Значение шикхи
1. Бритая голова способствует чистоте тела. Подробнее: Швейцарец (2): (говорит по-французски) Гость (2): Имеет ли ваша стрижка какой-то определенный смысл? Интервьюер: В чем смысл вашей стрижки? "Вайшнавы с тилакой, с канти [шейными бусами из Туласи], с молитвенными четками, когда вы видите... И по опыту вы знаете. Как только они видят этих людей из движения Харе Кришна, они тоже произносят "Харе Кришна", давая возможность другим. Соответствующая одежда тоже необходима. Вам следует всегда быть экипированными: тилака, канти и шикха, сутра [священный шнур]. Тогда, как только обыкновенный человек увидит вас: "О, вот человек Харе Кришна. Харе Кришна", – он произнесет. Автоматически вы даете возможность другим повторять Харе Кришна". "Относительно того, кто такой вайшнав: вайшнав означает, что когда другие видят его, они тоже произносят Харе Кришна. Почему бы не дать им шанс увидеть вайшнава, который носит четки, тилаку и шикху?" "Что касается смены одежды: я хочу проинформировать тебя о том, что всякий осознающий Кришну человек должен быть гладко обритым, иметь Тилаку на лбу и на других одиннадцати местах, у него должна быть Шикха на макушке, помимо обычных четок. В редких случаях можно продолжать носить бороду, но лучше без нее, чтобы отличаться от Хиппи. Мы должны создать впечатление у публики, что мы не Хиппи. Не пытайся следовать неавторитетному совету Киртанананды. Никого не заботит твоя одежда, любой рассудительный человек принимает во внимание философию и практические беседы". Тамала Кришна (зачитывает газетную статью, описывающую Движение Харе Кришна):..."Мужчины бреют свои головы, оставляя небольшую прядь волос на затылке (см. далее "Стрижка Кришны"). Эта прядь, называемая шикхой, является отличительным признаком последователей Кришны". На самом деле никто не может имитировать нас, потому что никто не хочет отказываться от своих волос, поэтому никто не станет пытаться выдавать себя за преданного. "Бритая голова указывает на отречение от материальных удовольствий". Очень хорошо отмечено. Далее раздел о стрижке Кришны. Здесь говорится: "Символ. Характерным символом монахов является прядь волос, свисающая на затылке бритой головы. Поскольку опрятная шикха является предметом гордости, монахи зачастую помогают друг другу брить голову. Волосы срезают машинкой для стрижки волос (как показано слева), оставляя щетинистую голову (в центре)" – здесь иллюстрация постриженной головы. Прабхупада: Он сфотографировал это? Тамала Кришна: (смех) Да. "...которую намыливают и бреют безопасной бритвой (справа). Практика мужчин в ИСККОН брить головы, оставляя длинную прядь волос на затылке, называемую шикхой, – бросается в глаза еще больше, чем даже их шафрановые дхоти и шали. Первая реакция обывателя: "Почему они это делают?" Затем возникает второй вопрос: "Как они это делают?" Сами преданные Харе Кришна приводят три варианта ответа на первый вопрос. Некоторые из них говорят, что в странах с жарким климатом религиозные люди всегда брили свою голову, оставляя одну длинную прядь волос, ради поддержания чистоты. Чистое тело отражает чистоту духа". Прабхупада: Нужно написать ему письмо: "Вы взяли на себя такой труд описать Движение Харе Кришна, спасибо вам за терпение. Теперь мы просим вас прочитать наши книги и написать их обзор. Это и будет истинной презентацией Движения Харе Кришна. Сейчас вы изучили внешнюю сторону, а если всерьез изучите наши книги, получите больше знаний и сможете описать наше Движение точнее". Тамала Кришна: Хотите послушать, что еще он написал? Прабхупада: Хмм. Тамала Кришна: "Другие настаивают на том, что этот стиль бритой головы является отличительным признаком преданных, принадлежащих к различным духовным укладам. Длинные шикхи указывают на последователя Кришны. Другая группа утверждает, что обритая голова просто говорит об отречении от материального мира, его ценностей и удовольствий. Одна или несколько из этих причин могут быть истинным объяснением этого феномена.
