Й вопрос: «Международные соглашения в области авторского права и смежных прав».
Основополагающим соглашением в области авторского права является рассмотренная выше Бернская конвенция об охране литературных и художественных произведений. В развитие Бернской конвенции принят Договор ВОИС по авторскому праву (ДАП), который регулирует отношения в связи с появлением новых современных технологий и соответственно с возникновением новых прав. Договор подписан в Женеве в декабре 1996 г. ДАП является специальным соглашением в рамках ст. 20 (специальные соглашения) Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений. К нему могут присоединяться только государства, обеспечивающие уровень охраны, определенный Бернской конвенцией. Объектами, охраняемыми авторским правом в соответствии с договором, являются: а) компьютерные программы, охраняемые как литературные произведения; б) базы данных (в любой форме, которые по подбору и расположению содержания представляют собой результат интеллектуального творчества). Однако такая охрана не распространяется на сами данные или информацию и не затрагивает авторское право на эти данные или информацию. В соответствии с ДАП автору предоставляются: 1) право на распространение, т.е. исключительное право разрешать доведение до всеобщего сведения свое произведение путем продажи или передачи права собственности; 2) право на прокат, т.е. исключительное право разрешать коммерческий прокат для публики трех видов произведений: а) компьютерных программ; б) кинематографических произведений; в) произведений, воплощенных в фонограммах; 3) право на сообщение для всеобщего сведения, т.е. исключительное право разрешать любое сообщение для всеобщего сведения. Договор обязывает страны-участники предусматривать соответствующую правовую охрану и принимать меры против нарушения предусмотренных им прав. Республика Беларусь ратифицировала договор 17 ноября 1997 г. Административные функции по договору выполняет Международное бюро ВОИС. Вопросы сохранения и развития договора рассматриваются на Ассамблее. С авторскими правами неразрывно связаны так называемые смежные права, к которым относятся права исполнителей, производителей фонограмм и организаций эфирного вещания. Многолетние попытки предоставить на международном уровне правовую охрану этим объектам увенчались подписанием 26 октября 1961 г. в Риме Международной конвенции по охране прав исполнителей, производителей фонограмм и организаций эфирного вещания (Римская конвенция). Основным принципом охраны по Римской конвенции является национальный режим, предоставляемый государствами-членами исполнителям, производителям фонограмм и организациям эфирного вещания в соответствии с национальным законодательством. Этот принцип распространяется на граждан и организации стран, подписавших Римскую конвенцию. В соответствии с Конвенцией каждое договаривающееся государство предоставляет национальный режим охраны артистам-исполнителям, если исполнение имело место в другом договаривающемся государстве (независимо от того, к какой стране принадлежит сам исполнитель) или если оно включено в фонограмму, охраняемую конвенцией, или исполнение, не будучи записанным на фонограмму, распространяется путем передачи в эфир (в живом исполнении). Национальный режим предоставляется производителям фонограмм при соблюдении любого из следующих условий: производитель является гражданином другого договаривающегося государства (критерий гражданства) или первая запись звука осуществлена в другом договаривающемся государстве (критерий места первой записи), или фонограмма впервые опубликована в другом договаривающемся государстве (критерий места публикации). Любое государство может в любой момент заявить о неприменении критерия места публикации или альтернативно критерия места записи путем уведомления генерального секретаря ООН. Уведомление вступает в силу через шесть месяцев после его получения. Национальный режим предоставляется организациям эфирного вещания при соблюдении одного из следующих условий: если штаб-квартира вещательной организации расположена в другом договаривающемся государстве или передача в эфир осуществлена с помощью передатчика, расположенного в другом договаривающемся государстве. Конвенция предусматривает минимальный уровень охраны исполнителей через декларированную возможность предотвращения определенных действий без их согласия. Это касается осуществления передач в эфир или для всеобщего сведения, их исполнения, осуществления записи исполнения, воспроизведения записи исполнения без согласия исполнителя. Производители фонограмм имеют право разрешать или запрещать прямое или косвенное воспроизведение их фонограмм. Если фонограмма, выпускаемая для коммерческих целей, служит для вторичного использования (например, по радио, телевидению), пользователь должен уплатить разовое вознаграждение исполнителям или производителям фонограмм или им обоим. Организации эфирного вещания имеют право разрешать или запрещать: одновременную ретрансляцию их передач; фиксацию их передач; воспроизведение неразрешенных фиксаций их передач; сообщения для всеобщего сведения их телевизионных передач с помощью приемников, если они осуществляются в местах, доступных для публики за входную плату. Римской конвенцией предусмотрены исключения в национальных законах из предусмотренных ею положений. Исключения допускаются в отношении: а) личного использования; б) использования кратких отрывков с целью сообщения о текущих событиях; в) кратковременной звуковой записи, осуществляемой вещательной организацией с помощью своего собственного оборудования и для своих собственных передач; г) использования исключительно в учебных или научно-исследовательских целях. В то же время любое договаривающееся государство в своем национальном законодательстве может предусматривать такие же ограничения охраны прав исполнителей, производителей фонограмм и вещательных организаций, какие установлены в отношении охраны авторского права на литературные и художественные произведения, за исключением принудительных лицензий, которые могут предусматриваться лишь в объеме, допускаемом Конвенцией. Продолжительность охраны по Конвенции должна составлять не менее 20 лет, считая с конца года, когда была сделана запись, или состоялось исполнение, или состоялась передача в эфир. Как правило, национальные законодательства предусматривают срок охраны в 50 лет. Республика Беларусь ратифицировала Конвенцию 7 августа 2002 г. Беларусь также ратифицировала Договор ВОИС по исполнениям и фонограммам (ДИФ). Этот договор подписан 20 декабря 1996 г. и касается прав интеллектуальной собственности в отношении: 1) исполнителей (актеров, певцов, музыкантов и т.