Студопедия — Общество как сложная динамическая система. Общественные отношения 25 страница
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Общество как сложная динамическая система. Общественные отношения 25 страница






 

В случае спора суды могут руководствоваться этими обычаями как юридическими нормами при одном условии: эти обычные правила не противоречат законам.

 

В случае отсутствия нормативно-правового акта и обычая делового оборота имеет место пробел в гражданском праве. Пробелом в праве называют отсутствие правовой нормы, регулирующей определенные общественные отношения. В случаях наличия пробела в законодательстве судьи вынуждены прибегать к аналогии закона. Аналогией закона называется принятие решения по конкретному делу на основе правовой нормы, регулирующей сходный случай. Применение аналогии закона возможно, когда:

 

а) отсутствует правовая норма, необходимая для принятия решения по рассматриваемому делу;

 

б) отсутствует обычай делового оборота, регулирующий данное общественное отношение;

 

в) отношение не урегулировано соглашением сторон;

 

г) в законодательстве имеется норма, регулирующая сходные отношения.

 

На основе этой нормы и выносится решение по делу.

 

Если имеются все вышеперечисленные обстоятельства, но отсутствует норма, регулирующая сходные отношения, то решение принимается по аналогии права. Аналогия права — это принятие решения по делу на основе общих принципов права.

 

Гражданские нормы, содержащиеся в различных источниках гражданского нрава, призваны урегулировать общественные отношения, входящие в предмет гражданского права. Механизм гражданско-правового регулирования общественных отношении раскрывается через понятие гражданского правоотношения.

 

Гражданское правоотношение, в силу которого одно лицо — должник — обязано совершить в пользу другого лица — кредитора — определенное действие (например, передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги и т. п.) либо воздержаться от исполнения определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности, называется обязательством. Основанием возникновения обязательственных правоотношений являются сделки.

 

Сделками называются действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение и прекращение гражданских прав и обязанностей.

 

Сделка представляет собой волевое правомерное юридическое действие субъекта гражданских правоотношений, т. е. в ней обязательно должна присутствовать ясно выраженная воля лица заключить сделку.

 

В зависимости от числа лиц, волеизъявление которых необходимо для совершения сделки, различают односторонние, двух- и многосторонние сделки.

 

Односторонними называют такие сделки, для совершения которых необходимо и достаточно выражение воли одной стороны (например, завещание). Обычно такая сделка создает обязанности лишь для лица, совершившего ее.

 

Двух- или многосторонние сделки называют договорами. Договор — это наиболее распространенный вид сделки. Он представляет собой единое волеизъявление двух или более лиц и является правомерным действием, направленным на достижение определенного правового результата

 

В Гражданском кодексе РФ закреплен принцип свободы договора. В соответствии с данным принципом граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Это означает, что:

 

1) стороны по своему желанию могут либо заключать, либо не заключать договор. Понуждение кого-либо к заключению договора возможно только в случаях, предусмотренных гражданским законодательством;

 

2) стороны вправе заключить любой договор — как предусмотренный, так и не предусмотренный законом или иными правовыми актами, который, однако, не должен противоречить гражданскому законодательству. При этом стороны вправе заключить договор, в котором будут содержаться элементы различных видов договоров, предусмотренных законодательством (так называемый смешанный договор);

 

3) стороны свободны в определении условий договора (за исключением тех случаев, когда соответствующие условия прямо предписаны законом).

 

Все сделки, в том числе и договорные, могут совершаться либо в устной, либо в письменной форме. Устные сделки допустимы в следующих случаях:

 

а) когда для сделки законом не установлена письменная форма, в частности — для сделок на сумму менее 10 минимальных зарплат;

 

б) когда (независимо от суммы) сделка исполняется в момент ее совершения, за исключением тех сделок, для которых законом предусмотрена нотариальная форма совершения.