"Санньяси-майявади не знают, что Шри Чайтанья Махапрабху был триданди, и считают Его экаданди-санньяси. Это заблуждение, виварта. В "Шримад-Бхагаватам" нет упоминаний об экаданди-санньяси. Символом санньясы там выступает триданди. Повторяя приведенный выше стих, Шри Чайтанья Махапрабху хотел показать, что принял именно тот вид санньясы, который рекомендуется в "Шримад-Бхагаватам". Однако санньяси-майявади, очарованные внешней энергией Господа, не способны понять образ мыслей Шри Чайтаньи Махапрабху. И по сей день все преданные Господа Чайтаньи, которые по Его примеру принимают санньясу, не снимают при этом священный шнур и оставляют пучок волос на затылке. В противоположность им, экаданди-санньяси снимают священный шнур и обривают голову наголо. Из этого следует, что им непонятен смысл триданда-санньясы, поэтому они не хотят посвятить свою жизнь служению Мукунде. Экаданди- санньяси просто стремятся к слиянию с бытием Брахмана, поскольку материальная жизнь вызывает у них отвращение". ("Шри Чайтанья-чаритамрита" Мадхья-лила 3.6, комментарий Шрилы Прабхупады)
"...если кто-то одевается как приличный американский джентльмен, без какой-либо робы, у меня нет возражений, но каждый мой ученик должен иметь флаг и знаки тилака на лбу. Это принципиальный момент". "Я не имею возражений, если члены нашего общества одеваются как приличные американские джентльмены, но при любых обстоятельствах преданный не может избегать тилака, флага на голове и шейных бус. Это – ключевые внешние атрибуты вайшнава". Упоминание о шикхе в ведических писаниях: нйасед дхридайа омкарам После этого надо повторить шестисложную мантру [ом вишнаве намах]. Слог ом нужно поместить на сердце, ви — на макушку, ша — между бровей, на — на шикху (пучок волос на затылке). Выдержка из "Панчаратра-прадипы": ПУЧОК ВОЛОС (ШИКХА) Согласно канонам ведической культуры, когда человек проходит церемонию чуда-карана-самскара (церемония обрезания волос) и упанайана (ведическая инициация), ему следует обрить свою голову, оставив при этом пучок волос, называемый шикхой. Для проведения любого вида йагйи необходимо иметь шикху. Таким образом, в рамках индийской традиции все брахманы, вайшнавы имеют шикху. Хотя, похоже, и не существует наставлений шастр касательно размера шикхи, Гаудийа Вайшнавы традиционно имеют таковые размером с копытце теленка, примерно 1,5 дюймов (5-6* см) в диаметре. Шрила Прабхупада упоминал об этом в разговоре с некоторыми из своих учеников во время пребывания на Гавайях: "Шикха Гаудия Вайшнавов – в диаметре полтора дюйма, – не больше. Более крупная шикха означает принадлежность к другой сампрадайе…она должна быть при этом завязана" (6 мая, 1972 год, Гавайи; Шрила Прабхупада Лиламрита V, стр.93). * Вероятно, в перевод дюймов в сантиметры закралась ошибка. Для того чтобы 1,5 дюйма соответствовали 5-6 см, 1 дюйм должен быть равен 3,3 – 4 см, что практически исключено, поскольку доминирующим стандартом дюйма в мире давно является английский дюйм, соответствующий 2,54 см. Таким образом, диаметр шикхи 1,5 дюйма соответствует 3,81 см. ** Хари-бхакти-виласа отмечает, что представители высших сословий завязывают шикху перед заключительным этапом принятия омовения. Это, в частности, применимо при принятии омовения в водоемах, таких как река или озеро. В этом случае не завязать шикху перед принятием омовения считается признаком принадлежности к низшему сословию, признаком неуважительного отношения к священному месту омовения. Вы можете завязать шикху перед омовением самым простым способом, перевязав ее более тщательно уже после полного принятия омовения. Воспоминания ученицы Шрилы Прабхупады Е.