Студопедия — Два процесса и две тенденции культурного развития. Антиглобализм. Аккультурация - основная стратегия культурной глобализации.
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Два процесса и две тенденции культурного развития. Антиглобализм. Аккультурация - основная стратегия культурной глобализации.






В культурной сфере глобализация порождает два крайне противоречивых процесса: с одной стороны - она открывает широчайший доступ к ценностям других национальных культур, способствует их взаимообогащению, способствует осознанию своей национальной самобытности. С другой стороны, она ведёт к униформизации (усреднению, упразднению национальных особенностей и уникальности), стандартизации культурного и духовного мира разных народов.

Отсюда исходят два вектора культурной глобализации:

- открытость – готовность к сотрудничеству; взаимопроникновение и сближение культур, возникновение некой новой цивилизации, интегрирующей цивилизации ресурсы разных стран и народов;

- закрытость – стремление сохранить идентичность, ведущее к нарастанию культурных и цивилизационных противоречий, усиление тенденций к изоляционизму и обособлению, боязнь утраты национального лица.

Таким образом, налицо одновременное развитие двух разнонаправленных и взаимоисключающих тенденций – интеграции (объединения) и дифференциации (разделения). Эта коллизия проявляется как в «горизонтальной плоскости» - в раскрытии новых возможностей развития человека и культуры через постижение всего многообразия мира, так и «по вертикали» - в усилении традиционалистских и патриотических тенденций вопреки процессам универсализации и унификации.

Поэтому сейчас сложно спрогнозировать будущее глобализации и ответить на вопрос о том, станет ли культурная глобализация объединяющей силой, или же наоборот – станет силой разделяющей.

Вектор «открытости» глобализационных процессов в культуре увеличивает роль аккультурации – процесса взаимообогощения культур. Аккультурация представляет собой процесс усвоения необходимых для жизни и позитивно воспринятых норм и ценностей чужой культуры, которые наслаиваются на традиции и обычаи родной культуры. Аккультурация — необходимый элемент межкультурного взаимодействия. Когда встречаются представители двух разных культур, то они, намереваясь найти общий язык, пытаются понять друг друга. Таким образом, аккультурация играет прогрессивную роль в глобальном обществе. Она предполагает обучение нормам другой культуры, знакомство с ее историческим наследием, позволяет найти эффективную технологию общения людей.

В каждой культуре имеются черты, заимствованные из других культур. Культурные заимствования являются не только процессом унификации или синтеза, но и процессом приращения нового в различных условиях. История знает немало примеров приращения одних культур достижениями материальной и духовной культуры других цивилизаций. Например, арабскими цифрами пользуется весь современный цивилизованный мир. «Индийские» шахматы, «китайские» бумага, фарфор и порох стали общечеловеческим достоянием. В ХХ веке возрос на Западе интерес к буддизму (в частности в йоге), поэтому некоторые западные интеллектуалы считают, что буддизм превращается в глобальный интеллектуальный ресурс. Однако отмечаются изменения в буддизме в Азии, и происходят они это не без западного влияния, оказывающего огромное воздействие на буддизм исконно буддийских стран.

При всех культурных изменениях глобализационного периода духовную сферу человека следует рассматривать как сакральную часть национальной культуры, где традиции, история, система нравственных и эстетических ценностей является «святая святых» национально наследия. В условиях глобализации, считают некоторые учёные, духовная сфера не может подвергаться ни трансформации, ни унификации. Даже трансцендентное ядро веры - догматическое вероисповедание, являющееся базисной, фундаментальной основа с точки зрения представителей самых разных христианских конфессий и других религий, не страдают от адаптации к «глобальным ценностям». Тем самым система ценностей родной культуры (или веры) может быть открыта к переосмыслению и взаимообогащению только в увязке с национальными корнями и традициями.

