Глава 5. ИСТОРИЯ ИСКУССТВА КОВКИ РОССИИ
Не менее распространен и такой же древний, как и литье, способ обработки металла — ковка. Ковка, в основном, применяется для обработки железа. Этот способ работы связан с кузнечным ремеслом. В отличие от драгоценных металлов, которые поддаются холодной ковке, железо требует разогрева до температуры выше 1000 "С, когда его можно гнуть, рассекать, создавая из бруска или прутка нужную конструкцию или элементы орнамента. Человек научился его обрабатывать! еще на заре своего существования. Умение создавать что-то крепкое, жесткое и прочное из обычной руды с помощью! огня характеризуется как прогрессивное явление. Близка ков- j ке техника просечки, когда из тонкого листового металла? (жести) вырубают ажурные ленты орнамента. Занимались таким трудом кузнецы. История их на Руси идет с XII в., когда' активно развивается кузнечное дело. Подобное производство было чрезвычайно распространено, так как большое число утилитарных изделий, окружающих человека, делалось из металла. Кузнечное ремесло требует немалой физической силы и умения пользоваться тяжелыми оборудованием и инструментами. Но еще большего удивления и восхищения заслуживает то, что из разогретого металла создаются изящные изделия, которые вполне могут называться произведениями декоративно-прикладного искусства. Холодная ковка в художественной обработке металла встречается редко, в основном, в ювелирном деле, так как металл под воздействием ударов быстро теряет пластичность, уплотняется, приобретает «наклеп» и для дальнейшей обработки требует отжига. Горячая ковка широко применяется для изготовления таких изделий, как инструменты, решетки, светильники и т. п. Металл нагревают в различных нагревательных устройствах, простейший из которых — горн. Горны существуют переносные и стационарные, открытого и закрытого типа. Для художественной ковки чаще всего применяются горны открытого типа: они просты в обслуживании, удобны в работе, позволяют нагревать заготовки любой длины и в любой их части. Инструменты для ковки по своему назначению делятся на опорные, ударные, подкладные и вспомогательные. Большинство кузнечных работ выполняют на наковальне, являющейся основным опорным инструментом. Наковальни бывают безрогие, однорогие и двурогие. Для мелких подковок используют шперак — маленькую наковальню. При ручной ковке на наковальнях выполняют протяжку, осадку, гибку, пробивку и кузнечную сварку. Кованые изделия всегда были утилитарны и функциональны. Златокузнецы, кузнецы были известны еще до христианства на Руси. В технике ковки изготавливалось оружие, делались подковы, разнообразные амулеты-обереги, предметы для дома: светцы, ограды, оконные решетки; впоследствии — уличные фонари, городская садово-парковая ограда. Несмотря на всю простоту кованых изделий и внешнюю непривлекательность, кузнецы в своем мастерстве достигали изящества, включая в композиции сложно изогнутые линии, S-образные завитки, раскрепованные элементы, напоминающие природные формы — от растительных до животных. Изделия кузнецов и ювелиров были известны далеко за пределами Руси на Западе и Востоке. В XVII в. изделия из кованого железа нашли широкое применение в архитектурных сооружениях и в быту. Многие города стали в это время центрами кузнечного ремесла. Среди них славились Великий Устюг и Ярославль, где высокого развития достигло производство прорезного (просечного) железа. Свесы кровли, флюгеры, личины замков, стенки деревянных ларцов, сундуков обивались красивыми узорами железного кружева. Розетки, завитки, плетенки, растения своими тонкими линиями придавали легкость массивным ларцам, подчеркивали красоту их форм и изящество пропорций. Цветок на тонком стебле послужил прообразом для создания формы светцов. Она проста и конструктивна. Укрепленный на подставке стержень заканчивается вверху изящными завитками, между которыми держалась горящая лучина. С момента проникновения в русское прикладное искусство таких стилей, как классицизм, ампир, рококо, они нашли свое достойное применение в кованом искусстве. Такие традиционные классицистические элементы, как волна, овы, медальоны, краббы и многие другие, стали естественными на j кованых оградах российских городов с конца XVIII в. Произ- j ведения художественной ковки Москвы эпохи классицизма | имеют несколько очень характерных особенностей. ' 1. Расширилась область применения художественного металла. Появились объемные композиции, высокие и низкие ограды, ворота и парковые мосты, ограждения балконов и террас, оконные решетки и перила лестниц, сами парадные лестницы и плиты пола, фонари, зонты и крыльца подъездов, архитектурные детали. 