М. Говинды даси: История 10 – Мыльная пена и одежда Однажды в Нью-Джерси Шрила Прабхупада позвал меня в свою комнату и спросил, стираю ли я одежду в горячей воде с мылом. Он сказал, что обычно много мыло не требуется, но поскольку он принимает масляные массажи, необходимо стирать его одежду в очень мыльной и горячей воде, чтобы очищать ее должным образом. Он говорил не требовательно или взыскательно, а очень вежливо, с добротой и любовью. Затем он спросил, есть ли у меня какая-то другая одежда. Поскольку я была художницей, я носила джинсы. Сари в то время еще не были введены в обиход ИСККОН. Шрила Прабхупада сказал: "Мне не нравятся эти западные штаны, которые выставляют напоказ все части тела. Женщинам лучше носить длинные платья или сари, как это делают в Индии". Я кивнула и решила узнать что-нибудь насчет сари, потому что кроме джинсов у меня ничего не было, и, конечно, впоследствии мы всегда носили сари и длинные юбки вместо джинсов. Спасибо Вам, Шрила Прабхупада, за то, что учили нас, как одеваться, есть и даже как чистить зубы. Вы – совершенный отец, и даже сейчас я постоянно вспоминаю Ваши наставления во всех своих повседневных делах. В другой раз Вы сказали про мою короткую стрижку, когда мои волосы были подрезаны над ушами: "Мне не нравится эта стрижка. Лучше носи волосы длинными, собранными сзади в хвост, как у Джадурани". Поэтому с того самого дня я отрастила волосы, как Вы и просили. В другой раз Вы предложили мне завязывать волосы узлом, чтобы поймать в этот узел Кришну. Вы объяснили, что брахмачари завязывают шикху узлом, и в Индии женщины также завязывают волосы узлом, и в это время думают о том, чтобы поймать Кришну в этот узел. В этом заключается смысл узла шикхи и традиции женщин завязывать волосы узлом. Спасибо Вам, Шрила Прабхупада, что Вы такой совершенный отец. Вы учили нас, как мы должны выглядеть, как одеваться и как жить. Вы – наш вечный отец. Спасибо Вам. Мужчинам – ученикам Шрилы Прабхупады отращивать длинные волосы недопустимо: Прабхупада: Нет-нет. Вы уже отказались. Мои ученики не отращивают такие длинные волосы. Голову следует полностью брить по меньшей мере один раз в месяц: "Сейчас за нашу практическую сторону жизни мы известны по всему миру как люди с бритыми головами. Разве не так? Теперь мы отращиваем волосы. Мы забываем бриться, потому что есть небольшая снисходительность. Немедленно вползают отклонения. Нас должны знать как людей с бритой головой, а не с пышной шевелюрой. Это дефект. По меньшей мере, раз в месяц ваша голова должна быть гладко выбрита. В период яркой луны, в день пурнимы [полнолуния], четыре дня после экадаши, один раз в месяц в период яркой луны вы должны брить голову. Вы взрослые, и нежелательно, чтобы в таком возрасте вас отчитывали. Это нежелательно. И это трудно, потому что когда ученик или сын становится взрослым, если его ругать, он ломается. Поэтому не доводите до этого... нам следует помнить: "Таковы наши правила и запреты. Мы обязаны соблюдать". Поэтому Чанакья Пандит дает совет: прапте ту содаше варше путрам митра-вад ачарет: "Когда ученику или сыну исполняется 16 лет, с ним следует обращаться как с другом". Потому что если вы отругаете его, когда он стал взрослым, он сломается. Это тоже другой риск. Поэтому наша просьба... Вместо того чтобы ругать я прошу вас со сложенными ладонями: не становитесь снова хиппи, отращивая волосы. Гладко брейте голову по крайней мере один раз в месяц. Такова моя просьба". Если есть необходимость носить волосы, у преданного должна быть короткая стрижка идеального джентльмена. Сварупа Дамодара: В костюмах. "6. Постановили: От всех преданных ожидается, что они будут брить голову один раз в месяц. Если есть необходимость носить волосы, они не должны быть длиннее того, что может вырасти за один месяц". P.S. Судя по имеющимся свидетельствам, даже в недавнем прошлом шикха и похожие стили были весьма распространенным явлением в мире: чуб украинских казаков (оселедец), похожие чубы у американских индейцев, японских самураев, жителей азиатско-тихоокеанского региона и т.д. (примеры: http://en.wikipedia.org/wiki/Sikha#Gallery).
