Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

ГЛАВА ДЕСЯТАЯ. Инцидент с Вавилонской башней неожиданно положил конец самому длительному периоду перемирия в истории человечества





ПЛЕННИК ПИРАМИДЫ

Инцидент с Вавилонской башней неожиданно положил конец самому длительному периоду перемирия в истории человечества. По нашему мнению, цепь трагических событий началом которой стало разрушение Вавилонской башни имеет прямое отношение к Великой пирамиде и ее загадкам Чтобы найти ответ на эти загадки, мы должны предложить свою версию того, как была спроектирована, построена и впоследствии замурована пирамида, а также историю проникновения людей внутрь этого грандиозного сооружения

К многочисленным загадкам, связанным с сооружением и назначением Великой пирамиды в Гизе, после завершения ее строительства добавились две новые. Все теории пытавшиеся объяснить их, основывались на предположении что пирамида представляет собой царскую гробницу, и были полны изъянов и противоречий. Мы убеждены, что ответы следует искать не в истории фараонов, а в истории богов

Описания Великой пирамиды, встречающиеся у греческих и римских историков классического периода, свидетельствуют о том, что в те времена знали о поворачивающемся камне, который закрывал вход в нисходящую галерею и подземную камеру. Однако никто даже не догадывался о существовании целой системы верхних коридоров, галерей и камер, потому что восходящий коридор был замурован с помощью трех больших гранитных блоков, а затем замаскирован треугольным камнем, чтобы спускавшийся по нисходящему коридору не догадался о существовании соединения с верхними проходами (рис. 65).

В последующие века люди забыли даже расположение входа в пирамиду, а когда халиф аль-Мамун (в 820 году нашей эры) попытался проникнуть внутрь Великой пирамиды, его людям пришлось наугад прорезать туннель в камне. И только услышав звук падающего камня внутри пирамиды, они двинулись в этом направлении и добрались до нисходящего коридора. Выяснилось, что в проход упал камень треугольной формы, закрывавший соединение с восходящим коридором, и его обрушение открыло гранитную заглушку. Люди аль-Мамуна не смогли пробить гранитные блоки, и поэтому они просто обошли их, разрушив известняковую кладку вокруг. В результате открылся восходящий коридор, который вел к внутренним и верхним помещениям пирамиды. Арабские историки в один голос утверждают, что аль-Мамун ничего не нашел — пирамида оказалась пустой.

Очистив восходящий коридор от мусора - осколков известняковых плит, которые скатились к гранитным заглушкам, - люди аль-Мамуна вскарабкались по этому проходу квадратного сечения и попали в более просторное место, где можно было встать во весь рост. От этого места отходили горизонтальный коридор и Большая галерея (рис. 66). Пройдя по горизонтальному коридору, люди аль-Мамуна обнаружили в его конце сводчатое помещение (впоследствии исследователи назвали его «Камерой царицы») — тоже пустое, но с нишей непонятного назначения (рис. 49). Вернувшись к развилке, они затем поднялись по Большой галерее (рис. 45), пустые ниши и выступы которой помогали карабкаться вверх, что было не так-то легко из-за известняковой пыли, покрывавшей пол и пандусы галереи. Взойдя на горизонтальную площадку, образованную огромной каменной плитой, они через короткий, относительно узкий и низкий проход попали в так называемую прихожую с демонтированными опус- кающимися дверьми (рис. 67). Из прихожей проход вел в верхнее сводчатое помещение (впоследствии получившее название «Камеры царя»). В камере ничего не было — за исключением пустотелого каменного блока (так называемый «саркофаг»), который тоже оказался пустым.

 

 

Вернувшись к месту соединения трех проходов (восходящего коридора, Большой галереи и горизонтального коридора), люди аль-Мамуна заметили отверстие в восточной стене, где была выломана часть пандуса (рис. 68). Из пролома короткий горизонтальный проход вел к вертикальной шахте, которую арабы приняли за колодец. Спустившись по этому «колодцу», они обнаружили, что это всего лишь верхняя часть длинных (около 200 футов) и извилистых туннелей, которые с помощью шестифутового прохода соединяются с нисходящим коридором, обеспечивая связь между верхними и нижними помещениями пирамиды (рис. 66). По всей вероятности, нижний выход из системы туннелей был закрыт и замаскирован, чтобы тот, кто шел по нисходящему коридору, не смог увидеть его. Люди аль-Мамуна спустились по вертикальной шахте и разблокировали выход.

Результаты этих (и последующих) исследований вызвали много вопросов. Кто, когда и зачем замуровал восходящий коридор? Кто, когда и зачем проложил извилистый туннель через известняковое тело пирамиды и ее гранитное основание?

