БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК К РАЗДЕЛУ II
1. Богуславская И. Я. Декоративная живопись. Жостово. (Шедевры народного искусства России). — М.: Интербук-бизнес, 1994. 2. Богуславская И. Я. Русское народное искусство. — Л.: Советский художник, 1968. 3. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия (БЭКМ). Мультимедиа-энциклопедия. — 4-е изд. — М.: New media Generation. — CD. 4. Борисова В. И. Ростовская финифть. (Шедевры народного искусства России). — М.: Интербук-бизнес, 1995. 5. Бочаров Г. Н. Художественный металл Древней Руси X — начала XIII века. — М.: Искусство, 1980. 6. Буткевич Л. М. История орнамента. — М.: Владос, 2004. 7. Вагнер Г. К. Искусство Древней Руси. — М.: Искусство, 1993. 8. Гончарова Л. Н. Металл в народном искусстве русского Севера. — М.: Государственный исторический музей, 2000. 9. Емельянова Т. И. Декоративная роспись по дереву. Золотая Хохлома. (Шедевры народного искусства России). — М.: Интербук-бизнес, 2001. 10. Ильина Т. В. Отечественное искусство: Учеб. пособие для вузов. — М.: Высшая школа, 1994. 11. Каморин А. А. Лаковая миниатюра. Холуй. (Шедевры народного искусства России). — М.: Интербук-бизнес, 2001. 12. Каплан Н. И., Митлянская Т. Б. Народные художественные промыслы. — М.: Высшая школа, 1980. 13. Крестовская Н. О. Лаковая миниатюра. Федоскино. (Шедевры народного искусства России). — М.: Интербук-бизнес, 1995 14. Ледзинский В. С., Теличко А. А. Мир художественного металла Москвы XVII—XX веков. — М.: Жираф, 2001. 15. Лихачева В. Искусство Византии IV—XV веков. — М.: И с кусство, 1981. |1 16. Макаров К. А. Советское декоративное искусство. — М.: С<#1| ветский художник, 1974. 17. Малаева 3. Г. Касли. Художественное литье из чугуна. (Ше*1 девры народного искусства России). — М.: Интербук-бизнес, 2005. J 18. Мухин В. В. Искусство русской финифти конца XIV — нача* ла XX века. - СПб.: Грифон, 1996. 19. Народное искусство: сборник статей / Под ред. И. Я. Богу-j славской. — СПб.: Государственный русский музей, 1995. 20. Народное искусство России. — М.: Интербук-бизнес, j 2002. 21. Народные промыслы / Под ред. А. Мисловского. — М.:| Мысль, 1994. 22. Орнамент: Электронный каталог. — М., 2005. j 23. Пирогова Л. Л. Лаковая миниатюра. Палех. (Шедевры на-' родного искусства России). — М.: Интербук-бизнес, 2001.! 24. Постникова-Лосева М. М. Русское ювелирное искусство. Его центры и мастера XVI—XIX веков. — М.: Наука, 1947. 25. Разина Т. М. Прикладное искусство в русской культуре XVIII-XIX веков. - М.: Изд-во МГУ, 2003. 26. Разина Т. М. Русское народное творчество. — М.: Искусство, 1971. 27. Русское серебро XVI — начала XX века. — СПб.: Славия, 2004. 28. Рыбаков А. Б. Язычество славян. — М.: Мысль, 1981. 29. Светлова Л. П. Азбука орнамента. — М.: Институт развития профессионального образования, 2001. 30. Селезнева И. Древнерусское золотое и серебряное дело. — М.: Московский рабочий, 1979. 31. Северная резная кость / Под ред. Н. И. Вышар. (Шедевры народного искусства России). — М.: Интербук-бизнес, 2003. 32. Соловьева Л. Н. Лаковая миниатюра. Мстера. (Шедевры народного искусства России). — М.: Интербук-бизнес, 2001. 33. Фарфор в России XVIII—XIX вв. (завод Гарднера). — СПб.: Palace Editions, 2003. 34. Энциклопедия народных промыслов и ремесел / И. Панкеев: в 2 т. Т 1, 2. — М.: ОЛМА-Пресс, 2000. 35. Ювелирное искусство России. — М.: Интербук-бизнес, 2002. 36. Ювелирное искусство: Электронный каталог. — М., 2004. СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ (ГЛОССАРИЙ) А АБСТРАКЦИОНИЗМ — модернистское течение в искусстве XX в.; абстрактное искусство сводится к созданию с помощью отвлеченных художественных форм (цветовых пятен, линий, фактур) неизобразительных беспредметных композиций. АЖУРНЫЕ УКРАШЕНИЯ (от франц. ajour — сквозной) — искусно и тонко выполненные изделия, сделанные в техниках художественной обработки металла, применяемых мастерами серебряных дел. Ажурные узоры также используются в других декоративно-прикладных искусствах — кружевоплетении, резьбе по дереву. АКАНТ (медвежья лапа) (греч. akanthos) — декоративная форма, восходящая к рисунку листьев одноименного травянистого растения. Мотив из акантовых листьев часто использовался для украшения мебели. АМАЛЬГАМА (средневековое лат. amalgama — сплав) — сплав ртути с другим металлом (золотом, серебром). Амальгаму применяют, напр., для сканой техники вместо припоя, при золочении, в производстве зеркал и др. АМУЛЕТ (от лат. amuletum) — предмет-оберег, который, по суеверным представлениям, способен охранять его владельца от бедствий и злых сил. АНТИК — резной камень (гемма), вставляющийся в ювелирные изделия. АНТИЧНОСТЬ — искусство Древней Греции и Древнего Рима (1 тыс. до н.