Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Глава 8. ИСКУССТВО ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ОБРАБОТКИ ДЕРЕВА В РОССИИ





 

Одним из самых народных и старинных промыслов Руси можно назвать художественные изделия из дерева. Россия бо­гата этим природным материалом и еще в языческом славян­ском мире производила из него амулеты, вотивы, жреческие посохи, образы идолов и богов, а также все, что было необхо­димо в каждодневном быту — от красивых резных ставен на окнах до самого простого черпака и гребня. Разнообразие по­род дерева формировало школы, каждая из которых рождала собственное техническое исполнение и систему декоративных орнаментальных мотивов, благодаря чему возникали такие типы резьбы, как геометрическая (трехгранно-выемчатая, скобчатая или ногтевая, плоскорельефная) и скульптурная, а также разнообразные промыслы: богородская, абрамцевско- кудринская (хотьковская) резьба, хохломская и городецкая росписи по дереву. Большое количество изделий деревянного промысла было предназначено для детей: многочисленные иг­рушки, свистульки наполняли самый простой крестьянский дом. В изделиях из дерева есть очень важное качество, свойст­венное редким материалам, — эстетика, красота изделия сла­гается из особенностей обработки материала. Структура дерева не позволяет делать сложные, рельефные композиции.

Геометрическая резьба выполняется ножом и содержит в своем узоре простейшую комбинацию линий. В трехгранно- выемчатой резьбе рисунок уже превращается в заглубленный рельеф. Скобчатая или ногтевидная резьба осуществляется полукруглыми стамесками и имеет плавные линии в очерта­ниях, образующих узор элементов. Плоскорельефная резьба разделяется на несколько видов: производится только подрез­ка контура (резьба с подушечным фоном) или выбирается фон, на котором орнамент образует рельеф.

Таким образом, в распоряжении мастера имеется широ­кий диапазон композиционных средств: от простейших ли­ний до сложных тончайших миниатюр с изображением чело­веческих фигур, архитектуры и элементов пейзажа, выпол­ненных из твердых пород древесины (самшита, ореха, бука).

Исторически развиваясь, художественная обработка дере­ва наряду с резьбой постепенно стала обогащаться цветом. Подкрашивание резьбы, а затем и декорирование различных деревянных вещей росписью привело к формированию цен­тров народного искусства, в которых роспись стала главным направлением их деятельности.

Разнообразия художественных решений мастера добива­ются, в частности, введением металла (техника насечки), со­единением разных по цвету, текстуре пород древесины (тех­ника инкрустации), выжиганием рисунка или фона, который подчеркивает силуэт узора.

Один из наиболее старых по времени возникновения под­московных промыслов резьбы по дереву находится в селе Бо­городском близ Троице-Сергиевой лавры.

Для изготовления игрушки и скульптуры издавна приме­няется древесина липы, ольхи, осины. Она легко обрабатыва­ется и позволяет в скульптурном изображении воспроизво­дить любые мелкие детали.

Однако богородские мастера умело используют «разделку» поверхности. И в игрушке, и в скульптуре форма строится на обобщении, передающем характерные особенности изобра­жаемого человека или животного. Необходимые детали или порезки орнаментального узора выгодно контрастируют с чистыми поверхностями светлого дерева.

Инструмент богородского резчика несложен. Топор, набор полукруглых стамесок и нож, остро отточенный и закончен­ный треугольным срезом, позволяют выполнять все приемы обработки древесины, начиная с заготовки болванки и кончая отделкой, завершающей процесс создания скульптуры.

Для одинарной игрушки или скульптуры типична собран­ность формы, продиктованная объектом заготовки, получае­мой в результате раскалывания полена на четыре части. Не­обычайно широка и разнообразна тематика богородской иг­рушки и скульптуры. Это образы жителей села, всадники (ездочки), упряжки, фигурки домашних животных, птиц, зве­рей. Все они, как правило, изображены занятыми каким-ни­будь делом. Особенно интересны своей непредсказуемостью сюжеты с самым популярным героем богородской скульпту­ры — медведем. Он выполняет один или вместе с человеком какую-нибудь работу: игрушка «Кузнецы», изображающая му­жика и медведя, поочередно бьющих по наковальне, стала символом промысла. Незамысловатые конструкции с балан­сом, подвижными планками или скрытой пружинкой обеспе­чивают игрушке эффект движения, часто утрированного, но точно раскрывающего содержание сюжета или позволяющего менять место фигур в пространстве (так называемые разводы).