Самая первая и долгоживущая теория предлагала один ответ сразу на две загадки. Эта теория утверждает, что Великая пирамида была построена как гробница для фараона Ху-фу (Хеопса) и что после того, как тело усопшего фараона поместили в саркофаг в Камере царя, рабочие столкнули три гранитных блока вниз с Большой галереи по нисходящему коридору, чтобы запечатать вход в усыпальницу. Сами рабочие оказались заживо погребенными внутри пирамиды. Но им удалось перехитрить жрецов: разбив последний камень пандуса, они пробили вертикальную шахту, добрались до нисходящего коридора и выбрались через вход в пирамиду.

Эта теория, однако, не выдерживает более тщательного анализа.

Вертикальная шахта состоит из семи явно различимых сегментов (рис. 66). Она начинается с верхнего горизонтального участка (А), ведущего из Большой галереи к вертикальному участку (В), который с помощью извилистого сегмента С соединяется с нижним вертикальным участком D. Далее идет длинный, прямой и относительно пологий сегмент Е, переходящий в более крутой участок F. В конце сегмента F расположен участок G, который планировался горизонтальным, но получился с небольшим наклоном и который соединяет вертикальную шахту с нисходящей галереей. За исключением горизонтальных отрезков А и G, соединяющих шахту с остальными помещениями, все сегменты вертикальной шахты (В, С, D, Е и F) расположены в одной плоскости (сечение восток — запад), параллельной той, в которой размещены камеры и коридоры пирамиды; расстояние между этими плоскостями составляет около шести футов, что равняется длине верхнего (А) и нижнего (G) проходов.

Три верхних сегмента вертикальной шахты проходят через известняковые блоки, из которых сложена пирамида, тогда как нижние участки длиной 150 футов пробиты в твердой скале. Несколько рабочих, оставленных для того, чтобы столкнуть гранитные заглушки, просто не смогли бы пробуравить скалу. Кроме того, если бы шахта прокладывалась сверху, то куда делись осколки породы, которые рабочим приходилось поднимать наверх? При ширине прохода около 28 дюймов в верхних камерах в проходах должно было накопиться около тысячи кубических футов мусора.

Все эти нестыковки привели к появлению новых теорий, в основу которых легло предположение, что вертикальная шахта прокладывалась снизу вверх (в этом случае мусор убирался из пирамиды через нисходящий коридор). Но зачем это было сделано? Ответ: по воле случая. Во время погребальной церемонии произошло землетрясение, в результате чего раньше времени спустились гранитные заглушки и внутри пирамиды оказались запертыми не только рабочие, но также члены царской семьи и жрецы. Спасательные команды, в распоряжении которых имелся план пирамиды, пробили туннель наверх, добрались до Большой галереи и спасли знатных особ.

Эта теория (а также еще одна, давно отброшенная, о том, что шахту пробили грабители могил) не в состоянии объяснить, помимо всего прочего, точности и аккуратности выполненных работ. За исключением сегмента С, довольно грубо пробитого через каменную кладку, а также участка G, две квадратные грани которого были оставлены необработанными и имеют наклон, остальные участки поражают своей прямизной, точностью прокладки, тщательно обработанными поверхностями и одинаковым по всей длине углом наклона. Зачем спасательным бригадам (или грабителям могил) тратить время, добиваясь точности и совершенства? Зачем выравнивать поверхности, если это значительно затрудняет подъем вверх по шахте?

По мере того как накапливались свидетельства того, что внутри Великой пирамиды никогда не было гробницы фараона, возникла новая теория, приобретавшая все больше сторонников: вертикальная шахта была пробита для того, чтобы исследовать трещины, появившиеся в скале в результате землетрясения. Лучше всего эту концепцию сформулировали братья Джон и Мортон Эдгар («The Great Pyramid Passages and Chambers»). Видя в пирамиде каменное воплощение библейских пророчеств, они с истинно религиозным рвением исследовали, очищали, измеряли и фотографировали все части этого грандиозного сооружения. Братья убедительно доказали, что верхний горизонтальный участок (А), ведущий к вертикальной шахте, а также верхняя вертикальная секция В являются неотъемлемой частью первоначального плана пирамиды (рис. 69).

 

 

Они также обнаружили, что нижняя вертикальная секция (D) в том месте, где она пересекает полость в скале, сложена из каменных блоков (рис. 70). Это можно было сделать лишь в том случае, если грот еще не был закрыт известняковыми блоками пирамиды. Другими словами, эта секция вертикальной шахты тоже является частью первоначального плана.

