Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Борьб а с о стигмой




 

В 1963году в эссе, которое сейчас считается классикой, соци­ олог Ирвинг Гофман описал явление предубеждения и про­ цесс дискриминации. Изложение своих идей он начал с рас­ сказа о происхождении слова «стигма»: «Древние греки, кото­ рые, очевидно, сильно полагались на визуальные указатели, изобрели термин „стигма" в отношении знаков на теле, кото-


Борьба со стигмой 229

 

 

рые должны были выявлять что-то необычное или плохое в душевном состоянии носителя знака. На теле человека вы­ жигался или вырезался знак, предупреждавший о том, что его носитель являлся рабом, преступником или предателем, то есть человеком с запятнанной репутацией, по обычаю презирае­ мым, избегаемым всеми, особенно в публичных местах» Индивидуумов, принадлежащих к группам людей, которые счи­ таются «необычными» или «плохими» в нравственном отно­ шении, до сих пор называют «носителями стигмы» или«стиг­ матизированными». Процесс отнесения их к особому классу и формирования отношения к ним, отличного от отношения к «нормальным» людям, называется «стигматизацией».

Гофман отмечал, что в некоторых случаях у личности от­ сутствует телесный знак особой стигмы. При неимении «визу­ ального указателя» стигма поначалу остается невидимой. В от­ личие от тех, кто стигматизирован цветом кожи или физиче­ ским недостатком, эти люди попадают в категорию презираемых только в том случае, если их невидимая стигма каким-то обра­ зом обнаруживается. В ряд стигматизированных состояний, не имеющих внешних знаков, входят «недостатки индивидуально­ го характера... непреодолимые и неестественные страсти, неус­ тойчивые и негибкие убеждения... психическое расстройство, судимость, зависимость от наркотиков, алкоголизм, гомосексу­ альность, отсутствие работы и радикальное политическое пове­ дение» 228 .

За более чем тридцать лет, прошедших с момента напи­ сания этого эссе, многие из перечисленных в нем состояний стали значительно менее стигматизированными. Кроме суди­ мости, лишь гомосексуальность продолжает оставаться пово­ дом для «нормальных» людей избегать, исключать из обще­ ства и даже преследовать замеченных в этом индивидуумов. В настоящее время, хотя ив гораздо меньшей степени, чем всего несколько лет назад, стигматизация гомосексуальности

 

 

Goffman E. Stigma: Notes on the Management of Spoiled Identity. Englewood

Cliffs (N . J.) , 1963. P. 1.

22 8 Ibid. P. 2.


230 Типы сексуальной идентичности

 

 

сохраняется: более чем в половине штатов нашей страны со­ вершаемый по взаимному согласию половой акт между совер­ шеннолетними людьми одного пола считается уголовно нака­ зуемым преступлением. Определенные.занятия остаются аб­ солютно недоступными для геев и лесбиянок, не скрывающих своей ориентации: служба в армии и в правоохранительных органах. Иногда гомосексуалисты открыто преследуются за­ коном. В других случаях, чтобы избавиться от выявленных гомосексуалистов, к ним применяются правила и установки, предназначенные для тех, кто представляет угрозу морали и дис­ циплине, или им даже выделяются «соответствующие рабочие места». Многие церкви осуждают гомосексуальность (неко­ торые из них не так давно встали на позицию осуждения только гомосексуального поведения и воздерживаются от об­ винения личностей). Причины и динамику стигматизации мы рассмотрим в главе 14. Сейчас достаточно сказать, что гомосексуальность продолжает у многих в нашем обществе вызывать неприятие, а гомосексуальная идентификация имеет негативные последствия.

И тем не менее, гомосексуальность невидима. Гомосексуа­ лист может избежать идентификации в качестве члена стигма­ тизированной группы, контролируя получение другими инфор­ мации о себе. Способность контролировать информацию ста­ вит ряд новых вопросов перед личностью. Снова процитируем Гофмана: «Говорить или не говорить, притворяться или не при­ творяться, лгать или не лгать в каждом отдельном случае, кому, как, где и когда?» 22 9

Вернемся еще раз к теме формирования гомосексуальной идентичности. После того как человек достигает этапа гомо­ сексуальной самоидентификации (стадия «принятия идентич­ ности», по определению Тройден и Касс), ему или ей приходит­ ся решать, как совместить эту информацию с другими аспекта­ ми жизни. Внешние препятствия, как и частично сохранившаяся внутренняя стигматизация гомосексуальности, делают этот про­ цесс трудным для некоторых людей.

