Д). Психологическая характеристика желтого цвета.
В природе солнце редко окрашено в желтый цвет, мы видим его как ослепляющий свет или как сияющий оранжевый, если оно стоит над горизонтом. И все же представление о желтом цвете легко увязывается у нас с солнцем, как и у детей, рисующих солнце желтым. Желтый цвет воспринимается нами как солнце, светлым и сверкающим. Желтый цвет – легкий, сияющий, возбуждающий, а потому – согревающий. После белого лучше всего отражает падающий свет желтый. Создается впечатление, словно свет скользит по светлой поверхности и не проникает в темную внутреннюю глубину. Тяга к поверхности характерна для желтого цвета во многих отношениях. Яркость желтого и полированная блестящая поверхность дополняют друг друга, создавая великолепие блестящего золота. Желтый, как цвет поверхности, не скрывая тайн, и ни Гете, ни Кандинский не открывают нам о сущности желтого цвета ничего такого, чего бы мы не воспринимали сами. Гете: «Этот цвет наиболее близок к дневному свету. В своей внешней чистоте он всегда несет в себе природу светлого, ему присущи радость, бодрость, нежное возбуждение. Из практики известно, что желтый производит очень теплое впечатление. Этот эффект теплоты лучше всего проявляется, когда смотришь на природу через желтое стекло, особенно в пасмурные зимние дни. Глаз радуется, сердце переполняет восторг, душа поет, кажется, что нас обвеивает настоящим теплом». Кандинский также указывает на то, «что желтый настолько склоняется к светлому (белому), что вообще не может быть очень темного желтого». «Рассматривая окрашенный в желтый цвет круг, видишь, что желтый излучает свет, движется из центра и почти зримо приближается к тебе». Кандинский чувствует «первое движение желтого – стремление к человеку, которое может стать назойливым (при усилении интенсивности желтого), и второе движение желтого – стремление перешагнуть границы, рассеять силы в пространстве… и бесцельно излить во все стороны». С другой стороны, желтый беспокоит человека, возбуждает его характер и отражает характер выраженной в этом цвете силы, которая, в конце концов, становится дерзкой и навязчивой. Это свойство желтого, тяготеющего к более светлым тонам, может достичь невыносимой для глаза и души высоты и силы. В этом случае он звучит как труба, поющая все громче и резче, или высокий звук фанфар». Если к зеленому добавить красный (аддитивное смешение цветов), то получится желтый. Это оптическое объединение обоих цветов в желтый соответствует и психологическому началу желтого цвета. Красный – как возбуждение, а зеленый – как направление, создают в результате состояние возбужденного напряжения. Как из красного и зеленого возникает другой цвет – желтый, так и возбужденное напряжение приводит к другому психическому состоянию: к взрыву, разрядке, эксцентрическому расслаблению, как, скажем, смех после заключительной фразы анекдота. Желтый выражает эксцентрическое разрешение возбужденного напряжения. Зеленый цвет – это концентрическое напряжение и инерция, желтый же – эксцентрическая разрядка и изменение. Если сравнить зеленый с заряженной, статистической потенциальной энергией, то желтый соответствует разряженной, динамической, кинетической энергии. Чтобы более наглядно продемонстрировать, что означает процесс освобождения и что представляет собой с психологической точки зрения желтый цвет, можно привести сравнение (не совсем оправданное научно) с куском сахара, растворяющимся в воде. Вода преодолевает силы сцепления, действующие в кристаллическом сахаре, таким образом, что форма сахара, таким образом, что форма сахара «растворяется» и «изменяется». Напряженное состояние, способствующее кристаллизации сахара, исчезает благодаря «раздражающему действию» воды или, другими словами, это действие снимает внутреннее напряжение и вызывает изменение формы. Отсюда следует, что желтый цвет следует понимать как изменение и как снятие напряжения посредством раздражающего действия. (На немецкий язык сексуальный оргазм метко переводится как «освобождение», «снятие напряжения»). Не вдаваясь особо в физиологию, можно сказать, что в действительности освобождение