Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Динамические характеристики и понятие рабочей точки 28 страница




 

 

 

 

 

 

 

 

  Инструкции по проведению наблюдений в группе    
Наблюдения не должны представлять собой оценочные суждения   Функция обозревателя заключается в том, чтобы за счет повышения осознания вести к усовершенствованию процесса  
i    
Уважайте другие карты мира С целью охватить максимум просгранства(проблем-ного/решения) и сделать его «общим»  
Ролевой игрок может   Например, чтобы исследо-   Применительно к конкрет-
перейти в позицию наблюдателя входе   вать причины проблемы   ной системе и релевантным для нее лицам/
или по завершении Более того, человек может перейти в несколько позиций восприятия (в собственную или чужую «шку- «сторонам», зачастую но найти несколько «почему», которые не димо интегрировать мож-
группового процесса, чтобы усовершенствовать свое восприятие проблемы обхо-
      ру», или в позицию наблюдателя), чтобы сконструировать «прежние» цели: • группового взаимодействия • общения с другими Наблюдать за чьей-либо «ролевой идентификацией» с точки зрения чьей-либо «полной личной идентификации»
                   

Ключевые положения

При наблюдении динамики группы особенно важно отмечать, как происходит управление различными уровнями процессов. Доскональность охвата различных уровней нередко предопределяет степень согласованности членов группы в том, что касается и задачи, и взаимоотношений.

Доскональность охвата зависит от того, а) какие уровни охвачены, б) насколько глубоко охвачен каждый уровень (т. е. «Я» —другие, длительный срок — краткий срок, чего следует достичь — чего следует избегать и т. п.) и в) сколько членов группы вовлечено в определение каждого уровня.

Ключевым навыком руководителя является способность определять, какие уровни релевантны для управления, применительно к конкретному проблемному пространству и рабочей группе.

Практикум

Вспомните, что вы узнали из данной книги о различных уровнях переживания, а также об управлении ими. Какие вопросы, связанные с уровнями, кажутся вам наиболее важными? За какими уровнями руководитель должен следить и на какие он должен влиять в ходе группового креативного процесса?

Какие виды проблем и препятствий, по вашему мнению, возникают в группах, если не все релевантные уровни оказываются охваченными должным образом?


Часть III. Управление групповой креативностью РАЗДЕЛ 9.7. КАРТА Г

 

 

 

 

 

 

 

 

  Инструкции по проведению наблюдений в группе    
Наблюдения не должны представлять собой оценочные суждения   Функция обозревателя заключается в том, чтобы за счет повышения осознания вести к усовершенствованию процесса  
i    
Уважайте другие карты иира С целью охватить максимум пространства(проблем-ного/решения) и сделать его «общим»  
Ролевой игрок иожет   Например, чтобы исследо-   Применительно к конкрет-
перейти в позицию наблюдателя входе   вать причины проблемы   ной системе и релевантным для нее лицам/
или по завершении Более того, человек может перейти в несколько позиций восприятия (в собственную или чужую «шку- «сторонам», зачастую но найти несколько «почему», которые не димо интегрировать мож-
группового процесса, чтобы усовершенствовать свое восприятие проблемы обхо-
      дателя), чтобы сконструировать «прежние» цели: • группового взаимодействия • общения с другими Наблюдать за чьей-либо «ролевой идентификацией» с точки зрения чьей-либо «полной личной идентификации»
                   

Ключевые положения

Задача осуществления наблюдений в группе заключается не в том, чтобы оценить эффективность руководителя или ролевых игроков, но в том, чтобы повысить осознание общего процесса участниками группы (включая других наблюдателей).

Лица, вовлеченные в групповой процесс, могут также перейти в позицию наблюдателя — во время или после группового процесса, — чтобы получить метазнание и расширить собственную карту проблемного пространства или пространства решения.

Практикум

Приведите примеры ситуаций, в которых вы оказывали влияние на групповой процесс за счет того, что обеспечили осознание ими происходящего в группе.

Приведите примеры ситуаций, в которых вам удалось перемещаться из роли участника в роль наблюдателя применительно к себе самому или участию в группе. Как это способствовало более эффективному восприятию и управлению процессом, в который вы были вовлечены?

Приведите примеры ситуаций, в которых вам удалось играть роль независимого наблюдателя. Какие виды преимуществ и выгод вы извлекли из пребывания в этой позиции?

Приведите примеры ситуаций, в которых вы оказывались под наблюдением независимого наблюдателя. Какую пользу вы извлекли из этого опыта?