 

Coffman E. Op. cit. P. 2.


Борьба со стигмой 231

 

 

Част ь гомосексуально ориентированных людей сталки­ ваются с тем, что они рискуют многим в своей жизни: поте­ рять работу, быть выгнанными из дома родителями, лишиться продвижения по служебной лестнице (так называемый «го­ лубой потолок»), быть исключенными из церковной общины. Но внутренняя стигматизация (так называемая внутренняя гомофобия) также причиняет страдания — это ожидание, что тебя отвергнут друзья, чувство, что ты исключен из «гетеро­ сексуального» мира свиданий с противоположным полом, брака, материнства и отцовства. Стыд и смущение от возможного раскрытия того, что ты гей или лесбиянка, являются самыми обычными проявлениями внутренней стигматизации гомосек­ суальности. Быть идентифицированным в качестве гея или лесбиянки при любых обстоятельствах означает не только столкнуться с возможными угрозами извне. Это рождает и бо­ лезненные переживания в душе. Чтобы противостоять этим внешним и внутренним угрозам и нормально жить, формиру­ ющаяся личность разрабатывает набор стратегий существова­ ния со стигмой.

Необходимо подчеркнуть, что модели формирования гомо­ сексуальной идентичности подобны картам недавно открытого континента: они неполны и упрощены. Огромное разнообразие, которое отличает людей, их семьи, общества, приводит к множе­ ству вариаций личного опыта. Многие люди быстро и легко сживаются со своей сексуальной ориентацией и сразу же кон­ фиденциально начинают раскрывать свою идентичность дру­ гим. Для других этот процесс протекает медленнее и труднее. В любой момент может произойти «торможение идентифика­ ции» — остановка процесса развития, которая происходит, если движение личности к формированию сексуальной ориентации прекращается, а вместо этого человек начинает тратить психи­ ческую энергию на то, чтобы уклониться от конфликтов и из­ бежать неприятных переживаний.

Некоторые люди могут решить, что последствия раскрытия их гомосексуальной ориентации являются настолько ужасны­ ми, что делают разоблачение абсолютно недопустимым. Такой человек предпочтет скорее демонстрировать «асексуальную»


232 Тип ы сексуальной идентичности

 

 

идентичность, чем столкнуться с последствиями собственной гомосексуальной идентификации, — стратегия поведения, кото­ рую можно назвать «капитуляцией»230.

Прятаться под маской гетеросексуала — другая стратегия обращения со стигмой. Такие люди сами считают себя геями или лесбиянками, но скрывают свою гомосексуальность от дру­ гих. Доводя этот процесс до крайности, они ведут двойную жизнь, делая все возможное, чтобы убедить окружающих в соб­ ственной гетеросексуальности, прибегая к маскировке и обману, если это необходимо. Они могут тратить огромное количество энергии, чтобы изолировать друг от друга свои гомосексуаль­ ную и гетеросексуальную жизни, постоянно принимая меры предосторожности, чтобы не быть увиденными не в том месте и не с теми людьми.

Перестав испытывать дискомфорт от своей гомосексуаль­ ности, люди вступают в период, когда они не просто смиряются со своей сексуальной идентичностью, но начинают оценивать подобное самоопределение как правомерное, значимое и фор­ мирующее их индивидуальность. К. этому этапу применимы такие термины, как принятие и предпочтение. На этом этапе становления идентичности большое значение для личности имеет общение с другими геями и лесбиянками. Только знание под­ робностей жизни гомосексуалистов, полученное через знаком­ ство с индивидуальным опытом других реальных мужчин и женщин, может помочь человеку прийти к принятию значи­ мости гомосексуальной идентичности. Перемены в нашем об­ ществе, произошедшие за последнее десятилетие, сделали по­ добное общение более доступным для молодого поколения. Если раньше единственным очагом гомосексуальной «куль­ туры» был гей-бар, то сейчас в больших городах во всем мире можно найти целые сообщества геев и лесбиянок с куль­ турными институтами любого типа. Антрополог Гильберт Херд т указывал на то влияние, которое оказывают эти сооб­ щества на формирование гомосексуальной идентичности у со­ временной молодежи:

 

 

Troiden R. R. Op . cit.


