Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Глава 7. ИСТОРИЯ ГОНЧАРНОГО ИСКУССТВА. ИСТОРИЯ КЕРАМИЧЕСКИХ ПРОМЫСЛОВ РОССИИ





 

Одним из древнейших промыслов, известных человечест, можно назвать керамику. История керамики насчитывает не одну тысячу лет. Своим происхождением она обязана мас­терам Древней Греции, которые увидели невероятное чудо: как обыкновенная глина под воздействием огня превращает­ся в крепкий и прочный материал. Получаемый продукт на­шел себе разностороннее применение — от различных храмоиых статуэток до роскошных настенных панно. Но главной областью применения было все-таки жилище человека, где появилась разнообразная посуда. Впоследствии возникнет определение «художественная керамика».

В Новгороде с XII в. существовал Гончарный конец — часть города, заселенная ремесленниками-гончарами. В Мо­скве с конца XVI — начала XVII в. сохранились прекрасные рельефные изразцы с декоративными растительными орна­ментами и изображениями фигур. Прославленные образцы русского керамического искусства XVII в. хранит церковная архитектура Костромы, Ярославля, украшенная пышными изразцовыми фризами. От XVIII в. сохранились декоратив­ные печные кафели с сюжетной росписью и орнаментами, которые вырабатывались в Москве и других городах.

Русское народное керамическое производство не ограни­чивается простым гончарством. В России начинают склады­ваться керамические промыслы. Это скопинская, гжельская керамика, дымковская, каргопольская, филимоновская кера­мическая игрушка. Все вышеназванные промыслы формиру­ются, начиная с XVIII столетия. Это время развивающейся торговли, многочисленных ярмарок, где народные умельцы могли реализовать свой товар. Немаловажным является и то, что мастера-керамисты не оставляли без внимания и детей. Для них производятся многочисленные керамические игруш­ки. Российский керамический промысел пережил как врем на подъема, так и времена спада. Годы подъема — это Bpei возникновения различных школ, способов декорирован поверхности керамических изделий, а также модернизации совершенствования самого керамического черепка: от фаян к фарфору.

Скопинский гончарный промысел находится в город Скопине Рязанской области. Простую гончарную глину и б пользовали здесь издавна для изготовления всевозможно бытовой посуды: кувшинов, крынок, мисок. Учитывая ее ути литарную предназначенность, мастера-гончары особое вни, мание уделяли форме изделий, а для украшения ее применя ли штампики, лепную оборку края. Еще они делали и груши Фигурки коней, птицы-свистульки, всадники имели очен лаконичную форму, без какой-либо деталировки и отделки Но посуду и игрушки покрывали цветной глазурью.

Во второй половине XIX в. начал складываться необыч ный характер вещей, по которому изделие Скопина отлича лось от продукции других гончарных центров. Отличие состояло в том, что сосуды изготавливались ручной лепкой, кай своеобразные скульптуры. Емкость как первооснова кувшина оставалась, но дополнялась лепными фигурами птиц, рыб| полуфантастических животных. В некоторых видах изделий фигура птицы или животного превращалась в кувшин шщ разновидность сосуда, в котором сложно переплетались не сколько фигур налепами, процарапанными или наштампо­ванными орнаментами. Сосуды представляли собой фанта-, стическое сооружение, вызывавшее удивление. '

Среди промыслов, занимающихся изготовлением глиня­ной игрушки, активно развивающихся и сегодня, одно из важных мест занимает дымковский. Его название связано с селом Дымково, что находится близ города Вятка. Дымков­ская игрушка, близкая по форме изделиям других промыслов, имеет характерные отличия в росписи. Вылепленная из красной глины, она после обжига окрашивалась разведенным на молоке мелом, сейчас заменой служат водно-эмульсионные белила. По белому фону выполняют роспись темперными красками. Звонкие тона красного, желтого, зеленого, синего цветов, иногда дополненные медной поталью (раньше ис­пользовали даже сусальное золото), создают яркую, жизнера­достную гамму росписи. Наряду с архаическими, сказочными

образами оленей, двуглавых коней, птиц в ассортименте иг­рушек появились изображения медведей, домашних живот- пых, представленных в необычных ситуациях. Например, медведь-музыкант, играющий на балалайке, козел, одетый в смешные штанишки — все это усиливает ощущение празд­ничности, вызывает улыбку при общении с игрушкой. Из го­родского быта XIX столетия в игрушке фигурируют всадники, дамы, кавалеры, няньки и кормилицы. Жанровые сцены представляют многофигурные композиции, изображают сего­дняшний быт города и деревни: гуляния, чаепития, цирковое представление, прогулку компании в лодке.