Now for our practical life we are known all over the world as shaven-headed. Is it not? Now we are becoming hair-headed. We are forgetting shaving because there is little leniency. Immediately faulty things are creeping in. So we should be known as shaven-headed, not long-hair-headed. This is discrepancy. At least once in a month you must be clearly shaven-headed. In the bright fortnight on the day of pūrṇimā, four days after ekādaśī, once in a month in the bright fortnight, you must be shaved. It is not desirable that in grown-up ages also you should be chastised. That is not desirable. That is also difficult, because when the disciple or the son is grown up, if he is chastised, then he breaks. So before being chastised, you..., we should be conscious that "This is our rules and regulation. We must observe." Therefore it is advised by Cāṇakya Paṇḍita, prāpte tu ṣoḍaśe varṣe putraṁ mitra-vad ācaret: "After sixteenth year of the disciple or the son, he should be treated as friend." Because if you chastise when he's grown-up, then he'll break up. That is also another risk. So our request is that instead of chastising, with folded hands I request you, don't you become hippies again by growing hair. Keep your head cleansed at least once in a month. That is my request. Neither I can chastise you. I am also old man; you are young men...
His Divine Grace Śrī Śrīmad A.C. Bhaktivedanta Swami Prabhupāda, Founder-Acarya of the International Society for Krishna Consciousness (ISKCON)
Śrīmad-Bhāgavatam 5.6.3 Vṛndāvana, November 25, 1976
http://prabhupadabooks.com/classes/sb/5/6/3/vrndavana/november/25/1976 Значение шикхи 1. Бритая голова способствует чистоте тела. Подробнее: Швейцарец (2): (говорит по-французски) Гость (2): Имеет ли ваша стрижка какой-то определенный смысл? Интервьюер: В чем смысл вашей стрижки? "Вайшнавы с тилакой, с канти [шейными бусами из Туласи], с молитвенными четками, когда вы видите... И по опыту вы знаете. Как только они видят этих людей из движения Харе Кришна, они тоже произносят "Харе Кришна", давая возможность другим. Соответствующая одежда тоже необходима. Вам следует всегда быть экипированными: тилака, канти и шикха, сутра [священный шнур]. Тогда, как только обыкновенный человек увидит вас: "О, вот человек Харе Кришна. Харе Кришна", – он произнесет. Автоматически вы даете возможность другим повторять Харе Кришна". "Относительно того, кто такой вайшнав: вайшнав означает, что когда другие видят его, они тоже произносят Харе Кришна. Почему бы не дать им шанс увидеть вайшнава, который носит четки, тилаку и шикху?" "Что касается смены одежды: я хочу проинформировать тебя о том, что всякий осознающий Кришну человек должен быть гладко обритым, иметь Тилаку на лбу и на других одиннадцати местах, у него должна быть Шикха на макушке, помимо обычных четок. В редких случаях можно продолжать носить бороду, но лучше без нее, чтобы отличаться от Хиппи. Мы должны создать впечатление у публики, что мы не Хиппи. Не пытайся следовать неавторитетному совету Киртанананды. Никого не заботит твоя одежда, любой рассудительный человек принимает во внимание философию и практические беседы". Тамала Кришна (зачитывает газетную статью, описывающую Движение Харе Кришна):..."Мужчины бреют свои головы, оставляя небольшую прядь волос на затылке (см. далее "Стрижка Кришны"). Эта прядь, называемая шикхой, является отличительным признаком последователей Кришны". На самом деле никто не может имитировать нас, потому что никто не хочет отказываться от своих волос, поэтому никто не станет пытаться выдавать себя за преданного. "Бритая голова указывает на отречение от материальных удовольствий". Очень хорошо отмечено. Далее раздел о стрижке Кришны. Здесь говорится: "Символ. Характерным символом монахов является прядь волос, свисающая на затылке бритой головы. Поскольку опрятная шикха является предметом гордости, монахи зачастую помогают друг другу брить голову. Волосы срезают машинкой для стрижки волос (как показано слева), оставляя щетинистую голову (в центре)" – здесь иллюстрация постриженной головы. Прабхупада: Он сфотографировал это? Тамала Кришна: (смех) Да. "...