Борьба со стигмой 233

 

 

Профессиональные и политически активные группы геев [появившиеся в 1980-е годы и ранее] заявили о себе со­ зданием множества газет и других периодических изданий, некоторые из которых выпускались местными организация­ ми геев. Возникли новые религиозные группы. Были со­ зданы магазины, рассчитанные на клиентов из числа геев и лесбиянок... Стали появляться союзы, общественные клу­ бы, артистические сообщества, которых не было раньше, пре­ доставляющие беспрецедентные пути взаимодействия и рас-

пространения информации в городе и других местах .

 

Произошедшие изменения сделали более легким путь под­ ростков — геев и лесбиянок — к группам людей, с которыми они могли бы идентифицировать себя, избавляясь от ужасного чувства одиночества, которое мучит многих из них. Такж е улучшает ситуацию и рост числа изображенных с симпатией героев из числа геев и лесбиянок в кино и на телевидении. Эти внешние факторы позволяют человеку положительно от­ нестись к гомосексуальной самоидентификации и благопри­ ятствуют внутренним переменам. Происходит объединение сексуальных и романтических аспектов отношений, что по­ зволяет видеть в однополом сексе источник истинной любви и привязанности, а не только способ получения сексуального удовлетворения. Признание состояния «влюбленности» в че­ ловека своего пола является знаком глубокого принятия го­ мосексуальной идентичности (ведь гомосексуальность имеет отношение больше к любви, чем к сексу). Люди испытывают максимальное счастье и удовлетворенность и меньше страда­ ют от внутреннего конфликта.

Вскоре личность перестают устраивать рамки стигматизи­

рованного существования:

 

В нашем офисе был парень, который постоянно отпускал грубые шутки на тему гомосексуалистов — называл кого- нибудь «педиками» за их спиной, рассказывал анекдоты

 

1 Herdt С. Gay and Lesbian Youth // Journal of Homosexuality. 1989.

Vol. 1—2. P . 1—41.


 

234 Типы сексуальной идентичности

 

 

о голубых и розовых. Однажды, когда мы были в комнате для отдыха, другой парень сказал ему, что считает эти шут­ ки оскорбительными, и Дэн ответил: «В чем проблема, Тим, я думал, ты женат! Или тебе нравится успевать и там, и там?» И хотя я работала здесь только две недели и никогда рань­ ше со мной не происходило ничего подобного, прежде, чем я поняла, что делаю, я услышала свои собственные слова: «Нет, Дэн, Тим не гей, но я — лесбиянка, и если я услышу от тебя хотя бы еще одну подобную шутку, я обращусь в отдел кадров с жалобой на сексуальные преследования с твоей стороны». В комнате присутствовало шесть человек, так что количество людей на планете, которые знали о том, что я лесбиянка, только что удвоилось, но мне было на это наплевать. Я чувствовала себя великолепно. Неожиданно я поняла, почему люди принимают участие в демонстрациях сексуальных меньшинств. Это необыкновенное чувство!232

 

 

Когда сексуальная ориентация становится неотъемлемой частью представления людей о самих себе, они сталкиваются с другим противоречием: между положительным отношением к го­ мосексуальности, сформировавшимся у них, и часто критическим и пренебрежительным отношением общества. Скрытое суще­ ствование становится все менее и менее приемлемым. Посте­ пенно индивидуум избирает раскрытие своей гомосексуальности в качестве стратегии, позволяющей справиться со стигмой.

Иногда чувства гнева и гордости толкают некоторых лю­ дей к открытому сопротивлению и рождают у них желание борьбы (этап «гордости идентичностью», как его называет Касс). У этих людей может сформироваться нездоровый взгляд на мир, разделенный на «хороших» (геев) и «плохих». Такие ин­ дивидуумы в большом городе могут полностью раствориться в сообществе геев и лесбиянок и старательно избегать контак­ тов вне этой среды. Гетеросексуалы (которых порой называют хамским словечком breeder — «племенной скот») и гетеросек­ суальные институты, такие как брак, девальвируются, а гомо­ сексуальные институты идеализируются. У них формируется

 

Из архива автора.