Наглядным примером тому является Япония, - страна, удачно использовавшая культурные заимствования (например, иероглифы, буддизм и конфуцианство из Китая). При этом «страна восходящего солнца» не только не потеряла своего своеобразия, а, наоборот, «закрепила» этими приобретениями свои традиции, обогатила этими «приобретениями» неповторимость и своеобразие, увеличивая тем самым вариативность выживания и гарантируя «сохранность». Сегодняшний технологический взлёт Японии обусловлен готовностью работать по-европейски, поэтому для объяснения «японского экономического чуда» появилась ёмкая формула-лозунг: «Японский дух, западная технология». Но при этом в Японии с трудом «прописываются» представители западной культуры – нелегко освоить и усвоить «экзотические» традиции. Япония остаётся страной моноэтничной, - в ней проживают 99% японцев, и лишь 1% приходится на представителей близких культурных традиций.

Вектор «закрытости» проявляется в движении «антиглобалистов» [2] и в процессе «этнизации» культур.

Неприятие процесса глобализации оформилось в социальное движение «антиглобалистов». Члены этого протестного движения, приобретающего всё больше сторонников и завоёвывающего всё больше симпатий, выражает стремление граждан защитить свой уклад жизни и среду обитания от транснациональных компаний. В экономическом поглощении национальных экономик они видят угрозу национальным культурам. Все уже привыкли к их присутствию и протестным демонстрациям в местах, где проходят международные экономические форумы, привыкли и к снисходительному к ним отношению.

Появился также термин, альтернативный «глобализации» – «этнизация» [3], процесс отстаивания своих этнических ценностей. Чем больше выравниваются различные страны в техническом и экономическом отношении, тем сильнее многие люди ощущают угрозу своей культурной идентичности. Ведь даже в повседневной жизни, почти инстинктивно, на индивидуальном уровне люди испытывают потребность в том, чтобы каким-либо образом отличаться друг от друга. Из страха перед потерей культурной идентичности сторонники этнизации объединяются в движение, именуемое этнонационализмом.

Вышеуказанные движения и процессы затрагивают даже, казалось бы «скреплённую» единой культурой, объединённую Европу. Протестные настроения существуют вовсе не в маргинальной среде. Так, чтобы противостоять активному проникновению английского языка, французские парламентарии установили штраф за употребление английских слов на заседании парламента, если есть аналог во французском языке. Таких примеров можно привести множество.

Процесс глобализации позволяет расширить индивидуальную картину мира за счёт «инокультурных», иных картин мира и мировоззрений. Он даёт возможность расширить границы субъективного мироощущения и мировосприятия, создаёт условия для сравнения собственных культурных традиций, норм и приоритетных ценностей с аналогичными ценностями иных культур; он позволяет объяснить и усвоить чужой, «инокультурный» образ жизни. Культурная вселенная человека расширяется до размеров культуры всего человечества – подобно тому, как после обнаружения множества планет перед человеком открывается культурная галактика.

 

Новая макросоциальная ситуация предполагает изменения в общественно-политическом и культурном сознании. Прошлая история человечества научила нас мыслить понятиями «зависимости» и «независимости», причём всякая зависимость считалась злом, а всякая независимость – благом. Теперь эта ментальность должна уступить место принципу взаимозависимости. Изменение сознания обусловлено не тем, что люди стали более информированными, или более умными, а тем, что наш земной шар стал единым глобальным социумом

Вопросы:

1. Что такое глобализация?

2. Какими проблемами вызвана глобализация?

3. Когда начался процесс глобализации?

4. Назовите «исторические волны» глобализации?

5. Един ли современный мир?

6. Назовите аспекты глобализации.

7. Какой аспект глобализации основополагающий? Почему?

8. Предсказуем ли процесс глобализации? Почему?

9. Назовите основные сценарии развития глобализации культуры.

10. Возможно ли объединение разных культур на основе одной культуры? Почему?

11. Как Вы понимание «закон необходимого разнообразия» применительно к процессам глобализации культуры?

12. В чём заключается противоречивость процесса глобализации?

13. Какое значение придаётся аккультурации в процессе глобализации культуры?

14. Назовите угрозы, которые несёт процесс глобализации культры.

 

ЛИТЕРАТУРА:

1. Грани глобализации: Трудные вопросы современного развития. – М.: Альпина Паблишер, 2003. – 592 с.

