ЛЕНИНГРАДСКАЯ ШКОЛА
основанная БГ, породила самобытный русский рок отчасти как бы против собственной воли: как Колумб открыл Америку по дороге в Индию и Японию, так же и наши герои, занимаясь просветительской деятельностью, переносили на берега Невы последние достижения музыкального Альбиона (их предшественники пропагандировали ЦЕППЕЛИНОВ). Но вместе с новой эстетикой "здесь и сейчас" в песни входил новый герой — герой с улицы, причем не лондонской или ливерпульской, которой они не знали, а со своей ленинградской. Человек со своими — советскими — проблемами, психологией и культурой, которые были сформированы именно здешней действительностью финальных лет правления Леонида I. У АКВАРИУМА это пока еще молодой интеллектуал; хоть он хлещет по ночам дешевый портвейн, но все-таки сознает собственное отличие от "толпы": Но ему не слиться с ними, с согражданами своими, У неги в кармане Сартр, у сограждан в лучшем случае пятак. ("Иванов") Демократическая аудитория БГ долго не могла понять, что там у его Иванова в кармане: большинству слышалось "сахар". Зачем ему сахар в трамвае? В песнях ЗООПАРКА и КИНО появляются хулиганистый младший брат гребенщиковского читателя Сартра, его опасные друзья и подруги: Мы познакомились с тобой в "Сайгоне " год назад, Твои глаза сказали "Да ", поймав мой жадный взгляд, Покончив с кофе, сели мы на твой велосипед, И, обогоняя "Жигули", поехали на флэш. На красный свет. (ЗООПАРК — "Страх в твоих глазах") Гуляю, целый день гуляю, Не знаю, ничего не знаю, Нет дома, никого нет дома, Я — лишний, словно куча лома... (КИНО — "Бездельник") Основатель ЗООПАРКА, старый друг БГ и соавтор по альбому "Все братья-сестры" "Майк" Науменко был точно так же погружен в англосаксонскую классику. Так это выглядело, по крайней мере. Но после первого же большого "электрического" концерта в столице о Майке заговорили как о "питерском уркагане, который приехал петь блатные песни под видом рок-музыки". Настолько непривычно было слышать со сцены живое человеческое слово в сопровождении электрогитары и ударных. Майк, как и Б Г, жил в классической коммуналке центрального Ленинграда: длинный коридор, "на 38 комнаток всего одна уборная", все это не ремонтировано с дореволюционных времен. 19-летний Виктор Цой, один из двух сооснователей КИНО, учился у Гребенщикова, который даже участвовал в записи первого (интересного по замыслу, но запоротого технически) альбома "45". Цой тяготел к неоромантике и одевался куда изысканнее своих коллег. Его компаньон Алексей Рыбин, напротив, сворачивал руль "влево" — в сторону чистого панк-рока. Его песня "Все мы как звери" стала гимном ленинградских агрессивных панков — ПТУшников, именовавших себя "зверями". Впрочем, и Цой был не чужд этому вольному духу: Мои друзья всегда идут по жизни маршем И остановки только у пивных ларьков. Первые самостоятельные слова, возможно, были не самыми лучшими и самыми точными. Еще должно пройти время, прежде чем мы поймем, что устами рок-певцов заговорила вся многомиллионная молодежь России. Но даже такой не признающий авторитетов анархист, как главный советский панк Андрей ("Свинья") Панов признал, что "Высоцкий — это первый в России рокер".
|