Студопедия — Общество как сложная динамическая система. Общественные отношения 16 страница
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Общество как сложная динамическая система. Общественные отношения 16 страница






 

К концу XX в. человечество приблизилось к реальному воплощению выработанной веками идеи правового государства. У ее истоков стоял древнегрческий философ Аристотель, но наиболее полное отражение концепция правового государства получила в работах Ш. Монтескье и И. Канта.

 

Кант, основываясь на прогрессивных идеях своих предшественников о политико-правовом устройстве общества, создал целостное учение о правовом государстве. Он полагал, что источником развития государства является социальный антагонизм. Существует противоречие между склонностью людей жить сообща и присущими им недоброжелательностью и эгоизмом. Разрешение этого противоречия, обеспечение реального равноправия всех членов общества, по мнению Канта, возможно лишь в условиях всеобщего правового гражданского общества., управляемого правовым государством. Правовое государство представляет собой державное соединение воли лиц, образующих народ. Ими же формируется законодательная власть. Исполнительная власть подчиняется законодательной и, в свою очередь, назначает судебную власть. Такой способ организации власти, по мнению Канта, должен обеспечить не просто разделение властей, но и их равновесие.

 

На протяжении последующих веков идеи правового государства, сформулированные Кантом, постоянно привлекали внимание философов, юристов и госу-дарствоведов. В конце XIX в. немецкий юрист Г. Еллинек выдвинул идею самоограничения государства создаваемыми им законами. Однако время показало, что это еще не гарантирует гражданскому обществу защиту от произвола со стороны власти. Государство может быть в равной степени связано как

 

демократическими, так и авторитарными законами, возводящими в ранг права произвол и насилие. Так, например, фашистская Германия объявляла себя правовым государством, неукоснительно выполняла принятые законы и тем не менее представляла собой типичный тоталитарный режим, основанный на насилии и произволе.

 

Значительный интерес к теории правового государства проявляли российские правоведы конца XIX — начала XX в. Тогда перед Россией стояла задача перехода от феодального, полицейского государства к буржуазному, основанному на принципах свободы и равенства.

 

Так, знаменитый русский ученый-юрист, профессор Петербургского университета Н. М. Коркунов, рассуждая о механизме обеспечения законности в государстве, развил теорию разделения властей: он полагал, что главным в ней является не просто обособление различных ветвей власти друг от друга, а их взаимное сдерживание. Такого сдерживания, по мнению Коркунова, можно достичь тремя путями:

 

а) разделением функции между различными органами;

 

б) совместным осуществлением одной и той же функции несколькими органами (например, двумя палатами парламента);

 

в) выполнением разных функций одним и тем же органом, но различными способами.

 

Но этого для обеспечения режима законности лило, полагал Коркунов. Поэтому он поставил вопрос о создании особых средств и органов надзора за соблюдением законности в деятельности органов управлении. Важной при этом является идея о всеобщем права граждан на подачу петиций. Высказанные Корку-новым идеи актуальны и сегодня, ибо они позволяют обеспечить реализацию прав и свобод граждан.

 

Одним нз последователей Коркунова был С. А. Кот-ляревскнй. Он считал, что необходимые свободы граждан должны быть закреплены в конституции и обеспечены государством. К ним Котляревский относил свободу собраний и союзов, свободу слова и печати, свободу вероисповедания, личную неприкосновенность и др. Ставя во главу угла признание важности индивидуальных прав личности, Котляревский предлагал и определенные условия их реализации. Это, прежде всего, организация судебной защиты против случаев нарушения этих прав и политическая ответственность высших представителей власти перед представителями народа за правонарушения. Выдвинутые Котляревским идеи нашли свое отражение в современной концепции правового государства, где сформулированы как принцип взаимной ответственности личности и государства.

 

Таким образом, идея правового государства, зародившаяся в античную эпоху, усилиями передовых мыслителей нескольких столетий превратилась в стройную теорию, а впоследствии практически воплотилась в ряде стран мира.

 

Современная юридическая наука называет правовым такое государство, которое во всей своей деятельности подчиняется праву, функционирует в определенных законом границах, обеспечивая правовую защищенность своих граждан.