э. — У в. н.э.) АРАБЕСКА — европейское название орнамента, сложившегося искусстве мусульманских стран. Так как ислам запрещает изображать людей и животных, в арабской архитектуре преобладают геометрические и растительные узоры, в том числе орнаменты, называемые арабесками и построенные по принципу бесконечного развития и ритмического повтора геометрических или растительных мотивов. Отличается многократным ритмическим наслоением однородных форм, что создает впечатление насыщенного прихотливого узора. АРКА — криволинейное перекрытие проема в стене. Является как бы отрезком свода и выкладывается из камней клиновидной формы. АРХИТЕКТОНИКА (от греч. architektonike — строительное искусство) — художественное выражение закономерностей строения, соотношения нагрузки и опоры, присущих конструктивной системе сооружения или произведений скульптуры. Б БАРЕЛЬЕФ — скульптурное изображение или орнамент, выступающие на плоской поверхности менее чем наполовину своей толщины. БАРМЫ — большой округлый воротник с изображением святых, у византийских императоров, русских князей и царей XIV — начала XVIII в. Надевались во время коронации и торжественных выходов. БАСМА (от турецкого «оттиск») — тиснение с матриц узоров на медных или серебряных листах. Басменное тиснение было распространено в России в XIII —XVII вв. БИЖУТЕРИЯ — украшения, выполненные из недрагоценных камней и металлов. БИЛЛОН — лигатура, смесь небольшой части дорогого металла с простым; сплав, сплавок; биллоновый, биллонный, к нему относящийся или из него сделанный. Низкопробное серебро, из которого чеканят разменную монету. БРАСЛЕТ — кольцеобразное (сомкнутое или разомкнутое) украшение из разнообразных материалов, которое носили на руках от запястья до локтя, а также на ногах, у щиколоток. БРОНЗЫ — медно-оловянные сплавы, содержащие от 3 до 12 % олова, а также в зависимости от назначения алюминий, свинец, кремний, марганец, бериллий и другие элементы, за исключением цинка. БРОШЬ (от кельтского broc — «острие», «игла») — ювелирное украшение, прикалываемое к одежде — чаще всего на груди или воротнике, — состоящее из декоративной части с припаянными к ней с обратной стороны булавкой и крючком. Первоначальное использование броши было чисто утилитарным — она служила исключительно для застегивания одежды, например плаща. В ВИЗАНТИЯ — государство на территории Малой Азии в период с IV по XV в. н. э., восточно-римская империя, часть Великой Римской империи. ВОЗРОЖДЕНИЕ (Ренессанс) — эпоха в истории европейской культуры XIII — XVI вв., ознаменовавшая собой наступление Нового времени. Первым его признаком явился «расцвет искусств» после долгих веков средневекового «упадка», расцвет, «возродивший» античную художественную мудрость, именно в этом смысле впервые употребляет слово rinascita (от которого происходит французский Renaissance и все его европейские аналоги) Дж. Вазари. ВОЛЮТА (итал. voluta, букв. — завиток) — архитектурный мотив в форме спиралевидного завитка с «глазком» в центре. Составная часть ордерных капителей; архитектурная деталь карнизов, порталов, дверей, окон. ВОТИВ (от лат. ex voto — по обету, votivus — торжественно обещанный) — подношения божествам, святым или духам мест поклонения в виде ленточек и полотнищ материи, цветных ниток, волос, предметов одежды и обихода, небольших камней, рогов животных разных видов, денег и пр. Это действие производят по случаю принятия на себя определенного обязательства (обета), выражающегося в принесении жертвоприношения, обновлении культового сооружения, раздачи денег нуждающимся пр., в случае исполнения высшими силами изложенной просьбы: о получении, приобретении чего-либо, освобождении 01 каких-либо бед, о счастливом окончании или благополучном! совершении какого-либо задуманного дела. Г ГИЛЬОШИРОВКА — нанесение на металл с помощью специальной гильошировальной машины рисунка в виде узора из лучей, полос, зигзагов, концентрических