Студопедия — Главенство с любовью
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Главенство с любовью






 

Когда встаёт вопрос об усмотренной Богом роли в семье мужчины и женщины, то рассмотрение почему- то всегда начинается с женщины. Возможно, это связано с тем, что наставления в таких случаях даются обычно представителями сильного пола, которые, поступая как истинные джентльмены, «пропускают своих дам вперёд». Однако, ввиду того что я сама - женщина, хочу начать эту тему именно с того, кто, на мой взгляд, во всём должен быть первым.

В Слове Божьем установлен порядок, который остаётся незыблемым во все века: Сыну Божьему Иисусу Христу глава - Бог, всякому мужу глава - Христос, каждой жене глава - муж, а дети должны повиноваться своим родителям. Слово «глава» означает «руководитель», то есть направляющий. Сам Бог распределил авторитеты именно так, поэтому только установленный Им порядок Он благословляет. Это было во времена Ветхого Завета, и так оно остаётся в новозаветную эпоху, продолжающуюся до наших дней. Подтверждая непреложность данного постановления, апостол Павел когда-то говорил: «Ибо прежде создан Адам, а потом Ева» (IТим. 2:13). В этой очерёдности являл себя закон первородства, которой подразумевал собой главенство, о чём в Послании к Ефесянам сказано: «Потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви» (Еф. 5:23).

Роль главы в семье предоставляет мужчине много полномочий и прав, однако одновременно с этим налагает на него очень серьёзные обязанности и огромную ответственность перед Богом. Нас нисколько не удивляет, когда мы слышим, что за какое-то чрезвычайное происшествие на предприятии именно начальник (а не его помощник и заместитель) понёс наказание за случившееся, лишившись своего положения и высокой Должности. Подобный же подход существует и на военной службе. Если в рядах армии или в какой-нибудь отдельной воинской части происходит из ряда вон выходящее событие, которое обнаруживает несостоятельность руководства и существующего порядка, то правительство страны лишает высоких чинов именно тех, кто был наделён наибольшей властью, и, в первую очередь, адмиралов и генералов. Точно так поступает и Бог. Определив для мужчины главенствующую роль в семье, Он даровал ему не только соответствующие права, но и возложил на него ответственность за её благополучие и правильное развитие.

Любому из нас понятно, что ни один человек не рождается специалистом в той или иной области или профессии. Врождёнными или унаследованными могут быть лишь некоторые наши способности. Однако как любой специальности надо обучаться, так и вложенные в нас с момента рождения способности необходимо развивать, на что уходит немало сил и времени и растягивается порой на многие годы. Подобно этому никто из нас не рождается с готовым запасом знаний и мудрости для жизни в браке. Быть супругами нас учит жизнь со всеми её ситуациями и трудностями. Для того чтобы стать мужем и женой, соответствующими замыслу Божьему, необходимо приложить максимум стараний и многому научиться. Только вот беда: в то время как большая часть женщин-христианок, стеснённые семейными обстоятельствами, этого жаждут и к этому стремятся, мужская половина народа Божьего не видит в том необходимости и проявляет со своей стороны явную пассивность.

Судите сами. Практически в каждой христианской общине создаются женские молитвенные группы, проводятся женские собрания, женские семинары, женские конференции и женские съезды. В союзах различных деноминаций организовываются специальные женские отделы, организующие и направляющие духовную работу среди сестёр. Что же касается чисто мужских встреч, то, кроме братских советов (которые выполняет не учебную а руководящую функцию) да редких братских общений» ничего другого не существует. Похоже, служители счи- тают, что если они наставят замужних сестер и укажут им их место в доме и церкви, то все существующие семейные проблемы сами собой разрешатся. По этой причине в общины приглашаются именитые братья-проповедники и опытные сёстры-душепопечительницы. А вот тех, кто имел бы мужество сказать братьям-мужьям об их духовной несостоятельности и многочисленных ошибках в управлении своими семьями, почему-то не находится. Впрочем, если они и есть, руководители церквей предпочитают их к себе не приглашать.

Чтобы не быть голословной, приведу два примера из реальной жизни. Однажды в полдень в офисе нашей миссии «Живые воды» раздался телефонный звонок. Подняв трубку, я услышала голос мужчины, который представился мне как дьякон большой христианской общины. Он сказал, что их сёстры желают встречи со мной, поэтому просят его официально организовать этот приезд. В ответ я поинтересовалась, что конкретно их интересует, и что бы они желали услышать.

- У многих из них имеются различные проблемы в семьях, - пояснил брат. - Поэтому желательно, чтобы Вы провели с ними сестринское собрание или даже двухдневный женский семинар и наставили их как душепопечительница.