Борьба со стигмой 235

 

 

мнение, что все гетеросексуалы — ограниченные люди, а един­ ственным истинным источником эмоционального удовлетворе­ ния являются другие геи и лесбиянки. Здес ь проявляется дру­ гой тип торможения процесса самоидентификации. Когда та­ кой человек сталкивается с гетеросексуалом, ранее имевшим гомосексуальную ориентацию, это создает противоречие в су­ ществующем у нее или у него четком разделении людей на

«хороших» и «плохих» по признаку их сексуальной ориента­ ции. Поддержание статус-кво требует рациональных обосно­ ваний и даже сопровождается небольшой паранойей («твой брат делает вид, что поддерживает нас, но побьюсь об заклад — он зовет тебя „мой брат-гомик" среди своих тупых друж­ ков!»). В городах, где существуют большие сообщества геев и возможно полное погружение в гомосексуальную субкуль­ туру, задержка на этапе «гордости» может продолжаться долгое время.

Когда гомосексуальная ориентация в процессе становле­ ния идентичности принимается личностью, гомосексуальность становится менее значимой частью представления о самом себе. С достижением зрелости непреклонные изоляционистские чув­ ства ослабевают. Любые проявления антигомосексуальной не­ терпимости, с которыми люди сталкиваются в обществе, прини­ маются ими не так близко к сердцу и не кажутся угрожающи­ ми, поскольку у них сформировался более богатый, сложный образ самих себя, в котором сексуальная ориентация является лишь одной из составляющих. Самораскрытие происходит с боль­ шей непроизвольностью и на самом деле постепенно перестает быть необходимым, поскольку гомосексуальность личности ста­ новится общеизвестным фактом в семье, обществе и на рабо­ чем месте. Слияние внутренней и публичной идентичности человека делает ненужными приемы приспособления. Суще­ ствование становится более счастливым и благополучным, так как психическая энергия, растрачивавшаяся на создание за­ щитных механизмов, освобождается для дальнейшего душевно­ го роста.

Не будет лишним подчеркнуть, что процесс формирования идентичности проходит с огромными различиями у разных


 

236 Тип ы сексуальной идентичности

 

 

индивидуумов и ни одна модель не может охватить практичес­ ки бесконечное разнообразие возможных вариантов челове­ ческого опыта. Например, требует специального рассмотрения вопрос о различиях формирования гомосексуальной идентич­ ности у мужчин и у женщин. По данным психологических и со­ циологических исследований, сексуальная идентичность у жен­ щин, по крайней мере у некоторых из них, является менее жест­ кой по сравнению с мужчинами233 . В отношениях между женщинами эротическое влечение и сексуальное поведение, по-


Борьба со стигмой 237

 

 

и ориентацией. «Сделавшие выбор» лесбиянки считают свою сексуальную идентичность в большей степени результатом со­ знательного выбора, в детстве они, по их воспоминаниям, не чувствовали себя непохожими на сверстниц. Следовательно,

«врожденные» лесбиянки должны переживать те процессы и этапы формирования гомосексуальной идентичности, которые были рассмотрены выше, тогда как опыт формирования иден­ тичности у «сделавших выбор» лесбиянок будет гораздо более сложным и, возможно, более разнообразным и может не укла-


видимому, являются менее важными, а эмоциональная близость,

напротив, более значимой, чем в отношениях между мужчинами. Многочисленные исследования показали, что женщины имеют гораздо больше «нетрадиционных» сексуальных фантазий, чем

234 D

мужчины . Возможно, вследствие упомянутых, а также ряда неизвестных факторов процесс формирования сексуальной иден­ тичности у женщин подчиняется гораздо менее строгому распи­ санию, чем у мужчин, и в большей степени зависит от опыта отношений. В одном из исследований, когда большую группу испытуемых попросили оценить себя по шкале Кинси, женщи­ ны чаще, чем мужчины, относили себя к середине шкалы и сви­ детельствовали о более существенных перемещениях по шкале

73^

в течение жизни .

