Глобализация культуры – точка полифуркации. Современные сценарии культурной глобализации. Проблемы и угрозы глобализации.
Небезынтересно рассмотреть проблему глобализации с точки зрения синергетики, поскольку слово это, в переводе с греческого, означает «сотрудничество», «содействие». Для этого целесообразно рассмотреть проблему глобализации через призму этой науки и с использованием соответствующей терминологии. Синергетика изучает сложные системы с очень большим, сравнимым с бесконечностью, количеством элементов. Она претендует на открытие универсальных законов и механизмов самоорганизации, как в живой, так и в неживой природе. Именно такой самоорганизующейся системой можно представить нашу планету со всеми населяющими её народами и происходящими на ней процессами. Ведь человечество - это сложносочетаемое общество многоразнообразных культур, которые на протяжении долгого времени сосуществовали друг с другом, чаще воюя, нежели сотрудничая. Сложные системы бывают с положительной и отрицательной обратной связью, но предметом изучения в синергетике являются системы только с положительной обратной связью, каковыми являются изменяющиеся системы. (В отличие от неизменных, т.е. неживых, механизмов (а не организмов), имеющих отрицательную обратную связь - ими занимается кибернетика). Синергетика имеет дело с необратимыми процессами (прошлое состояние организма не восстанавливается), протекающими с повышением уровня энтропии (энтропия - мера беспорядка, хаоса, дисгармонии) в открытых системах, т.е. в тех, где происходит обмен веществом, энергией и информацией. В таких самоорганизующихся живых системах наступает момент наивысшего (кризисного) развития (момент бифуркации - ветвления), когда система либо начинает разрушаться (дезорганизация), либо начинает происходить процесс организации, но уже принципиально по иному. Всё искусственное, сотворённое человеком, существует по законам необходимости и обратимости, в то время как всё, происходящее в естественных системах, случайно и необратимо, подобно хаотическому движению. Развитие же всемирной цивилизация вполне возможно представить системой естественной, поскольку сама история своей хаотичностью указывает на это. Задачей синергетики как раз и является объяснение возникновения порядка из хаоса. Точкой бифуркации в синергетике называется, как было сказано выше, то состояние системы, когда она вынуждена противостоять энтропии, дезорганизации, распаду, превращению системы в хаос при беспорядочном (и потому непредсказуемом) движении её элементов. В случае положительного прохождения точки бифуркации элементы начинают действовать согласованно, в унисон, и такое поведение элементов называется когерентным (т.е. согласованным). Направление развития системы после момента бифуркации непредсказуемо, поскольку будущее в таких системах не заложено в настоящем. Однако культурная система такова, что развитие её как системы зависит и от настоящего, и прошлого (сложившихся традиций), и от воли участвующих, и принятых ими решений, то есть слагаемые слишком многочисленны, взаимозависимы между собой и зависимы от традиционных культурных особенностей национальных, экономических, этико-политических, эстетико-художественных и даже бытовых особенностей. Непредсказуемость эту сегодня называют полифуркацией, имея в виду непрогнозируемую многовариантность дальнейшей организации системы Поэтому глобализационный процесс чрезвычайно сложен для его анализа, но без анализа невозможен синтез. Анализировать этот процесс необходимо затем, чтоб понять его условия, причины, движущие силы, и на основании этих знаний построить теорию глобализации, благодаря которой мы сумеем спрогнозировать результат. Так, теория аэродинамики позволяет нам строить самолёты, а теория протекания геологических процессов позволяет предвидеть землетрясения. Научная теория необходима во всех сферах жизнедеятельности, и тем более она необходима в деле понимания глобализации. Процесс глобализации затрагивает все стороны жизни (экономику, политику, культуру, идеологию, религию, нравственность т.д.), поэтому трудно предвидеть последствия и реакции на, казалось бы, разумные и всесторонне продуманные действия. Ведь многочисленные участники процесса глобализации - существующие цивилизации - отличаются по степени зрелости, инновационности, силе экономического или религиозного влияния на соседей. Они национально и ментально уникальны и специфичны; их взаимодействие осуществляется в их собственных своекорыстных интересах, а не в интересах всего человечества. Они зачастую агрессивно реагируют на вызовы глобализации, предполагая в них чью-то угрозу по отношению к себе, покушение на себя неких злых сил. Указанные обстоятельства делают крайне сложной задачу построения единой теории, модели глобализации. И хотя порой кажется, что построение единого сценария-плана невозможно, учёные не отчаиваются. И сегодня существует несколько вариантов-сценариев глобализации. Некоторые из них прямо противоречат друг другу, но это даже хорошо, потому что без противоречий учёных друг другу невозможно построение ни одной научной теории. Противоречие всегда плодотворно, лишь в споре рождается истина. Вот лишь некоторые из современных вариантов построения теорий глобализации. 