д.) и 2) производителей фонограмм. Договор ратифицирован 17 ноября 1997 г. В соответствии с договором исполнителям предоставляются следующие виды имущественных прав на их произведения, записанные на фонограммах: 1) исключительное право разрешать прямое или косвенное воспроизведение фонограмм (любым образом и в любой форме (право на воспроизведение); 2) исключительное право разрешать доведение до всеобщего сведения оригинала и экземпляров фонограммы посредством продажи или иной передачи права собственности (право на распространение); 3) исключительное право разрешать коммерческий прокат для публики оригинала и экземпляров фонограммы (право на прокат); 4) исключительное право разрешать доведение до всеобщего сведения любого исполнения, записанного на фонограмму, при обеспечении доступа публики из любого места и в любое время (право на обнародование). Производителям фонограмм предоставляются такие же имущественные права в отношении их фонограмм: право на воспроизведение; право на распространение; право на прокат и право на обнародование. Исполнителям в отношении их незаписанных исполнений («живое исполнение») договор предоставляет следующие имущественные права: а) право на эфирное вещание; б) право на сообщение для всеобщего сведения; в) право на запись. Договор также предоставляет исполнителям неимущественные права: а) право требовать признания в качестве исполнителя; б) право возражать против всякого извращения, искажения или иного изменения, способного нанести ущерб репутации исполнителя. Кроме того, договор предусматривает, что исполнители и производители фонограмм пользуются правом на единовременное справедливое вознаграждение за прямое или косвенное использование фонограмм, выпущенных в коммерческих целях. Срок охраны должен составлять не менее 50 лет. Каждое договаривающееся государство согласно договору принимает на себя обязательства предусмотреть в своем законодательстве соответствующую правовую охрану и средства эффективной правовой защиты от обхода существующих технических средств, используемых исполнителями или производителями фонограмм в связи с осуществлением своих прав (обязательства в отношении технических мер). Договаривающиеся государства обязаны также предусмотреть меры, направленные против осуществляемого без разрешения устранения или изменения любой электронной информации об управлении правами; от распространения, импорта с целью распространения, передачи в эфир или сообщения для всеобщего сведения без разрешения (обязательства в отношении информации об управления правами). Речь идет об информации, которая идентифицирует исполнителя, его исполнение, производителя фонограммы, фонограмму обладателя какого-либо права на исполнение или фонограмму, или информации об условиях использования исполнения или фонограммы и любые цифры или коды, в которых представлена такая информация. Договор также обязывает договаривающиеся государства принимать меры, позволяющие осуществлять эффективные действия против любого акта нарушения прав, предусмотренных договором, включая срочные меры по предотвращению нарушений и меры, являющиеся сдерживающим средством от дальнейших нарушений. Республикой Беларусь 7 августа 2002 г. ратифицирована также Женевская конвенция об охране интересов производителей фонограмм от незаконного воспроизведения их фонограмм (конвенция по фонограммам). Конвенция была принята в 1971 г. и касается только одной категории лиц — производителей фонограмм — и предусматривает обязанность каждого из договаривающихся государств охранять интересы производителя фонограммы, являющегося гражданином другого договаривающегося государства, от производства копий фонограмм без согласия производителя и от ввоза таких копий, когда упомянутое производство или ввоз осуществляются с целью распространения среди публики, а также от распространения этих копий. Каждое государство-участник Конвенции, которое обеспечивает охрану путем предоставления авторского права или другого особого права или путем применения уголовных санкций, может предусмотреть в своем национальном законодательстве ограничения, касающиеся охраны интересов производителей фонограмм, как и в отношении охраны интересов авторов литературных и художественных произведений. Продолжительность охраны должна составлять не менее 20 лет. Бернская конвенция об охране литературных и художественных произведений Целью Бернской конвенции, как указано в ее преамбуле, является «охранять настолько эффективно и единообразно, насколько это возможно, права авторов на их литературные и художественные произведения». Конвенция принята 9 сентября 1886 г., неоднократно пересматривалась в целях совершенствования международной системы охраны прав авторов. Последняя редакция была принята Конвенцией в Париже в 1971 г., изменения внесены в 1979 г. Страны, к которым применяется настоящая Конвенция, образуют Союз для охраны прав авторов на их литературные и художественные произведения. Конвенция основана на трех основных принципах: 1 ) принцип «национального режима», в соответствии с которым произведения, созданные в одной из стран-членов союза, должны получать во всех других странах-членах такую же охрану, какую эти страны предоставляют своим собственным гражданам; 2) принцип автоматической охраны, в соответствии с которым национальный режим не зависит от каких-либо формальных условий, т.е. охрана предоставляется автоматически без обязательной регистрации, депонирования и т.д.; 3) принцип независимости охраны, в соответствии с которым обладание предоставленными правами и их осуществление не зависят от наличия охраны в стране происхождения произведения. Бернская конвенция предусматривает две группы охраняемых произведений. К первой группе относятся произведения, охрана которых основана непосредственно на предписаниях самой Конвенции.
|