Один из психологов даже предлагал разделять женщин, идентифицирующих себя в качестве лесбиянок, на «врожден­ ных» (primary) и «сделавших выбор» (elective)236 . «Прирож­ денные» лесбиянки считают, что сексуальная ориентация не поддается их контролю. Они чаще рассказывают о том, что испытывали чувства непохожести на других девочек в детстве, и уверенно связывают эти отличия с сексуальным влечением

Более глубоко эта проблема рассматривается в работе: Golden С. Diversity and Variability in Women's Sexual Identities // Lesbian Psychologies. Urbana,

1987. P . 19—34 .

23 4 Bell A. P., Weinberg M. S. Homosexualities: A Study of Diversity among

Men and Women. New York, 1978.

23 5 Pillard R. C. Th e Kinsay Scale: Is It Familial? // Homosexuality/Hetero- sexuality... P. 88—114 .

23 6 Golden С Op . cit. P. 25.


дываться в вышеупомянутую модель

Подростки, идентифицирующие себя в качестве гомосек­ суалистов, неизбежно сталкиваются с пугающими реалиями эпидемии СПИДа . К конфликтам, связанным с процессом самоидентификации у подростков, могут добавиться заблужде­ ния, связанные со СПИДо м (представление о том, что это исключительно «болезнь геев» или неизбежное следствие го­ мосексуальности), и привести к приостановке процесса форми­ рования идентичности. В одной из статей, посвященной гомо­ сексуальным подросткам, автор с беспокойством приводит сло­ ва тинэйджера: «Я никогда не хотел быть геем. Сейчас, с появлением СПИДа , у меня еще меньше причин положитель­ но воспринимать эту часть самого себя» 238 . Склонность гомо­ сексуальных подростков к психологическому отказу от своей сексуальности делает их еще более уязвимыми для этого забо­ левания по сравнению с гетеросексуальными сверстниками. Отрицая или оправдывая свои гомосексуальные чувства на ранних этапах формирования идентичности, подростки могут не осознать реального риска своего сексуального экспери­ ментирования. Школьные программы по предотвращению СПИД а редко делают акцент на гомосексуальности, и, по­ скольку гомосексуальные подростки часто не идентифицируют

 

Хотя всестороннее рассмотрение трудностей лесбийской идентификации выходит за рамки данной книги, существует несколько других работ, под­ робно исследующих эту проблему. Отличным началом для знакомства с вопросом является книга «Lesbian Psychologies», упомянутая выше. Herdt G. Gay and Lesbian Youth, Emergent Identities, and Cultural Scenes at Home and Abroad // Journal of Homosexuality. 1991. Vol. 3—4 . P. 32.


238 Тип ы сексуальной идентичности

 

 

себя с сообществами взрослых геев, им не помогают и образо­ вательные программы, программы по распространению презер­ вативов и другие профилактические акции, предпринимающие­ ся в этих сообществах. Вакуум знаний делает гомосексуальных подростков, и особенно юношей, подверженными особому риску заражения вирусом иммунодефицита человека. К счастью, на­ блюдается рост внимания к нуждам гомосексуальных учащих­ ся колледжей и средних школ. Понимание этих нужд застав­ ляет некоторые образовательные структуры разрабатывать для подростков, юношей и девушек гомосексуальной ориентации специальные программы по предотвращению заражения ВИЧ . Еще одним положительным моментом этих программ является внимание к специфике развития гомосексуальных подростков 239 .

В ходе исследований также было продемонстрировано, что процесс формирования сексуальной идентичности значительно различается у членов разных этнических и социально-экономи­ ческих групп . Но при всех вариациях и различиях становле­ ния гомосексуальной идентичности у представителей разных групп довольно очевидно, что доступ к точной информации о гомосексуальности, наличие позитивных ролевых моделей и то­ лерантное окружение делают этот иногда болезненный процесс менее травмирующим. Наоборот, изоляция, знакомство исклю­ чительно с негативными представлениями о гомосексуалистах и стигматизирующее окружение замедляют и усложняют про­ цесс самоидентификации.

В течение многих лет выражением «выход из чулана» (coming out of the closet) описывался акт раскрытия личностью своей гомосексуальности окружающим. Выражения «в чула­ не» (in the closet) и «скрытый гомик» (closet queen) употреб­

им.: Treadway L., Yoakam /. Creating a Safe School Environment for Lesbian

and Gay Students // Journal of School Health. 1992. Vol. 7. P. 352—357 .