После того как пирамида поднялась над каменным основанием, — рассуждали братья Эдгар, — сильное землетрясение раскололо скалу в нескольких местах. Желая узнать, насколько сильны повреждения и можно ли достраивать пирамиду, строители пробили сегменты Е и F, чтобы использовать их в качестве смотровых колодцев. Повреждения оказались не слишком серьезными, и возведение пирамиды было продолжено, но для того чтобы проводить периодический осмотр, пробили короткий (около шести футов) проход G, соединявший нисходящий коридор с секцией F и открывающий доступ в вертикальную шахту снизу.

 

Несмотря на то что теория Эдгаров (дополненная Адамом Рутерфордом в его работе «Пирамидология») была принята всеми пирамидологами и даже частью египтологов, она не давала ответа на все вопросы. Если длинные сегменты Е и F представляют собой всего лишь смотровые колодцы, то зачем было тратить столько времени на их тщательную обработку? И каково первоначальное назначение вертикальных отрезков В и D? Когда и зачем сквозь каменную кладку была пробита извилистая секция С? И зачем нужны гранитные заглушки, если не было ни похорон, ни погребения? На эти вопросы не могли дать удовлетворительного ответа ни пирамидологи, ни египтологи.

Тем не менее тщательные и многократные измерения, проведенные обеими группами, содержали ключи к разгадке: мы полагаем, что основные сегменты вертикальной шахты действительно были проложены строителями пирамиды, но только не после завершения строительства и не в ответ на чрезвычайную ситуацию. Скорее наоборот, это был результат предусмотрительности: они должны были служить ориентирами при возведении пирамиды.

За прошедшие столетия было много написано об удивительных геометрических пропорциях и соотношениях размеров Великой пирамиды. Однако из-за того, что в остальных пирамидах имелась лишь нижняя система ходов и камер, верхние помещения обычно считались более поздним дополнением. В результате исследователи почти не обращали внимания на взаимное расположение нижних и верхних помещений пирамиды, возможное лишь в том случае, если они проектировались и сооружались в одно и то же время. Так, например, место в Большой галерее, где пол неожиданно поднимается, образуя широкую горизонтальную площадку (U), центральная ось Камеры царицы (Q) и углубление в нижнем горизонтальном сегменте (R) расположеньї на одной линии, совпадающей с осью всей пирамиды. Загадочная ступень (S) в верхнем горизонтальном сегменте расположена на одной вертикали с концом нисходящего коридора (Р). Приведенный ниже рисунок позволяет убедиться в том, что таких совпадений имеется великое множество.

Что это — совпадения, архитектурные капризы или результат тщательного проектирования? Мы покажем, что эти и другие, еще не выявленные, соотношения являются следствием гениальной и в то же время простой конструкции пирамиды. Мы также продемонстрируем, что первоначальные сегменты вертикальной шахты были неотъемлемой частью не только строительных работ, но и самого проекта пирамиды.

Начнем с сегмента D, поскольку, как нам кажется, именно его проложили первым. В настоящее время все специалисты сходятся во мнении, что скалистый выступ, на котором стоит пирамида, был срезан таким образом, что образовалось несколько ступеней. Нижняя плоскость скалы (ее можно видеть снаружи) образует уровень фундамента, а самая верхняя плоскость находится на уровне так называемого грота; именно здесь виден нижний ряд каменной «кладки» пирамиды. Поскольку сегмент D располагается ниже этого ряда, его должны были проложить через грот и скальное основание до того, как построили что-то сверху, то есть раньше секций А, В и С. И поскольку пробивать туннель в скале можно лишь сверху — выходящей на поверхность стороны — вниз, то наклонный сегмент Е, начинающийся в том месте, где заканчивается сегмент D, мог быть проложен только после сегмента D. За Е последовал сегмент F, а последним был участок G.

Другими словами, участок D должны были с высокой точностью проложить через грот и скальное основание (рис. 70) раньше, чем все остальные сегменты вертикальной шахты. Но почему он расположен именно в этом месте, почему он строго вертикален, почему он не продолжается до самого верха и имеет именно такую длину?

Почему — этот факт всегда оставался без внимания — угол наклона сегмента Е относительно сегмента D и линии фундамента составляет ровно 45 градусов? И если сегмент Е должен был служить соединительной шахтой, почему он не продолжается до нисходящего коридора, а поворачивает, переходя в сегмент F? А почему сегмент F — этот факт тоже оставался незамеченным — расположен строго под прямым углом к нисходящему коридору?

