, декоративность всего изо­бражения и принципы организации элементов по всем сте­нам, т.е. графической плоскости, уже несут в себе все при­знаки декоративно-прикладного искусства. Эта пещера была прозвана «Сикстинской капеллой первобытной живописи». Такое сравнение с известной работой Микеланджело не слу­чайно, так как роспись пещеры выражает духовные устремле­ния и творческую волю людей, создавших собственное изо­бразительное искусство. Силу зверя, его величие, красоту зве­ря в беге, в порыве и в покое, его вечное и грозное присутствие в окружающем мире — вот что передали с закон­ченным мастерством «живописцы» пещер позднего палеоли­та. Фигуры разбросаны по стенам, не связаны друг с другом, не образуют общей живописной композиции, но каждая в от­дельности представляет вполне законченную композицию, иногда написанную одна поверх другой. В пещере Ласко уже встречается попытка изобразить массовую сцену с каким-то сложным сюжетом.

Деятельность человека в области декоративно-прикладного искусства осложняется самой сутью этой области мате­риальной культуры. Все, что не производит человек для соб­ственных каждодневных нужд, превращается в предметы «прикладные». Создавая эти изделия не только как утилитар­ные, но и как декоративные (нанося ли орнамент, вырезая ли участок в форме, напаивая проволоку или каст для камня), человек вкладывал в эти изделия определенный смысл: знаки на поверхности сосуда могут быть охранными, выполнять функцию оберега. Ритмические построения, конфигурация элементов, их цветовое решение и расположение на самом предмете, сделанном древним мастером, созданы по всем за­конам композиции.

Что это? Каким образом древний мастер постигал законы формообразования, пропорциональных сочленений, гармо­ничных сочетаний как элементов между собой, так и цвето­вых пятен?

Возможно, то, что мы сегодня называем законами компози­ции, есть не что иное, как сублимированные знания о гармо­нии форм и элементов многих и многих поколений, разных на­родов и времен. Такими же сублимированными знаниями об окружающей среде, природных силах являются как сами пред­меты прикладного искусства, так и мотивы, их заполняющие.

История человечества огромна и продолжительна. Уже к началу нашей эры большинство предметов прикладного ис­кусства имели сложившуюся форму и приемы декорирова­ния. Примером тому могут служить посуда, оружие, украше­ния. Как форма, так и специфика декорирования исходит из самого назначения изделий: из тарелки едят, кольцо носят на пальце, холодным оружием обороняются от врага и так далее. Чего бы ни коснулся человек, форму предмета определяет прежде всего его суть, его функция. Может, поэтому, как только исчезают суть и функция, исчезает и сам предмет.

Форма в предметах прикладного искусства играет немало­важную роль. Таким образом, чаще можно встретить изделия с осью вращения, обтекаемых силуэтов. Чуть реже — изде­лия, своими очертаниями приближенные к квадрату и прямо­угольнику, которые несут в себе признаки пропорциональных отношений. Известный древнегреческий мыслитель и мате­матик Пифагор Самосский (IV в. до н. э.) считал, что квадрат в большей степени, чем любая другая фигура, несет в себе об­раз «божественной природы». Это была его любимая матема­тическая фигура, которая символизировала высокое достоин­ство, так как прямизна углов передает целостность, а качест­во сторон способно устоять перед силой.Для обозначения видов прикладного искусства искусство­знание применяет два рода понятий. С одной стороны, такие понятия, как «художественный фарфор», «художественная ткань», «художественная обработка дерева», «художественная обработка металла», а с другой — «мебель», «посуда», «одеж­да». Это значит, что виды прикладного искусства принято различать либо по материалу, либо по выполняемым предме­тами утилитарным функциям. И все же классификацию при­кладных искусств по материалу нельзя признать удовлетвори­тельной, потому что те же самые материалы, которые исполь­зуются в прикладном искусстве, служат и искусствам изобразительным. Другие понятия (мебель, посуда и т. д.) ох­ватывают большие группы предметов, имеющих аналогичную практическую функцию, для которой различие материалов имеет уже второстепенное значение. Такая концепция более верна потому, что она содержательна, а не формальна.