1. Глобализация на основе одной культуры, например культуры Запада, как самой напористой и настойчивой, «имеющей в своих традициях страсть - как писал Данилевский - насаждать свой образ жизни другим». Этот сценарий имеет несколько вариантов названия: «вестернизация», «американизация», «макдонализация». Суть этого сценария состоит в том, что западная цивилизация, продолжая традиции европоцентризма и америкоцентризма, будучи самой динамичной и экономически развитой, усиленно насаждает ценности своей материальной и духовной культуры, американского образа мысли и стиля жизни. И нередко Запад своими действиями и давлением заявляет о себе как о единственном геополитическом субъекте. Ведь это именно он собственным примером и могуществом породил в остальном мире великую мечту о справедливом мировом порядке, наиболее прогрессивном и совершенном из существующих. Оправданы ли его притязания? 2. Глобализация как «локализация», т.е. консолидация (сращивание, укрепление) разных цивилизаций, являющихся приверженцами культурной изоляции, на основе единой для всех фундаментальной идеологии. Эта общеобязательная для всех идеология должна быть выработана совместно по модели «общественного договора», стать своеобразной конвенцией – договором о правилах поведения. Недостаток этой теории в том, что существуют страны, идеологии которых прямо противоположны, несовместимы, как в басне «Лебедь, рак и щука». Как в этой ситуации возможен компромисс, если нет ни одной общей точки зрения ни на одну проблему? 3. Теория глобализация как «глокализация» (термин «глокализация», предложен учёным Акио Морита) предполагает сочетание процессов модернизации локальных культур с достижениями формирующейся глобальной мультикультурной цивилизации, под которой понимается западно-европейский стандарт уровня жизни и соответствующая этому стандарту система ценностей. Предполагается, что глокализация будет происходить сама собой, без вмешательства, естественным образом, в результате сотрудничества и взаимообогащения культур. 4. Глобализация как создание глобальной культуры. Основная черта глобализации – это транснациональность, когда, с одной стороны глобальная культура сближает людей, живущих в разных странах, живущих в разных странах, исповедующих различные политические, религиозные и иные взгляды и убеждения, что способствует взаимопониманию и обогащению национальных культур достижениями других цивилизаций. Но! Глобальная культура лишена всего того, чем обладали культуры прошлых эпох: исторической памятью, мифами, символами, ценностями и идентичностью. Основания существующих культур строились веками, этнонациональными и религиозными общностями, государствами, передавались из поколения в поколение, отвечая потребностям людей, наполняя их бытие конкретным смыслом. Здесь приведены четыре основных варианта современных теорий-сценариев глобализации. Каждый из них не безупречен, но учёные продолжают полемику, и даже предлагают новые сценарии, и есть основания надеяться, что их усилия не будут напрасны. Процесс глобализации человечества очевиден, как и её преимущества, свидетельством чего является единое европейское пространство и единая европейская валюта. Причём ещё сто лет назад европейские страны были врагами и часто находились в состоянии войны. Но подобное единство чревато и многими потерями, порождает много проблем. Однако глобализация не только открывает новые горизонты, но и обостряет противоречия. Угрозы, которые несёт процесс культурной глобализации: - Во-первых. Одна из проблем заключается в том, что происходит исчезновение малых культур, что в свою очередь ведёт к уменьшению культурного многообразия. И эта проблема не менее, а более сложна и удручающа, чем исчезновение с лица земли множества видов животных и растений. Мир станет беднее и безрадостнее, если нас будут окружать не более десятка представителей фауны и флоры. Мир станет чёрно-белым, серым, если исчезнут все краски и оттенки. - Во-вторых. Такое развитие событий может привести к унификации (приобретению единой формы). В социальном мире это называется униформизацией (единообразием) культур, когда культурный мир становится стандартно одинаковым, причём по образу и подобию какой-то одной культуры. Мир становится значительно беднее, скучнее, и однообразнее, становясь при этом всё благополучнее. В третьих. Это приводит к потере самобытности и уникальности, и к проблемам культурной идентичности, к потере идентификации со своей родной культурой. Типичной реакцией на угрозу идентичности является активизация национализма и религиозного фундаментализма Жизнеспособность такого мира также ставится под сомнение: существует теория, согласно которой глобализационный процесс непременно приведёт к потере устойчивости культурного развития человечества. Эта теория, автором которой является один из основателей теории информации У.Р.Эшби, утверждает, что «жизнеспособность сложных эволюционирующих систем зависит от их внутренней дифференцированности, своеобразия и богатства заключённого в составляющих их элементах потенциала жизнеобеспечения». Эшби назвал этот вывод «законом необходимого разнообразия». Из теории следует, что чем примитивнее внутренняя структура общества, тем меньше у него шансов выжить. И, наоборот, социально неоднородный, ассиметричный, противоречивый мир является жизнеспособным и полноценным. Так, афинская демократия в античной Греции оказалась жизнеспособнее «спартанского однообразия». По аналогии: трудно себе представить человека, у которого обе руки были бы правыми. Возникающая глобальная культура лишена всего того, чем обладали культуры прошлых эпох - это исторической памятью, скреплённой этнонациональными и религиозными смыслами, которые передавались из поколения в поколение, обеспечивая преемственность в развитии и создавая условия для культурной идентичности. Утрата всех этих безусловных ценностей компенсируется ли благами и ценностями глобализации? И всё-таки не следует забывать, что разнообразие цивилизаций – источник не только стабильности рода человеческого, но и опаснейших противоречий, которые не только не исчезают, а наоборот возрастают в период глобализации.
|