- Да, но ведь в браке состоят двое - муж и жена, поэтому семейные проблемы должны бы волновать их обоих. He лучше ли было бы собраться для такой общей душепопечительской беседы всем вашим супругам? Это принесло бы намного больше плода.

- Хорошо, я поговорю об этом с нашим пастором и Другими руководящими братьями общины, после чего сообщу Вам их решение, - осторожно сказал предусмотрительный дьякон и вежливо распрощался.

После этого прошли недели и месяцы, но обещанного звонка так и не последовало. Возможно, вы скажете, что братья просто не могли допустить, чтобы их наставляла женщина, ведь сёстры просто не имеют на это права. Что ж, возможно, это и так. Только почему-то заболев какой-то телесной болезнью, те же братья,

не задумываясь, идут за помощью к женщине-врачу и старательно выполняют все её указания. При этом им неважно, мужчиной или женщиной является врач, лишь бы помогло назначенное лечение. Так что дело не в том, какой человек об этом говорит, а в том, что братья-мужья просто не хотят принимать любые направленные в их адрес вразумления и обличения.

Этот факт подтверждает и другой пример, который рассказал один брат-служитель из США, являющийся довольно известным проповедником и душепопечителем: «Однажды мне позвонил пастор христианской общины другого города с просьбой провести у них встречу для сестёр на тему «Брак и семья», рассказав им об их предназначении, а также об их роли и месте в семье. Выслушав его, я ответил, что согласен на такую однодневную конференцию для женщин при одном условии, что прежде проведу у них пять собраний для мужчин. Услышав это, пастор молча повесил трубку и больше уже не звонил».

До чего же извратил сатана и дух времени умы наших мужчин, чтобы они поверили в то, что являются! настолько совершенными, что уже не нуждаются в том, чтобы их кто-то наставлял и учил, хотя именно в этом имеется огромная нужда! Странно, но почему-то принято считать, что все изменения к лучшему в семье должны начинаться с жены, а никак не с мужа, хотя даже сами мужчины признают, что их жизнь и поведение в доме оставляют желать лучшего. Что же касается служителей христианских общин, то им, кажется, и в голову не приходит мысль о том, что они должны не только собственной жизнью являть образец истинного супруга и отца, но и учить имеющихся у них в церкви настоящих и будущих мужей, что это значит - быть главою в доме. Отсутствие таких наставлений и вытекающее отсюда пренебрежение мужьями строгих повелений Библии привело к тому, что женщины-христианки всё чаще плачут и при личных душепопечительских беседах говорят, что настоящих мужчин, за которыми бы они чувствовали себя как за каменной стеной, среди наших братьев практически не найти. И это не унижение пред-

ставителей сильного пола, а лишь простая констатация существующего факта.

О том, насколько серьёзно смотрит Бог на исполнение мужьями данных Им по отношению к жене повелений, можно судить по словам, вырвавшимся однажды из уст учеников Христа: «Если такова обязанность человека к жене, то лучше не жениться» (Мф. 19:10). В древности по закону Моисея муж полностью отвечал перед общиной за благополучие своей жены. Он должен был обеспечивать её финансово, защищать, оберегать, утешать и во всех отношениях поддерживать. Надо сказать, что эти обязанности не снимаются с мужчин и в наши дни.

В своей книге «Что хотят женщины, чтобы о них знали мужья» всемирно известный американский христианский семейный психолог доктор Джон Добсон по этому поводу пишет: «Мы, мужчины, пренебрегаем возложенной на нас Богом ответственностью: заботиться о благосостоянии наших семей, воспитывать детей, следить за финансовыми расходами, осуществлять духовное руководство, любить, охранять и защищать. Вместо этого мы идём по жизни, заботясь лишь о собственном «я» и думая лишь о собственных нуждах, радостях и общественном положении. Неудивительно, что потеря самоуважения нашими женщинами, одиночество, изолированность и скука достигли критических масштабов. Ухудшение отношений между мужьями и жёнами способствует углублению депрессивных состояний у женщин, и только мы, мужчины, в состоянии исправить эту ситуацию».