которую намыливают и бреют безопасной бритвой (справа). Практика мужчин в ИСККОН брить головы, оставляя длинную прядь волос на затылке, называемую шикхой, – бросается в глаза еще больше, чем даже их шафрановые дхоти и шали. Первая реакция обывателя: "Почему они это делают?" Затем возникает второй вопрос: "Как они это делают?" Сами преданные Харе Кришна приводят три варианта ответа на первый вопрос. Некоторые из них говорят, что в странах с жарким климатом религиозные люди всегда брили свою голову, оставляя одну длинную прядь волос, ради поддержания чистоты. Чистое тело отражает чистоту духа". Прабхупада: Нужно написать ему письмо: "Вы взяли на себя такой труд описать Движение Харе Кришна, спасибо вам за терпение. Теперь мы просим вас прочитать наши книги и написать их обзор. Это и будет истинной презентацией Движения Харе Кришна. Сейчас вы изучили внешнюю сторону, а если всерьез изучите наши книги, получите больше знаний и сможете описать наше Движение точнее". Тамала Кришна: Хотите послушать, что еще он написал? Прабхупада: Хмм. Тамала Кришна: "Другие настаивают на том, что этот стиль бритой головы является отличительным признаком преданных, принадлежащих к различным духовным укладам. Длинные шикхи указывают на последователя Кришны. Другая группа утверждает, что обритая голова просто говорит об отречении от материального мира, его ценностей и удовольствий. Одна или несколько из этих причин могут быть истинным объяснением этого феномена.
"Санньяси-майявади не знают, что Шри Чайтанья Махапрабху был триданди, и считают Его экаданди-санньяси. Это заблуждение, виварта. В "Шримад-Бхагаватам" нет упоминаний об экаданди-санньяси. Символом санньясы там выступает триданди. Повторяя приведенный выше стих, Шри Чайтанья Махапрабху хотел показать, что принял именно тот вид санньясы, который рекомендуется в "Шримад-Бхагаватам". Однако санньяси-майявади, очарованные внешней энергией Господа, не способны понять образ мыслей Шри Чайтаньи Махапрабху. И по сей день все преданные Господа Чайтаньи, которые по Его примеру принимают санньясу, не снимают при этом священный шнур и оставляют пучок волос на затылке. В противоположность им, экаданди-санньяси снимают священный шнур и обривают голову наголо. Из этого следует, что им непонятен смысл триданда-санньясы, поэтому они не хотят посвятить свою жизнь служению Мукунде. Экаданди- санньяси просто стремятся к слиянию с бытием Брахмана, поскольку материальная жизнь вызывает у них отвращение". ("Шри Чайтанья-чаритамрита" Мадхья-лила 3.6, комментарий Шрилы Прабхупады)
"...если кто-то одевается как приличный американский джентльмен, без какой-либо робы, у меня нет возражений, но каждый мой ученик должен иметь флаг и знаки тилака на лбу. Это принципиальный момент". "Я не имею возражений, если члены нашего общества одеваются как приличные американские джентльмены, но при любых обстоятельствах преданный не может избегать тилака, флага на голове и шейных бус. Это – ключевые внешние атрибуты вайшнава". Упоминание о шикхе в ведических писаниях: нйасед дхридайа омкарам После этого надо повторить шестисложную мантру [ом вишнаве намах]. Слог ом нужно поместить на сердце, ви — на макушку, ша — между бровей, на — на шикху (пучок волос на затылке). Выдержка из "Панчаратра-прадипы": ПУЧОК ВОЛОС (ШИКХА) Согласно канонам ведической культуры, когда человек проходит церемонию чуда-карана-самскара (церемония обрезания волос) и