Самобытный традиционный промысел изготовления гли­няной игрушки сохраняется в городе Каргополе Архангель­ской области. Начало промыслу положили мастера, жившие в деревне Гринево Каргопольского района. Поэтому в тематике игрушки основательно закрепились образы сказочных персо­нажей, жителей деревни, занятых повседневным трудом, сце­ны народных гуляний с катанием на тройках или в лодках по реке. Постоянно повторяются фигуры медведей, коней, оле­ней, собак. Фигуры людей приземистые, по-деревенски креп­кие. Так же прочно поставлены олени, кони, полукони-пол­каны, всадники, юбки-колокола служат устойчивым основа­нием фигурам женщин-крестьянок.

Техника выполнения игрушек аналогична другим про­мыслам. Вылепленную игрушку обжигают, а затем расписы­вают клеевыми красками. В росписи можно различить две разновидности. При покрытии игрушки сплошь белым грун­том преобладает линейная, штриховая разработка декора. Цветными линиями отмечают главные детали одежды, черты лица и вносят контурные изображения условных листьев, цветов или геометрических фигур (круги, овалы, зигзаги). Другой, более насыщенный цветом вид росписи представляет собой раскраску значительной части фигуры синей, коричне­вой, зеленой, красной красками. Необходимые детали при этом выполняют цветными линиями, что придает очень жи­вописный характер всей гамме.

Среди изделий народных промыслов Тульской области выделяется своей оригинальностью глиняная игрушка дерев­ни Филимоново. Ее художественные отличия проявляются как в форме, так и в росписи.

Особенность местной глины заставляет мастериц при лепке несколько вытягивать в высоту любую фигуру. Особенш это заметно в лепке коней, коров, у которых получаются очень длинные шеи. Фигуры людей выходят стройными и до» вольно изящными, несмотря на общую утяжеленность кера­мической лепки. Учитывая эти особенности, мастерицы кабы корректируют пропорции фигур, расписывая их преиму­щественно полосками красного, желтого, зеленого цветов,. Декоративные элементы дополняют схематически изображенными розетками, напоминающими и солнце, и цветок, а также треугольниками, кружками и точками. Вся гамма poc-i писи красно-розового, зеленого, желтого цветов, эффектно играющая на фоне забеленной поверхности игрушки, придает, ей необыкновенную звучность и праздничность. Тематика филимоновской игрушки развивается в русле традиционного отражения деревенского и городского быта, полусказочных, полуфантастических образов. Здесь можно видеть танцующие пары (игрушка «Жених и невеста», которую мастерицы назы­вают «Любота»), музыканта, к шляпе которого прикреплено настоящее перышко птицы, солдата с птицей под мышкой или медведя с подарком, стоящего на задних лапах.

Русскому прикладному искусству присущи фаянсовые и майоликовые керамические изделия. Все существующее раз­нообразие заключается в обработке основного исходного ма­териала. Это может быть глазурованный полив, это могут быть ангобы, это может быть рельефное скульптурное изо­бражение по поверхности изделия. Но самым изящным кера­мическим материалом все-таки является фарфор. Родина фарфора — Китай. Тайна изготовления фарфоровой массы хранилась очень долго. Но уже к началу XVIII в. западноев­ропейские мастера стали воссоздавать фарфор и у себя на ро­дине. Также интересен гжельский промысел с точки зрения развития орнаментальных мотивов и сюжетов, которые раз­мещались по поверхности изделий, — от самых малых, ино­гда геометрических, до сложнопространственных сюжетных картин. И все это при меняющемся цветовом колорите. Ран­ние изделия Гжели напоминают предметы из крестьянского быта — такие же яркие, красноречивые. Гжельские глины долгое время считались лучшими в России. Из них была из­готовлена первая в России майолика, первый полуфаянс и, конечно же, фарфор.

Кроме росписи, сосуды, чернильницы и другие изделия и если на себе богатый скульптурный декор. Одновременно гжельские мастера в большом количестве выделывали мелкую декоративную скульптуру и игрушки, жанровые фигурки и сцены.