Несколько селений близ города Загорска (Ахтырка, Куд- рино, Хотьково, Абрамцево) дали варианты названия плоско­рельефной резьбе, которой украшают утилитарные и декора­тивные предметы из дерева.

Широко распространенная в народном ремесленном деле плоскорельефная резьба приобрела свой колорит у мастеров подмосковного промысла в конце XIX в. Ее особенности состоят в том, что порезка рельефа неглубока, а образуемый ею орна­мент и фон находятся на одном уровне. Для выполнения резьбы используется нож-резак и набор стамесок. Резаком наносят кон­тур рисунка, а также прорабатывают его, подрезая фаску со сто­роны рисунка и фона. Окончательную обработку рельефа вы­полняют стамесками, прямыми и полукруглыми; «завуалируют», смягчают край орнамента. Орнаментальный узор украшаемых резьбой изделий состоит преимущественно из растительных мо­тивов. Ветки с листьями и цветами представляют обобщенные декоративные мотивы, среди которых иногда изображают птиц. Поверхность многих изделий покрыта орнаментом очень интен­сивно. В декоративных тарелках узор заполняет все центральное поле, и даже кайма проходит по борту. В шкатулках орнамент с крышки свободно переходит на боковые стороны.

Скульптурное начало абрамцевско-кудринской резьбы представлено пластичными формами ковшей, декоративных ваз, украшенных рельефным орнаментом. Но иногда мастера создают и собственную скульптуру в виде птиц и зверей. Фор­ма такой пластики несколько схематична, но она по-своему оживляется проработкой деталей, превращенных в орнамент.

К XIX столетию народные умельцы, желая привнести в крестьянский быт светское искусство, разрабатывают лубки, раскрашивают деревянные изделия, тем самым теряя само­бытность и лаконичность материала. Тем не менее к концу XIX в. в русском прикладном искусстве складывается удиви­тельный промысел — хохломская роспись по дереву. Уни­кальность этих изделий заключается как в самой технологии изготовления, так и в орнаментальных мотивах, использую­щихся в декоре хохломских изделий. Художественные изде­лия, выпускаемые на промысле, достаточно разнообразны. Но все они утилитарны и предназначены для использования в быту. Особенность хохломских изделий заключается в рос­писи, имитирующей дорогую фарфоровую посуду. «Травный» же орнамент, заполняющий поверхность изделий, традици­онно русский и отображает в несколько стилизованной фор­ме естественную привычную глазу флору (природу).

Не менее интересен промысел, где участвует роспись по дереву, — Полхов-Майдана и Крутца. Это два села Нижего­родской области, где почти в каждом доме есть семейная мастерская.

Большинство изделий выполняют токарным способом. Среди них многоместные расписные матрешки, поставки, птички-свистульки, составленные из токарных деталей, короб­ки-шары, похожие на яблоко. Резьбу применяют для изготов­ления игрушек в виде одного коня или тройки коней, запря­женных в возок и помещенных на подставку с колесиками. Все изделия расписывают яркими анилиновыми красками.

Изделия из капа, капокорня и бересты относятся также к деревянному промыслу, но производятся из так называемых побочных материалов. Тем не менее традиции изготовления подобных изделий достаточно древние. Берестяная посуда была известна еще в Киевской Руси. Разнообразен ассорти­мент таких изделий, а область их применения широка. Древ­ний человек, живший в лесу, использовал для своего пропи­тания все, что давала ему окружающая среда, а из подручного материала создавал уникальные изделия: туеса, коробки, чаши, чарки и многое другое.

