Студопедия — Китайские пословицы о гостеприимстве
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Китайские пословицы о гостеприимстве

Китайские пословицы о гостеприимстве

· Кто порог переступил, тот и гость.

· Гостя голодным не оставляют.

· Если не приглашаешь к себе, не будут приглашать и тебя.

· Не спрашивай гостя, хочет ли он, чтобы ты для него зарезал курицу.

· Лучше нанести гостю оскорбление, чем оставить его голодным.

 

Казах может зарезать последнего барана, остаться без средств к существованию, но традиции гостеприимства соблюсти. С таким трепетным благоговением относились всегда в Казахстане к гостю.
Закон гостеприимства: нельзя ничего жалеть, все для гостя. И только после того как гость отдохнет и поест, ему можно задавать вопросы – кто он и откуда. В наши дни городские казахи вряд ли пустят незнакомого человека в дом, однако в аулах, особенно на юге и западе Казахстана традицию "божьего гостя" свято соблюдают.
Раньше гостя при въезде в аул обычно привечала старая уважаемая женщина. Она подавала ему пиалу с чем-нибудь белым (айран, кумыс, просто молоко). Таким образом, гостю желали "ақ жол" – белой (счастливой и удачной) дороги.
Любой гость для казаха – это событие. Не зря народная пословица гласит, что "Даже 9-летнего ребенка, прибывшего издалека, спешит приветствовать 90-летний старец". Издревле сохранился до наших дней обычай, когда односельчане, родственники, соседи поочередно приглашают к себе в дом отведать угощение прибывшего издалека гостя, невзирая на то, что он прибыл к кому-то одному. В современном Казахстане это выглядит так: приезжает родственник из далекой Астаны в аул и несколько дней гостит у односельчан, родственников и соседей своих близких.
Если гость не мог остаться у трапезы, то он должен был хотя бы отщипнуть кусочек хлеба. Этот обычай сохраняется в Казахстане по сей день. Забежишь вот так к соседу на пару минут, обязательно съешь что-нибудь. Отказываться нельзя – неуважение к дастархану. А значит, не желаешь, чтобы у хозяина всегда был достаток.
Во время застолья почетному гостю по сей день подают баранью голову. Он должен разделить ее согласно ритуалу среди всех сидящих за дастарханом. Как уже упоминалось, на стол выкладывают все, причем гостю запрещено делать замечания по поводу того, что он неправильно ест.
По правилам казахского гостеприимства угощение гостя не заканчивалось только дастарханом. Уезжающему гостю набивали қоржын (дорожный мешок) всякими яствами. Это называется "сарқыт". В русском языке нет аналогий этому слову, наиболее близкое по смыслу "гостинец". Сарқыт брали в дорогу или передавали другим людям, чтобы те вкусили от гостеприимного дастархана.
Если вам довелось впервые попасть в дом казаха, и он еще помнит о традициях предков, то без подарка из дома вы точно не уйдете. Обычно это бывает рубашка для мужчины и отрез на платье для женщины. В современных реалиях это может быть какой-нибудь сувенир.
Гость находится под защитой хозяина. Даже самый лютый враг, являясь гостем, имеет право на защиту.
Вообще традиция ходить в гости и принимать гостей закладывается в подсознании казаха с рождения. Как только новорожденному ребенку исполняется 40 дней, он принимает впервые в жизни гостей. А затем младенец вместе с матерью должен побывать в гостях у 40 хозяев. Так что традиция ходить в гости и принимать гостей это своего рода элемент национальной идеологии казахов. Если бы не ходили друг к другу в гости за многие тысячи километров, разве могли бы казахи сохраниться на такой огромной территории?!
Сейчас очень много говорят о казахском феномене. За всю историю независимости здесь не было крупных межнациональных столкновений. Все живут мирно, чем вызывают удивление даже у ООН. А ведь все объясняется просто: казахи изначально приняли новые народности на своей территории как гостей. А гостя обижать нельзя. Хотя есть в казахской традиции указать зарвавшемуся гостю "Шаныраққа қара!" – "Взгляни на шанырак". Шанырак – это остов казахской юрты и таким восклицанием указывается кто в доме хозяин.
К счастью, пока казахам на своей земле не приходится прибегать к столь радикальному способу общения с гостями. Ведь национальные диаспоры уже сами стали органичной частью большой дружной семьи народа Казахстана.