 

Письменная форма сделки предполагает составление документа, в котором излагаются условия сделки и который скрепляется подписями лиц, совершивших сделку. Письменные сделки подразделяют на простые и нотариально удостоверенные.

 

Простая письменная форма имеет место при совершении сделок:

 

а) между юридическими лицами, а также между юридическими лицами и гражданами;

 

б) между гражданами на сумму свыше 10 установленных законом минимальных зарплат.

 

В некоторых случаях, прямо указанных в законе сделка должны быть нотариально заверена. Также ряд сделок, помимо нотариального удостоверения требуют и государственной регистрации (например,' продажа недвижимости).

 

Сделки, которые порождают юридические последствия для совершивших их лиц, называют действительными. Для того чтобы они были признаны таковыми, необходимо выполнить четыре условия:

 

1) сделка должна соответствовать нормам закона;

 

2) должна быть совершена дееспособным лицом;

 

3) волеизъявление, выраженное в сделке, должно соответствовать действительной воле лица, совершившего сделку;

 

4) должна быть соблюдена форма сделки. Сделка, в которой хотя бы одно условие нарушено,

 

является недействительной. Только действительные сделки являются основанием возникновения обязательств.

 

Субъекты обязательственного правоотношения — кредитор и должник — называются сторонами в обязательстве. Действия, которые должник обязан совершить или от совершения которых он должен воздержаться, составляют содержание обязательства. Обязательства бывают с положительным и отрицательным содержанием. В обязательстве с положительным содержанием должнику надо совершить какое-либо действие; в обязательстве с отрицательным содержанием — воздержаться от совершения того или иного действия.

 

Если каждая из сторон несет обязанность в пользу другой стороны, она считается должником другой стороны в том, что обязана сделать в ее пользу, и одновременно кредитором в том, что имеет право от нее потребовать.

 

Помимо сделок, основаниями возникновения обязательств могут быть и иные юридические акты, а именно:

 

— административные акты, изданные органами государственного управления или органами местного самоуправления;

 

— причинение вреда другому лицу;

 

— судебные решения, устанавливающие гражданские права и обязанности;

 

— создание произведений науки, литературы и искусства и иных результатов интеллектуальной деятельности;

 

— иные действия граждан или юридических лиц, а также события, с которыми законы и правовые акты связывают наступление гражданско-правовых последствий.

 

Обязательства могут быть прекращены либо по воле самих сторон (например, при исполнении обязательства) либо помимо воли сторон (например, в связи со смертью должника).

 

Неисполнение или ненадлежащее исполнение одной из сторон своих обязательств, предусмотренных договором, влечет за собой гражданско-правовую ответственность.

 

 

Общество как сложная динамическая система. Общественные отношения

Бытие людей в обществе характеризуется различными формами жизнедеятельности и общения. Все, что создано в обществе, представляет собой результат совокупной совместной деятельности многих поколений людей. Собственно, и само общество есть продукт взаимодействия людей, оно существует только там и тогда, где люди связаны друг с другом общими интересами.

В философской науке предлагается много определений понятия «общество». В узком смысле под обществом может пониматься как определенная группа людей, объединившихся для общения и совместного выполнения какой-либо деятельности, так и конкретный этап в историческом развитии какого-либо народа или страны.

В широком смысле обществоэто обособившаяся от природы, но тесно связанная с ней часть материального мира, которая состоит из индивидуумов, обладающих волей и сознанием, и включает в себя способы взаимодействия людей и формы их объединения.

В философской науке общество характеризуется как динамическая саморазвивающаяся система, т. е. такая система, которая способна, серьезно изменяясь, сохранять в то же время свою сущность и качественную определенность. При этом система понимается как комплекс взаимодействующих элементов. В свою очередь, элементом называется некоторый далее неразложимый компонент системы, принимающий непосредственное участие в ее создании.

Для анализа сложноорганизованных систем, подобных той, которую представляет собой общество, учеными было выработано понятие «подсистема». Подсистемами именуются «промежуточные» комплексы, более сложные, чем элементы, но менее сложные, чем сама система.