Развивая дальше данную мысль, этот служитель, обращаясь к мужьям, продолжает: «Если вы желаете, чтобы ваша жена взяла на себя обязанности матери и всё, что с этим связано, вы должны ей оказывать поддержку и помощь. Вы должны слушать её, когда она жалуется, что у неё был трудный день с детьми, предлагать совет и высказывать своё мнение, вы должны помогать прививать детям дисциплину, учить и направлять их. Вы должны удовлетворять её эмоциональные и романтические потребности, которые накопились в ваше отсутствие. Вы должны понимать, что ей необходимо отдохнуть от малышей хотя бы раз в неделю и, что ещё важнее, вы должны находить время для своей семьи. Для мужчины нетрудно отдавать шесть, а то и семь дней в неделю работе, если она ему нравится. Он удовлетворяет там потребности своего «я» и готов тратить на неё и по четырнадцать часов в сутки. Ho в этом случае обстоятельства начинают действовать как цепная реакция и наносить вред тем, кто от него зависит... He желая преуменьшать роль матери, я всё же считаю, что счастье семьи зависит в первую очередь от отца семейства. Для того, чтобы женщина была довольна жизнью и собой - а это необходимо для счастливой семьи - она должна постоянно ощущать заботу и уважение мужа, которого любит».

Бог усмотрел для мужчины роль главенствующего лица, руководителя, покровителя и защитника более слабой по сравнению с ним женщины. Однако это данное ему право главенства сатана извратил настолько, что оно проявляется теперь у довольно многих мужчин в форме господства, доходящего до диктаторства, грубости и жестокости, граничащих порой с деспотизмом. Поступая таким образом, муж забывает, что любое насилие над женой и унижение её человеческого достоинства говорит о проявлении его плотской греховной природы, которая исказила усмотренную для него Богом обязанность быть главой в самом высоком и благородном смысле этого слова. Господство - это извращённое главенство, являющееся полной противоположностью тому, что от начала было усмотрено Господом.

He исключено, что зная, эту мужскую наклонность к властвованию и грубому господству, апостол Пётр после данного им в третьей главе Первого Послания наставления женщинам тут же обращается к мужчинам со словами строгого повеления: «Также и вы, мужья, обращайтесь благоразумно с жёнами, как с немощнейшим сосудом, оказывая им честь, как сонаследницам благодатной жизни, дабы не было вам препятствия в молитвах». В дословном переводе с древнееврейского языка это звучит так: «Точно так же и мужьям следует в совместной жизни относиться к женам с должным пониманием и уважать их, потому что хотя они и более слабый пол, но равные с мужчинами наследницы благодатного дара жизни. Тогда ничто не воспрепятствует вашим молитвам».

Слово «благоразумно» имеет корень «благ» и говорит само за себя, подразумевая доброту, чуткость, мудрость, обходительность и снисхождение. Благоразумное обращение с женой, как с немощнейшим сосудом, представляет собой такое отношение, при котором учитываются все её психологические и физиологические особенности как женщины, её немощи и слабости, к которым мужчине необходимо снисходить, покрывая любовью и вниманием. Благоразумие включает в себя изучение и познавание характера и особенностей своей жены, своевременное удовлетворение её духовных, эмоциональных и физических нужд, ограждение от тяжёлых физических нагрузок, превышающих физиологические возможности её организма, проявление мягкости, нежности и мудрости в построении взаимоотношений с нею. Благоразумие со стороны мужа особенно важно в периоды значительных гормональных изменений в её организме, когда женщина особенно нуждается в участии, понимании, утешении и ободрении (во время менструальных циклов, беременности, при вскармливании младенца, климаксе и менопаузе).

Следующее повеление, которое в вопросе отношения к жёнам является для мужей ключевым, находится в девятнадцатом стихе третьей главы Послания Колоссянам: «Мужья, любите своих жён и не будьте к ним суровы». В этих коротких словах подчёркнуты две наиболее присущие мужчинам негативные черты - отсутствие любви и связанная с этим суровость. К сожалению, жизнь показывает, что многие представители сильного пола склонны довольно быстро терять пылкую любовь к своим избранницам, и это свойственно не только мужьям, не знающим Бога, но и христианам.

Один такой верующий муж при душепопечительстве в запальчивости сказал: «Мне кажется, что мужчине достаточно и двух лет, чтобы супруга ему надоела и начала в буквальном смысле раздражать. Что касается лично меня, то я был сыт своей женой уже через год нашей совместной жизни».

Надо сказать, что такое случается, как правило, тогда, когда юноши вступают в брак, будучи понуждаемы лишь похотью плоти, которую они больше не в силах держать под контролем. Тогда они не способны думать ни о чём другом, как только о супружеском ложе, на котором надеются разрешить мучающие их сексуальные проблемы. Однако жизнь предъявляет к ним как главам семейств много различных требований, о которых они до вступления в брак просто не хотят думать. Стремление жить по-прежнему, как им хочется, и нежелание взваливать на себя бремя ответственности и многочисленных житейских забот о семье приводят мужчин к быстрой усталости, угнетённости, отрешённости, разочарованию, недовольству и тайному желанию испытать что-то новое. Допуская подобные мысли в своё сердце, они забывают о том, что «блаженнее давать, нежели принимать» (Деян. 20:35) и что отдача себя другим может быть не только бременем, но и радостью, способствуя их возмужанию, становлению личности, духовному возрастанию и укреплению в вере.