оды

 


В начале этой книги мы определили четыре основные задачи:

Дать определение креативному процессу на индивидуальном, групповом и организационном уровне в терминах и масштабе НЛП.

Создать словарь, словарный запас, язык и ввести понятия, которыебудут поддерживать и укреплять креативный процесс.

Обеспечить ряд конкретных способов, с помощью которых можноповысить эффективность работы, усилить и направить креативность отдельных лиц и групп.

Установить ряд способов определения различных типов креативных людей.

Выполнение этих задач должно было помочь нам: а) стимулировать индивидуальную креативность за счет укрепления нашей собственной гибкости и креативности на повседневном уровне; б) управлять групповой креативностью, стимулируя инновации в рамках динамических паттернов рабочей группы; и в) продвигать антрепренерские установки и убеждения.

В части I мы исследовали процесс индивидуальной креативности. Для начала мы провели различия между процессом и результатами креативности и установили базовое допущение НЛП: «Карта не есть территория». В рамках этого фрейма креативность является результатом изменений и дополнений наших карт.

Мы ввели убеждение, согласно которому креативность — непрерывный процесс, процесс постоянного увеличения гибкости и расширения карт, по которым мы живем. Как гласит закон необходимого разнообразия, креативность имеет большое значение потому, что наши действия и взаимодействия протекают в среде, изобилующей неопределенностью, вариативностью и изменениями. Процесс постоянной креативности приобретает все большее значение вместе с увеличением


Чааь Ш. Управление групповой креативностью

количества или интенсивности изменений и неопределенности в системе.

Мы исследовали структуру креативного процесса применительно к основной петле обратной связи, которая определяется моделью ТОТЕ. Какие виды целей, доказательств и действий составляют креативный Процесс того или иного человека? Как этот человек реагирует на проблемы? Это привело нас к понятиям «стратегии мышления» и «стили мышления». Мы признали, что процессы установления и репрезентации целей, оценки доказательств и совершения действий — как минимум, на индивидуальном уровне — берут начало в нервной системе и проявляются в форме нейролингвистических программ. Эти программы обладают когнитивной структурой, которая может быть определена в терминах репрезентативных каналов и стилей мышления, связанных с пятью органами чувств. Структуру креативного процесса можно описать согласно модели ROLE: модальность репрезентации, ориентация этой модальности, связи между модальностями и эффект, к которому приводит репрезентация, применительно к более общему процессу.

Затем мы рассмотрели ряд физиологических факторов, влияющих на индивидуальную креативность, применительно к особенностям модели BAGEL. Мы исследовали, как можно способствовать психическим процессам или управлять ими с помощью физиологических процессов, протекающих как на микро-, так и на макроуровне. Мы привели примеры того, как еле заметные микрофизиологические сигналы могут в тот или иной момент поддержать креативность или препятствовать ей на индивидуальном уровне. Мы признали наличие макроаспектов физиологии в том, что касается общих видов деятельности или состояний, которые подготавливают вас к тому, чтобы проявить креативность.

Кроме того, мы подтвердили наличие множества уровней влияния на креативность: влияние окружения, поведенческое, когнитивное, влияние, связанное с убеждениями, ценностями и допущениями, наконец — влияние, связанное с чувством личной и профессиональной идентификации.

Нами был сделан вывод о том, что нет единственно правильного способа быть креативным, однако все виды креативности подчиняются ряду общих принципов. Вариации зависят от людей, ситуаций и стадий креативности. Различные виды задач требуют различных типов креативности (новаторство, открытие и изобретение). С помощью


Глава 10. Заключение и выводы

моделей и понятий НЛП мы сформировали и ввели стратегию, моделирующую креативный процесс Уолта Диснея, таким образом определив общий цикл когнитивных процессов, характеризующихся функциями «мечтателя», «реалиста» и «критика».

В части II мы исследовали процесссо-креативности и способы применения креативности при решении проблем. Мы доказали, что креативность при решении проблем требует доскональной репрезентации проблемного пространства согласно модели SCORE и последующего расширения карты с целью найти пространство решения, состоящее из других альтернатив и вариантов.

Действуя на основании базового принципа креативного решения проблем — «нельзя решить проблему с помощью того же типа мышления, который ее создал», — мы признали, что когнитивные и поведенческие паттерны стратегии, эффективной в одном контексте, можно определить и перенести в другие контексты. Мы исследовали со-креативный процесс консультирования другого человека при переносе ТОТЕ из позитивного референтного контекста в ситуацию, требующую большего проявления креативных способностей. Нашей целью было перенести элементы процесса из эффективного контекста в менее эффективный, чтобы расширить карту, пространство восприятия, связанное с решением проблемы или репрезентацией потенциальных симптомов, причин, результатов или эффектов конкретной проблемной ситуации. Мы вновь подтвердили сделанный ранее вывод о том, что основная функция креативности — расширять пространство восприятия.