Подсистемами общества принято считать сферы общественной жизни, их обычно выделяют четыре:

1) экономическая, элементами которой являются материальное производство и отношения, возникающие между людьми в процессе производства материальных благ, их обмена и распределения;

2) социальная, состоящая из таких структурных образований, как классы, социальные слои, нации, взятые в их взаимоотношении и взаимодействии друг с другом;

3) политическая, включающая в себя политику, государство, право, их соотношение и функционирование;

4) духовная, охватывающая различные формы и уровни общественного сознания, которые, будучи воплощены в реальном процессе жизни общества, образуют то, что принято называть духовной культурой.

Каждая из этих сфер, являясь элементом системы называемой «общество», в свою очередь, оказывается системой по отношению к элементам, ее составляющим. Все четыре сферы общественной жизни не только взаимосвязывают, но и взаимно обусловливают друг друга. Разделение общества на сферы несколько условно, но оно помогает вычленять и изучать отдельные области реально целостного общества, многообразную и сложную общественную жизнь.

Социологи предлагают несколько классификаций общества. Общества бывают:

а) дописьменные и письменные;

б) простые и сложные (в качестве критерия в данной типологии выступает число уровней управления обществом, а также степень его дифференциации: в простых обществах нет руководителей и подчиненных, богатых и бедных, а в сложных обществах существует несколько уровней управления и несколько социальных слоев населения, расположенных сверху вниз по мере убывания доходов);

в) общество первобытных охотников и собирателей, традиционное (аграрное) общество, индустриальное общество и постиндустриальное общество;

г) первобытное общество, рабовладельческое общество, феодальное общество, капиталистическое общество и коммунистическое общество.

В западной научной литературе в 1960-е гг. получило распространение деление всех обществ на традиционные и индустриальные (при этом капитализм и социализм рассматривались как две разновидности индустриального общества).

В формирование этой концепции большой вклад внесли немецкий социолог Ф. Теннис, французский социолог Р. Арон, американский экономист У. Ростоу.

Традидионное (аграрное) общество представляло доиндустриальную стадию цивилизационного раз-вития. Традиционными были все общества древности и средневековья. Их экономика характеризовалась господством сельского натурального хозяйства и примитивного ремесла. Преобладали экстенсивная технология и ручные орудия труда, вначале обеспечивавшие экономический прогресс. В своей производственной деятельности человек стремился максимально приспособиться к окружающей среде, подчинялся ритмам природы. Отношения собственности характеризовались господством общинной, корпоративной, условной, государственной форм собственности. Частная собственность не являлась ни священной, ни неприкосновенной. Распределение материальных благ, произведенного продукта зависело от положения человека в социальной иерархии. Социальная же структура традиционного общества сословно корпоративна, стабильна и неподвижна. Социальная мобильность фактически отсутствовала: человек рождался и умирал, оставаясь в одной и той же социальной группе. Основными социальными ячейками были община и семья. Поведение человека в обществе регулировалось корпоративными нормами и принципами, обычаями, верованиями, неписаными законами. В общественном сознании господствовал провиденциализм: социальная реальность, человеческая жизнь воспринимались как осуществление божественного промысла.

Духовный мир человека традиционного общества, его система ценностных ориентации, образ мышления – особые и заметно отличные от современных. Индивидуальность, самостоятельность не поощрялись: социальная группа диктовала личности нормы поведения. Можно даже говорить о «групповом человеке», не анализировавшем свое положение в мире, да и вообще редко подвергавшем анализу явления окружающей действительности. Он скорее морализирует, оценивает жизненные ситуации с позиций своей социальной группы. Число образованных людей было крайне ограниченным («грамота для немногих») устная информация преобладала над Письменной В политической сфере традиционного общества господствуют церковь и армия. Человек полностью отчужден от политики. Власть ему представляется большей ценностью, чем право и закон. В целом это общество чрезвычайно консервативно, стабильно, невосприимчиво к нововведениям и импульсам извне, являя собой «самоподдерживающуюся саморегулирующуюся неизменность». Изменения в нем происходят спонтанно, медленно, без сознательного вмешательства людей. Духовная сфера человеческого бытия приоритетна перед экономической.

