Крез и Солон.
Работа 3
3-я англ. группа, р/о. Малышева Е., Калашникова Л.
Геродот знакомит нас с царем Крезом, чье имя вызывает у нас стойкие ассоциации с мифическими богатствами. Но мало кто знает, что судьба Креза – настоящая драма, которая перевернула бы даже самую черствую душу. Согласно словам автора, царь был действительно очень богат. И вот однажды столицу Лидии – Сарды – посетил мудрец Солон. Крез решил спросить Солона, видел ли тот когда-нибудь счастливейшего человека на свете и в ответ ожидал услышать о себе. Но мудрец не назвал имени царя. Он упомянул об афинянине Телле, который «жил в цветущее время родного города, у него были прекрасные и благородные сыновья, и ему довелось увидеть, как у всех них также родились и остались в живых дети…» и которому «была суждена славная кончина». Тогда лидийский царь спросил о том, что нельзя ли считать обладателя столь великих богатств поистине наисчастливейшим из смертных. Богатства, власть – вот те критерии, согласно которым, как он считал, и должно определяться счастье человека. Но, как утверждал Солон, человека нельзя считать счастливым, пока его жизнь не завершилась. «Но пока человек не умрет, воздержись называть его блаженным, но [называй его] лучше удачливым». Но Крезу не было дано понять эту истину. Он совершил опрометчивый шаг: пошёл на персов, неправильно истолковав предсказание оракула. Им руководили самоуверенность, бескрайняя вера в свою удачу, жажда мести за своего родственника Астиага. Поход оказался крайне неудачным: царь попал в плен. И только перед казнью на костре воззвал Крез, пленённый персами, к Солону, вспомнив его слова. Работа 4 "Встретил ли ты уже счастливейшего человека на свете?" 1 картина.
Солон приезжает к Крезу.
Сон Креза о гибели любимого сына.
К Крезу приходит Адраст, сын Мидаса, убивший брата, просит об очищении. Царь его очищает от греха
К Крезу приходят вестники от мисийцев и говорят: «Царь! В нашей земле появился огромный вепрь. Просим послать твоего сына к нам с отборным отрядом воинов и сворой собак и избавить нашу землю от этой напасти». Сын Креза: «Или позволь мне идти на охоту, или, по крайней мере, приведи разумные доводы, что так поступить будет действительно лучше для меня».
Охота на вепря. Метнул копье в вепря среди прочих и чужеземец Адраст, который только что был очищен от пролития крови, но промахнулся и попал в сына Креза. Юноша был поражен копьем: так-то исполнилось пророчество вещего сна.
Приносят к Крезу тело сына. Адраст становится перед телом и отдает себя во власть Креза. Простирая вперед руки, он требует заколоть его как жертву над телом покойного. Крез его прощает, но Адраст закалывает себя на могиле убитого.
Книга I. Клио
|