 

Правовое государство характеризуют следующие признаки:

 

1. Верховенство закона, «связанность» государства законом — все государственные органы, должностные лица, общественные объединения, граждане в своей деятельности обязаны подчиняться требованиям закона. В свою очередь, законы в таком государстве должны быть правовыми, т. е.:

 

а) максимально соответствовать представлениям общества о справедливости;

 

б) приниматься компетентными органами, уполномоченными на то народом;

 

в) приниматься в соответствии с законно установленной процедурой;

 

г) не противоречить ни конституции, ни друг другу. Все иные подзаконные нормативно-правовые акты должны издаваться в полном соответствии с законами, не изменяя и не ограничивая их.

 

2. Соблюдение и охрана прав и свобод человека — государство должно не только провозгласить приверженность этому принципу, но и закрепить фундаментальные права человека в своих законах, гарантировать их и реально защищать на практике.

 

3. Последовательно проведенный принцип разделения властей, создание системы «сдержек и противовесов», взаимоограничение и взаимный контроль всех ветвей власти.

 

4. Взаимная ответственность государства и гражданина — за нарушение закона должна обязательно последовать предусмотренная законом мера ответственности, невзирая при этом на личность правонарушителя. Гарантией этого принципа выступает независимый суд.

 

Предпосылками создания и функционирования правового государства (иногда их называют его основами) являются:

 

1) производственные отношения, основанные на многообразии форм собственности, свободе предпринимательства. Необходима экономическая независимость и самостоятельность индивида, поскольку только экономически самостоятельный гражданин может быть равноправным партнером государства в политико-правовой сфере;

 

2) режим демократии, конституционализма и парламентаризма, суверенитет народа, предотвращение попыток узурпации власти;

 

3) высокий уровень политического и правового сознания людей, политической культуры личности и общества, понимание необходимости сознательного участия в управлении государственными и общественными делами:

 

4) создание внутренне единой и непротиворечивой системы законодательства, которая только и может обеспечить действительное уважение закона;

 

5) гражданское общество, т. е. система отношений между людьми, обеспечивающая удовлетворение их неотъемлемых прав и интересов на основе самоуправления и свободы. Лишь «разгосударствленное» общество, способное самостоятельно, без повседневного вмешательства государства (что и создает основу для нарушения последним закона), решать встающие перед ним проблемы, может быть социальной базой правового государства.

 

Действующая Конституция РФ, принятая на всенародном референдуме 12 декабря 1993 г., конституировала Российскую Федерацию как демократическое правовое государство с федеративной формой государственного устройства. В ней закреплен демократический режим и его основные институты, принцип верховенства Конституции и законов, принцип разделения властей. Отдельная глава Конституции посвящена правам и свободам граждан РФ, которые сформулированы в соответствии с нормами международного права.

 

Однако процесс формирования правового государства в Российской Федерации сталкивается со значительными трудностями, идет весьма медленно и противоречиво. В РФ пока не удалось в полной мере реализовать ни одного из основных принципов правового государства. Грубо нарушается принцип верховенства закона. Распространенной является практика принятия представительными и исполнительными органами субъектов РФ нормативно-правовых актов, противоречащих федеральным законам. Значительная часть норм, закрепленных федеральным законодательством, не реализуется, действует лишь

 

формально. Часть населения лишена возможности иметь работу и получать достойное вознаграждение за свой труд. Государство оказывается неспособным в должной мере обеспечить права и свободы своих граждан в сфере образования, науки, социального обеспечения. Принцип разделения властей в Конституции закреплен таким образом, что законодательная власть не способна организовать действенный парламентский контроль за деятельностью исполнительной власти по организации и обеспечению реализации федеральных законов.

 

Таким образом, для построения правового государства в Российской Федерации необходимо:

 

1) устранить коллизии в системе права как между отдельными федеральными законами, так и между федеральными законами, с одной стороны, и законами субъектов РФ — с другой; привести все нормативно-правовые акты в соответствие с Конституцией РФ (в том числе подзаконные акты — в соответствие с законами РФ);

 

2) преодолеть остатки правового нигилизма как на нормотворческом и правоприменительном уровнях, так и в общественном сознании; воспитывать в обществе уважение к праву;

 

3) усилить контроль за исполнением уже принятых законов;

 

4) устранить декларативность прав и свобод, провозглашенных Конституцией, путем установления реального процессуального порядка их судебной защиты, преодолеть недоверие к государству и его органам как институтам, противостоящим интересам индивида, способствовать формированию отношения к государству как гаранту и защитнику прав и законных интересов граждан.