Одним из открытий, которые мы сделали в ходе упражнения на перенос ТОТЕ, стало следующее: зачастую наши допущения и убеждения фильтруют или блокируют определенные аспекты креативных способностей, которыми мы на самом деле обладаем. Установление и проработка или рефрейминг этих допущений могут, образно говоря, выпустить зверя из клетки.

Мы исследовали то, как использование множественных точек зрения и различных режимов восприятия, а также процессов латерального мышления, позволяет эффективно расширять восприятие проблемного пространства, определять ограничивающие допущения и бороться с ними, находить новые пространства решения. Мы представили процесс «интервидения», задействующий визуальный канал репрезентации и латеральное мышление, как способ расширения перспективы и выявления множественных репрезентаций проблемного пространства.


Часть III. Управление групповой креативностью

В части III мы исследовали групповую креативность и ее применение для достижения организационных целей и решения проблем. Мы установили, что управление креативным процессом группы, по сути, включает в себя координацию различных стилей мышления, сбалансированность фаз креативного цикла и согласование различных уровней групповых процессов («что», «как», «почему», «кто») согласно маршруту переходных состояний, ведущих к желаемому состоянию (SOAR).

Мы изучили стратегии управления ситуациями, участники которых обладают различными моделями мира, а также различными преимуществами и недостатками применительно к креативности. Затем мы исследовали паттернов метапрограмм как способ направлять индивидуальные процессы креативности на более общем уровне (временной фрейм, размер «группы», акцент на задаче или взаимоотношениях и т. п.). В связи с этим мы рассмотрели проблемы, касающиеся управления циклом «мечтатель, реалист, критик» в группе, а также того, как руководителю группы следует поддерживать и уравновешивать эти виды мыслительных процессов, как последовательных, так и одновременных.

Мы затронули ряд вопросов, связанных с влиянием «кто» на креативный процесс группы, где «кто» относится к организации, команде и руководителю группы. Мы установили значимость взаимоотношений в связи с групповой креативностью и сравнили вопросы консенсуса и права собственности на идею применительно к комплементарным отношениям/отношениям равенства в группе.

Нам удалось определить, как различные инструменты, такие как репрезентативные каналы, метасообщения, психогеография, правила взаимодействия и другие когнитивные и поведенческие паттерны, могут наблюдаться и использоваться для пристройки и ведения группового процесса. Затем мы синтезировали ряд этих понятий и действий в коммуникативные стратегии, которые позволяют нам в дальнейшем исследовать новые перспективы и приведут к общему пониманию проблемы.

Последнее упражнение — ролевая игра — помогло нам изучить синтез и значимость всех понятий, навыков и моделей НЛП применительно к управлению креативным процессом в рамках группового взаимодействия; важную роль здесь сыграло наблюдение за физиологическими сигналами, уровнями, метапрограммами и стилями мышления.


Глава 10. Заключение и выводы

В заключение мы можем сделать вывод о том, что все методы управления креативностью в НЛП — микро- и макро-, на индивидуальном или групповом уровне — попадают под действие трех основных принципов креативности:

Понятие «фрейм результата» — даже стремление избежать чего-либо должно укладываться в более широкие рамки стремленияприйти к какому-то результату.

Понятие «обратная связь в отличие от неудачи» — отсутствие успеха не является признаком неудачи. На самом деле, это указание нато, что следует изменить для достижения результата.

Фрейм «гибкости* — базовый принцип: если то, что вы делаете, неработает, делайте что-нибудь другое — практически все равно что.


Часть III. Управление групповой креативностью

РАЗДЕЛ 10. КАРТА А

 

 

 

 

 

1. Допущения НЛП 2. Модель ЮТЕ 3. Стили мышления 4. Модель ROLE 6. Модель BAGEL
         
5. Физиология  
7.  
Микро- и макроэлементы, поддерживающие/ блокирующие креативность      
8. Базовые фреймы/ инструкции для креативности 9. Креативность и решение проблем 10. Перенос элементов 7D7Fдля отдельного человека
       
11. Креативность как расширение пространств восприятия 12. Модель логических уровней 13. Влияние допущений и убеждений на креативность 14. Модель SOAR
15. Метапрограммы
 
16. Режимы, позволяющие управлять процессами креативности 17. Фазы и позиции креативного процесса 18. Креативность в группах 19. Изменение, обучение и креативность
               

Ключевые положения

НЛП сосредоточивает внимание на процессе креативности, в отличие от его содержания или результатов.

