ДОКТРИНА
В рамках подхода стратегического взаимодействия мы рассматриваем то, как группа ведет себя, а не то, во что она верит. Но даже в этом случае доктрину группы нужно принять во внимание для того, чтобы оценить ее деструктивность. Вообще, чем масштабнее притязания, чем фанатичнее верования и чем глобальнее пророчества (Армагеддон, нашествие "пришельцев"), тем выше потенциал злоупотреблений. Наиболее опасные группы меняют доктрину по прихоти лидера. Чем более доктрина разработана и систематизирована, тем более устойчивой оказывается группа. В прошлом некоторые общепризнанные религиозные организации поддерживали культы, практикующие контроль сознания, в юридической борьбе, полагая, что они разделяют похожие верования. Например, если библейский культ говорит: "Иисус - Бог", или когда Сан Мыонг Мун утверждает, что выступает за "семейные ценности", религиозные лидеры основных направлений часто спешат приписать данной организации легитимный статус. Некоторые культы используют свои глубокие карманы, чтобы помочь другим религиозным лидерам, вроде Джерри Фалвелла, а затем используют этого человека, чтобы узаконить себя. (Parry Robert. The Dark Side of Reverend Moon: Buying the Right. Consortium News, 1997.) Так создается мнимо респектабельный образ, могущий быть весьма убедительным для членов культа. Перепроверяйте факты, чтобы судить самим. Вы можете столкнуться как с книжной, так и с электронной продукцией, создающей видимость того, что религиозные ученые и основные религиозные организации поддерживают их, руководствуясь соображениями свободы религии. Культовые лидеры организуют свои выступления по телевидению, чтобы осудить тех, кто якобы занят "охотой на ведьм", то есть пытается на самом деле вывести деструктивные культы на чистую воду. Спор о доктрине часто затевается культом для отстаивания своих корыстных интересов. Нередко утверждается, что преследование того или иного культа - проявление религиозной нетерпимости. Но деструктивные группы варьируют свою "истину" в зависимости от ситуативных потребностей. В обществе ими распространяется немало публикаций, ставящих под сомнение законность критики культов. Легитимным группам не требуется изменять доктрину, чтобы обманывать публику. Упомянем еще два важных вопроса. ? Существует ли доктрина для "посвященных" и доктрина для "посторонних", то есть идейное разделение на "избранных" и широкую публику? ? Меняется ли истина на различных уровнях групповой иерархии? Любые верования группы должны свободно открываться людям, которые хотят к ней присоединиться. В ходе процесса вербовки деструктивные культы используют обман, который предполагает как прямую ложь, так и утаивание или искажение жизненно важной информации. Информированное согласие ими исключается.
|