Чтобы найти ответ на эти вопросы, мы спросили себя: как архитекторам удалось добиться такой симметрии, точности и удивительного геометрического подобия? Решение, к которому мы пришли, лучше всего иллюстрируется схемой (рис. 71). Это общий план внутренних помещений пирамиды, начерченный точно так же, как — мы убеждены в этом — это могли сделать строители пирамиды — простой и очень остроумный архитекторский план, позволяющий добиться поразительной симметрии и точности с помощью нескольких прямых и всего трех окружностей!

Строительство пирамиды началось с выравнивание скалы, которая должна была стать основанием этого грандиозного сооружения. Для придания пирамиде большей устойчивости скала была стесана до базового уровня только по периметру, а в центре она ступенями поднималась выше. По нашему мнению, именно тогда в качестве опорной точки был выбран грот — пещера в скале искусственного или естественного происхождения.

Именно здесь, через грот, была проложена первая шахта D — строго вертикально. Часть ее пробили в скале, а часть выложили из каменных блоков (рис. 70). Ее высота (рис. 71) в точности соответствует расстоянию от базового уровня до уровня, где внутри пирамиды заканчивается скала и начинается каменная кладка.

 

 

 

Давно известно, что для вычисления высоты, окружности основания и длины граней пирамиды использовалось число «пи» — константа, определяющая соотношение между длиной окружности или сферы и ее линейными размерами и площадью. Как показано на нашем рисунке, не только внешние размеры пирамиды, но и ее внутренняя структура определялась тремя окружностями.

Если в сегмент D поместить теодолит и направить его луч строго вверх, мы получим ключевую вертикальную линию, значение которой будет объяснено ниже. Но сначала следует провести горизонтальную линию, на которой расположены центры трех окружностей. Первая из этих точек (1) находится в сегменте D, а две остальные являются точками пересечения этой окружности с горизонтальной линией и сами служат центрами перекрывающихся окружностей.

Для построения этих окружностей архитекторы пирамиды должны были вычислить их радиус. Исследователи Великой пирамиды долгое время безуспешно пытались применить к ее совершенным пропорциям применявшиеся в Древнем Египте меры длины — «локоть», состоящий из 24 «пальцев», и «царский локоть», состоящий из 28 «пальцев» (25,63 дюйма, или 525 миллиметров). Около трех столетий назад сэр Исаак Ньютон пришел к выводу, что таинственный «священный локоть», соответствующий 25,2 дюйма, применялся не только при сооружении пирамиды, но и при постройке

Ноева ковчега и Иерусалимского храма. В настоящее время и египтологи, и пирамидологи согласны с этим положением—в его части, касающейся пирамиды. Наши собственные расчеты показывают, что выбранный для трех окружностей радиус равняется 60 «священным локтям». Число 60 присутствует в расчетах не случайно — это основа шумерской шестидесятеричной системы счисления. Мера, равная 60 «священным локтям», доминирует в пропорциях внутренней структуры пирамиды и в размерах ее основания.

После определения радиуса можно построить три базовые окружности. Теперь пирамида начинает обретать форму: там, где вторая окружность пересекает линию основания (точка 4), начинается грань пирамиды, наклоненная под углом 52. Этот угол считается совершенным, поскольку обеспечивает соотношение размеров, пропорциональное числу «пи».

Затем от нижней части шахты D был проложен участок Е — точно под углом 45°. Прямая, являющаяся продолжением отрезка Е, пересекает вторую окружность в точке 5, определяя вторую точку для построения грани пирамиды, а также отмечая плоскость сечения, площадь которого равна половине площади основания пирамиды и на которой заканчивается Большая галерея и располагаются прихожая с Камерой царя (линия 5-U-K). Продолжение отрезка Е вниз дает точку Р, где должен заканчиваться нисходящий коридор, а вертикаль, проведенная от точки Р, определяет ступень S в горизонтальном коридоре.

Обращаясь к третьей базовой окружности, мы видим, что ее центр (точка 3) расположен на оси всей пирамиды. Там, где эта окружность пересекает линию сечения половинной площади, расположена горизонтальная площадка (U), которой заканчивается Большая галерея. Третья окружность также определяет местоположение Камеры царицы, находящейся на ее вертикальной оси. Соединив точки 2 и U, мы получим наклонную линию, вдоль которой проходит пол восходящего коридора и Большой галереи.

После этого от нижнего конца сегмента Е была проложена шахта F, пересекающая линию пола восходящего коридора (2-U) точно под прямым углом. От точки пересечения сегмента F с первой окружностью (точка 6) через точку 2 проводится прямая до грани пирамиды (точка 7), которая определяет расположение нисходящего коридора, места соединения с восходящим коридором (точка 2) и входа в пирамиду.