24 0 Обзор культурных вариаций проблем формирования сексуальной ориен­ тации у латиноамериканцев, афроамериканцев, выходцев из Азии и пред­ ставителей коренных народов Америки с точки зрения психического здо­ ровья см.: Greene В. Ethnic-Minority Lesbians and Gay Man: Mental Health and Treatment Issues // Journal of Consulting and Clinical Psychology.

1994. Vol. 2. P. 243—251 .


Борьба со стигмой 239

 

 

лялись в отношении тех людей, которые скрывали свою гомо­ сексуальную ориентацию. Сейчас выражение come out в зна­ чении «открыто заявить о своей гомосексуальности» заняло свое место в словарях, прессе, повседневной речи. В 1993 году в «Гарвард бизнес ревю» появилась статья, озаглавленная «Под­ ходящее ли время, чтобы перестать скрывать свою гомосексу­ альность?». В ней обсуждались проблемы, с которыми сталки­ вается консервативная корпорация, когда ее «ведущий сотруд­ ник является геем и хочет привести в компанию своего партнера в качестве сотрудника или клиента»241. Однако из сказанного выше очевидно, что «выход на свет» представляет собой не отдельное событие, а процесс. Причем (что характерно и для других аспектов формирования идентичности личности) этот процесс никогда не может быть окончательно завершен.

В старых учебниках по психиатрии при рассмотрении критических психических состояний упоминается термин «го­ мосексуальная тревога». Этим термином называется острый психический кризис, который переживают индивидуумы, когда неожиданно осознают возможность того, что являются гомо­ сексуалистами; этот кризис часто возникает после первого гомосексуального опыта. Утверждается, что неожиданный переход от «я гетеросексуал» к «я, должно быть, гомосексуа­ лист» вызывает острый кризис идентичности, распад пред­ ставления о самом себе, что делает индивидуумов склонными к суициду и даже психозу. Термин был изъят из обращения, когда исследования показали, что подобное открытие гораздо чаще является результатом многоэтапного процесса развития, протекающего в течение длительного времени. И даже когда этот сдвиг в понимании себя происходит неожиданно, то это случается с человеком, обладающим чувствами, а не в эмоцио­ нальном вакууме. Как отмечалось выше, «ага!-момент» часто сопровождается чувством облегчения. Исследование, проведенное в ЮА Р (где гомосексуальность гораздо более стигматизиро­ вана, чем в Соединенных Штатах) в начале 1990-х годов,

 

 

24 1 Williamson A. D. Is This the Right Time to Come out? // Harvard Busi­

ness Review. 1993. July — August. P. 18—27 .


240 Тип ы сексуальной идентичности

 

 

показало, что менее 50 /о группы опрошенных гомосексуальных мужчин переживали «кризис беспокойства» в ходе процесса

" 74?

раскрытия своей гомосексуальности перед окружающими .

Мы рассмотрели процесс формирования гомосексуальной идентичности. Чт о же нового мы узнали о природе и причинах гомосексуальности? Трудно не заметить сходство моделей этого процесса, описанных различными исследователями. За пред- сексуальным этапом, когда происходит осознание своей непо­ хожести на сверстников, следует этап возникновения гомосек­ суальных эротических чувств в начале пубертатного периода, затем происходит преодоление внутренней стигматизации, са­ моидентификация и, наконец, «выход на свет». В различных моделях используются различные термины, часто варьирую­ щиеся в зависимости от того, из какой области науки — психо­ логии, социологии или антропологии — пришел автор, но сам процесс описывается ими практически одинаково.

Понимание уникального процесса формирования геев и лес­ биянок необходимо для того, чтобы мы могли ценить их инди­ видуальность и понимать их жизни. Понятия «внутреннее пре­ дубеждение против гомосексуальности», «преодоление стигмы»,

«раскрытие своей гомосексуальности» обозначают ключевые

аспекты понимания рассматриваемого явления. Нам также важно понять и то, чем не является гомосексуальность. В следую­ щей главе мы рассмотрим бисексуальную и трансгендерную идентичности.

 

 

Глава 13.


Поможем в написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой





Дата добавления: 2015-08-17; просмотров: 246. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2022 год . (0.063 сек.) русская версия | украинская версия
Поможем в написании
> Курсовые, контрольные, дипломные и другие работы со скидкой до 25%
3 569 лучших специалисов, готовы оказать помощь 24/7