Орнамент, орнаментальные мотивы, часто встречающиеся на художественных изделиях, строятся по тем же архитектур­ным законам, что и сама форма. А значит, и геометрические виды отдельно встречающихся орнаментальных мотивов бу­дут стремиться к гармонии и простым пропорциям. Произве­дением прикладного искусства является не орнамент сам по себе, а орнаментированный предмет, обладающий определен­ной, функционально и конструктивно обусловленной фор­мой, окраской, фактурой. Орнаментация поверхности пред­мета имеет целью выделить его среди других. В этом смысле орнамент можно было бы назвать «архитектоникой поверхно­сти» предмета. Орнаментальный узор располагается на поверхности и оформляет ее. Орнамент не может помочь предмету исполнять его практические функции, он не может сделать вещь более удобной, более конструктивно целесооб­разной, более дешевой. Орнамент развивает и обогащает художественно-образный смысл произведения прикладного искусства. Орнамент способен это сделать прежде всего пото­му, что, выделяя те или иные части поверхности предмета, он помогает «построить» её так, как это нужно для решения об­щей эмоционально-выразительной задачи.


Следует также отметить немаловажное значение техниче­ских приемов, способов технологической обработки материа­лов, из которых создавались художественные изделия. С ис­торией развития человеческого общества меняется, усложня­ется обработка материалов. Яркий тому пример — история художественной обработки металла. На ранних этапах металл выливали в формы. Этот способ обработки диктовал и саму конфигурацию предмета. Такие изделия отличаются просто­той форм, несложностью геометрического вида и самым про­стым декорированием. Как только металл научились ковать, вытягивать, сразу усложнилась как форма изделий, так и спо­собы их украшения. Историю в предметах можно проследить на примере одного и того же украшения — колта. Колты X в. просты и лаконичны, колты же XII в. отличаются слож­ностью силуэта, они могут быть объемными и часто украше­ны сложным, витым из проволоки орнаментом. Таким обра­зом можно рассмотреть различные материалы, с которыми соприкасался человек. Каждый из них, будучи популярным, актуальным и широко использующимся в свое время, формировал ту или иную школу, то или иное художественное направление.

На основе знаний о истории различных материалов и способах их обработки, происхождении и развитии художест­венных стилей и направлений, а также своеобразия различ­ных ремесленных школ была составлена программа предла­гаемого курса «Декоративно-прикладное искусство» и кон­трольные тест - вопросы.

Пособие состоит из двух разделов. Это обусловлено осо­бенностью русского декоративно-прикладного искусства и глубокой традицией народных промыслов, которая уходит еще в славянское язычество.

Первый раздел включает в себя историю древних при­кладных искусств, а также западноевропейское прикладное искусство нашей эры. Второй раздел описывает искусство Руси от ранних форм прикладного искусства и его связи с язычеством до развитых народных промыслов России конца XIX — начала XX вв.





<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК К РАЗДЕЛУ II | 

Дата добавления: 2015-08-30; просмотров: 309. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Шрифт зодчего Шрифт зодчего состоит из прописных (заглавных), строчных букв и цифр...

Картограммы и картодиаграммы Картограммы и картодиаграммы применяются для изображения географической характеристики изучаемых явлений...

Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Схема рефлекторной дуги условного слюноотделительного рефлекса При неоднократном сочетании действия предупреждающего сигнала и безусловного пищевого раздражителя формируются...

Уравнение волны. Уравнение плоской гармонической волны. Волновое уравнение. Уравнение сферической волны Уравнением упругой волны называют функцию , которая определяет смещение любой частицы среды с координатами относительно своего положения равновесия в произвольный момент времени t...

Медицинская документация родильного дома Учетные формы родильного дома № 111/у Индивидуальная карта беременной и родильницы № 113/у Обменная карта родильного дома...

Ведение учета результатов боевой подготовки в роте и во взводе Содержание журнала учета боевой подготовки во взводе. Учет результатов боевой подготовки - есть отражение количественных и качественных показателей выполнения планов подготовки соединений...

Сравнительно-исторический метод в языкознании сравнительно-исторический метод в языкознании является одним из основных и представляет собой совокупность приёмов...

Концептуальные модели труда учителя В отечественной литературе существует несколько подходов к пониманию профессиональной деятельности учителя, которые, дополняя друг друга, расширяют психологическое представление об эффективности профессионального труда учителя...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.009 сек.) русская версия | украинская версия