Традиционные общества сохранились и до наших дней в основном в странах так называемого «третьего мира» (Азия, Африка) (поэтому часто синонимом «традиционного общества» выступает понятие «незападные цивилизации», также претендующее на известные социологические обобщения). С европоцентристской точки зрения традиционные общества – это отсталые, примитивные, закрытые, несвободные социальные организмы, которым западная социология противопоставляет индустриальные и постиндустриальные цивилизации.

В результате модернизации, понимаемой как сложный, противоречивый, комплексный процесс перехода от традиционного общества к индустриальному, в странах Западной Европы были заложены основы новой цивилизации. Ее называют индустриальной, техногенной, научно-технической или экономической. Экономической базой индустриального общества является промышленность, основанная на машинной технике. Увеличивается объем основного капитала, снижаются долговременные средние издержки на единицу продукции. В сельском хозяйстве резко повышается производительность труда, разрушается натуральная замкнутость. Экстенсивное хозяйство сменяется интенсивным, а простое воспроизводство – расширенным. Все эти процессы происходят через реализацию принципов и структур рыночной экономики, на основе научно-технического прогресса. Человек освобождается от прямой зависимости от природы, частично подчиняет ее себе. Стабильный экономический рост сопровождается ростом реальных доходов на душу населения. Если предындустриальный период наполнен боязнью голода и болезней, то для индустриального общества характерно возрастание благосостояния населения. В социальной сфере индустриального общества также рушатся традиционные структуры, социальные перегородки. Социальная мобильность значительна. В результате развития сельского хозяйства и промышленности удельный вес крестьянства в составе населения резко сокращается, происходит урбанизация. Появляются новые классы – промышленный пролетариат и буржуазия, укрепляются средние слои. Аристократия приходит в упадок.

В духовной сфере наблюдается значительная трансформация системы ценностей. Человек нового общества автономен внутри социальной группы, руководствуется своими личными интересами. Индивидуализм, рационализм (человек анализирует окружающий мир и принимает решения на этой основе) и утилитаризм (человек действует не во имя каких-то глобальных целей, а для определенной пользы) – новые системы координат личности. Происходит секуляризация сознания (освобождение от непосредственной зависимости от религии). Человек в индустриальном обществе стремится к саморазвитию, самосовершенствованию. Глобальные изменения происходят и в политической сфере. Резко возрастает роль государства, постепенно складывается демократический режим. В обществе господствуют право и закон, а человек вовлекается во властные отношения в качестве активного субъекта.

Ряд социологов несколько уточняют приведенную выше схему. С их точки зрения, основное содержание процесса модернизации – в смене модели (стереотипа) поведения, в переходе от нерационального (характерного для традиционного общества) к рациональному (свойственному индустриальному обществу) поведению. К экономическим аспектам рационального поведения относят развитие товарно-денежных отношений, определяющую роль денег как общего эквивалента ценностей, вытеснение бартерных сделок, широкий размах рыночных операций и т п. Важнейшим социальным последствием модернизации считается изменение принципа распределения ролей. Ранее общество накладывало санкции на социальный выбор, ограничивая возможность занятия определенных социальных позиций человеком в зависимости от принадлежности его к определенной группе (происхождение, родовитость, национальность). После модернизации утверждается рациональный принцип распределения ролей, при котором главным и единственным критерием для занятия той или иной позиции является подготовленность кандидата для выполнения данных функций.

Таким образом, индустриальная цивилизация противостоит традиционному обществу по всем направлениям. К числу индустриальных обществ относят большинство современных промышленно развитых стран (в том числе и Россию).