кругов. ГРАВИРОВАНИЕ — техника художественной обработки изделий из металлов и стекла, которая заключается в нанесении рисунка на их поверхности режущими граверными инструментами. ГРИВНА — шейное украшение, обруч; старинный род медальона, ладанки, образка, медного, серебряного, золотого, обычно? створчатого, носимого на цепи. Известна с бронзового века., Существовали жалованные гривны, служившие своеобразными орденами, отмечавшими заслуги человека. Д ДЕКОР — система украшений сооружения (фасада, интерьера) или изделия. ДЕЛЬФИН — символ любви и преданности. Он спасает тонущего человека в морях и океанах. По древней греческой мифологии, дельфин является царем всех морских существ. Он служит эмблемой морской стихии и атрибутом Посейдона и Нептуна — богов моря. Образ дельфина использовался как знак скорости; дельфин, обнимающий ствол якоря, обозначал осмотрительность и предосторожность. В христианской семиотике дельфин был избран как аллегория образа Христа. Если его изображали нанизанным на якорь или трезубец, знак истолковывался как распятие Иисуса. По аналогии с тем, что дельфин спасает утопающих, он также считается спасителем человеческих душ и зачастую рисуется несущим эти души в высшие миры. Используется дельфин и в качестве знака Воскресения Христа. У ранних христиан дельфин выступал в роли той библейской огромной рыбы, что проглотила Иону и исторгла его через три дня (в русском варианте Библии этой рыбой был кит). Дельфин был очень популярен как геральдическая фигура. Долгое время его изображали на гербах наследников французского престола. Название титула — дофин — в одном из значений переводилось как дельфин. Согласно распространенному поверью, моряки, выпрыгнувшие за борт корабля, превращаются в дельфинов. ДИЗАЙН — вид проектно-художественной деятельности, связанный с разработкой предметного окружения человека, систем визуальной коммуникации и информации, организацией жизни и деятельности человека на функциональных, рациональных началах. ЗЕРНЬ — разновидность скани; мелкие золотые, серебряные или медные шарики (диаметром от 0,4 мм), которые напаиваются на ювелирные изделия, часто на орнамент из свитой (сканой) проволоки. Зернь создает эффектную фактуру, игру светотени. ЗОЛОТО — драгоценный металл ярко-желтого цвета с сильным блеском. Тяжелый металл, плотность которого составляет 19,3 г/см3, твердость — НВ18 В. Этот металл стойкий к действию большинства химических веществ. И ИНКРУСТАЦИЯ (позднелат. incrustatio, букв. — покрытие корой) — украшение изделий узорами и изображениями из кусочков мрамора, керамики, металла, дерева, слоновой кости, перламутра и т.п., которые врезаны в поверхность и отличаются от нее по цвету или материалу. Распространены инкрустации деревом по дереву (интарсия) и металлом по металлу (насечка) и др. К КАБОШОН — 1) неограненный, отполированный сверху камень 2) выступающий круглый или овальный элемент декора, част используемый в сочетании с листьями аканта или раковинами, для оформления кабриолей, популярный в XVIII в. КАЙМА — полоса по краю ткани, отличающаяся от нее цветом узором. КАНФАРНИК — инструмент для чеканки, вид чекана, применяется для перевода рисунка на металл путем прочеканивают по контуру, а также для отделки фона точками — канфарения. КАСТ — специальное место (оправа) для крепления вставки (камня) в ювелирном изделии; различают глухие, ободковые (цар- говые), крапановые и корнеровые касты. КЕНТАВР — вымышленное сверхъестественное существо греческой мифологии, символизирующее животную сторону человеческой природы. Существует предположение, что слово «кентавр» происходит от ведических гандхарв — младших богов, правящих лошадьми Солнца. КЕСАРЬ — титул римских императоров. КИОТ (от греч. kibotos — деревянный ящик) — божница, деревянный украшенный шкафчик или створчатая рама для икон. КЛАССИЦИЗМ (от лат. classicus — образцовый) — стиль и направление в литературе и искусстве XVII — начала XIX в., обратившиеся к античному наследию как к норме и идеальному образцу. КОВКА — способ механической обработки, при котором нагретый до пластичного состояния и помещенный на наковальню металл уплотняется, сращивается или принимает требуемую форму под действием ударов молота. Обыкновенно под ковкой изделий понимают ту операцию, где изделию придается требуемая форма. КОЛТ — древнерусское женское украшение XI — XIII вв. — полая привеска, часто украшенная зернью, сканью, эмалью, чернью. Парные колты привешивались к головному убору с двух сторон. КОМПОЗИЦИЯ — средство приведения всех отдельных элементов к гармоничному единству, обусловленному идейным замыслом художника. КУЛЬТ — религиозное почитание различных предметов, сверхъестественных существ в форме обрядов, таинств, праздников, жертвоприношений и т. п. Составными элементами культа являются религиозно-магические действия (обряды, молитвы) и относящиеся к ним предметы (священные изображения, храмы, святилища и пр.) Л ЛАТЕНСКАЯ КУЛЬТУРА (в археологии) железного века в Западной и Средней Европе (V в. до н.э. — I в. н.э.) — остатки поселений, городища, могильники, клады. Носители главным образом кельты. Хозяйство: земледелие, скотоводство, ремесла. ЛИТЬЕ — способ изготовления изделий путем заливки расплавленного металла в специальные формы. Остывшая отливка зачищается и дорабатывается способом чеканки, гравирования. М МЕАНДР — геометрический орнамент из непрерывной кривой или ломаной под прямым углом линии, образующей ряд спиралей. Разработан в искусстве Древней Греции. Прототипом ему послужило русло извилистой реки в Малой Азии. МЕДАЛЬОН (от франц. medaillon, от итал. medaglione, увеличительное от medaglia — медаль) — изобразительная или орнаментальная композиция (лепной или резной рельеф, роспись, мозаика) в овальном или круглом обрамлении. МЕДЬ — вязкий металл красновато-розового цвета, плотность — 8,93 г/см3; температура плавления — 1083 С°; твердость — НВ35. Весьма тягуча и мягка; раскатывается в тонкие листы и вытягивается в проволоку. МИНИАТЮРА — произведение изобразительного искусства, отличающееся небольшими размерами и особой тонкостью художественных приемов. МИФОЛОГИЯ — включает в себя рассказы об определенном крутя персонажей — богах, людях и в особенности «героях», т.е. вев ликих людях древности, занимающих промежуточное положен ние между богами и обыкновенными людьми. МИФ (от греч! mytos — сказание) — появляющиеся в дописъменных общест-1 вах предания о первопредках, богах, духах и героях. Мифологи-1 ческий комплекс, принимающий в обрядах синкретические ви-| зуально-вербальные формы, выступает как специфический! способ систематизации знаний об окружающем мире. 1 МОКОШЬ — женское божество (богини природы), включенное в состав языческого пантеона в Киеве князем Владимиром Святославичем. МОЗАИКА (франц. mosai'que, итал. mosaico, от лат. musivum, букв. — посвященное музам) — изображение или узор, выполненные из однородных или различных по материалу частиц (камень, смальта, керамическая плитка и пр.), один из основных видов монументально-декоративного искусства. Мозаика употребляется также для украшения произведений декоратив- но-прикладного искусства и реже — для создания станковых картин. Н НАКЛАДКА — любая металлическая деталь, которая накладывается на предмет, для того чтобы он не так быстро изнашивался, а также в декоративных целях и для сокрытия соединений. О ОБЕРЕГ — по представлениям славян предмет, оберегающий от злых сил, несчастий; амулет. ОБРЯД — религиозное действие, совершаемое верующими с различными целями. Например, некоторые религии используют обряды для закрепления в сознании верующих некоторых религиозных представлений и укрепления веры во всемогущие силы. ОКЛАД — в древнерусском искусстве украшение лицевой поверхности иконы или переплета евангелия, выполненное техникой чеканки и тиснения из листов золота или серебра. ОБНИЗЬ — низанная оборка, бахрома. ОГРАДА — сооружение, предназначенное для ограничения свободного доступа людей, животных и транспортных средств на территорию, например, парка. ОДЕЖДА — искусственный покров тела человека, изготовленный из ткани и других швейных материалов, защищающий от неблагоприятных воздействий окружающей среды и выполняющий разнообразные функции (утилитарную, эстетическую, коммуникативную). ОРНАМЕНТ — узор, построенный на ритмическом чередовании элементов. П ПАЛЕОЛИТ (от греч. palaios — древний и lithos — камень) — древний каменный век, первый период каменного века, время существования ископаемого человека (палеоантропы и др.). ПАЛЬМЕТТА (франц. palmette — украшение в виде пальмового листа) — орнаментальный мотив в виде стилизованного веерообразного листа. ПАНАГИЯ (от греч. panagia — всесвятая) — небольшая круглая икона с изображением Богоматери, нагрудный знак архиереев. ПИСАНКА — расписное яйцо. Восходит к языческим временам (находки в курганах), позднее перешла в обряд празднования христианской Пасхи. Роспись писанки (преимущественно геометрический или растительный орнамент, строго подчиненный форме яйца) — распространенный вид декоративного искусства у многих народов (славянских и др.). ПЛАКЕТКА (франц. plaquette, уменьшительное от plaque — пластинка, дощечка) — 1) произведение медальерного искусства, отличающееся от обычной медали прямоугольной (или близкой к прямоугольнику) формой; 2) пластинка (из металла, керамики и др. материалов) с рельефным изображением, пред. значенная для украшения мебели, бытовых предметов и т.д. ПЛЕТЕНКА — рельефный узор на керамических изделиях в в-' корзиночного плетения. ПОЛИХРОМНОСТЬ (от поли... и греч. chroma — цвет) — мног цветность произведения декоративного прикладного искусств скульптуры или архитектуры. ПОЛИТЕИЗМ (от поли... и греч. theos — бог) — многобожие, вер во многих богов. ПОНЕВА — один из древнейших элементов народного костюма за мужних женщин южных и центральных районов России. Пояс ная одежда, выполнялась из домотканых материалов, зачасту клетчатая; в ависимости от места бытования имела свои орнаментальные, колористические и конструктивные особенности/ ПОТИР (от греч. poter — чаша, бокал) — сосуд для причастия, евхаристии, с вином и водой, символически претворяющимися 01 кровь Христову. В потир опускают также частицы святого агнца — символ тела Христова. Потир также служил необходимым элементом большинства христианских обрядов посвящения. ПОСТМОДЕРНИЗМ — художественная и культурная идеология второй половины XX в., призывающая к коррекции идеологии модернизма. Постмодернизм смягчает жесткость проектных установок модернизма, выражавшихся в стремлении спроектировать весь мир заново, допускает в искусство, дизайн и архитектуру юмор, исторические цитаты и элементы массовой культуры. ПРИПОЙ — металл или сплав, применяемый при пайке для заполнения зазора между соединяемыми деталями с целью получения монолитного соединения. Применяют сплавы на основе свинца, олова, кадмия, меди, никеля и др. ПРИЧЕЛИНА — в русском домовом декоре наклонная доска, наложенная на торцы подкровельных слег. Помимо чисто декоративной имела и утилитарную функцию, прикрывая щель между повалом и кровлей от дождя и ветра. Концы причелин часто завершались резными полотенцами. Нередки случаи, когда причелины приколачивались в две-три доски со смещением, что позволяло не только увеличить ее ширину, но и придавало дополнительную декоративность. Р РАППОРТ (франц. rapport, от rapporter — приносить обратно) — повторяющаяся часть (мотив) рисунка (узора) на ткани, трикотаже, вышивке, обоях и пр. РЕЛЬЕФ — в искусстве вид скульптуры, в котором изображение является выпуклым (или углубленным) по отношению к плоскости фона. Основные виды — барельеф и горельеф. В декоративно-прикладном искусстве — декорировка, которая выступает над поверхностью. РОЗЕТКА (от франц. rosette, букв. — розочка) — орнаментальный мотив в виде стилизованного распустившегося цветка (напр., розы). В мебели часто скрывал места соединения. РЯСНЫ — цепочки из тесненных колодочек, прикреплялись к женскому головному убору (на них крепились колты). С САКРАЛЬНОСТЬ — божественность, необъяснимость; сакральный — священный. САТИР — в Древней Греции один из духов лесов и гор, отождествляемый в римской мифологии с богом Фавном. Сатиры составляли свиту Бахуса (Диониса) и от него приобрели свои козлиные черты: волосатые ноги и копыта, хвосты, бородатые лица и рога. Их брови увиты священным растением Бахуса — плющом. Согласно мифам, сатиры ленивы и распутны. Они проводят время в пьянстве и охоте за нимфами. СВАСТИКА (санскр.) — крест с загнутыми под прямым углом (реже дугой) концами. Возможно, древний символ плодородия, солнца, скрещенных молний, молота Тора и т.