НЛП подчеркивает стратегии, подлежащие обобщению, а также принципы и «трансконтекстуальные навыки», в отличие от ограниченных поведенческих методов.

Ключевые предпосылки НЛП гласят, что карта не есть территория и что креативность по сути является процессом расширения и обогащения наших карт с целью повышения эффективности и поиска новых возможностей на прежней «территории». Креативность необходима для достижения успеха и выживания. Мы вынуждены постоянно модернизировать и укреплять собственные карты, чтобы адекватно реагировать на постоянно растущие изменчивость и неопределенность систем, элементами которых мы являемся.

Креативность — это процесс, структура которого организована согласно модели ЮТЕ. Ее эффективноаь определяется типами целей, доказательств, действий и ре-


Глава 10. Заключение и выводы

акций на проблемы, которые определяют нейролингвистическую программу, посредством которой и осуществляется эта модель.

Креативность — многоуровневый процесс, подверженный влиянию как микроуров-невых (ROLE и BAGEL), так и макроуровневых (метапрограммы, состояния и допущения) факторов.

Мы можем идентифицировать когнитивные и поведенческие паттерны стратегии, эффективной в одном контексте, и перенести их в другие контексты.

Выделяются три основных типа креативности (инновация, открытие и изобретение), которые соответствуют общему циклу креативного процесса, характеризующемуся функциями «мечтателя», «реалиста» и «критика».

Креативность в решении проблем подразумевает доскональную репрезентацию проблемного пространства и последующее обогащение карты с целью найти пространство решения, состоящее из других вариантов и альтернатив (SCORE).

Использование множественных точек зрения, различных режимов репрезентации и процессов латерального мышления эффективно для расширения воспринимаемого проблемного пространства, а также поиска нового пространства решения. Нельзя решить проблему с помощью того же типа мышления, который ее породил.

Управление креативным процессом группы, по существу, включает координацию различных стилей мышления, установление баланса между фазами креативного цикла и согласование различных уровней группового процесса («что», «как», «почему», «кто») согласно маршруту переходных состояний, ведущему к желаемому состоянию (SOAR).

Можно наблюдать и использовать различные инструменты,такие как репрезентативные каналы, метапослания, психогеография, правила взаимодействия и другие когнитивные и поведенческие паттерны, и с их помощью осуществлять пристройку с ведением группового процесса.

Все разнообразие методов управления креативностью в НЛП — микро- и макроуров-невые, на индивидуальном или групповом уровне — вращается вокруг трех базовых принципов:

Фрейм результата: поскольку стимулом для креативности может быть желание достичь чего-либо или избежать чего-либо, креативный процесс всегда протекает в поиске позитивного результата или пространства решения.

Обратная связь, а не поражение: внутри фрейма креативности не может быть поражений. Отсутствие успеха воспринимается скорее как а) решение другой проблемы, или б) обратная связь, несущая информацию о том, что следует откорректировать, а также — как это следует откорректировать.

Фрейм гибкости: креативность на глубинном уровне связана с наличием альтернатив. Перед началом любых действий важно запастись несколькими вариантами. Наличие выбора всегда лучше, чем его отсутствие. Если то, что вы делаете, не работает, делайте что-нибудь другое.


Часть III. Управление групповой креативностью

Практикум

Пересмотрите материал, изложенный в этой книге.

Какие новые когнитивные представления и знания кажутся вам особенно яркими?

Какой референтный опыт кажется вам наиболее ярким?

В чем вы приобрели осознанную компетентность?

В чем вы приобрели неосознаваемую компетентность?

Какой главный урок вы получили применительно к вашей собственной креативности?

Какой главный урок вы получили применительно к процессу со-креативности?

Какой главный урок вы получили применительно к управлению групповой креативностью?

Какие наиболее ценные уроки вы лично извлекли из семинара?

Какие модели, понятия или навыки, по вашему мнению, окажутся наиболее полезными или пригодными для вашей профессиональной реальности?

Какие уроки вы получили относительно того, что выходит за рамки креативности?


ПРИЛОЖЕНИЕ


Матрица коммуникации

Матрица коммуникации суммирует ряд ключевых параметров коммуникации.