Любить и быть любимым - это самое большое счастье на земле, поэтому ради него стоит жить, терпеть, снисходить, прощать, исполнять своё предназначение и нести ответственность за вверенных тебе людей и, в первую очередь, за свою спутницу жизни. Константинопольский патриарх и вселенский учитель Иоанн Златоуст уже в четвёртом веке нашей эры по этому поводу сказал: «Нет ничего драгоценнее, как быть любимым женою и любить её. Где есть это, там есть всякое богатство, всякое счастье; если нет сего, то другое ничто не помогает, всё полно неприятностей и расстройства. Итак, сего будем искать преимущественно пред всем».

Любовь к спутнице жизни - это не только восхитительные чувства, добрые мысли и благие намерения, но исполнение обязанностей по отношению к ней и при-

знание её высокой ценности в свете Божьего замысла о браке. Такая любовь должна проявлять себя в конкретных действиях, а не в словесных выражениях понимания и сочувствия. В своей книге «Союз любви» Виктор Немцев по этому поводу пишет так: «Можно сочувствовать своей жене, что ей трудно, но не помогать, а смотреть телевизор; можно говорить ей, что всякий человек нуждается в общении, но не беседовать с ней, а убегать к друзьям и знакомым; можно говорить проповеди о силе молитвы, но не молиться с женой за её нужды; можно восхищаться красотой природы, но забыть подарить своей спутнице цветы; можно говорить о силе прощения и снисхождения, но при первом возражении жены проявить раздражение и гнев; можно сочувствовать жене в том, что она не имеет красивого платья, но не заработать денег и не приобрести его ей в подарок; можно говорить о красоте женской души и об уникальности человека, но не выражать открыто своё отношение к жене как к особенной и самой лучшей женщине. Прекрасные слова - «я тебя люблю», но если мы не покажем это на деле, то всё это - лишь сотрясение воздуха и не более. Апостол Павел говорит по этому поводу, что если «не имею любви, - то я ничто» (1Кор. 13:2). Мы можем быть кем-то на работе, нас могут возвышать в глазах людей, но в браке, если мы не служим другому, мы - «ничто». Мы можем быть «кем-то» в браке, если с любовью и от чистого сердца удовлетворяем нужды своей половины, которые становятся для нас более важными, чем собственные. Любовь даёт нам силы делать то, что без неё бы мы никогда и ни за что не сделали. В тринадцатой главе Первого Послания к Коринфянам дастся хорошее описание того, что любовь делает и что не Должна делать. Любовь по своей сущности (а не по грамматике) является глаголом, то есть проявляет себя действием. В большинстве случаев каждый человек знает, что именно является действием любви. Иисус Ристос предлагает нам в этом «золотое правило»: Итак, во всём, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними» (Мф. 7:12).

Что ж, с этим просто нельзя не согласиться. Если слова, поступки и действия супруга не говорят о любви, то все его уверения жене в том, что он её любит, не больше, чем пустой звук. Возможно, именно поэтому мой муж избегает говорить мне о любви. На вопрос, заданный ему в самом начале нашей супружеской жизни, почему в проявлении своих чувств он скуп на слова, он спокойно ответил: «Если моё отношение к тебе, моё поведение, поступки и действия не являют любви, то к чему тогда о ней говорить. А если они её подтверждают, тогда слова, я думаю, ни к чему. Вместо того чтобы убеждать, лучше показывать». И именно за то, что он не столько говорит о любви, сколько проявляет её мне своим поведением, отношением и делами, я его особенно ценю и уважаю. Ведь, поступая так, он в точности исполняет наставление ученика Иисуса Христа, которого мы называем часто апостолом любви: «Дети мои! станем любить не словом или языком, но делом и истиною» (1Ин. 3:18).

Когда мужчина утрачивает в своём сердце чувство любви, он начинает всё больше «уходить в себя», что проявляется суровостью, выражающейся отчуждённостью, замкнутостью и холодностью. С таким мужем жене очень тяжело. Она не знает, как к нему подступиться. Он угрюм, сердит, чрезмерно строг, требователен и вечно всем недоволен. Ему очень трудно угодить, потому что любая мелочь выводит его из себя. С годами такой муж превращается в настоящего тирана и деспота, часто даже сам не замечая этого.