На смену тяжелой и хрупкой майолике в начале XIX в. пришел полуфаянс — изделия с белым черепком, бесцветной прозрачной глазурью, украшенные скульптурой и синей под- глазурной росписью. Для этого вида керамики характерно продолжение декоративных традиций. Повторяются отдель­ные формы сосудов, плоскостное решение росписи. Особым видом полуфаянса были так называемые «бронзовые» изде­лия — посуда с росписью золотым люстром по светло-жел­тому фону. Изобретателем «бронзовой» керамики был A. JI. Киселев, один из талантливых гжельских крестьян- самоучек. Им впервые введен в промысле ножной гончарный круг, применена более рациональная конструкция горна.

Особое внимание гжельские мастера уделяли поиску фар­форовой массы. Ведущие мастера воссоздавали этот уникаль­ный материал на протяжении более чем 100 лет. И в начале XIX в. профессору Д. И. Виноградову это удалось. Фарфоро­вый черепок гжельского промысла стал не менее изящным, таким же тонким и звучным, как и его китайский собрат.

Подражая изделиям известных фарфоровых заводов Рос­сии, гжельские мастера отразили в своих работах ведущие ху­дожественные стили, ярко проявившиеся во всем русском прикладном искусстве XIX в. Влияние западноевропейских художественных стилей сказалось и здесь: гамма сдержанна и лаконична, напоминает гризайлевую технику, которую впо­следствии сменяет привычный нам кобальт. Произойдет это во второй половине XIX в. Его сочетание с белым фарфором, подкрепленное золотыми отводками, составило новую линию развития искусства Гжели.

Но наряду с этим еще от времени преобладания гончар­ного производства сохранился и нашел свое выражение в фарфоре принцип целесообразного построения формы ути­литарных предметов со множеством вариантов.

Мастера гжельского промысла создали самобытное нацио­нальное своеобразное искусство народного русского фарфора, которое даже оказало определенное влияние на изделия зна­менитых частных русских заводов, таких как завод Попова,

Гарднера, привлекая своей красочностью, выразительной ха­рактеристикой образов, простотой и декоративностью.

Только со второй половины 40-х гг. XX в. наступает под­линное возрождение традиций Гжели под руководством уче-j ного А. Б. Салтыкова при участии художницы Н. И. Бессара-! бовой. Эта работа была связана с восстановлением народного'] приема росписи, где широкий мазок с прорисовкой деталей! создавал законченный рисунок орнамента. Одновременно шел поиск пластической формы изделий, имеющих опреде­ленное бытовое назначение.

Возвращаясь к вышесказанному, следует отметить, что гончарное искусство является распространенным видом дея­тельности человека на территории России. Глина такой же распространенный материал на русской земле, как металл или камень. Грамотное, целесообразное ее использование привело к становлению и развитию такого вида прикладного искусства, как гончарное. Отсюда разнообразие приемов и школ и достаточно быстрое распространение различных ти­пов керамики. А проникновение разнообразных жанров при­кладного искусства друг в друга дало многообразие форм как керамики, так и металлических изделий, и орнаментальных мотивов, которые переходят с глиняной поверхности на дере­вянную и металлическую, и наоборот.









Дата добавления: 2015-08-30; просмотров: 521. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!




Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...


Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...


Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...


Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Устройство рабочих органов мясорубки Независимо от марки мясорубки и её технических характеристик, все они имеют принципиально одинаковые устройства...

Ведение учета результатов боевой подготовки в роте и во взводе Содержание журнала учета боевой подготовки во взводе. Учет результатов боевой подготовки - есть отражение количественных и качественных показателей выполнения планов подготовки соединений...

Сравнительно-исторический метод в языкознании сравнительно-исторический метод в языкознании является одним из основных и представляет собой совокупность приёмов...

Тема 2: Анатомо-топографическое строение полостей зубов верхней и нижней челюстей. Полость зуба — это сложная система разветвлений, имеющая разнообразную конфигурацию...

Виды и жанры театрализованных представлений   Проживание бронируется и оплачивается слушателями самостоятельно...

Что происходит при встрече с близнецовым пламенем   Если встреча с родственной душой может произойти достаточно спокойно – то встреча с близнецовым пламенем всегда подобна вспышке...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.008 сек.) русская версия | украинская версия