 

Решение этих вопросов и будет означать реализацию принципов правового государства и его фактическое создание.

 

 

Политические партии

 

Политическая партия (от лат. pars — часть) — один из важнейших институтов политической системы общества. Существует несколько подходов к определению понятия партии.

 

В XIX — начале XX в. под партией, как правило понимали объединение, группу сторонников какой-либо идеологии, добивающихся реализации своих целей посредством политики.

 

Марксизм понимает под партией наиболее активную часть класса или социального слоя, выражающую его политические интересы.

 

В политологии XX в. партию определяют как институт политической системы общества.

 

Политическая партия — это специализированная, организационно-упорядоченная группа, объединяющая активных приверженцев тех или иных целей, идей, лидеров, служащая для борьбы за политическую власть.

 

Признаки партии: наличие программы, в которой сформулированы цели и стратегии партии; наличие устава, содержащего важнейшие нормы внутрипартийной жизни; наличие руководящих органов и партийных функционеров; наличие организационной структуры в центре и разветвленной сети первичных местных организаций; участие в борьбе за политическую власть; фиксированное членство (хотя это и не является обязательным признаком).

 

История политических партий в современном понимании этого слова начинается с XVIII—XIX вв., когда в условиях формирования буржуазной демократии появилась необходимость привлечения широких общественных слоев к участию в управлении государством.

 

Первоначально политические партии создавались в результате объединения парламентских фракций с комитетами по поддержке кандидатов на местах.

 

Сейчас партии возникают также в результате трансформации непартийных структур (профсоюзов, религиозных, промышленных обществ, клубов). Довольно часто они создаются популярными и влиятельными политическими деятелями под собственные кандидатуры. Особой разновидностью политических партий стали массовые партии, образующиеся «снизу», в результате оформления стихийных социальных движений. Среди функций политических партий выделяют:

 

1) политическую — овладение государственной властью с целью осуществления своей программы;

 

2) функцию социального представительства — выражение в политической жизни интересов какого-то социального слоя либо стремление создать себе прочную опору в обществе;

 

3) функцию социальной интеграции — примирение интересов различных социальных групп, достижение консенсуса в обществе;

 

4) функцию политического рекрутирования — подготовка и выдвижение кадров для различных политических институтов;

 

5) идеологическую — разработка партийной идеологии и программы;

 

6) электоральную — организация и участие в избирательных кампаниях;

 

7) набор новых членов в партию и их политическое воспитание.

 

Партия — один из важнейших институтов гражданского общества, осуществляющий его связь с государством.

 

Существует несколько классификаций политических партий в соответствии с различными критериями:

 

1) в зависимости от способа связи с избирателями и организации внутренней жизнедеятельности партии подразделяются на кадровые и массовые. Кадровые партии представляют собой немногочисленные, аморфные, состоящие из авторитетных политических деятелей организации, в которых отсутствует институт фиксированного членства, членские взносы, отработанный механизм приема. Организационная структура таких партий крайне проста, их центр — в парламентских фракциях. Массовые пар-тип имеют сложную организационную структуру, многочисленны, основным источником их финансирования являются членские взносы. Управление та­кими партиями ведется из центральных органов, не совпадающих с парламентскими фракциями;

 

2) в зависимости от степени участия в осуществлении политической власти партии делятся на правящие и оппозиционные. Последние могут быть как легальными (деятельность их разрешена государством, они официально зарегистрированы), так и нелегальными (запрещенные государством, действующие подпольно);

 

3) по устойчивости существования политические партии подразделяются на стабильные и неустойчивые;

 

4) по характеру членства политические партии могут быть открытыми (со свободным членством представителей различных социальных слоев) и закрытыми (с большим количеством формальных требований к кандидатам в члены партии и сложным механизмом приема);

 

5) по характеру целей и по отношению к существующему общественно-политическому строю партии делятся на революционные (выступают за коренное и насильственное преобразование существующего общественного строя), реформистские (выступают за постепенные изменения существующих порядков), консервативные (выступают за сохранение основ прежней системы или за такие преобразования, которые приспосабливают ее к изменяющимся реалиям без особых потрясений) и реакционные (выступают за восстановление старых, отживших общественных структур);

 

6) по месту в политическом спектре общества партии можно условно подразделить на левые (выступают за интересы трудящихся, социализацию производства, создание основ социалистического общества), правые (отстаивают неприкосновенность частной собственности, основы буржуазного порядка, сильную государственную власть) и центристские'(пыта-ются примирить крайние интересы в политике).

