Мгновенное дежа вю
Мы выяснили, что, находясь (или же по горячим следам рефлексируя) в дежа вю, переживающие его понимают, что "уже" не только видели, но слышали, ощущали, переживали и т.д. некое состояние. Поэтому, делая акцент на лишь зрительном ощущении, мы затуманили бы сущность феномена. Описанные в самом начале работы свидетельства феномена позволили выделить его характерные черты. Состояние дежа вю, как правило, длится очень короткий промежуток времени, скорее даже не длится, а лишь моментально вспыхивает и тут же угасает. В это мгновение у человека создается впечатление, что он данную в дежа вю ситуацию уже переживал, а именно он констатирует что всё, происходившее с ним в это мгновение как будто повторилось, т.е. уже когда-то с ним было. Повторилось именно всё: и состояние тела, и состояние психики, и состояние сознания, мысли чувства, – в общем всё. Важны здесь, не сопутствующие обстоятельства, т.е. не то, что конкретно было увидено и услышано, но само внутреннее состояние человека в момент переживания дежа вю, иными словами – вся совокупность его сознания. Еще одной характерной чертой дежа вю является то, что оно, как правило, происходит в повседневной жизни, в самые обыденные и не привлекательные ее моменты. Это обстоятельство обычно не замечается, но оно обладает важным для понимания дежа вю смыслом, что будет показано далее. Итак, обозначим более рельефно процесс переживается мгновенного дежа вю:
1. дежа вю внезапно появляется; 2. дежа вю исчезает, и мы осознаем, что уже переживали такую ситуацию; 3. уходящее дежа вю показывает нам фрагменты сна, и мы понимаем, что ранее эта ситуация являлась нам во сне (либо сон не вспоминаемся, и мы начинаем судорожно перебирать в памяти моменты, пытаясь вспомнить когда же с нами случалось нечто подобное).
Следует отметить, что все три пункта переживания совершаются за очень незначительный промежуток времени, так что даже трудно понять, где мы вспоминаем сон, а где уже осознаем само дежа вю. Вот как выглядит дежа вю в основных своих проявлениях. Сейчас для нас важно как раз выделить тождественность переживания данной в дежа вю ситуации, тем самым сразу отринув расхожие представления психологов, о том, что дежа вю является сбоем в памяти. Мы исходим как раз из абсолютной идентичности двух накладывающихся друг на друга состояний, что должно свидетельствовать скорее о феноменальной точности памяти, чем о ее недолжном функционировании. Стоит даже отметить, что память обладает в дежа вю некоей фатальной неуклонностью. Ведь в дежа вю мы не по собственной воле вспоминаем происходящее переживание, но память как будто сама вдруг является и указывает нам, что мы здесь уже были, были в таком состоянии. Мы бы может и рады не вспоминать, что с нами это уже было, но от нас данное обстоятельство не зависит. Эта черта дежа вю еще более роднит его со сном. Вспомните свои сны: происходящее в них мы только наблюдаем и не можем изменить. Есть, конечно, сны, в которые вторгается сознание, и мы способны руководить там собой и выстраивать события по собственному желанию, но это так сказать сны на грани бодрствования. Опыт переживания большинства снов свидетельствует как раз об этой заданности происходящего, где мы претерпеваем что-то, но не можем ничего изменить.
|