В Архангельской, Вологодской, Томской областях, в Яку­тии сохраняется традиция изготовления художественно оформленных изделий из бересты. Бересту заготавливают на рубеже весны и лета, когда от набухшей соком коры березы легко отделяется верхний слой. Ее обработка — снятие тон­кой пленки, выглаживание с целью выпрямления и очистка внутренней стороны — повышает пластические качества ма­териала, не снижая его прочности.

В Архангельской области туеса украшают свободной кис­тевой росписью. Ветки растений с цветами и птицами напи­саны яркими красками, это преимущественно красный, си­ний, зеленый цвета.

Роспись по бересте вологодских мастеров спокойная, иногда очень мягкая по тональности. Более самобытны изде­лия с прорезной берестой, выполняемые в Великом Устюге, родственные своим орнаментом просечному железу и север­ной резьбе по кости. Ажурным узором украшают шкатулки, туеса, декоративные тарелки. Берестяной рисунок помещают на деревянную основу, подчеркивая игру узора подложкой из цветной фольги, а силуэтные формы орнамента дополнитель­но прорабатывают тиснением.

Для изделий кировских мастеров тиснение по бересте яв­ляется ведущим приемом. Орнамент наносят штапиками, об­разуя то клейма, то сплошные ленты узора. Такой же прием характерен для изделий, выполняемых мастерами города Се­менова Нижегородской области.

Кап и капокорень — еще более загадочный природный материал. Кто бы мог подумать, что из столь неприглядного отростка дерева можно создавать невероятной красоты худо­жественные изделия. В изделие идет не сам корень, а только тонкий, покрытый узорочьем срез капа. Такими срезами, до­полнительно обработанными морилками или лаками, укра­шали коробочки, ларцы, чаши. А неповторимый орнамент, созданный причудливыми сплетениями волокон капокорня, не уступает по красоте и силе воздействия не менее изыскан­ным сканым узорочьям.

Традиция такого ремесла сложилась у мастеров города Вятки еще в начале XIX в., когда из капа делали карманные часы, в которых весь механизм был выполнен из древесины разных пород. Да еще из целого куска капа вырезали цепочку. Тщательность исполнения вещей сочеталась с изысканными пропорциями шкатулок, ларчиков, унаследовавших черты рус­ского классицизма — художественного стиля, отличающегося ясностью и строгостью форм, начиная с архитектуры и закан­чивая предметами декоративно-прикладного искусства.

Наряду с предметами, выполненными целиком из капа, мастера практикуют изготовление изделий из древесины со своеобразной структурой (орех, ильм и др.), в которых капо­вые пластины вводятся как инкрустация, украшающая крыш­ку коробочки.








Дата добавления: 2015-08-30; просмотров: 708. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!




Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...


Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...


Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...


Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

ЛЕЧЕБНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ НАСЕЛЕНИЮ В УСЛОВИЯХ ОМС 001. Основными путями развития поликлинической помощи взрослому населению в новых экономических условиях являются все...

МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ МОРФЕМНОГО СОСТАВА СЛОВА В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ В практике речевого общения широко известен следующий факт: как взрослые...

СИНТАКСИЧЕСКАЯ РАБОТА В СИСТЕМЕ РАЗВИТИЯ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ В языке различаются уровни — уровень слова (лексический), уровень словосочетания и предложения (синтаксический) и уровень Словосочетание в этом смысле может рассматриваться как переходное звено от лексического уровня к синтаксическому...

Патристика и схоластика как этап в средневековой философии Основной задачей теологии является толкование Священного писания, доказательство существования Бога и формулировка догматов Церкви...

Основные симптомы при заболеваниях органов кровообращения При болезнях органов кровообращения больные могут предъявлять различные жалобы: боли в области сердца и за грудиной, одышка, сердцебиение, перебои в сердце, удушье, отеки, цианоз головная боль, увеличение печени, слабость...

Вопрос 1. Коллективные средства защиты: вентиляция, освещение, защита от шума и вибрации Коллективные средства защиты: вентиляция, освещение, защита от шума и вибрации К коллективным средствам защиты относятся: вентиляция, отопление, освещение, защита от шума и вибрации...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.011 сек.) русская версия | украинская версия