Одна христианка, прожившая со своим верующим мужем более тридцати лет, с глубокой грустью рассказывала: «Наш брак был счастливым только первые два года совместной жизни. Потом муж стал постепенно отдаляться и замыкаться в себе. Его начало всё во мне раздражать. То ему не нравилось, что я безвкусно одета. То возмущало, что слишком долго прихорашиваюсь у зеркала. То он начинал выговаривать, что я не могу себя правильно вести, когда мы бываем в гостях. То со злостью отодвигал от себя тарелку с едой, обвиняя, что я готовлю всегда одно и то же. То утверждал, что раньше я была к нему более нежной, ласковой и внимательной. То вдруг взрывался и в гневе уходил, когда я пыталась поговорить с ним по душам, желая хоть как-то улучшить наши отношения. На все мои мольбы пересмотреть его отношение ко мне, муж отвечал, что как жена-христианка я обязана ему повиноваться. С годами он стал просто нестерпимым. Я и дети жили в постоянном страхе, чтобы словом или каким-либо поступком не вызвать у него недовольство и раздражение. Ho этой причине мы старались как можно реже попадаться ему на глаза, что ему также не нравилось. Кроме того, муж был постоянно не удовлетворён нашей интимной жизнью, обвиняя меня в холодности и неспособности сделать его счастливым, поэтому я всегда шла на супружеское ложе, как на плаху. Дважды из-за этого он даже поднимал на меня руку. Дети редко слышали от отца доброе слово. Одни лишь требования, сердитые выговоры да грубые окрики при малейшей провинности. Нередко они говорили, что не дождутся, когда подрастут и смогут покинуть родительский дом, в котором никогда не было любви. Я старалась убедить их, что, несмотря ни на что, он остаётся их отцом, которого нужно любить и почитать, но они лишь сдержанно молчали, чтобы не расстраивать меня ещё больше. Так продолжалось до тех пор, пока муж не заболел раком печени, который за короткое время превратил его тело в скелет. Незадолго до своей смерти он попросил у меня и детей прощения за свою суровость, только что с того? Конечно, я была рада и тому, что он сделал хотя бы это, но ведь наша с ним совместная жизнь прошла, оставив в моём сердце и сердцах детей лишь боль и горькие воспоминания».

Слово «суровый», употреблённое апостолом Павлом в третьей главе Послания к Колоссянам, включает в себя много значений и подразумевает такие человеческие характеристики, как: чрезмерно строгий, требовательный, угрюмый, холодный, имеющий тяжёлый характер, неприступный, сердитый, гневливый, трудный в общении, не способный прощать. Автор книги «Се- мейная жизнь во Христе» Нил Андерсон характеризует это так: «Мужчины легко поддаются озлоблению против их жён. В них начинает копиться обида. Они не находят больше любви в своих сердцах и «уходят в себя».! От этого страдают даже семьи священнослужителей. По данным одного из журналов, 41% пасторов сообщают, что испытывают гнев по отношению к своим жёнам. И как борются с гневом пасторы, так поступает и их паства. Хуже всего, когда грубость, горечь в отношениях, обиды, гнев и ярость доходят до своих крайних проявлений в виде побоев».

Слово Божие говорит: «Гневаясь, не согрешайте: солнце да не зайдёт во гневе вашем; и не давайте место дьяволу» (Еф. 4:26-27). Так что, всякий раз, когда мы раздражаемся и злимся, сознавая то или нет, мы открываем себя для дьявола. В нашем цивилизованном, но падшем во всех отношениях обществе гнев рассматривается как проявление полезной эмоции, дающей человеку разрядку от накопившихся у него эмоций и стрессов. Только автор Книги Притч не придерживается такого мнения, разумно замечая: «Глупый весь гнев свой изливает, а мудрый сдерживает его» (Пр. 29:11). Удерживать себя от гнева особенно важно в тех случаях, когда наружу выходит наш эгоизм. Для борьбы с гневом в Библии есть совет: «Всякий человек да будет скор на слышание, медлен на слова, медлен на гнев, ибо гнев человека не творит правды Божией» (Иак. 1:19-20).

