СЕРГИЙ РАДОНЕЖСКИЙ
Отрок Варфоломей (будущий Великий подвижник земли Русской) родился в обедневшей боярской семье в Ростове. После грабежа Ростова Иваном Калитой семья Варфоломея уехала в небольшой город на северо-востоке московского княжества - Радонеж и занимались крестьянским трудом. Отроку не давалась грамота, но после чудесного явления ему старца, он быстро овладел ею и решил стать монахом. У него был старший брат - Стефан. После смерти родителей Сергий вместе с братом Стефаном (у которого незадолго до этого во время чумной эпидемии умерли жена и дети) стали монахами отшельниками на горе Маковец. Вскоре Стефан не выдержал тягот отшельничества и ушел из пустыни. Сергий продолжал свой духовный подвиг один. Постепенно о святом старце узнали на Руси, вокруг Сергия стали селиться другие монахи. Была построена церковь в честь святой Троицы, возник монастырь, Сергий стал его настоятелем. Будучи игуменом, Сергий продолжал трудиться. Он творил многочисленные чудеса: лечил больных, воскрешал мертвых. Некоторые ученые считают, что Сергий принадлежал к византийскому средневековому идеологическому учению исихастов. Исихасты считали, что весь мир пронизан божественными энергиями (Святым Духом, Светом фаворским). Простому человеческому зрению не дано увидеть фаворский свет, но если монах постоянно умертвляет плоть, заботится только о духовном развитии, то в результате исихии (молчаливый, умный, молитвы), когда человек пытается приблизится к Богу, ему может быть дано увидеть божественную энергию. Святость Сергия была столь велика, что он мог дать это зрение другим. Непременными условиями исихии были смирение и бедность. С древности на Руси монастыри были особенно житийными (или келейными): каждый монах жил в монастыре на деньги, составлявшие его вклад. Богатые люди давали большой вклад и могли не работать физически. Но Сергий видел несправедливость такого подхода. Монахи делились на трудников, которые не имели вклада и бывших богатеев, существовавших за их счет. Сергий в своем монастыре впервые ввел общежитийный устав: теперь имущество монастыря являлось собственностью всей его братии и все монахи должны были трудиться. Такой монастырь назывался - киновией. У Сергия было много последователей, которые основывали монастыри-киновии во всех уголках русской земли: Андронник стал игуменом Спасского монастыря в Москве, Кирилл основал монастырь на Белом озере. Общежитийные монастыри были созданы в Серпухове и Коломне. Реформа была очень важна, т.к. теперь все монахи занимались духовной деятельностью, не заботясь о хлебе насущном. После смерти митрополита Алексия Сергий был наиболее явным претендентом на пост митрополита, но, по его мнению, сан митрополита был связан с мирскими заботами, которые отвлекли бы его от духовного совершенствования. Поэтому Сергий отказался занять престол митрополита, но перед Куликовской битвой посчитал своим долгом благословить русское войско.
|