Таким образом, шахты D, E, F и три окружности определяют основные соотношения в конструкции Великой пирамиды. Но при этом остаются неизвестными точки окончания восходящего коридора и начала Большой галереи, а также начала горизонтального коридора, ведущего к Камере царицы. Мы убеждены, что именно этой цели служит сегмент В. До сих пор никто не обращал внимания на тот факт, что длина этого участка в точности равна длине участка D, а также расстоянию между уровнем входа в пирамиду и уровнем горизонтального коридора. Сегмент В расположен в том месте, где линия восходящего коридора пересекает окружность 2 (точка 8). Его продолжение вверх определяет начало вертикальной стены Большой галереи. Промежуток от точки 8 до точки 9, где продолжение сегмента В пересекает горизонталь, проведенную через точку 8, представляет собой место грандиозного пересечения, изображенное на рис. 68.

Сегмент В, соединенный с коридорами с помощью короткого горизонтального сегмента А, позволяет строителям пирамиды завершить проектирование внутренних помещений. После этого все отрезки вертикальной шахты становятся ненужными — с архитектурной и функциональной точек зрения — и доступ к ним закрывается с помощью плотно пригнанного клиновидного камня пандуса (рис. 72).

Участки D, Е и F также исчезают из вида по мере того, как над скальным основанием пирамиды поднимается кладка из известняковых блоков. Именно тогда, по всей видимости, была пробита неровная шахта G, позволившая извлечь измерительный инструмент из участков D, Е и F или провести контрольные замеры. Затем в том месте, где нисходящий коридор соединялся с участком G, отверстие закрыли плотно пригнанным каменным блоком, и доступ к нижним участкам вертикальной шахты тоже был перекрыт.

После завершения строительства пирамиды все участки вертикальной шахты оказались недоступными — за исключением одного, который — как мы уже показали — не играл никакой роли в проектировании и строительстве пирамиды.

Это был извилистый и непохожий на остальные туннель С, грубо пробитый сквозь каменную кладку, так что многие блоки оказались разбитыми, и отдельные их части выдавались в проход. Когда, почему и как возник этот загадочный туннель С?

Мы убеждены, что в момент окончания строительства пирамиды этот участок не существовал. Шахту поспешно пробили гораздо позже, когда в Великой пирамиде был заживо замурован Мардук.

Тот факт, что Мардука заперли в «горе-гробнице», не вызывает сомнений, — об этом говорят многочисленные древние тексты. Другие месопотамские источники проливают свет на причину такого наказания. Соединив вместе все факты, мы получаем возможность достаточно точно восстановить ход событий.

Изгнанный из Вавилона и Месопотамии, Мардук вернулся в Египет. Он достаточно быстро обосновался в Гелиополе, объявив город своим «культовым центром», для чего собрал в специальном храме космические реликвии, к которым еще долгое время стекались паломники со всей страны.

Пытаясь восстановить свою власть над Египтом, Мардук обнаружил, что с тех пор, как он покинул эти земли и попытался совершить государственный переворот в Месопотамии, в Египте многое изменилось. Несмотря на то что бог Тот не проявлял желания бороться за власть, а Нергал и Гибил находились далеко, на сцене появился новый соперник — Думузи. Младший сын Энки, владения которого примыкали к Верхнему Египту, стал претендовать на египетский трон.

Амбиции Думузи подогревала его супруга Инанна/Иштар, что давало Мардуку лишний повод для недоверия и подозрений.

Легенду о Думузи и Инанне/Иштар — он сын Энки, а она внучка Энлиля — называют древней повестью о Ромео и Джульетте. Как и пьеса Шекспира, она заканчивается трагедией, смертью и отмщением.

Впервые о присутствии Инанны/Иштар в Египте упоминается в надписях храма Эдфу, где повествуется о Первой Войне Пирамид. Там богиня носит имя Ашторет (ханаанское) и появляется на поле боя в рядах наступающего воинства Гора. Причиной ее необычного визита в Египет могло стать свидание с женихом Думузи, через земли которого проходила армия Гора. О приезде Инанны к Думузи («Пастуху») мы узнаем из древнего шумерского текста. В нем рассказывается, как Думузи ждет прибытия невесты, а затем успокаивает ее, испуганную перспективой переселиться в чужую страну. Инанна, появившаяся в дверях, подобна лунному сиянию. Думузи обнимает и целует ее, а затем говорит, что не сделает из нее рабыню и что она будет есть за тем же столом, что и он.

Несмотря на то что любовь между внучкой Энлиля и сыном Энки сравнима с любовью Ромео и Джульетты, принадлежавших к враждующим кланам, Инанна сумела получить благословение своих родителей, Нанны/Сина и Нингаль, а также своего брата Уту/Шамаша. Брак между молодыми людьми одобрили некоторые братья Думузи и, возможно, сам Энки. Они подарили Инанне украшения из ляпис-лазури, любимого синего камня богини. Намереваясь преподнести ей сюрприз, они спрятали камни под горкой ее любимых фруктов, фиников. В спальне Инанну ждала «золотая кровать, украшенная ляпис-лазурью, которую поставил для нее Гибил в жилище Нергала».

А затем братья поссорились, и началась война. И поскольку в спор были вовлечены только боги из клана Энки, присутствие внучки Энлиля никого не смущало. Но после победы Гора, когда изгнанный Сет оккупировал чужие земли, ситуация коренным образом изменилась: во Второй Войне Пирамид сыновья и внуки Энлиля сражались против рода Энки. «Джульетте» пришлось разлучиться со своим «Ромео».

После войны влюбленные вновь соединились, и между ними был заключен брак. Молодые люди дни и ночи проводили в наслаждениях, и это стало сюжетом многочисленных шумерских любовных поэм. Однако даже в минуты любви Инанна внушала Думузи провокационные мысли:

Как ни сладки твои уста и члены,

лишены они достоинств царевича!

Подчини мятежную землю, пусть плодится народ,

А я буду править страною!

В другом эпизоде она рассказывает супругу свой сон:

Было мне виденье: великий народ избирает Думузи богом страны своей... Я прославила имя Думузи, Я дала ему возвышенье.

Однако союз Инанны и Думузи нельзя назвать счастливым, поскольку он не принес наследника — важное условие для претворения в жизнь честолюбивых планов. Случилось так, что желание иметь законного наследника заставило Думузи прибегнуть к тактике отца: он пытался соблазнить собственную сестру. Но если Нинхурсаг приняла ухаживания Энки, то сестра Думузи Гештинанна отвергла брата. В отчаянии Думузи нарушил табу: изнасиловал свою сестру.

Эта трагическая история изложена на табличке, известной ученым под каталожным номером СТ. 15.28-29. Легенда рассказывает, как Думузи прощается со своей супругой Инанной, объявляя, что отправляется на пустынную равнину, где пасутся его стада. Там его ждала сестра Гештинанна, которая думала, что приглашена на увеселительную прогулку. Они «ели чистую пищу, окропленную медом и маслом, пили ароматное божественное пиво», пребывая в веселом расположении духа. Но Думузи твердо решил осуществить задуманное. Чтобы подготовить сестру, он случил барашка с его матерью, а козленка с его сестрой. Наблюдая за инцестом животных, Думузи начал гладить Гештинанну, но она по-прежнему «ничего не понимала». Когда же до Гештинанны дошел смысл действий Думузи, она закричала, но «он возлег на нее... и излил свое семя в ее лоно».

Затем Думузи обратился к сестре с «речью», которая из-за повреждения таблички осталась нерасшифрованной. Тем не менее можно предположить, что он объяснил Гештинанне причины своего «поступка». Как бы то ни было, из текста явствует, что все было организовано заранее и что Инанна была не только в курсе плана супруга, но и помогала разработать его.

Согласно моральному кодексу аннунаков изнасилование считалось серьезным преступлением. Давным-давно, когда на Землю прилетели первые группы астронавтов с Нибиру, военный трибунал приговорил их командира Энлиля к ссылке за то, что он изнасиловал юную сестру (впоследствии они поженились). Думузи, вне всякого сомнения, знал об этом. Он либо ожидал, что Гештинанна добровольно отдастся ему, либо у него были веские причины преступить закон. Читая о том, что Инанна была посвящена в планы мужа, невольно вспоминаешь библейскую историю об Аврааме и его бездетной жене Саре, которая сама предложила супругу свою служанку в наложницы, чтобы у него родился наследник мужского пола.

Осознавая всю тяжесть своего проступка, Думузи вскоре почувствовал, что должен расплатиться за преступление собственной жизнью. Об этом повествует шумерский текст под названием ША.ГА.НЕ.ИМ.ИР.ШИ — «Сердце его наполнилось слезами». Это поэма, повествующая о том, как Думузи увидел сон, в котором все его атрибуты отбирают «царственная птица» и сокол. Ночной кошмар завершается тем, что Думузи видит свое бездыханное тело среди принадлежащих ему стад.

Проснувшись, он обращается к своей сестре Гештинанне, чтобы та растолковала ему смысл сна. «Брат! Твой сон нехорош! Вот мое толкованье! — отвечает Инанна. — Тростники вокруг тебя взошли, тростники вокруг тебя взросли — то убийцы тебя подстерегли!!» Как только Гештинанна умолкла, из-за холмов появились «демоны» и схватили Думузи.

