ПРИТЧИ, ПРООБРАЗЫ И ПРОРОЧЕСТВА
Христос учил притчами ради наглядности и брал примеры вполне понятные и близкие слушателям. В русской школе многое в притчах детям непонятно. Поэтому в каждой притче нужно прежде всего выяснить буквальный смысл, на основании этого объяснения можно говорить и о цели произнесения притчи и, наконец, указать главную точку сравнения. Дети не видят в притчах таинственного смысла, и выяснение его нуждается в особенном внимании. Объяснение пророчеств и прообразов удобнее делать при повторении новозаветной истории, так как без знания Нового Завета указание на исполнение пророчеств будет указанием на неизвестное. ЗАУЧИВАНИЕ Заучивание производится в классе с голоса и дается на дом для закрепления в памяти по книги. В классе урок прорабатывается и повторяется по вопросам, с постепенным обобщением. Если рассказ легок, и если учащиеся достаточно развиты, то повторение по вопросам заменяется связным изложением рассказа учащимися. Но как бы хорошо они не усвоили в классе рассказ, дома они его должны повторить по книге. Отстающих и нерадивых заставляют слушать рассказ более прилежных товарищей и повторять с их слов. ПРИМЕНЕНИЕ Для назидательности и для предоставления возможности подражания библейским образцам необходимо каждый рассказ сближать с современной жизнью. Дети понимают повествование лишь буквально, но не замечают идеи. Раскрытие ее и составляет долг учителя. Закон Божий не дает правил на каждый отдельный жизненный случай, а располагает стремиться к доброму во всяком обстоятельстве по собственному разумению каждого. НЕДОУМЕНИЯ Недоумения и сомнения неизбежно являются у детей, если они относятся небезучастно к изучению закона Божия. Эти недоумения всегда следует разрешить и отнюдь не убивать в детях любознателтность называнием вопросов детей глупыми. У всякого свой способ мышления. Остановленный однажды ребенок не обратиться со своей думой никогда и ни к кому останется на всю жизнь со своими сомнениями, а через них дойдет и до неверия. Объяснения должно быть вполне понятны и ясны. Лучше отложить объяснение до другого раза, чем давать его в спутанном виде. НАГЛЯДНЫЕ ПОСОБИЯ При всякой возможности полезно показать географическую карту или картину, или прочитать стихотворение, или рассказать. Хотя бы и светского писателя, соответствующий смыслу священно-исторического повествования. Все, что помогает живости и наглядности передачи, то содействует воспитательной стороне преподавания закона Божия. Картину можно показать или до рассказа или после него. В первом случае производится разбор картины, и на основании его выводится библейский рассказ, во втором - картина служить лишь вспомогательным средством для лучшего запоминания рассказа. КАТИХИЗИС ЦЕЛЬ ПРЕПОДАВАНИЯ Обобщение и связное изложение истин веры и нравственности для укрепления их в сознании учащихся, в надежде памятования их при каждом поступке. ХАРАКТЕР ПРЕПОДАВАНИЯ Преподавание должно пробуждать интерес к познанию истин, к устранению соблазнов в уме и к укреплению воли в добрых чувствах. При сообщении отвлеченных истин особенно полезны примеры делания добра и служения истине в условиях современной жизни. Всякая схоластичность вредит делу. МЕТОД ПРЕПОДАВАНИЯ Наиболее удобен совместный метод, так как при нем истина освещается всесторонне, прежде приобретенные сведения обобщаются и объясняют новые положения. Форма изложения - повествовательная, так как вопросо-ответная форма дает ученикам две трудности за один раз: запоминание вопроса и ответа на него. Если бы вопросы следовали один за другим по смысловой связи в полной последовательности, то катехизическая форма была бы пригодной. Но такой последовательности в изложении катехизиса пока никем еще не достигнуто. При заучивании пройденного применима и эта форма. Но ответ учащихся желателен в виде связного изложения.
|