наступает тогда, когда возбужденное напряжение в результате сексуального раздражения достигает апогея и должно быть снято. Это кратковременное «изменение» психо – вегетативного состояния во время «освобождения» ощущается как чувство наслаждения. Только после этого краткого «желтого» состояния наступает покой «синего цвета». Предпочтение желтого цвета остальным означает поиски освобождения, несущего счастье, ибо таковое отсутствует. Если же, наряду с этим, отвергается синий – цвет покоя, удовлетворения и единения, - речь идет о несчастном, неподходящем для реальной связи человека, который, постоянно обеспокоенный, ищет удовлетворения в идоле любви. Это предпочтение желтого цвета при отклонении синего часто свидетельствует, например, об «ажитированной депрессии», которую фармакологи чески следует лечить антидеприссантами, снижающими возбуждение, а психоаналитически – как позитивную или негативную материнскую связь. Если же отклоняется синий цвет (возбужденное беспокойство, чувствительность), а выбирают желтый (поиски и ожидание освобождающей разрядки) и зеленый (напряжение, самоутверждение), то это характерно для честолюбивого человека, которому недостает дружеских связей в коллективе и который стремится завоевать признание с помощью превосходства. В данном случае, когда отсутствие чувства безопасности (-синий; конфликт связей) ведет к такой напряженности (+зеленый), что требуется компенсирующая разрядка (+желтый), часто наступает психо – вегетативная сенсибилизация органов (желудка, кишечника, желчного пузыря). Всегда, когда в восьми цветовом ряду зеленый и желтый стоят рядом, образуют одну группу, напряжение и разрядка объединяются в целях непосредственного снятия и нейтрализующего выравнивания напряжений. Выбирающий зеленый и желтый нуждается в немедленном подтверждении того, что его ценят, уважают, чтобы можно было снять (+желтый) напряжение (+зеленый). Тот же, кто отвергает оба эти цвета, также не может больше выносить напряженного давления (-зеленый) и раздражающего возбуждения (-желтый). В этом случае честолюбие настолько заторможено невротическим страхом, что бросается в глаза подчеркнуто равнодушная и небрежная манера поведения. Если зеленому отдается предпочтение как полюсу напряжения, а желтый отвергается как полюс разрядки, такое состояние можно сравнить с батареей, отдавшей много напряжения и требующей новой зарядки. Если зеленому отдается предпочтение как полюсу напряжению и требующий новой зарядки. Если же, наоборот, отвергается зеленый и предпочитается желтый, то это состояние можно образно сравнить с перезаряженной, «кипящей» батареей. Если оба полюса – напряжение (зеленый) и разрядка (желтый) – не замыкаются в группу, а связываются с возбуждением (красный), то втроем они образуют «эрготропную функциональную группу». И, наоборот, в случае сочетания зеленого и желтого с синим (покоем) в этих трех цветах выявляется «трофотропная группа отдыха». В то время как расстройства в диапазоне синего и красного цветов (покой и возбуждение) особенно проявляются в виде заболеваний сердечно – сосудистых, напряжение (зеленый) и разрядка (желтый) относятся, в основном, к желудочно-кишечным заболеваниям. По этой причине пациенты со склонностью к спазмам гладкой мускулатуры (желудочно-кишечных, желчных и мочевых путей) часто обнаруживают специфическое предпочтение зеленого и желтого цветов. Желтый - основной цвет. Он выражает основную психическую потребность – раскрыться. В развитии и раскрытии заложен индивидуальный смысл всех изменений. В них заключена надежда, стремление к радости, счастью. Желтый выбирают люди, которые ищут изменившихся, освобождающих отношений, чтобы разрядить ожидаемым способом возбужденное напряжение и иметь возможность раскрыться, достичь желаемого. Они надеются на разрядку с помощью освобождения от нагрузки, угнетающей их как зависимость. Беременные, которых тренируют на «безбоязненные» роды, по статистическим данным, как правило, предпочитают желтый цвет. Им нужны напряжения ожидания и раздражитель надежды, чтобы не погрузиться в разочарованное, депрессивное расслабление. Предпочтение желтого цвета наблюдается