 

Совокупность всех существующих и действующих е стране партий называется партийной системой. При авторитарных и тоталитарных режимах у власти, как правило, бессменно находится одна партия. Остальные либо запрещены, либо функционируют под жестким контролем правящей.

 

Одним из признаков демократического режима является многопартийность, под которой понимается существование и легальная деятельность в государстве двух и более партий. При этом реально в осуществлении власти могут принимать участие всего две партии (Республиканская и Демократическая партии в США и Консервативная и Лейбористская партии в Великобритании). Такие системы называют двухпартийными, что, однако, не исключает свободного функционирования и участия в политической жизни других партий (например, коммунистических).

 

В Конституции Российской Федерации признается политическое многообразие и многопартийность (ст. 13). Все общественные объединения равноправны. В настоящее время в нашей стране действуют десятки политических партий, но говорить о стабильности партийной системы пока не приходится. У многих партий отсутствует реальная социальная база, нет разветвленной сети первичных организаций, крайне невелика численность. С другой стороны, интересы не всех социальных групп представлены соответствующими партиями.

 

В 2001 г после многолетних дискуссий был принят Федеральный закон «О политических партиях». В этом нормативно-правовом акте политическая партия рассматривается как общественное объединение, созданное в целях участия граждан РФ в политической жизни общества посредством формирования и выражения нх политической воли, участия в общественных и политических акциях, в выборах и референдумах, а также в целях представления интересов граждан в органах государственной власти и органах местного самоуправления. Минимальная численность членов политической партии — 10 тысяч человек (при этом партия должна иметь региональные отделения более чем в половине субъектов РФ). Запрещается создание и деятельность политических партий, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности РФ, подрыв безопасности государства, создание вооруженных и военизированных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной или религиозной розни. Не допускается создание политических партий по признакам профессиональной, расовой, национальной или религиозной принадлежности. Структурные подразделения политических партий формируются и действуют только по территориальному признаку (не допускается их образование и деятельность в органах государственной власти, Вооруженных Силах, в государственных и негосударственных организациях, в учебных заведениях).

 

Политические партии создаются свободно, без разрешений органов государственной власти, однако в полном объеме могут осуществлять свою деятельность (в том числе как юридические лица) только с момента государственной регистрации.

 

Членами политической партии могут быть граждане Российской Федерации, достигшие возраста 18 лет. Не вправе быть членами политической партии иностранные граждане и лица без гражданства.

 

Важнейшим фактором развития партийной системы Российской Федерации являются выборы половины состава депутатов Государственной Думы по пропорциональной системе (по партийным спискам). Это привело не только к росту числа партий, претендующих на места в парламенте, но и к активизации партийного строительства, созданию местных и региональных организаций, развертыванию пропагандистской работы с избирателями.

 

13. Политическая идеология и ее структура

 

Субъективная сторона политической жизни находит свое отражение в политическом сознании. Оно способно опережать практику, прогнозировать развитие политического процесса, а следовательно, и оказывать на него значительное воздействие. Одной из форм политического сознания является политическая идеология, под которой понимается определяемая политическими интересами совокупность взглядов той или иной социальной группы на политическое устройство общества.

 

Политическая идеология выполняет в обществе ряд функций:

 

1) задает систему смыслов, ориентации человеческой деятельности;

 

2) предлагает более совершенные идеалы, выступает в качестве непосредственного мотива политической деятельности, мобилизует общество на реализацию собственных положений. При этом политическая идеология призвана не столько пропагандировать свои цели и установки, сколько добиваться целенаправленных действий людей во исполнение поставленных ею задач;

 

3) внедряет в общественное сознание собственные критерии оценки прошлого, настоящего и будущего;

 

4) противостоит частным интересам, разъединяющим людей, объединяет их в партии, группы, течения, стремится сплотить, интегрировать общество-

 

5) выражает и защищает интересы определенных социальных групп.

 

Классические политические идеологии формируются в XVIII в. Мыслители эпохи Просвещения стремились к созданию разумного общественного устройства, что требовало от них четко сформулированных идеи.

