Студопедия — Внутренняя связь всей священной истории.
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Внутренняя связь всей священной истории.






Довольно давно было отмечено то грустное явление, что православные ученики русских школ заучивают параграфы учебника закона Божия, а иногда и целые отделы из Библии, без всякого разумения взаимоотношений между отдельными отрывками. Оттого знания учащихся ограничиваются уменьем воспроизвести рассказы: о потопе, о призвании Авраама, о снах Фараона, но последовательно ученики не могут даже вкратце рассказать ничего ни о Ное, ни об Аврааме, ни о Моисее, ни о Спасителе.

Можно спросить учащихся о рождении Иисуса Христа, о поклонении волхвов, об отроке Иисусе во храме, о первом чуде, но о Христе ученики, по их заявлению, "не учили". В то время, когда гражданская история стремится не только как наука, но и как предмет преподавания, установить генетическую связь в своем целом, священная история остается в виде отдельных листочков летописи. Самое большее, что сообщается учащимся в школе о священной истории, сводится к одной фразе:

Священная история есть история домостроительства нашего спасения. Ученики, конечно, не понимают искусственного слова -домостроительство, забывают всю фразу, и тем обобщение священной истории кончается. Изучаются отрывки о снах фараоновых, о пропаже ослиц у Кифа, о разборе дела двух блудниц Соломоном, а о домостроительстве нашего спасения более не упоминается. Вследствие такой постановки дела учащиеся средних учебных заведений при повторении священной истории в старших классах задают вопрос законоучителю, если они ему доверяют и не боятся доноса по начальству: "зачем мы это все учим?" Этот вопрос непременно должен явиться вследствие отсутствия объединения священно-исторических повествований в школьном преподавании.

Если гражданская история рассматривается как цепь причин и следствий, то священная история никак не может быть преподаваема в виде случайных событий, бессвязной смены лиц и действий. В ней все должно быть освещено одной общей идеей, и факты должны вытекать из предыдущего, как необходимое следствие, как произведение всемогущей неизменяемой воли. Священная история начинается с грехопадения первых людей, вступлением к чему служит повествование о сотворении мира и о жизни первых людей в раю, и кончается проповедью апостолов после сошествия на них Святого Духа. Хронологически она разделяется на две части: на историю ветхого и на историю нового завета. Основанием первого служит вера в будущего Мессию, а второго- вера в пришедшего Спасителя мира. Поэтому та и другая священная история составляют одно нераздельное целое с постепенным нарастанием добра во всеобщем сознании человечества, в понимании добра людьми. Грехопадение, как показывает самое слово, есть падение сверху вниз, в пропасть. Для выхода из этой бездны необходимо прежде всего сознание того, что пребывание в ней хуже пребывания на свободной высоте. В раю люди блаженствовали, но это блаженство зависело не от них самих, а от Бога. Человек был царем земли, но он владел землею не своею силой, а по благодати Божией. Человек захотел жить без Бога и ринулся в глубокую пропасть зла и греха.

Для побуждения человека к выходу из этой пропасти Бог отнял от него те особенные милости, какими человек пользовался в раю; как неизбежное следствие греха человека явилось его подчинение неизменным законам необходимости: тлению, болезни, борьбе. Живя такой несчастной жизнью, человек то сознавал необходимость выхода из нее, то считал в ослеплении свое положение нормальным. Для сохранения истины Господь оделял допотопных патриархов долголетием. Когда все человечество не только в делании, но и в понимании добра совершенно извратилось, Господь истребил всех людей на земле, за исключением лишь одной семьи, потопом. В послепотопное время отдельные личности веровали в необходимость избавления от греха, но преемственно эта вера сохранилась лишь в семье Авраама. Не вследствие особенной любви Бога к потомству этого праведника, а в силу способности только одной этой семьи к сохранению веры в искупление и в Искупителя, Господь выделил один только еврейский народ и его сделал посредником между Собою и прочим миром. Хотя и евреи на деле уклонялись от истины, но мысль о едином милосердном Боге-Искупителе никогда не уничтожалась в них. Вера в Мессию лишь потемнялась, но не исчезала. Сознание необходимости явления Спасителя назревало все более и более, а Господь постепенно помогал людям уяснять эту мысль и открывал через пророков о времени, о месте, об учении и о жизни Искупителя. Весь ветхий завет сосредоточивался на ожидании Спасителя, на постепенном раскрытии любви Божией к людям, хотя люди часто и отвергали ее, а новый завет-в исполнении всех ожиданий ветхозаветных праведников, в полном воплощении Божественной любви. Таким образом, основой преподавания священной истории является мысль о том, как

