Студопедия — Церковь Сан-Дзено в Вероне
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Церковь Сан-Дзено в Вероне






Верона - город Ромео и Джульетты, город, воспетый Петраркой, Шекспиром, Гете, Байроном. Это один из самых известных и прекрасных городов Италии, со множеством художественных памятников мирового значения. И первое место в их ряду по праву занимает церковь Сан-Дзено (Святого Зенона) - подлинная гордость и слава Вероны.

Церковь Сан-Дзено - одна из наиболее цельных и совершенных построек в романской архитектуре северной Италии. Она была сооружена в начале XII века, между 1120 и 1137 годами, на месте более ранней церкви, разрушенной землетрясением.

Сан-Дзено задумывалась как важное и торжественное сооружение общегородского значения. Церковь представляет собой большую трехнефную базилику без сводов. Ее некоторая приземистость зрительно практически не замечается благодаря ярко выраженному устремлению ввысь всех архитектурных и декоративных элементов фасада.

В облике Сан-Дзено зримо присутствует влияние ломбардской архитектурной школы, получившей, однако, своеобразную и оригинальную местную трактовку. Искусствоведы объясняют это тем, что Верона того времени была открыта как ломбардским, так и равенским влияниям в архитектуре. Фасад церкви прост и стилен, он отмечен большим мастерством в пропорциях различных архитектурных элементов. Живописность церкви усиливается теплым тоном золотистого местного туфа - известняка, из которого сложен храм, сочетающегося со вставками из мрамора. Некогда эти вставки украшали рельефы на тему Страшного суда, которые приписываются скульптору Бриолото, но сейчас они едва заметны.

Центральный вход в церковь обрамляет высокий портал, типичный для архитектуры XII века. Его свод опирается на две изящные колонны, в основании которых помещены фигуры львов, терзающих добычу. Между капителями колонн и основанием свода находятся две кариатиды, поддерживающие арку. Средневековый скульптор очень реалистично изобразил напрягшееся человеческое тело, несущее непосильную тяжесть. По обеим сторонам портала вдоль фасада тянется изящная двойная аркада, ослабляющая ощущение тяжести и массивности сооружения.

В центральной части фасада расположено традиционное для средневековой архитектуры круглое окно над порталом - «роза». В Сан-Дзено оно носит название «Колесо фортуны», из-за того, что по его окружности скульптор поместил рельефные изображения людей, возносящихся вверх или низвергаемых судьбой. Эти фигуры завершают композицию из рельефов, свободно расположенных по фасаду.

Рельефы Сан-Дзено относятся к разному времени. Самые поздние - это скульптуры на «Колесе фортуны» и небольшие рельефы с изображением животных, выполненные скульптором Адамино ди Сан Джордже в 1220-х годах. А в нижней части фасада расположены четыре мраморных рельефа, совершенно уникальных по своим пластическим и живописным достоинствам. Эти рельефы вот уже многие века остаются загадкой для исследователей. Их появление относят к самому началу XII века. Композиции были созданы неизвестным скульптором, как предполагают, местного происхождения. Их смысл до конца неясен, хотя исследователи сходятся на том, что на рельефах изображен готский король Теодорих.

Два рельефа изображают сцены охоты и два - сцены дуэли. Сюжетно каждые две композиции объединены. На левой картине изображен скачущий на лошади король: плащ развевается по ветру, за спиной - колчан со стрелами. Левой рукой он поднял охотничий рог. На соседней плите находится вторая часть той же сцены: в центре изображен олень, с двух сторон на него нападают собаки. Олень мчится в сторону ворот странного города, из-за крепостных стен которого поднимаются языки пламени. В проеме ворот стоит обнаженная фигура - это дьявол, открывающий адские врата...

Толкование этого сюжета дал поэт Кардуччи. В «Поэме об охоте Теодориха» он описал странного мистического оленя, который заманивал охотившегося короля Теодориха в ад. Эта расшифровка барельефов Сан-Дзено стала общепринятой.

Рельефы сохранились очень плохо, верхние пластины даже треснули, но скульптурные изображения продолжают удивлять мастерством и цельностью всей композиции.

Если с сюжетом охоты все более-менее ясно, то относительно сцен дуэлей исследователи до сих пор не пришли к единому мнению. По одной версии, рельефы изображают дуэль короля Теодориха и Одоакра, первого римского правителя-варвара. По другой версии, скульптор изобразил обычный рыцарский турнир в честь дамы сердца, поскольку в «сценах дуэлей» присутствуют изображения трех женщин.

На левой плите скульптор изобразил столкновение конных рыцарей, на правой - бой на мечах пеших воинов. Вероятно, это два момента одной и той же сцены: ведь часто поединок, начатый на конях, заканчивался спешиванием и боем на мечах. Тяжеловооруженные рыцари изображены в момент первого столкновения. Очень экспрессивна вторая сцена: правый рыцарь наносит смертельный удар своему сопернику. Его противник изогнулся в отчаянной попытке спастись от меча. Позы и движения рыцарей удивительно реалистичны. Недаром рельефы Сан-Дзено считают самостоятельной главой в истории итальянского искусства.

Церковь Сан-Дзено посвящена Святому Зенону. В V веке, во времена императора Галлиено, Зенон был епископом в Вероне. По преданию, ему была дарована сила изгонять бесов. Однажды во время рыбной ловли он увидел, как к реке мчится повозка, влекомая быком, одержимым злым духом. Зенон силой своей власти изгнал беса и спас возницу. Тот же злой дух вселился в дочь императора. Прослышав про святость Зенона, Галлиено послал за ним солдат, чтобы он спас его дочь. Солдаты застали Зенона у монастыря за рыбной ловлей. Зенон, узнав о приглашении, подарил солдатам три рыбы, но те, недовольные, украли у него четвертую. Когда же они стали варить рыбу, то похищенная осталась живой даже в кипящей воде. Устыдившись, солдаты вернули ее епископу и получили его прощение. Между тем Зенон отправился во дворец и освободил дочь короля от беса. Пораженный Галлиено в знак благодарности подарил Зенону свою корону, которую тот разбил на куски и раздал бедным.