упанайана (ведическая инициация), ему следует обрить свою голову, оставив при этом пучок волос, называемый шикхой. Для проведения любого вида йагйи необходимо иметь шикху. Таким образом, в рамках индийской традиции все брахманы, вайшнавы имеют шикху. Хотя, похоже, и не существует наставлений шастр касательно размера шикхи, Гаудийа Вайшнавы традиционно имеют таковые размером с копытце теленка, примерно 1,5 дюймов (5-6* см) в диаметре. Шрила Прабхупада упоминал об этом в разговоре с некоторыми из своих учеников во время пребывания на Гавайях: "Шикха Гаудия Вайшнавов – в диаметре полтора дюйма, – не больше. Более крупная шикха означает принадлежность к другой сампрадайе…она должна быть при этом завязана" (6 мая, 1972 год, Гавайи; Шрила Прабхупада Лиламрита V, стр.93). * Вероятно, в перевод дюймов в сантиметры закралась ошибка. Для того чтобы 1,5 дюйма соответствовали 5-6 см, 1 дюйм должен быть равен 3,3 – 4 см, что практически исключено, поскольку доминирующим стандартом дюйма в мире давно является английский дюйм, соответствующий 2,54 см. Таким образом, диаметр шикхи 1,5 дюйма соответствует 3,81 см. ** Хари-бхакти-виласа отмечает, что представители высших сословий завязывают шикху перед заключительным этапом принятия омовения. Это, в частности, применимо при принятии омовения в водоемах, таких как река или озеро. В этом случае не завязать шикху перед принятием омовения считается признаком принадлежности к низшему сословию, признаком неуважительного отношения к священному месту омовения. Вы можете завязать шикху перед омовением самым простым способом, перевязав ее более тщательно уже после полного принятия омовения. Воспоминания ученицы Шрилы Прабхупады Е.М. Говинды даси: История 10 – Мыльная пена и одежда Однажды в Нью-Джерси Шрила Прабхупада позвал меня в свою комнату и спросил, стираю ли я одежду в горячей воде с мылом. Он сказал, что обычно много мыло не требуется, но поскольку он принимает масляные массажи, необходимо стирать его одежду в очень мыльной и горячей воде, чтобы очищать ее должным образом. Он говорил не требовательно или взыскательно, а очень вежливо, с добротой и любовью. Затем он спросил, есть ли у меня какая-то другая одежда. Поскольку я была художницей, я носила джинсы. Сари в то время еще не были введены в обиход ИСККОН. Шрила Прабхупада сказал: "Мне не нравятся эти западные штаны, которые выставляют напоказ все части тела. Женщинам лучше носить длинные платья или сари, как это делают в Индии". Я кивнула и решила узнать что-нибудь насчет сари, потому что кроме джинсов у меня ничего не было, и, конечно, впоследствии мы всегда носили сари и длинные юбки вместо джинсов. Спасибо Вам, Шрила Прабхупада, за то, что учили нас, как одеваться, есть и даже как чистить зубы. Вы – совершенный отец, и даже сейчас я постоянно вспоминаю Ваши наставления во всех своих повседневных делах. В другой раз Вы сказали про мою короткую стрижку, когда мои волосы были подрезаны над ушами: "Мне не нравится эта стрижка. Лучше носи волосы длинными, собранными сзади в хвост, как у Джадурани". Поэтому с того самого дня я отрастила волосы, как Вы и просили. В другой раз Вы предложили мне завязывать волосы узлом, чтобы поймать в этот узел Кришну. Вы объяснили, что брахмачари завязывают шикху узлом, и в Индии женщины также завязывают волосы узлом, и в это время думают о том, чтобы поймать Кришну в этот узел. В этом заключается смысл узла шикхи и традиции женщин завязывать волосы узлом. Спасибо Вам, Шрила Прабхупада, что Вы такой совершенный отец. Вы учили нас, как мы должны выглядеть, как одеваться и как жить. Вы – наш вечный отец. Спасибо Вам. Мужчинам – ученикам Шрилы Прабхупады отращивать длинные волосы недопустимо: Прабхупада: Нет-нет. Вы уже отказались. Мои ученики не отращивают такие длинные волосы.
|