ПРОТИВОРЕЧИЯ ГЛОБАЛИЗАЦИИ.
«ЗА» «ПРОТИВ» Благодаря развитию 1. Резкой критике подвергается влияние коммуникаций и телеве- процессов глобализации на сферу духовной щательных сетей сегодня культуры. Нередко можно слышать сотни миллионов людей предостережения об опасности в различных частях земного «макдоналдизации», обеспечивающей шара могут прослушать унификации национальных культур. Или посмотреть модную 2. Вместе с тем те же технические средства театральную постановку, доставляют многочисленной аудитории и премьеру оперы или совсем иные образцы культуры: балетного спектакля, стать непритязательные видеоклипы, скроенные участниками виртуальной по одним и тем же лекалам боевики, экскурсии по Эрмитажу или назойливую рекламу и т.д. Дело даже не в Лувру. том, что подобная продукция не ------------------------------------ характеризуется высоким качеством. Главная опасность в том, что она оказывает унифицирующее влияние, навязывает определенные модели поведения, стиль жизни, часто не соответствующие или даже противоречащие существующим в том или ином обществе ценностям. 3. В рамках глобальной экономики сохраняется и даже углубляется дифференциация стран по уровню развития. В глобальном масштабе возникают новые линии разлома и разобщения стран и народов. Происходит глобализация неравенства
Деление мира на западные и восточные цивилизации как два типа духовности, два мировоззрения, две системы культурных традиций. Для ЗАПАДА характерно: технический принцип освоения мира, освоение инновационных технологий; Для ВОСТОКА – нравственно-религиозные духовные инициативы. Э Фромм о различных принципах существования – Запада (принцип «иметь», а значит «обладать») и Востока (принцип «быть», т.е. существовать). Вывод Э.Фромма: спасти Запад может тоько обращение к Востоку. Предельное истощение западнического цивилизационного принципа, «обезличивание культуры». Противостояние Востока и Запада как противостояние естественного и искусственного, технического и духовного, утилитарного и нравственного. Европоцентристская концепция «Золотого миллиарда»,отбрасывающаябольшинствочеловечестванаварварскуюперифериюмировойцивилизации. Вселенскийгегемонизм «золотого миллиарда» нарубежеXX – XXIвв. Архитектура нового глобального мира, предназначенного для избранных. Концепция «золотого миллиарда» прибрать к рукам ресурсы всей планеты; перераспределить мировые ресурсы в пользу наиболее развитых и могущественных стран, успевших проесть собственную часть планетарных ресурсов; насаждение теневых правительств с целью осуществления вестернизации целевых мировых регионов; наступление на менее защищенную часть мира посредством мобилизации всей технологической, политической и интеллектуальной мощи развитых стран; формирование новых инфраструктур мировой власти и приобретение союзников среди местных элит, соблазненных благами вестернизации и ставших пособниками «золотого миллиарда». СОВРЕМЕННЫЙ ЗАПАД. – Рационализация духовной и политической жизни. Разрыв в западной культуре великой триады гуманизма – Истины, Добра, Красоты. Отказ от духовности. Индивидуализм, субъективизм и прагматизм – принципы, оказавшие влияние на формирование мировоззрения человека Запада. Политика как сфера конкурентной борьбы – лидеров, партий, движений. Культура гражданского консесуса, открытый тип участия в общественной деятельности (партиципативность). Возникновение культа инновационной, реформаторской, модернизационной деятельности в политике. Конкуренция политических проектов переустройства общества. Политический плюрализм как действительный принцип политической этики. Огромная роль СМИ в политической сфере. Техническая рационализация мира. Перераспределение западными державами (члены «клуба семи»- моноролисты в области высоких технологий) в свою пользу мирового валового продукта. Постэкономическая эпоха как наиболее насыщенный противоречиями этап социального прогресса. Превращение человека в жертву созданного им технического мира. Наступление технической среды на природную. Опасность планетарной, техногенной, экологической катастрофы. Наличие в развитых странах Запада социального противоречия: между классом носителей знаний (высококвалифицированные специалисты) и работниками, занятыми в производстве потребительских благ. Рост доходов представителей высшего класса, перераспределение общественного богатства в свою пользу. Конкуренция за рабочие места и достойную заработную плату малообеспеченных граждан. ФАКТОРЫ ПРЕДЕЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ТЕХНОГЕННОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ: - изобретение в распространение оружия массового уничтожения; - обострение экологического кризиса; - материальное обогащение за счет эксплуатации природы; - неуклонный рост производства и потребления. Концепция постиндустриального или информационного общества (Д.Белл, О.Тоффлер, И.Масуд: преобладание в современном обществе не «первичной» (сельское хозяйство), не «вторичной» (промышленность), а «третичной» сферы экономики (сферы услуг). Определяющая роль в обществе информации. Микроэлектронная революция в постиндустриальном обществе делает информацию, а не труд, фундаментальным социальным фактором, лежащим в основе развития общества. Современное информационное общество включает: 1) новый тип собственности – интеллектуальная (на знания); 2) оверстрат интеллектуалов, занимающихся производством знаний («Оверстрат»- большая социальная группа, складывающаяся из «Стратов» как профессиональных групп или людей определенных профессий). «Вестернизация» («Американизация») – трансляция, перенос на другие народы западного образа жизни. Центр производства современных культурных эталонов, получивших глобальное распространение – страны Запада, США. Причины «вестернизации»: 1) несоответствие многих традиционных культур условиям современной экономической и социальной жизни; 2) заимствование западных образцов как быстрый способ удовлетворения растущих потребностей традиционных обществ. АНОМИЯ – психологическая дезориентация, утрата внутренних правил, регулирующих и упорядочивающих стремление человека к целям в результате утраты культурных корней. Разумный путь в диалоге культур: 1) культурный синтез, предполагающий эволюцию и реинтерпретацию норм и ценностей традиционных культур, их адаптацию современным условиям; 2) традиционные ценности сохраняют для личности онтологическое значение, продолжая определять её жизненную философию; 3) заимствованные нормы и стандарты воспринимаются как прогматическое, ориентирующие человека в хозяйственной деятельности и определении материальных потребностей. Расширение интеграционных процессов во всех сферах жизни общества: - экономике (транснациональные корпорации –ТНК, ЕЭС, Европейская ассоциация свободной торговли и т.д.); - политике (ООН и др.); - культуре (ЮНЕСКО и др.).
|