2. Бек У. Что такое глобализация?: Ошибки глобализма – ответы на глобализацию. М.: Прогресс-Традиция, 2001.- 302 с.

3. Боришполец К.П. Национальное измерение глобального мира. - М.: Navona, 2009. – 229 с.

4. Глобализация: Учебник /Под ред. В.А.Михайлова. - М.: РАГС, 2008. – 544 с.

5. Глобализация и проблемы идентичности в многообразном мире. - М.: ОГМИ ТД, 2005. – 271с.

6. Глобалистика: Вып. 2. – М.:ФГП МГУ, 2009. – 446 с.

7. Гуц А.К., Паутова Л.А. Глобальная этносоциология.- М.: ЛИБРОКОМ, 2009. – 248 с.

8. Зеленов Л.А. и др. Современная глобализация: состояние и перспективы. - М.: URSS, 2010. – 298 с.

9. Кулаков А.В. Глобализация как многомерный процесс. М.Изд-во нац. ин-та бизнеса, 2009. – 155 с.

10. Лотман Ю.М. Мы живём потому, что разные // Глобалистика.- М.: ФГП МГУ, 2008. – С.29-38.

11. Многоликая глобализация: культурное разнообразие в современном мире. М.: Аспект-Пресс, 2004. – 378 с.

12. Панарин А.С. В каком мире нам предстоит жить? // Глобалистика. – М: ФГП МГУ, 2008. – С. 38-77.

13. Панарин А.С. Искушение глобализмом. - М.: Эксмо, 2003.- 416с.

14. Пунтягин В.А. Почему языки такие разные. – М.: Аст-Пресс,2010. – 272 с.

15. Религия и глобализация на просторах Евразии. - М.: РОССПЭН. Московский центр Карнеги, 2009.- 341 с.

16. Стёпин В.С. Глобализация и диалог культур: проблема ценностей // Век глобализации. – 2011. - № 2. – С.8-31.

17. Стратегическая психология глобализации: Учеб пособие. – СПб.: Logos, 2006. – 511 с.

18. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций. – М.: АСТ: Астрель, 2011. – 571 с.

19. Чумаков А.М. Метафизика глобализации. Культурно-цивилизационной контекст. – М,: Канон+; Реабилитация, 2006. – 516 с.

20. Яковец Ю.В. Глобализация и взаимодействие цивилизаций. - М.: Экономика, 2003. – 410 с.

21. Яковец Ю.В. Ответ на вызовы XXI века - становление интегральной цивилизации: науч. доклад. – М.: ИНЭС,2009.- 95 с.

 


[1] Глобальное означает «всеохватное», «всемирное», общепланетарное» явление, событие или объединение.

[2] Антиглобализм - политическое движение, направленное против определённых аспектов процесса глобализации в её современной форме, в частности против доминирования глобальных транснациональных корпораций и торгово-правительственных организаций, таких как Всемирная торговая организация

[3] Этнизация - процесс усвоения индивидом духовных ценностей того этноса, к которому он принадлежит.







Дата добавления: 2015-08-17; просмотров: 1042. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Механизм действия гормонов а) Цитозольный механизм действия гормонов. По цитозольному механизму действуют гормоны 1 группы...

Алгоритм выполнения манипуляции Приемы наружного акушерского исследования. Приемы Леопольда – Левицкого. Цель...

ИГРЫ НА ТАКТИЛЬНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ Методические рекомендации по проведению игр на тактильное взаимодействие...

Ситуация 26. ПРОВЕРЕНО МИНЗДРАВОМ   Станислав Свердлов закончил российско-американский факультет менеджмента Томского государственного университета...

Различия в философии античности, средневековья и Возрождения ♦Венцом античной философии было: Единое Благо, Мировой Ум, Мировая Душа, Космос...

Характерные черты немецкой классической философии 1. Особое понимание роли философии в истории человечества, в развитии мировой культуры. Классические немецкие философы полагали, что философия призвана быть критической совестью культуры, «душой» культуры. 2. Исследовались не только человеческая...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.009 сек.) русская версия | украинская версия