п. Как орнаментальный мотив встречается в искусстве древних культур, а также в античном, европейском средневековом и народном искусстве. СВЕТЕЦ — простой металлический стержень, имевший на верхнем конце расщепление, в которое вставлялась длинная зажженная лучина. Чтобы стержень с лучиной стоял вертикально, к его основанию приклепывали тяжелый обруч. СВОД — в архитектуре пространственная конструкция, перекрытие или покрытие сооружений, имеющее геометрическую форму, образованную выпуклой криволинейной поверхностью. Под нагрузкой своды, подобно арке, работают преимущественно на сжатие, передавая на опоры вертикальные усилия, а также во многих типах сводов горизонтальные (распор). СВЯТИЛИЩЕ — в политеистических религиях священное место или алтарь, посвященный божеству, нередко служивший местом убежища для преследуемых. В древности святилищами могли быть рощи или отдельные деревья, горы, источники и т. д. СЕРЕБРО — металл, который относится к группе драгоценных и благородных металлов; металл белого цвета, плотность — 10,49 г/см3, температура плавления — 960,5 С°, твердость — НВ25. Хорошо полируется, имеет высокую отражательную способность, обладает хорошей ковкостью и самой высокой из всех металлов тепло- и электропроводностью. СЕРЬГИ — украшения в виде колец, подвесок, шариков, продевающиеся в мочки ушей. СИЛУЭТ — проекция объемной формы на плоскость; плоскостное выражение объемной формы, акцентирующее ее особенности. СИММЕТРИЯ — закономерное расположение равных частей относительно друг друга, а также оси (плоскости) симметрии; является средством достижения композиционной выразительности. СИМВОЛ — конкретное и зримое воплощение высших ценностей и смыслов, а также один из самых мощных «инструментов» культуры для передачи высшей, неизрекаемой истины. Восприятие символа связано с разными органами чувств, но в первую очередь со зрением; символы образуют наиболее универсальный и могущественный язык культуры. СКАНЬ (от древнерусск. екать — свивать) — филигрань, вид ювелирной техники: ажурный или напаянный на металлический фон узор из тонкой золотой или серебряной проволоки, гладкой или свитой в веревочки. СМАЛЬТА (нем. Smalte) — цветное непрозрачное стекло различной формы для мозаичных работ; пластинка, кубик из такого стекла. СТЕКЛЯРУС, род крупного бисера — разноцветные короткие трубочки из стекла, нанизываемые на нитку. Стеклярус употребляется при отделке одежды, в оформлении интерьеров (драпировки, скатерти, абажуры и т.п.). СТРАЗ (нем. Strass, по имени изобретателя, стекловара и ювелира конца XVIII в. Ж. Страсса) — искусственный камень, изготавливаемый из свинцового стекла с добавлением борной кислоты, придающей ему блеск; по блеску и игре похожий на драгоценные камни; подделка под драгоценный камень. Наибольшую известность получили стразы из бесцветного стекла — под «бриллианты». «Изумруды» создавались примесью во время плавления окиси хрома, «топазы» — окиси железа, «аметисты» окиси кобальта. СХОЛАСТИКА (от лат. Schola — школа) — школьная философия Средних веков. Основной характер схоластического философствования заключается в том, что придается чрезмерное значение некоторым общим понятиям, а за ними и означающим эти понятия словам, так что в результате пустая игра понятиями и словами заступает место действительного исследования природы и фактов. СФИНКС (Sphinx) — мифол. чудовище с крылатым туловищем львицы, головой и грудью женщины; жило близ Фив на скале и убивало каждого, кто не мог разгадать задаваемой им загадки. В новейшей поэзии сфинкс — символ загадочности, а также воплощение идеи о смежности страдания с наслаждением. Т ТОРЕВТИКА (от греч. toreuo — вырезаю, чеканю) — искусство ручной рельефной обработки художественных изделий из металла — чеканки, тиснения, отделки литых изделий. ТРАНСФОРМАЦИЯ (от лат. Transformatio) — преобразование, превращение, видоизменение. Ф ФИБУЛА (лат. fibula) — металлическая застежка для одежды в вид булавки, заколки со щитком, обычно богато украшенным. Использовалась древними греками и римлянами, а также в Средние века и в XVIII в. ФИЛИГРАНЬ (итал. filigrana, от лат. filum — нитка и granum — зерно) — вид декоративной техники, изготовление художествен-; ных изделий, подразделяется на скань и зернь. ФИНИФТЬ (эмаль) (франц. email, от франкского smeltan — плавить) — техника, применяемая в ювелирном искусстве, а также сами изделия, выполненные в этой технике. Эмали используются для украшения золотых, серебряных и медных изделий, стекла, керамики. ФОЛЬКЛОР — народоведение, отдел этнографии, изучает народные нравы и обычаи, верования, суеверия, обряды, пословицы, сказки, поэтические произведения, язык