Самым непонятным является то, что, проявляя в семье свои извечные грехи - раздражение и гнев, верующие мужья забывают слова Апостола Павла, звучащие не только как пожелание, но и как повеление: «Итак, желаю, чтобы на всяком месте произносили молитвы мужи, воздевая чистые руки без гнева и сомнения» (IТим. 2:8). Данный отрывок показывает, насколько важно приходить к Господу с необходимым душевным настроем и в правильном расположении духа и сердца, чтобы наши молитвы беспрепятственно возносились к небу. В этом повелении акцент делается не столько на позе, сколько на внутреннем состоянии мо- лящегося. Руки здесь символизируют весь образ жизни христианина и, в первую очередь, любовь и мир в его отношениях с близкими. Однако, хотя эти слова Священного Писания всем нам хорошо известны, нередко бывает так, что, дав дома свободный выход раздражению и гневу, муж приходит в церковь, встаёт за кафедру и просит Господа о Его присутствии и благословении, даже не задумываясь о том, насколько нелепо и лицемерно звучит это из его уст.

Из всех повелений, касающихся мужей, одно является настолько поразительным, что, рассуждая по- человечески, умом его просто трудно вместить, потому что отношения мужа и жены в нём сравниваются с отношениями Христа и Церкви. А звучит оно так: «Мужья, любите своих жён, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за неё, чтобы освятить её, очистив банею водною посредством слова; чтобы представить её Себе славною Церковью, не имеющею пятна, или порока, или чего-либо подобного, но дабы она была свята и непорочна. Так должны мужья любить своих жён, как свои тела: любящий свою жену любит самого себя. Ибо никто никогда не имел ненависти к своей плоти, но питает и греет её, как и Господь Церковь, потому что мы члены тела Его, от плоти Его и от костей Его. Посему, оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут двое одна плоть. Тайна сия велика; я говорю по отношению ко Христу и к Церкви. Так каждый из вас да любит свою жену, как самого себя; а жена да боится своего мужа» (Еф. 5:25-33).

В этом особенном повелении обращение «мужья, любите своих жён» подчёркивает не право мужа господствовать над своей женой, а его обязанность её лю- ить. Исходя из этого, по своему отношению к жене муж занимает то же самое положение, что и Христос по отношению ко вселенской Церкви. Христос является главой Церкви и в то же время её Спасителем. Подобно этому муж является главой жены и в то же время её хранителем. Как глава он любит, руководит и направляет её, а как хранитель обеспечивает всем необходимым, за- ботится о ней и защищает. Как Христос предал Себя однажды за Церковь, так муж должен умертвить свои эгоизм и своё «Я», чтобы послужить в этом примером жене. Его задача - не держать её в повиновении, а любить так, как Христос любит Церковь, доказав это своей смертью на голгофском кресте. Подчёркивая необходимость подражания в этом Христу, Иоанн Златоуст когда- то сказал: «Заботься о своей жене, как Христос о Церкви. Хотя бы нужно было отдать за неё душу свою, хотя бы пришлось испытать многократные потери, ты не должен отказываться, ибо претерпев всё это, ты ещё не сделаешь ничего подобного тому, что сделал для Церкви Христос».

В другом сравнении этого необычного повеления любовь к жене сопоставляется с любовью мужа к самому себе. Все мы знаем, что каждый человек инстинктивно заботится о своём теле и бережно относится к нему. Он питает его, греет, одевает, купает и ограждает от всяких неудобств, увечья и боли. Без этой постоянной заботы оно бы просто не выжило. Подобное отношение к своему телу является ещё одним прообразом отношения мужа к жене, указывая ему тем самым на его обязанности. Как при отсутствии должного попечения о своём теле человек может нанести вред здоровью, что проявится недомоганием, болезнью и даже смертью, так и при отсутствии заботы о жене, как о немощнейшем сосуде, мужчина рано или поздно понесёт за это урон. Именно таким образом провозглашает Библия удивительную и, пожалуй, даже наиболее трудно воспринимаемую нами истину, говорящую о том, что, чем Церковь является для Христа, тем жена должна быть для своего мужа.

Ответственность, возложенная Богом на мужчину как главу семьи, предусматривает не только соответствующее Священному Писанию правильное обращение с женой, но и его преимущественную роль в духовном воспитании детей. Хотя в Библии нет конкретных указаний на то, что мужчина обязан исполнять в своём доме роль священника, исходя из того, что семья является церковью в миниатюре, проповедники склонны применять к мужьям-христианам именно такое определение. Однако одно дело - называться, и совсем другое - быть. Ведь, если муж желает, чтобы его воспринимали в семье как домашнего священника, ему необходимо соответствовать тем требованиям, которые предъявляет Библия не только к епископу, но и к пресвитеру, дьякону и любому другому служителю церкви, а именно: «Епископ должен быть непорочен, одной жены муж, трезв, целомудрен, благочинен, честен, страннолюбив, учителен, не пьяница, ни бийца (не поднимающий руки на свою жену), не сварлив, не корыстолюбив, но тих, миролюбив, не сребролюбив, хорошо управляющий домом своим, детей содержащий в послушании со всякою честностью... Надлежит ему также иметь доброе свидетельство от внешних, чтобы не впасть в нарекание и сеть дьявольскую. Диаконы также должны быть честны, не двуязычны, не пристрастны к вину, не корыстолюбивы, хранящие таинство веры в чистой совести» (IТим. 3:2-9).