1. Люди: отправитель сообщения —»получатель сообщения

1) Физическое измерение

Один — Я Некоторые — Я Многие — ЯОдин — Один Некоторые — один Многие — один

Один — некоторые некоторые — некоторые многие — некоторые Один — многие некоторые — многие многие — многие

2) Измерение отношений — «статус»

Комплементарные (СЕО => руководитель подразделения) Симметричные (сотрудник отдела маркетинга <=> сотрудник отдела маркетинга)

Взаимные (сотрудник отдела маркетинга <=> сотрудник отдела развития)

Метакомплементарные (сотрудник финансового отдела => сотрудник отдела маркетинга: «некоторые равные более равны, чем другие»)

3) Состояние:А. Установка

Б. Метапрограмма

2. Сообщения (подразумеваемые/полученные):1) Измерения сообщений

Микро- макро- парасообщение (тот же

уровень)


Приложение

2) Метасообщение: сообщение более высокого уровня о:

A. Типе отправленного сообщенияБ. Состоянии/статусе отправителя

B. Состоянии/статусе получателя

Г. Контексте, из которого отправлено сообщение

3) Типы/уровни сообщений:

 

А. Идентификация кто? миссия
Б. Убеждения/ценности почему? разрешение/
    мотивация
В. Способности как? направление
Г. Поведение что? действия
Д. Окружение где/когда? границы/
    ограничива-
    ющие факто
    ры

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                Коммуникация            
     
                     
  Люди     Сообщения     Средство
                           
      !    
Отправитель Получатель   Содержание Мета-сообщение Канал Контекст Культура  
    j i      
Установка Статус   Подразумеваемые Получаемые - Образы Ограничители - Допущения
                         
     
  Уровень   Голос Сроки - Правила
           
- Письменный
 
- Телесный

Рис. П.1. Матрица коммуникации


Приложение

3. Средство

1) Контекст (микро-и макро-)

А. Физические измерения (внешние ограничители, психогеография, аудитория и т. п.) Б. Нефизические измерения (задача, роль, сроки и т. п.)

2) Культура

А. Допущения Б. Правила

3) Каналы коммуникации (объем избыточной информации и об-

ратная связь)

A. ОбразыБ. Голос

B. ПисьменныйГ. Телесный


Библиография

Aristotle (1979) On the Soul{ Britannica Great Books), Encyclopedia Britannica Inc.: Chicago IL.

Ashby, W. R. (1956) Introduction to Cybernetics, Chapman and Hall, Ltd.: London.

Ashby, W. R. (1960) Design for a Brain, Chapman and Hall, Ltd.: London.

Bandler, R. (1984) Using Your Brain, Real People Press: Moab, UT.

Bandler, R., Grinder, J. (1979) Frogs into Princes, Real People Press: Moab, UT.

Bateson, G. (1972) Steps to an Ecology of Mind, Ballantine Books: New York, NY.

BronowskiJ. (1973) The Ascent of Man, Little, Brown and Co.: Boston, MA.

Chomsky, N. (1968) Language and Mind, Harcourt Brace Jovanovich, Inc.: New York, NY.

DeLozierJ., Grinder J. (1987) Turtles All the Way Dozem: Prerequisites to Personal Genius, Grinder, DeLozier and Associates: Santa Cruz, CA.

Dilts, R. (1982) «Let NLP Work for You», Real Estate Today, Vol. 15, No. 2, February.

Dilts, R. (1983) Applications of Neuro-Linguistic Programming: A practical guide to communication, learning and change, Meta Publications: Cupertino, CA.

Dilts, R. (1990) Albert Einstein: Neuro-Linguistic Analysis of a Genius, Dynamic Learning Publications: Ben Lomond, CA.

Dilts, R. (1990) Changing Belief Systems tenth NLP, Meta Publications: Cupertino, CA.

Dilts, R. (1990) The Parable of the Porpoise: A New Paradigm for Learning and Management, Dynamic Learning Publications: Ben Lomond, CA.

Dilts, R. (1990) Walt Disney: The Dreamer, The Realist and The Critic, Dynamic Learning Publications: Ben Lomond, CA.

Dilts, R. (1992) Wolf gang Amadeus Mozart: Songs from the Spirit, Dynamic Learning Publications: Ben Lomond, CA.

Dilts, R. В., Epstein, Т., Dilts, R. W. (1991) Tools for Dreamers: Strategies for Creativity and the Structure of Invention, Meta Publications: Cupertino, CA.


Поможем в написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой





Дата добавления: 2015-08-17; просмотров: 585. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2022 год . (0.067 сек.) русская версия | украинская версия
Поможем в написании
> Курсовые, контрольные, дипломные и другие работы со скидкой до 25%
3 569 лучших специалисов, готовы оказать помощь 24/7