Связанный по рукам и ногам, он обратился с мольбой к Уту/Шамашу: «Уту, ты брат жены моей, я муж сестры твоей... Преврати мои руки в руки газели, преврати мои ноги в ноги газели. Дай мне уйти от демонов...» Вняв просьбе родственника, Уту помог Думузи сбежать. После многочисленных приключений Думузи нашел убежище в доме Белили матушки — сомнительного персонажа, игравшего двойную роль. Думузи вновь был схвачен, и вновь ему удалось убежать. В конечном итоге он спрятался среди своих стад. Но тут подул сильный ветер, перевернул чаши для питья, и «демоны» настигли Думузи:

Чаша лежит (разбитая), Думузи нет в живых, Стадо овечье предано ветру.

Все это случилось на пустынной равнине на берегу реки. География этих мест более подробно описана в другом тексте, получившем название «Безутешный плач». Текст, представляющий собой плач Инанны, рассказывает о том, как семь посланников Кура вошли в загон и разбудили Думузи. В отличие от предыдущей версии, где просто говорилось, что Думузи схватили «демоны», здесь прямо указано, что это было сделано по приказу свыше. «Господин мой послал нас за тобой», — объявил главный посланник проснувшемуся богу. Потом они сорвали с Думузи все атрибуты божественной власти:

Сними божественный убор с главы твоей,

встань с головой ты непокрытой;

сними ты платье царское,

вставай нагим;

и жезл божественный, что ты в руке сжимаешь,

на землю положи,

вставай с руками ты пустыми;

священные сандалии сними ты с ног,

вставай босым!

Думузи все же удалось бежать, и он добрался до реки у великой плотины в пустыне Е.МУШ» (дом змей). В Египте существует лишь одно место, где пустыня и река встречаются возле «великой плотины», — это первый порог Нила, где в настоящее время расположена Асуанская плотина.

Однако бурные воды реки не позволили Думузи переплыть на другой берег, где его ждали мать и Инанна, готовые взять его под свою защиту. Вместо этого опасные воды принесли юношу в Кур.

В этой и других версиях говорится, что те, кто пришел схватить Думузи, сделали это по приказу бога, облеченного высшей властью, Господина Кура, который «приговор ему вынес». Но этот приговор не мог быть одобрен всем Советом Богов: боги из лагеря Энлиля, в том числе Уту/Шамаш и Инанна, помогли Думузи бежать. Следовательно, приговор был вынесен лишь одной стороной — господином «демонов», посланных арестовать Думузи. Им был не кто иной, как Мардук, старший брат Думузи и Гештинанны.

То, что это был именно Мардук, становится понятным из текста, названного исследователями «Инанна и Билулу». В нем расплывчатый образ Белили-матушки превращается в мужской персонаж, скрывающийся под маской Господина Билулу (ЭН.БИЛУЛУ). Именно этот бог распорядился наказать Думузи. Аккадские тексты, в которых перечисляются эпитеты Мардука, поясняют, что Эн- Билулу — это «ил Мардук ша хаттати» («бог Мардук, который совершил грех») и «Оплакивающий Инанну».

Мардук с самого начала не одобрял любовную связь между Думузи и Инанной, а после Второй Войны Пирамид его недовольство должно было только усиливаться. После того как Думузи — его действия объяснялись политическими мотивами — изнасиловал Гештинанну, этот проступок дал повод Мардуку схватить Думузи и тем самым пресечь притязания Инанны на власть над всем Египтом. Но хотел ли Мардук предать Думузи смерти? Вероятно, нет: обычно за подобные преступления наказывали ссылкой. Неясные обстоятельства смерти Думузи указывают на то, что она, по всей видимости, была случайной.

Но Инанне от этого не было легче — случайно или намеренно, Мардук убил ее любимого. Древний текст не оставляет сомнений в том, что она жаждала мщения:

Что в сердце божественной Инанны?

Убить!

Убить Господина Билулу!

Работая с фрагментами, которые были найдены в собраниях месопотамских табличек, разбросанных по разным музеям, ученые составили текст, который Сэмюэл Крамер («Sumerian Mythology») назвал «Инанна и покорение горы Эбих». Он отнес его к циклу «мифов об убийстве драконов», поскольку в нем шла речь о борьбе Инанны со злым богом, прятавшимся внутри «Горы».

Сохранившиеся фрагменты рассказывают, как Инанна вооружилась разными видами оружия и напала на врага в его убежище. Другие боги пытались остановить ее, но она без страха приблизилась к горе, которую называла Э.БИХ («обитель печального плача») и хвастливо заявила:

Гора, ты высока,

ты выше всех других...