и т. п. Термин впервые был введен в научный обиход в 1846 г. английским ученым Вильямом Томсом. X ХАИ-ТЕК — стилевое направление в мировом дизайне и архитектуре 1970-х гг., связанное с предъявлением через форму и конструкцию изделий и сооружений совершенного качества отделки, передовых промышленных технологий, точности стыковки деталей, применением в устройстве жилой среды узлов, конструкций и деталей, используемых в промышленности, торговле и на транспорте. Отличается обилием металлических поверхностей с различной фактурой, преобладанием ахроматической гаммы изделий, контрастным сочетанием черного и белого. Ч ЧЕКАНКА — 1) способ художественной обработки, заключающийся в получении рельефных изображений на тонких металлических листах (главным образом медных и серебряных) путем ручной выколотки; 2) отделка поверхности изделий художественного литья с целью устранения мелких дефектов; 3) отделочная операция объемной штамповки — обжатие изделия в чистовом штампе для повышения точности размеров и качества поверхности (при изготовлении монет, медалей, точных деталей). ЧЕРНЬ (ниелло) (итал. niello, от лат. niger — черный) — черные или темно-серые изображения, нанесенные на металл (золото, серебро) путем гравировки и заполнения штрихов так называемым черневым сплавом (из серебра, меди, свинца или олова и серы). ш ШТАМПОВКА — процесс обработки металлов давлением, при котором формообразование детали осуществляется в специализированном инструменте — штампе; разновидность кузнеч- но-штамповочного производства. По виду заготовки различают объемную штамповку и листовую штамповку, по температуре процесса — холодную штамповку и горячую. По сравнению с ковкой штамповка обеспечивает большую производительность благодаря тому, что пластически деформируется одновременно вся заготовка или значительная ее часть. Э ЭЛЛИНИЗМ — этап в истории стран Восточного Средиземноморья со времени походов Александра Македонского (334—323 до н. э.) до завоевания этих стран Римом, завершившегося в 30 г. до н. э. подчинением Египта. Термин «эллинизм» введен в историографию в 30-х гг. XIX в. немецким историком И. Г. Дройзеном. ЭМАЛЬ — свинцово-силикатный стекловидный слой, наносимый на различную металлическую поверхность ювелирного изделия для защиты его от внешних воздействий или в качестве декоративного покрытия. ЭМБЛЕМА (от греч. emblema — вставка, выпуклое украшение) — условное пояснение отвлеченного понятия, идеи с помощью какого-либо изображения; нередко рассматривается как разно видность аллегории. В узком смысле — символическое изобра жение, обычно снабженное кратким девизом и более подроб ным дидактическим текстом. ЭНКОЛПИОНЫ — золотые овальные медальоны. ЭСТЕТИКА — наука о чувственном познании, постигающем и создающем прекрасное и выражающемся в образах искусства. Понятие «эстетика» ввел в научный обиход в середине XVIII в. немецкий философ-просветитель Александр Готлиб Баумгартен. Термин происходит от греческого слова aisthetikos — чувствующий, относящийся к чувственному восприятию. Баумгартен же выделил эстетику как самостоятельную философскую дисциплину. Я ЯЗЫЧЕСТВО (от церковно-славянского «языцы») — народы, иноземцы), обозначение нехристианских религий, в широком смысле — политеистических. В современной науке чаще употребляют термин «политеизм» (многобожие). ЯРУС — горизонтальное членение объема здания (другого объекта), отделенное от других частей карнизом. Контрольные вопросы КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ. РАЗДЕЛ I ВОПРОСЫ КОНТРОЛЬНОГО ТЕСТИРОВАНИЯ ПО ГЛАВЕ 1
1. Производство каких сосудов было распространено в Древнем Египте? а) лаковых; б) деревянных; в) стеклянных; г) каменных. 2. Какого цвета глазурь для египетского фаянса была популярна? а) синяя и зеленая; б) желтая; в) красная; г) черная. 3. С какой династии в Древнем Египте известно стекло? а) с VI; б) с IV; г) с XI. в) с XVII; 4. С чем связывают происхождение стекла в Древнем Египте? а) с техническим прогрессом; б) с ведением войн; в) с появлением фаянса и глазури; г) с добычей металлов. 5. Стул какой новой формы появился в Древнем Египте? а) стул со спинкой; б) стул с круглым сиденьем; в) стул с тремя ножками; г) складной стул. 6. Какого вида зеркала существовали в Древнем Египте? а) хрустальные; б) металлические; в) стеклянные; г) лаковые.