2. При создании художественных изделий из металла особое внимание уделялось связи их с архитектурой здания или ансамбля. Этого требовали принципы классицизма, их строгая иерархичность — соподчиненность второстепенных элементов и их общая подчиненность главным. Сами изделия, если они имели протяженность по фасаду, создавались на основе ритмических построений. Именно ритмика проходит красной нитью почти через все ограждения классицизма. 3. Излюбленными композиционными приемами стиля стали симметрия и стремление к геометрически правильным формам. Выверенная простота, пропорциональность и модульность — вот идеал стиля. Однако при всей скромности декора многих оград и решеток обращает на себя внимание удивительная тщательность проработки деталей. 4. Повторяемость оград и решеток классицизма имеет свои особенности: чаще всего повторяется основной рисунок решетки, но, как правило, с какими-нибудь вариациями. Наиболее ярким примером этого могут служить решетки с переплетающимися кольцами. Оригинальную группу памятников кузнечного искусства составляют ограды второй половины XVIII в. Русские кузнецы охотно использовали формы живой природы: листья, ветки, образы стилизованных птичек и зверюшек. Технология изготовления художественных изделий из кованого железа в конце XVIII — начале XIX вв. предусматривала сопряжение примыкающих друг к другу или пересекающихся под разными углами стержней кузнечной сваркой, расклепкой концов одних элементов в гнездах других, клепкой, болтами впотай или с декоративной головкой. Встречаются также соединения при помощи шипа, вполжелеза, на ус, пропуск одних элементов через отверстия в других, а также односторонние и двусторонние боковые накладки. Пластические детали выполнялись из тонкого листового железа путем штамповки или чеканки объемного рисунка. Кованый металл широко использовали при создании архитектурных ансамблей мастера классицизма: В. Баженов, О. Бове, Д. Жилярди и представители модерна: А. Эрихсон, В. Валькотт, Ф. Шехтель. Они хорошо знали пластические свойства металла и понимали, что только кузнецы смогут воплотить их замыслы в законченное произведение. Сотни различных завитков, листьев аканта, всевозможных розеток отковывали кузнецы, кропотливо составляя из них звенья оград, фронтоны козырьков и изящные навершия. Кованый металл широко применялся и для оформления козырьков над подъездами, или зонтиков. В большинстве случаев зонтики собирались из кованых элементов: кронштейнов, фронтонов, других деталей. Узоры из кованого металла украшают не только дворцово-парковые усадьбы и фасады особняков, но и интерьеры зданий. В области художественной ковки и литья московские мастера получили возможность освоить арсенал технических приемов работы с металлом, который был накоплен отечественным и европейским искусством за все предыдущие эпохи. В это время вдруг стали появляться художественные изделия из металла в технике древнерусских мастеров Пскова и Новгорода, в манере готики, ренессанса, барокко, византийской. Во всех этих изделиях четко прослеживались основные композиционные требования каждого из этих стилей. Подобное использование орнаментальных мотивов различных стилей характеризует распространившееся художественно-стилистическое направление второй половины XIX в. — историзм. Это был удивительный момент, когда художественная ковка и литье стали играть ведущую роль в декоративном убранстве фасадов зданий и в их интерьерах. Обилие заказов, в свою очередь, способствовало росту опыта и мастерства московских кузнецов и литейщиков. Это было время целого ряда технических открытий в металлургии и обработке металла. В руках мастеров оказались разнообразные изделия стандартного металлопроката. Появились аппараты газовой и дуговой сварки, автогенная резка металла, мощные прессы. Совершенствовалась технология ковки, многие кузнечные операции теперь выполнялись механизированным способом с помощью специальных приспособлений. В соответствии с этик изменялся характер кованых изделий, начали применятьс) точечные и штампованные детали, крученые прутки и ката* ные профили. В конце XIX — начале XX вв. получают распространение орнаментированные детали промышленной: изготовления в виде профилей разного размера, конфигурации и рисунка. Стиль модерн можно рассматривать как период, из кото? рого кузнечное дело извлекло долговременную пользу. Снова появился интерес к совершенству техники изготовления изделия, снова стали цениться изобретательность и мастерство ручной работы. В период модерна, благодаря увлечению прикладным искусством, в художественной ковке возродилось уважение к наковальне, огню и руке, вооруженной кувалдой Ведь только таким способом можно выразить в мелких изделиях оригинальные замыслы художников, касается ли это кованых вспомогательных деталей, предметов интерьера или экстерьера. В кузнечные работы с использованием нагрева вошла и отделочная чеканка на листе: этим способом выполняли такие пластические работы, которые ранее можно было получать только литьем.
|