Твоя вершина задевает небеса...

Но я тебя разрушу,

с землей тебя сровняю...

И боль посею в твоем я сердце.

О том, что этой горой была Великая пирамида и сражение происходило в египетской Гизе, свидетельствуют не только древние тексты, но и изображение на шумерской цилиндрической печати (рис. 73). Инанна — по обыкновению изображенная полуобнаженной, в соблазнительной позе — бросает вызов богу, стоящему на вершинах трех пирамид. Расположение пирамид в точности соответствует расположению пирамид в Гизе. Египетский символ «анх», жрец в египетском головном уборе и переплетенные змеи — все это подтверждает, что действие происходит в Египте.

Мардук спрятался внутри пирамиды и не реагировал на угрозы Инанны. Ярость богини росла: «Во второй раз, оскорбившись горделивостью его, Инанна приблизилась (к пирамиде) и провозгласила: «Дед мой Энлиль согласие мне дал, чтоб в Гору я вошла!» Грозно потрясая оружием, она хвастливо заявила: «В сердце Горы я вторгнусь... Внутри Горы меня победа ждет!» Не получив ответа, она перешла в наступление.

Она удары наносила по бокам Э-Биха

по всем его углам,

по толще вздыбленной камней.

Но там... Великий Змей, что прятался внутри,

яд непрерывно источал.

Затем вмешался сам Ану. Он предупредил Инанну, что бог, скрывающийся внутри пирамиды, обладает грозным оружием: «оно ужасно извергает пламя; оно путь преградит тебе». Поэтому Ану посоветовал ей добиваться справедливости в суде, который назначит наказание прячущемуся богу.

Строки текста позволяют установить имя этого бога. Как и в легендах о Нинурте, он называется именем А. САГ и прозвищем «Великий Змей» — именно этим именем и оскорбительным эпитетом боги из стана Энлиля именовали Мардука. Место, где он прятался, тоже называется — «Э.КУР, чьи стены страшные уходят в небеса». Это Великая пирамида.

О последовавшем суде и вынесенном Мардуку приговоре мы узнаем из сохранившихся фрагментов текста, опубликованного Вавилонским отделом музея Пенсильванского университета. Уцелевшие строки текста начинаются с рассказа о том, как боги окружили пирамиду, и один из них, избранный глашатаем, обратился к Мардуку «в его укрытии»; «того, кто злобный, он умолял». Мардука убедили его слова. «Хоть и ожесточенный сердцем, заплакал он слезами чистыми», он согласился выйти и предстать перед судом. Суд состоялся там же, у подножия пирамид, в храме на берегу реки:

На место почтения, у реки, с тем, кого обвинили, они вступили. Пред истиной враги отошли. Правосудие свершилось.

Однако обвинить Мадука в смерти Думузи, произошедшей при невыясненных обстоятельствах, было не так просто. Никто не сомневался в ответственности Мардука за гибель Думузи. Но была ли смерть юноши случайностью или умышленным убийством? Умышленное убийство каралось смертью, но что, если преступление Мардука было непреднамеренным?

Инанне, смотревшей на пирамиды и на вышедшего из убежища Мардука, пришла в голову нео







Дата добавления: 2015-08-17; просмотров: 833. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!




Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...


Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...


ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...


Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...

Потенциометрия. Потенциометрическое определение рН растворов Потенциометрия - это электрохимический метод иссле­дования и анализа веществ, основанный на зависимости равновесного электродного потенциала Е от активности (концентрации) определяемого вещества в исследуемом рас­творе...

Гальванического элемента При контакте двух любых фаз на границе их раздела возникает двойной электрический слой (ДЭС), состоящий из равных по величине, но противоположных по знаку электрических зарядов...

Сущность, виды и функции маркетинга персонала Перснал-маркетинг является новым понятием. В мировой практике маркетинга и управления персоналом он выделился в отдельное направление лишь в начале 90-х гг.XX века...

Эндоскопическая диагностика язвенной болезни желудка, гастрита, опухоли Хронический гастрит - понятие клинико-анатомическое, характеризующееся определенными патоморфологическими изменениями слизистой оболочки желудка - неспецифическим воспалительным процессом...

Признаки классификации безопасности Можно выделить следующие признаки классификации безопасности. 1. По признаку масштабности принято различать следующие относительно самостоятельные геополитические уровни и виды безопасности. 1.1. Международная безопасность (глобальная и...

Прием и регистрация больных Пути госпитализации больных в стационар могут быть различны. В цен­тральное приемное отделение больные могут быть доставлены: 1) машиной скорой медицинской помощи в случае возникновения остро­го или обострения хронического заболевания...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.014 сек.) русская версия | украинская версия