 

На основе политической философии английских рационалистов Д. Локка, Т. Гоббса, экономической доктрины А. Смита формируется учение либерализма (от лат. liberalis — свободный). Базовыми принципами этой идеологии являются свобода личности, неограниченность гражданских и политических прав человека, его личная ответственность за собственное благополучие. Условием реализации этих принципов выступает ограничение государственного вмешательства в общественную и частную жизнь. Государству отводится роль «ночного сторожа», охраняющего общественный порядок и защищающего страну от внешней угрозы. Экономические постулаты либерализма, сформулированные еще А. Смитом, сводятся к требованию простора частной инициативы, свободы предпринимательства, неприкосновенности частной собственности, ликвидации регламентации экономической жизни (лозунг laissez faire — «не мешайте действовать»). Свободный рынок и свободная конкуренция являются для либерализма условием экономического прогресса и эффективности. В социальной сфере либералы требовали обеспечения равенства всех людей перед законом (равенство возможностей), разрушения сословных и кастовых перегородок, создания неограниченных возможностей для социальной мобильности. Социальный статус, престиж, возможности того или иного человека должны напрямую зависеть от результатов его собственной деятельности, а не предписываться властью. Политическая доктрина либерализма базируется на идеях незыблемости политических прав и свобод человека, реального обеспечения идеологического и политического плюрализма, терпимости к инакомыслию, разделения властей. Идеалом общественно-политического устройства для либералов выступает правовое государство. Духовная жизнь общества должна, согласно либеральной доктрине, основываться на принципах свободы взглядов и убеждений, освобождения индивидов от подчинения церкви, праве личности самостоятельно формулировать свои нравственные обязанности.

 

Классический либерализм XIX столетия проделал определенную эволюцию и сформулировал ряд новых идей и принципов, составляющих содержание неолиберализма. Неолиберализм несколько иначе понимает экономическую и социальную роль государства, включая в число его функций защиту свободы предпринимательства, рынка, конкуренции от угрозы монополизма, разработку общей стратегии экономического развития, социальную защиту малообеспеченных групп и слоев населения.

 

Рассмотренные выше принципы либерализма лежат в основе организации жизни большинства западных стран.

 

Второй классической политической идеологией считается консерватизм (от лат. conservare — сохранять). Его базовые постулаты были сформулированы англичанином Э. Верком и французами Ж. де Местром и Л. Бональдом как реакция на результаты Великой французской революции. Консерватизм отстаивает сложившиеся формы общественной жизни, традиционные духовные ценности, отрицает не только революционные изменения, но с известным недоверием относится и к реформистским попыткам переустройства общества. Общество - это не какая-то машина, а прежде всего духовная реальность с хрупкой структурой, поэтому попытки ее изменить не должны предприниматься без крайней необходимости. Консерваторы не верят в неограниченные возможности че ловеческого разума и не испытывают оптимизма отно­сительно общественного прогресса. Современные социальные институты не сконструированы человеком сознательно, а являются воплощением длительного процесса исторического развития. Классический консерватизм указывал и на то, что общественными делами наряду с разумом правит Провидение, направляющее судьбы людей. Все это заставляет консерваторов отдать преемственности приоритет перед инновациями. Неприемлема для консерватизма и идея социального равенства: иерархичность человеческого общества предустановлена свыше, естественна. Важнейшей ценностью для консерваторов является противостоящий хаосу порядок, в поддержании которого огромную роль играет государство. Свобода не имеет абсолютного характера и тесно связана с ответственностью личности. Для консерваторов интересы государства, общества, социальной группы неизмеримо выше, первичнее интересов отдельной личности. Однако и власть не должна вмешиваться в отношения, которые регулируются моралью. Абсолютными ценностями для консерваторов выступают семья, религия, социальная стабильность. Верность им способна разрешить все противоречия.

 

В последние десятилетия XX в. наметилась тенденция сближения классического консерватизма с либерализмом, оформившаяся в неоконсерватизм. В его рамках приверженность рыночной экономике, уважение к свободе отдельного индивида сочетаются с защитой порядка, законности, семьи, религии, нравственных основ общественного устройства. Ответственность за сохранение человеческого начала возлагается на самого индивида. Эта позиция не только поддерживает жизнестойкость и инициативу в отдельном человеке, но и снимает с государства социальные нагрузки. Государство должно лишь обеспечить необходимые индивиду жизненные условия Социально ответственная личность и политически стабильное государство — идеал неоконсерватизма. По многим положениям он приближается к классическому либерализму XIX в.