Святой Зенон является одним из наиболее почитаемых в Италии святых. Его мощи покоятся в крипте церкви Сан-Дзено. А здание церкви украшают мраморная рельефная композиция - «Святой Зенон благословляет веронских рыцарей и пехотинцев» и серия небольших рельефов «Чудеса Святого Зенона».

Один из главных шедевров церкви Сан-Дзено - массивные бронзовые врата, выполненные с необыкновенным мастерством. «Настолько велика сила их художественного воздействия, что сначала просто не замечаешь ничего рядом, - пишет В.В. Горяинов, - и только потом, как из тумана, выступают и мраморные фигуры портала, наивные кариатиды, изящные архитектурные детали. В тени высокого аттика, в медленно скользящем свете солнечных лучей, живут удивительной жизнью эти странные бронзовые фигуры - герои евангельских и библейских событий. Это сказочный мир, полный откровений, удивительных взлетов фантазии, подлинного очарования реальности бытия». Близкой аналогией вратам Сан-Дзено являются Корсунские врата Софийского собора в Новгороде. Исследователи считают, что автором великолепных врат церкви Сан-Дзено был германский мастер, возможно, южнорейнской школы.

По средневековой традиции, входные двери храма представляли собой введение в атмосферу религиозных ритуалов, и изображения на церковных вратах как бы подводили человека к пониманию основ христианского вероучения. Поэтому последовательность сюжетов, изображаемых на вратах храма, определялась последовательностью эпизодов библейской истории: создание человека, первородный грех и его последствия, искупление, история земной жизни Христа, его вознесение.

Интерьер Сан-Дзено кажется очень светлым благодаря «светоносности» мрамора: высоко расположенные окна пропускают мало солнечных лучей. Церковь отличается удивительной соразмерностью всех конструктивных деталей: широкого центрального нефа и изящных колонн в арках, арочных проемов. Все внутреннее пространство храма легко охватывается взглядом и потому кажется цельным и органичным. Первоначально церковь была украшена множеством фресок XII-XIV веков, но до наших дней уцелело очень немногое. На балюстраде над криптой сохранились готические скульптуры XII века, а в апсиде очень необычная и странная статуя «Смеющийся святой Зенон» работы местных мастеров XIII века, по выражению В.В. Горяинова, «поражающая какой-то варварской выразительностью и неуклюжестью».

Алтарь церкви Сан-Дзено - одна из главных драгоценностей храма. Алтарь принадлежит кисти известного итальянского живописца Мантеньи и является одним из его самых совершенных произведений. На трех створках алтаря, разделяемых покрытыми пышной резьбой колонками, изображены Мадонна с Младенцем - в центре, святые Петр, Павел, Иоанн и Зенон на левой створке, святые Бенедикт, Лоренцо, Григорий и Иоанн Креститель на правой. Внизу, под главной композицией, расположены три небольшие композиции: «Моление о чаше» «Распятие» и «Воскресение». Мантенья расписал этот алтарь в 1457-1459 годах в Падуе. Картина была установлена в церкви Сан-Дзено и сразу же стала ее достопримечательностью, вызвав к жизни массу подражаний. В 1797 году, когда Верона была взята войсками Наполеона, знаменитый алтарь Сан-Дзено был вывезен в качестве трофея во Францию, однако в 1816 году французы были вынуждены вернуть триптих. Но полностью алтарь так и не был восстановлен: картины «Моление о чаше», «Распятие» и «Воскресение» остались во Франции и сейчас хранятся в Лувре и в музее города Тура. В церкви Сан-Дзено на их месте находятся копии.

Церковь Сан-Дзено является одним из лучших памятников романского зодчества в Италии. Ее образ многие годы служил источником вдохновения для архитекторов, сооружавших в разных городах подобные сооружения. Но превзойти оригинал не удалось никому.

АНГЛИЯ







Дата добавления: 2015-08-18; просмотров: 425. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...

Логические цифровые микросхемы Более сложные элементы цифровой схемотехники (триггеры, мультиплексоры, декодеры и т.д.) не имеют...

Постинъекционные осложнения, оказать необходимую помощь пациенту I.ОСЛОЖНЕНИЕ: Инфильтрат (уплотнение). II.ПРИЗНАКИ ОСЛОЖНЕНИЯ: Уплотнение...

Приготовление дезинфицирующего рабочего раствора хлорамина Задача: рассчитать необходимое количество порошка хлорамина для приготовления 5-ти литров 3% раствора...

Дезинфекция предметов ухода, инструментов однократного и многократного использования   Дезинфекция изделий медицинского назначения проводится с целью уничтожения патогенных и условно-патогенных микроорганизмов - вирусов (в т...

Метод Фольгарда (роданометрия или тиоцианатометрия) Метод Фольгарда основан на применении в качестве осадителя титрованного раствора, содержащего роданид-ионы SCN...

Потенциометрия. Потенциометрическое определение рН растворов Потенциометрия - это электрохимический метод иссле­дования и анализа веществ, основанный на зависимости равновесного электродного потенциала Е от активности (концентрации) определяемого вещества в исследуемом рас­творе...

Гальванического элемента При контакте двух любых фаз на границе их раздела возникает двойной электрический слой (ДЭС), состоящий из равных по величине, но противоположных по знаку электрических зарядов...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.021 сек.) русская версия | украинская версия