Гость, гостеприимство. Қонақ, қонақжайлылық.
1. Қонақ келсе, құт келер.
Гость придет – счастье в дом войдет.

2. Қонақ қойдан да жуас, май берсең де жей береді.
Гость смирнее овцы, и масло дашь – съест.

3. Қонақ аз отырып, қөп сынайды.
Гость сидит немного, а замечает многое.

4. Қонағым, жүре-бара тоярсың.
Гость, не забывай, что в следующих домах тоже угостят.

5. Қонақты сөзбен тойғыза алмасың.
Гостя словами не накормить.

6. Асыңа тойғызбасаң да, ақ ниетіне тойғыз.
Бедность стола искупается щедростью души.

7. Иесін сыйлағанның итіне сүйек сал.
Если уважаешь гостя, кинь кость и его собаке.

8. Құтты қонаққа – тәтті тамақ.
Почетному гостю – почетное угощение.

9. Жақсы болса алғаның, үйіңнен кісі кетпейді. Жаман болса алғаның, шын досың да шеттейді.
Если жена хорошая, гости не переводятся в доме; если жена плохая, даже друг обходит твой дом.

10. Қонағын сыйламаған баласын ұрады, не үйін сыпырады.
При госте бить детей или пол подметать – неуважению гостю показать.

11. Құтты қонақ келсе, қой егіз табады.
Когда желанный гость приходит, овца двойню приносит.

12. Атың барда жер таны, асың барда ел таны.
Конь есть – мир изучи, угощение есть – гостей зови.

13. Қонақ бір күн қонса – құт, екі күн қонса – жұт.
Гость одну ночь переночует – счастье, две ночи переночует – джут.

14. Шақырғанға бармасаң, шақыруға зар боларсың.
Один раз от приглашения откажешься, в другой раз приглашения не дождешься.

15. Қонағын сыйласа, төрге шық дейді.
Приглашение на почетное место – признак уважения.

16. Жолаушының азығы жолында.
Путника дорога кормит.

17. Жаяу қонақ тыныш ұйықтар.
Пеший гость крепко спит.

18. Алдына ас қойдым, екі қолын бос қойдым.
Была бы еда перед гостем, а руки у него свои.

19. Сыпайының итіне кет дегенің - өзіне кет дегенің.
Собаку гостя выгнать – и ему на дверь показать.

20. Қонағым, өз үйіңді де ойлай отыр.
Гость, не забывай, что у тебя и свой дом есть.

21. Бұрынғы қонақ соңғы қонаққа орын берер.
Старый гость уступает место новому.

22. Қонаққа кел демек бар, кет демек жоқ.
Гостю «приходи» говорят, но никогда уходить не говорят.

 




<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Какова процедура сдачи плазмы? | 

Дата добавления: 2015-08-31; просмотров: 1529. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Картограммы и картодиаграммы Картограммы и картодиаграммы применяются для изображения географической характеристики изучаемых явлений...

Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Способы тактических действий при проведении специальных операций Специальные операции проводятся с применением следующих основных тактических способов действий: охрана...

Искусство подбора персонала. Как оценить человека за час Искусство подбора персонала. Как оценить человека за час...

Этапы творческого процесса в изобразительной деятельности По мнению многих авторов, возникновение творческого начала в детской художественной практике носит такой же поэтапный характер, как и процесс творчества у мастеров искусства...

ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ИЗНОС ДЕТАЛЕЙ, И МЕТОДЫ СНИЖЕНИИ СКОРОСТИ ИЗНАШИВАНИЯ Кроме названных причин разрушений и износов, знание которых можно использовать в системе технического обслуживания и ремонта машин для повышения их долговечности, немаловажное значение имеют знания о причинах разрушения деталей в результате старения...

Различие эмпиризма и рационализма Родоначальником эмпиризма стал английский философ Ф. Бэкон. Основной тезис эмпиризма гласит: в разуме нет ничего такого...

Индекс гингивита (PMA) (Schour, Massler, 1948) Для оценки тяжести гингивита (а в последующем и ре­гистрации динамики процесса) используют папиллярно-маргинально-альвеолярный индекс (РМА)...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.011 сек.) русская версия | украинская версия