у людей, которые из – за отсутствия жилья, из – за домашних условий, в тоске по дальним странам, отправляются в путешествия. Увлекающиеся «полетами», охотно отрывающиеся от окружающей реальности люди также предпочитают желтый цвет. От напряжения (зеленый) и неумолимости реальной жизни некоторые бегут в мир идей (желтый). Считается, что желтый – цвет озарения, поэтому ореол Христа и святых также желтый. Желтый, как цвет разрядки, освобождающей от раздражающего напряжения, выражает только нервное и психическое состояние. Хотя он отражает и состояние, стимулирующее фантастические представления, но (как и любой взятый в отдельности цвет) ничего не говорит о действительном духовном мире человека. Тяга желтого цвета к поверхности может даже отражать поверхность человека, а расширение его – бесполезную деятельность. В этом случае раздражающее напряжение, возникающее из – за неудовлетворенных потребностей, просто глушится банальными возбуждениями. Если же надежды не оправдываются, то возникает неприязненное чувство. Которое народная молва приписывает желтому цвету: «Желтый – цвет зависти». Надеющийся предпочитает желтый, разочарованный отвергает его. При обследовании 200 хронических алкоголиков оказалось, что желтый отвергается наиболее решительно, в то время как фиолетовому отдавалось решительное предпочтение. Когда разочарованный отклоняет желтый цвет, он еще не пережил боли какой – то утраты. Раздраженное напряжение, взывающее к надежде и ожиданию, накапливается и может стать угрожающим. Цветовой тест констатирует критическое состояние: когда отчаявшийся «хватается за соломинку» и хочет силой вызвать последнюю надежду, он еще раз выберает желтый цвет, но вместе с принуждающим черным. Зачастую он, как Ван – Гог, на последней картине которого (июнь 1890) черные вороны кружат под иссини – черными грозовыми тучами над волнующимся желтым пшеничным полем, стоит на грани самоуничтожения. В категориях времени зеленый выражает застывшую длительность, желтый же, напротив, соответствует неопределенному будущему и еще не осуществленным возможностям. Желтый возбуждено – напряженно стремится к развязке, то есть вперед, к ожидаемому лучшему будущему.
Зелено, – желтый. Если к чистому подмешать едва заметное количество зеленого, он будет выглядеть более холодным и более светлым. Ясность и свет противоречат инстинктивным требованиям, легко ввергающим в конфликтные ситуации и отягощающим нас. Кто предпочитает зеленоватый лимонно – желтый, тот тормозит движущиеся импульсы, контролирует себя, следит за другими и за своим поведением, избегая конфликтов. Такое поведение, часто опирающееся на критический, острый ум, служит самозащитой. Такие люди всегда следят за тем, чтобы не подвергнуться опасной для них критике, не получить отказа или не скомпрометировать себя. По этой причине лимонно – желтый цвет, который, благодаря добавлению зеленого (самоутверждение), тормозит разрешение желтого, предпочитает большинство фригидных женщин и импотентов, тормозящих с помощью самоутверждения и самонаблюдения возбуждение и способность к отдаче. Коричнево – желтый. Прямо противоположное действие оказывает янтарный медово – желтый. Он объединяет два противоречия: свет и легкость желтого и темноту и тяжесть коричневого. Хотя в нем все еще доминирует желтый, как цвет самораскрытия и установления контактов, но вместо поверхности и изменчивости чистого желтого – коричнево – желтый выражает чувственную приятность. Выбор этого цвета говорит о потребности в счастливом, полном наслаждения, нежно – ласковом пребывании.
Красно, – желтый. Если к чистому желтому добавляется возбуждающий красный, а полученный цвет приближается к оранжевому, то основное значение желтого – раскрытие и установление контактов – усиливается в сторону активной интенсивности. Благодаря красному, желтый становится полнее и весомее. Он выражает стихийное, сладострастно – радостное ощущение и эмоции. Здесь нет благо разумности сдержанности или изощренности. Красно – желтый и оранжевый передают атмосферу, часто изображавшуюся старыми голландскими мастерами на картинах с кутящими солдатами и пышными девицами.
|