Инстинктивного поведения
Природа и воспитание 209
В его действии участвуют мозг, надпочечники (производящие гормон «борьбы или бегства», адреналин) и блуждающий нерв (который осуществляет контроль нервной системы над кровя ным давлением и сердцебиением). Хот я в процессе научения эти реакции могут быть развиты или подавлены, границы ди апазона возможных реакций заданы системе, возможно, гене тически. Эти границы были названы «инстинктивными»209. Резонно предположить, что важнейшие «центры инстинктив ного поведения» связаны с самосохранением и сохранением видов. «Материнский инстинкт» представлен практически у всех видов птиц и млекопитающих и, по-видимому, почти не требует научения. Многим женским особям животных не нужно учиться, как заботиться о своем потомстве. Мозговой меха низм уже установлен и, по-видимому, запускается гормональ ными изменениями, происходящими в период беременности. У многих видов мужские особи вступают в жестокую борьбу за обладание репродуктивными привилегиями. Их усилия на правлены на самосохранение и копуляцию с максимально возможным количеством женских особей. «Центры инстинк тивного поведения» самцов отличаются от имеющихся у жен ских особей, но являются настолько же мощными. Генетиче ская основа «центров инстинктивного поведения» лучше всего осмысляется классической эволюционной теорией: формы пове дения закрепляются в процессе эволюции и кодируются в ге нах, что способствует максимальному уровню воспроизводства. Однако у людей мозг и нервная система выработали спо собности, имеющие мало общего с воспроизводством. Хоро шим примером этого является интеллект: еще ни разу не было продемонстрировано, что высокий интеллект повышает репро- Хотя человеческий мозг не настолько жестко «запрограмми дуктивность людей . Люди более высокоразвиты, и им нет рован», как мозг простейших животных, он все же не являет ся «tabula rasa» — чистой доской, как его иногда называли ранние философы. Отдельные факты указывают на то, что по крайней мере какие-то из мозговых «схем» являются жестко «запрограммированными» даже у людей. Существуют отдель ные механизмы, для осуществления которых обучение требу ется в минимальной степени. Например, механизм страха. нужды доводить до максимума численность потомства. Дру гой чертой, присущей почти исключительно человеку, является альтруизм — готовность жертвовать собственным комфортом
Более подробно об этих понятиях см.: Edelman С. М. Bright Light, Brilliant Fire, on the Matter of the Mind. New York, 1992. 21 0 Wesson R. Op. cit. P. 263. 210 Биология сексуальности
и интересами во благо других. Как кажется, это попирает один из важнейших принципов теории эволюции: выживание наибо лее приспособленных и вымирание слабых. Откуда же появи лись подобные типы поведения? Между людьми существуют сложные межличностные свя зи, не имеющие абсолютно никаких эквивалентов в животном мире. Не только альтруизм, но и семейная верность, супруже ская привязанность, дружба, патриотизм и даже верность идее — вот лишь немногие из видов связей, которые способен формиро вать человек. По-видимому, у такого животного, как человек, способность к соединению с другими, возможно и базируясь на половом инстинкте, имеет гораздо более символичные цели, чем воспроизводство вида. Вершиной организации животных яв ляются стада или стаи. Человек же сформировал общества и культуры, и только он обладает способностью страстно увле каться идеями. Мы имеем основания предположить, что инстинктивные формы поведения у людей постепенно теряли свою силу. Ин теллект возрастает не только благодаря увеличению размера мозга, но также вследствие способности к обучению, заложен ной в его структуре. Если интеллект является способностью к обучению, он одновременно устраняет инстинкты. По ут верждению биолога Роберта Вессона, «для животного стано виться более разумным означает умножать открытые воз можности за счет уменьшения доли полужестко запрограм мированных» 211.
|