Идеология и направления реформ
Эпохе «просвещенного абсолютизма» была присуща определенная идеология. Выделим ее характерные черты: идея равенства всех людей, государство создается в результате общественного договора, следствием которого являются взаимные обязательства монарха и подданных; именно государство есть главное средство создания общества всеобщего благоденствия; все реформы, основывающиеся на справедливых законах, должны идти сверху, от государства, в основе деятельности которого лежит принцип: «Все для народа, и ничего — посредством народа»; просвещение — одна из важнейших функций государства и одновременно способ воспитания из подданных сознательных граждан; признание свободы слова, мысли, самовыражения. Можно спорить о точном значении термина «просвещенный абсолютизм», но общий характер той эпохи легко узнаваем. Именно веку Просвещения (XVIII столетие в истории европейской культуры) свойственно особое видение мира, оказавшее сильное влияние на все последующее общественное развитие. Россия совместно с Европой пережила Просвещение: на смену средневековому сознанию пришло сознание Нового бремени. Мировосприятие русского дворянина (а именно образованное дворянство стало главным носителем идей европейского Просвещения) типологически было сходно с сознанием его современника — европейца. Можно говорить о всеобщей увлеченности идеями Просвещения: их разделяли представители почти всех слоев русского общества. Наибольшей популярностью пользовались Вольтер, Дидро, Гольбах, Гельвеций. Так, почти все произведения Вольтера были переведены на русский язык; те сочинения, которые не могли пройти цензуру, распространялись в рукописях[3]. Пример увлеченности европейским Просвещением подавала сама Екатерина. Она не только читала произведения французских просветителей, но и состояла с ними, особенно с Вольтером и Дидро, в оживленной переписке. Вольтер называл ее не иначе как «великая Семирамида Севера», а в письме к одному русскому адресату писал: «Я боготворю только три предмета: свободу, терпимость и вашу императрицу». В письмах к Вольтеру Екатерина II не скупилась на либеральную фразеологию и даже прибегала к прямой лжи в изображении русской действительности. В одном из писем она сообщала, что у нее в империи налоги скромны и в России нет ни одного крестьянина, который бы не кушал курицу, когда ему захочется, а в некоторых провинциях даже предпочитают курам индюшек[4]. Ей удалось ввести в заблуждение и знаменитого французского философа Дидро. Екатерина помогала ему, когда он был посажен в тюрьму во Франции, купила его библиотеку и возвратила ее Дидро в пожизненное пользование. В 1773 г. Дидро приехал в Россию, прожил в Петербурге пять месяцев, наставляя на путь «просвещенного монарха» «пресвятую владычицу петербургскую». Лидеры французского Просвещения готовы были признать первенство Екатерины среди просвещенных монархов. Но как бы то ни было, если отбросить тщеславие и лицемерие Екатерины II, стратегические цели ее политической программы состояли в следовании гуманным идеям западноевропейских просителей; направленным на создание справедливого, разумно организованного общества, с поправкой на российскую действительность. Все сводилось к всемерному укреплению абсолютистского государства путем создания ему опоры в виде гражданского общества (с сословной структурой), опирающегося на законодательство, регулирующее взаимоотношения общества и государства и на механизм управления подданными. За годы правления Екатерины II были осуществлены серьезные преобразования (носившие созидательный, а не разрушительный характер), коснувшиеся всех сторон жизни государства и имевшие долговременное значение. Екатерина II получила страну в откровенно запущенном состоянии и была вынуждена провести систему реформ. В 1764 году был открыт Смольный институт (Императорское воспитательное общество) - первое в истории России женское привилегированное учебное заведение. Характерно, что в документах Екатерины II упоминается цель «создание новой породы людей»… «В решении задачи скорейшего формирования «новой интеллигенции» был в какой-то мере использован опыт Екатерины II и И. Бецкого, пытавшихся вырастить в краткие сроки и на локальном пространстве новый средний класс, которого России так не хватало для успешного проведения социальных реформ в XVIII веке. Характерно, что и тот проект начинал осуществляться на основе формирования новой образовательно-воспитательной системы, суть которой состояла в формировании нового класса из людей, взятых из другого класса, по сути - маргиналов. В этих целях был образован Московский воспитательный дом, затем Смольный институт благородных девиц и т. д., где в условиях почти полной изоляции от общества воспитывались будущие управленцы (по нынешней терминологии менеджеры) производства, цивилизованные торговцы и т. п.»[5]. В 1765 году создано Вольное экономическое общества для распространения научных знаний в области хозяйствования. В 1768 году императрица сделала прививку себе и наследнику престола (после чего в стране было введено обязательное оспопрививание) и в этом же году была создана сеть городских школ, основанных на классно-урочной системе. В 1772 году в Эрмитаж (название происходит от французского «hermitage» - место уединения, келья, приют отшельника) были доставлены 158 картин, купленных по указанию Екатерины II в Париже и послуживших основой для создания картинной галереи. В 1775 году дано разрешение желающим - вплоть до крепостных - заводить «ткацкие станы и рукоделия». В 1782 году выпущен Указ о вольных типографиях. В 1795 году была основана Императорская Публичная библиотека (ныне - Российская национальная библиотека им. М.Е. Салтыкова-Щедрина). При Академии наук были основаны: обсерватория, физический кабинет, анатомический театр, ботанический сад, инструментальные мастерские, типография, библиотека и архив.
|