7. Какой принцип лежит в основе минойского декора? а) сопричастность; б) образность; в) регулярность; г) индифферентность. 8. При помощи каких материалов решался вопрос полихромии в египетских золотых украшениях? а) цветных паст; б)раскраски; в) эмалей; г) цветных камней. 9. Каким орнаментом украшались глиняные изделия эпохи палеолита? а) расписанным; б)вылепленным; в) гравированным; г) не было орнамента. 10. Благодаря чему керамические изделия стали водонепроницаемыми? а) открытию глазури; б) металлическим накладкам; в) двойному слою глины; г) тройному обжигу. 11. Каким способом изготавливались различные стеклянные предметы? а) вырезанием из природного стекла; б)прессованием; в) выдуванием; г) склеиванием. 12. В чем особенность золотых сосудов из Микен и Трои? а) сдержанность цветовых решений; б) разнообразие цвета; в) использование гравирования; г) объемные орнаментальные мотивы.
13. Найдите древнеегипетское ювелирное украшение.
14. Как называется орнамент Древнего Египта? а) пейзажный; б) линейный; в) растительный; г) фантастический. 15. Какой орнаментальный мотив характерен для эпохи Эхнатона? а) меандр; б) волюта; в) спираль; г) крест. 16. Какой древней культуре присущ орнамент, построенный на сочетании простейших геометрических форм? а) Криту; б) Древнему Риму; в) Древней Греции; г) Месопотамии. 17. Какой мотив был наиболее популярен в орнаментике Месопотамии? а) крылатый бык; б)волна; в) цветок лотоса; г) сфинкс. 18. Какой мотив характерен для Эгейского мира? а) раковина; б) квадрат; в) меандр; г) ленточная спираль. 19. Какая тематика росписи характерна для ваз «стиля камарес»? а) морская; б) гражданская; в) звездная; г) пасторальная. 20. Какой формы сосуды были распространены в эгейской культуре? а) в виде сидящей птицы; б)квадратные; в) в виде головы человека; г) в виде льва.
ВОПРОСЫ КОНТРОЛЬНОГО ТЕСТИРОВАНИЯ ПО ГЛАВЕ 2
1. Что было характерно для древнегреческого искусства? а) гармоничное сочетание жизнеподобия и меры; б) отсутствие гармонии; в) преобладание условностей; г) отсутствие пропорциональных отношений. 2. Что можно сказать о древнегреческой керамике? а) чрезмерная декоративность; б) эстетика целесообразности; в) отсутствие функциональности; г) эстетика красоты. 3. Какой вид прикладного искусства (материал) активно развивается в Древней Греции? а) мозаика; б)стекло; в) эмаль; г) керамика. 4. Каковы характерные черты архаического греческого орнамента? а) геометричность; б) жанровость; в) изобразительность; г) сюжетность. 5. Какому периоду принадлежит «краснофигурная роспись» на керамических сосудах? а) VI в. н.э. б) VI в. до н.э. в) XI в. до н.э. г) III в. н.э. 6. Какую технику в обработке древесины знали древние греки? а) интарсия; б) выемчатая резьба; в) масверк; г) фанерование. 7. Какую конструкцию имела древнегреческая мебель? а) четкую, отвечающую свойствам материала; б) сложно-конструктивную; в) с отсутствием четкости; г) с выраженным несоответствием формы материалу. 8. Что использовалось древними греками для хранения одежды? а) комод; б) шкаф; в) секретер; г) сундуки различных типов. 9. Что такое клисмос? а) стул с серповидными ножками; б)тип стола; в) вид ножа; г) тип орнамента. 10. Где впервые встречается «функциональное решение среды»? а) Древний Египет; б) Скифия; в) Древний Рим; г) Древняя Греция. 11. Что свойственно всем художественным изделиям Древнего Рима? а) откровенная украшательность; б)аскетизм; в) целесообразность формы; г) яркая функциональность. 12. Какой способ обработки металла был распространен в Древней Греции? а) гравирование; б) инкрустация; в) чернение; г) торевтика. 13. В чем своеобразие золотых изделий в Древней Греции? а) простые по форме; б) конструктивно сложные; в) использование металлов разных оттенков; г) обилие цвета. 14. Что характерно для классического древнегреческого ювелирного искусства? а) матовый блеск золота; б) яркий блеск золота; в) яркая полихромия; г) золото не использовалось. 15. Какой орнаментальный мотив становится ведущим под влиянием Востока? а) волюта; б)волна; в) пальметта; г) меандр. 16. Какой камень характеризует прикладное искусство восточных земель IV в. до н.э.? а) янтарь; б) бирюза; в) амальдин; г) яхонт. 17. Какой изобразительный мотив был основным в ювелирных украшениях скифов? а) олень; б)звезда; в) цветок; г) квадрат. 18. Какое новшество появилось в искусстве изготовления стеклянных изделий? а) гравирование стекла; б)прессование; в) бесцв
|