Как видим, требования, предъявляемые к служителю Божьему, очень высоки, поэтому для того, чтобы быть истинным домашним священником, мужу-христианину необходимо иметь, в первую очередь, личную связь с Господом и правильные отношения с Ним. Ведь ему нужно проводить с женой и детьми домашние чтения Библии, заботиться о состоянии их душ, беседовать о различных жизненных вопросах, разрешать возникающие семейные конфликты, нести ответственность за их духовный и нравственный рост, учить важнейшим христианским принципам, ободрять, вразумлять, наставлять, утешать, предостерегать от неверных шагов и поступков, выслушивать их проблемы и нужды. А это без помощи и водительства Божьего просто невозможно. Поэтому глава семьи должен постоянно сам возрастать в познании Господа, следуя Ему в Духе и истине.

К великому сожалению, в большей части христианах семей мужья не способны исполнять обязанности домащних священников именно потому, что сами не имеют правильных отношений с Господом. Среди них нередко встречаются и такие, которые просто забывают об этой роли или совершенно пренебрегают ею. Ссылаясь на их постоянную занятость, они используют время, которое должны были бы посвятить семье, для своей карьеры, зарабатывания денег, различных хобби оказания помощи знакомым и друзьям, служения в церкви и многого другого. Ответственность за духовное становление и воспитание детей всё больше перекладывается ими на слабые плечи их помощниц, которые и без того перегружены домашней работой. Нередко дело доходит до того, что мужья обвиняют лишь своих жён, если дети идут по жизни недобрыми путями, хотя Священное Писание ясно говорит: «И вы, отцы, не раздражайте детей ваших, но воспитывайте их в учении и наставлении Господнем» (Еф. 6:4).

Как видно из этих слов, ответственность за воспитание детей и направление их к Богу возложена не на матерей, как считают многие, а на отцов семейств. Во времена Ветхого Завета первосвященник Илий навлёк на себя гнев Божий именно потому, что не воспитывал сыновей в страхе Господнем и попустительствовал им в беззакониях, которые они творили. О жене же Илии на страницах Библии даже не упоминается (см. I Цар. 3:11- 13,4:11-18). Этот пример должен напоминать отцам семейств о том, что в вечности они не смогут переложить вину за плохое воспитание детей на свою жену, но будут отвечать за это сами.

От братьев-служителей нередко приходится слышать сетования о том, что служение требует настолько большой самоотдачи, что для семьи у них просто не остаётся больше времени. Однако это не является для них оправданием. Никакое положение в церкви и никакой труд, совершаемый для Господа, не может служить извинением небрежения о собственной семье, где в первую очередь должна быть явлена верность и послушание Слову Божьему. He зря же написано: «Если же кто о своих и особенно о домашних не печётся, тот отрёкся от веры и хуже неверного» (IТим. 5:8). Во времена первоапостольской церкви пригодность кандидатов на за- нятие церковных должностей оценивалась не по их парам и способностям, а по тому, насколько хорошо они руководили своими семьями. Именно по этой причине апостол Павел, высказывая сомнение относительно тех, кто этим пренебрегал, говорил: «Ибо, кто не умеет управлять собственным домом, тот будет ли пещись о Церкви Божией?» (IТим. 3:5). Труд на ниве Божией не может совершаться в ущерб отношениям с самыми близкими людьми, за которых Господь в первую очередь потребует дать отчёт в вечности.

He сомневаюсь, что существуют служители церквей и отцы семейств, которые достойно несут звание руководителей, однако, к великому сожалению, в наши дни их можно встретить всё реже и реже. Лично мне за многие годы душепопечительского служения посчастливилось встретить подобных братьев всего несколько раз. Об одном из них рассказал его взрослый сын, когда я спросила его, откуда у него такая редкостная способность находить путь к сердцам своих детей. «Думаю, что я унаследовал это от своего отца, - после короткого размышления ответил он. - Дело в том, что, являясь проповедником и служителем, отец старался большую часть его ценных наставлений направлять к нам, своим детям. Вернувшись усталым с работы и поужинав, он не ложился отдыхать, а, взяв в руки Библию, звал нас к себе. В ответ мы, не заставляя себя долго ждать, с радостью бросали свои занятия и подсаживались к нему, зная, что нас опять ожидает что-то интересное. Он так просто и доходчиво мог преподнести нам Слово Божие, сопровождая его соответствующими историями и рассказами из жизни, что мы, затаив дыхание, с интересом слушали его или торопились рассказать также наглядный пример из пережитого нами в школе или друг с другом. Кроме того, в его наставлениях мы постоянно Узнавали его самого, потому что он никогда не учил тому, чего не претворял в собственной будничной жизни. Папа, его жизнь и отношения к маме были для нас лучшим подтверждением истинности Библии. Он был для нас поистине домашним священником и душе- попечителем, так что плоды его воспитания и хождения пред Господом не замедлили сказаться не только на мне но и на остальных моих пятерых братьях. Все они, за исключением одного, стали проповедниками, пасторами и прекрасными отцами собственных детей».