Господь любил, любит и бесконечно будет любить всех людей. Конечно, эту мысль не следует постоянно повторять перед каждым рассказом из священной истории или после него, но в ней должно объединяться все содержание ветхого и нового Завета. Такое объединение способно помочь учащимся в деле усвоения священной истории, как целостного знания и как руководства в собственной своей жизни. Кроме этого внутреннего объединения есть внешние средства главным из которых служит повторение нескольких отдельных повествований и установление между ними связи. Так напр., возможно обобщить под одним заглавием все чудеса Спасителя, все Его притчи, все время до явления Его на проповедь, время допотопное, послепотопное и т. д. Главным объединяющим Лицом обоих заветов служит Иисус Христос, а потому вся история проявления любви Божией к человечеству всего естественнее может быть названа историей нашего спасения. При такой постановке преподавания ветхий и новый Завет становятся нераздельным целым.

Краткая история спасения человечества и в частности история земной жизни Спасителя должна быть известна всем учащимся, начиная с младшего отделения начальной школы. Знать эту историю необходимо связно, последовательно, а не в виде отдельных статей, относительно отдельных моментов жизни Богочеловека. Такое знание может быть приобретено главным образом посредством устных бесед законоучителя с детьми о Том, Кто их любил, обнимал и благословлял. В этих беседах главное место в припоминании пройденного должно принадлежать учащимся. Пусть говорят больше они, а законоучитель лишь направляет их ответы. Чем чаще производится такое повторение и обобщение пройденного, тем глубже и тем сознательнее укореняется в умах учащихся история нашего спасения.

При таком повторении возможно установление последовательности событий по времени и по месту. Как то, так и другое также могут оказать свою долю помощи в объединении и в обобщении священной истории, в проведении чрез весь ряд повествований указания на промысл Божий о мире и о человеке не следует бояться того, что постоянное повторение истории нашего спасения может кому либо наскучить. Даже произведения классических писателей никогда не наскучивают, хотя читающий знает их содержание. Рассказ о любви Божией к людям настолько многосодержателен, что при каждом повторении он становится лишь понятнее и занимательнее.







Дата добавления: 2015-08-27; просмотров: 378. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Пункты решения командира взвода на организацию боя. уяснение полученной задачи; оценка обстановки; принятие решения; проведение рекогносцировки; отдача боевого приказа; организация взаимодействия...

Что такое пропорции? Это соотношение частей целого между собой. Что может являться частями в образе или в луке...

Растягивание костей и хрящей. Данные способы применимы в случае закрытых зон роста. Врачи-хирурги выяснили...

Примеры задач для самостоятельного решения. 1.Спрос и предложение на обеды в студенческой столовой описываются уравнениями: QD = 2400 – 100P; QS = 1000 + 250P   1.Спрос и предложение на обеды в студенческой столовой описываются уравнениями: QD = 2400 – 100P; QS = 1000 + 250P...

Дизартрии у детей Выделение клинических форм дизартрии у детей является в большой степени условным, так как у них крайне редко бывают локальные поражения мозга, с которыми связаны четко определенные синдромы двигательных нарушений...

Педагогическая структура процесса социализации Характеризуя социализацию как педагогический процессе, следует рассмотреть ее основные компоненты: цель, содержание, средства, функции субъекта и объекта...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.008 сек.) русская версия | украинская версия