Но модернизация породила множество новых противоречий, которые со временем превратились в глобальные проблемы (экологический, энергетический и др. кризисы). Разрешая их, поступательно развиваясь, некоторые современные общества приближаются к стадии постиндустриального общества, теоретические параметры которого были разработаны в 1970-е гг. американскими социологами Д. Беллом, Э. Тоффлером и др. Для этого общества характерно выдвижение на первый план сферы услуг, индивидуализация производства и потребления, увеличение удельного веса мелкосерийного производства при утере господствующих позиций массовым, ведущая роль науки, знаний и информации в обществе. В социальной структуре постиндустриального общества наблюдается стирание классовых различий, а сближение размера доходов различных групп населения ведет к ликвидации социальной поляризации и росту удельного веса среднего класса. Новая цивилизация может быть охарактеризована как антропогенная, в центре ее – человек, его индивидуальность. Иногда ее также называют информационной, что отражает все более возрастающую зависимость повседневной жизни общества от информации. Переход к постиндустриальному обществу для большинства стран современного мира является весьма далекой перспективой.

В процессе своей деятельности человек вступает с другими людьми в разнообразные отношения. Подобные многообразные формы взаимодействия людей, а также связи, возникающие между различными социальными группами (или внутри них), принято называть общественными отношениями.

Все общественные отношения могут быть условно разделены на две большие группы – отношения материальные и отношения духовные (или идеальные). Принципиальное отличие их друг от друга заключается в том, что материальные отношения возникают и складываются непосредственно в ходе практической деятельности человека, вне сознания человека и независимо от него, а духовные отношения формируются, предварительно «проходя через сознание» людей, детерминируются их духовными ценностями. В свою очередь, материальные отношения подразделяют на производственные, экологические и отношения по делопроизводству; духовные на моральные, политические, правовые, художественные, философские и религиозные общественные отношения.

Особым видом общественных отношений являются межличностные отношения. Под межличностными отношениями понимают отношения между отдельными индивидами. При этом индивиды, как правило, принадлежат к разным социальным слоям, имеют неодинаковый культурный и образовательный уровень, но их объединяют общие потребности и интересы, лежащие в сфере досуга или быта. Известный социолог Питирим Сорокин выделял следующие типы межличностного взаимодействия:

а) между двумя индивидами (муж и жена, учитель и ученик, два товарища);

б) между тремя индивидами (отец, мать, ребенок);

в) между четырьмя, пятью и более людьми (певец и его слушатели);

г) между многими и многими людьми (члены неорганизованной толпы).

Межличностные отношения возникают и реализуются в обществе и являются общественными отношениями даже в том случае, если они носят характер сугубо индивидуального общения. Они выступают персонифицированной формой общественных отношений.







Дата добавления: 2015-08-17; просмотров: 418. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...

Логические цифровые микросхемы Более сложные элементы цифровой схемотехники (триггеры, мультиплексоры, декодеры и т.д.) не имеют...

Общая и профессиональная культура педагога: сущность, специфика, взаимосвязь Педагогическая культура- часть общечеловеческих культуры, в которой запечатлил духовные и материальные ценности образования и воспитания, осуществляя образовательно-воспитательный процесс...

Устройство рабочих органов мясорубки Независимо от марки мясорубки и её технических характеристик, все они имеют принципиально одинаковые устройства...

Ведение учета результатов боевой подготовки в роте и во взводе Содержание журнала учета боевой подготовки во взводе. Учет результатов боевой подготовки - есть отражение количественных и качественных показателей выполнения планов подготовки соединений...

Йодометрия. Характеристика метода Метод йодометрии основан на ОВ-реакциях, связанных с превращением I2 в ионы I- и обратно...

Броматометрия и бромометрия Броматометрический метод основан на окислении вос­становителей броматом калия в кислой среде...

Метод Фольгарда (роданометрия или тиоцианатометрия) Метод Фольгарда основан на применении в качестве осадителя титрованного раствора, содержащего роданид-ионы SCN...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.009 сек.) русская версия | украинская версия