О другом таком отце, являющимся семейным наставником и домашним священником, рассказала мне его собственная жена. «Знаете, что удивительно, - начала она. - Обычно считается, что дети со всеми их проблемами и нуждами обращаются к матери, прося её поговорить об этом с отцом или оказать на него какое-то влияние. Ho в нашей семье - как раз наоборот. Дети идут не ко мне, а к мужу и бывают с ним настолько откровенны, что я могу этому только радоваться. Даже взрослые дочери делятся самым сокровенным скорее с ним, чем со мной, чему я не удивляюсь, зная его способность говорить с кем-то по душам. Он у меня - не проповедник и не служитель церкви, однако, когда начинает беседу о Слове Божием или рассказывает детям о каком-то своём очередном переживании с Господом, я всегда прошу их переместиться поближе к кухне, чтобы, накрывая на стол, слышать глубокие мысли, которыми он делится. Всю нашу совместную жизнь благодарю Бога за то, что Он даровал мне такого спутника жизни, который для нас с детьми является во всём примером. Он никогда не претендовал на роль главы в доме и ни разу не требовал послушания и повиновения ему, однако мы с детьми с радостью это делаем, прислушиваясь к каждому его совету и мнению, потому что видим, что он руководим Господом и послушен Ему. Думаю, что если бы все братья нашей общины были такими, как мой муж, то многих семейных трагедий и супружеских проблем, которых у нас предостаточно, просто бы не было».

Кстати, вопрос о повиновении и покорности жен является излюбленной темой многих верующих мужей которые убеждены, что сначала жены должны покориться им как главам семей, а потом и они в ответ на это проявят им свою любовь. Однако такой подход не соответствует Священному Писанию. Ведь если в отноше- нии к жене мужу необходимо уподобляться Христу, тогда не жена, а он должен быть главным инициатором всех положительных перемен в семье. Именно муж первым должен проявлять инициативу в том, чтобы любить, беречь и защищать свою жену, какой бы она ни была. Бог создал женщину так, что вложил в неё внутреннюю потребность отвечать благодарностью и послушанием тому, кто её любит. Поэтому, проявляя первым инициативу в любви, муж приобретает себе тем самым послушную помощницу. Именно так поступает по отношению к нам и Сын Божий, даруя любовь, терпение, прощение, сострадание и милосердие, которые мы ничем не заслуживаем. Христос первым возлюбил Церковь и каждого из нас, когда мы ещё не только не подчинялись Богу, но и были Его противниками, как написано: «Ho Бог Свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы были ещё грешниками» (Рим. 5:8). Требуя от жены повиновения и послушания, но не исполняя данного ему Господом повеления её любить,







Дата добавления: 2015-08-27; просмотров: 381. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Репродуктивное здоровье, как составляющая часть здоровья человека и общества   Репродуктивное здоровье – это состояние полного физического, умственного и социального благополучия при отсутствии заболеваний репродуктивной системы на всех этапах жизни человека...

Случайной величины Плотностью распределения вероятностей непрерывной случайной величины Х называют функцию f(x) – первую производную от функции распределения F(x): Понятие плотность распределения вероятностей случайной величины Х для дискретной величины неприменима...

Схема рефлекторной дуги условного слюноотделительного рефлекса При неоднократном сочетании действия предупреждающего сигнала и безусловного пищевого раздражителя формируются...

Особенности массовой коммуникации Развитие средств связи и информации привело к возникновению явления массовой коммуникации...

Тема: Изучение приспособленности организмов к среде обитания Цель:выяснить механизм образования приспособлений к среде обитания и их относительный характер, сделать вывод о том, что приспособленность – результат действия естественного отбора...

Тема: Изучение фенотипов местных сортов растений Цель: расширить знания о задачах современной селекции. Оборудование:пакетики семян различных сортов томатов...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.012 сек.) русская версия | украинская версия