 

Третья политическая идеология — социализм (от лат. socialis — общественный) — окончательное оформление получила также в XIX в., хотя отдельные ее идеи известны с древнейших времен. Первые попытки разработать теорию нового общественного устройства принадлежали Т. Мору и Т. Кампанелле (XVI в.), а в конце XVIII — начале XIX в. — так называемым социалистам-утопистам К. А. Сен-Симону, Ш. Фурье и Р. Оуэну. Теоретическое обоснование социализма в середине XIX в. дали К. Маркс и Ф. Энгельс. Все социалистические концепции исходят из того, что на смену индивидуализму должна прийти совместная деятельность людей, основанная на общности интересов. В будущем коллективистском обществе только и возможно преодолеть эгоизм, взаимоотчуждение людей, устранить причины, по­рождающие разрушительные социальные конфликты. Смысловым стержнем социалистической идеологии служит идея равенства и социальной справедливости. Гарантией и условием ее реализации является ликвидация частной собственности, передача всех средств производства в общенародную собственность. Результатом этого станет ликвидация социального неравенства и эксплуатации человека человеком, создание условий для гармоничного развития личности (в физическом, умственном и нравственном отношении). Со временем отомрет и государство со всеми своими материальными атрибутами (армией, полицией и т. д.).

 

Уже в конце XIX - начале XX в. начинается обособление двух направлений в научном социализме -ортодоксального (марксистско-ленинского) и социалдемократического («ревизионистского»). Теоретиком первого выступил В. И. Ульянов-Ленин, разработавший учение об этапах социалистической революции, о необходимости насильственного слома «буржуазной государственной машины» и установлении диктатуры пролетариата. Осуществление на практике основ социалистической теории рассматривалось им и его соратниками как непосредственная политическая задача. В это же время Э. Бернштейн, К. Каутский и другие теоретики социализма утверждали идеи о возможности мирного, эволюционного достижения общественного идеала, о связи идеалов справедливого общественного строя со свободой и демо­кратией. Их учение о возможности реформирования буржуазного общества послужило идейной основой современной социал-демократии, в рамках которой тезис о неизбежности обострения классовой борьбы заменен концепцией социального партнерства в условиях стабильного политического развития. Идеология «демократического социализма» взята на вооружение многими социалистическими партиями современного мира.

 

В современном обществознании довольно широко распространены идеи о «конце идеологий», базирующиеся на консенсусе представителей различных идейных течений по основным политическим проблемам (признание принципов смешанной экономики, демократического политического устройства, идеологического плюрализма, уважение к правам и свободам личности, взаимная ответственность гражданина и государства и т. п.). Однако существование идеологий подпитывается не только объективным различием интересов социальных групп, но и субъективной потребностью людей в целостной и непротиворечивой системе установок и ценностей, облегчаю­щей им ориентацию в социально-политической действительности.







Дата добавления: 2015-08-17; просмотров: 416. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Философские школы эпохи эллинизма (неоплатонизм, эпикуреизм, стоицизм, скептицизм). Эпоха эллинизма со времени походов Александра Македонского, в результате которых была образована гигантская империя от Индии на востоке до Греции и Македонии на западе...

Демографияда "Демографиялық жарылыс" дегеніміз не? Демография (грекше демос — халық) — халықтың құрылымын...

Субъективные признаки контрабанды огнестрельного оружия или его основных частей   Переходя к рассмотрению субъективной стороны контрабанды, остановимся на теоретическом понятии субъективной стороны состава преступления...

Анализ микросреды предприятия Анализ микросреды направлен на анализ состояния тех со­ставляющих внешней среды, с которыми предприятие нахо­дится в непосредственном взаимодействии...

Типы конфликтных личностей (Дж. Скотт) Дж. Г. Скотт опирается на типологию Р. М. Брансом, но дополняет её. Они убеждены в своей абсолютной правоте и хотят, чтобы...

Гносеологический оптимизм, скептицизм, агностицизм.разновидности агностицизма Позицию Агностицизм защищает и критический реализм. Один из главных представителей этого направления...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.015 сек.) русская версия | украинская версия