Свято-Крестовоздвиженский собор (1893-97 гг.), или храм Воздвижения Креста Господня
Крестовоздвиженский собор был построен в 1893 - 1897 гг. по проекту архитектора В.Ф. Коршикова. Принадлежит Свято-Евфросиниевскому женскому монастырю. Находится с северной стороны от Спасо-Преображенской церкви. Величественный пятиглавый собор рассчитан на 1500 человек. Имеет два придела: северный - во имя святителя Николая, южный - в честь Смоленской иконы Божией Матери. Наиболее почитаемыми святынями этого храма являются вериги преподобной, икона целителя Пантелеймона и мощевая икона великомученицы Варвары, чтимые иконы целителя Пантелеймона, святого Николая с частицей мощей. Чтимые иконы Божией Матери «Красностокская», «Эфесская». Главной святыней являются мощи преподобной Евфросинии. Гробница является точной копией той, которая находилась в Полоцком монастыре в начале прошлого века. На её изготовление ушло более 100 кг серебра. Внешнюю сторону раки украшают барельефы, изображающие закладку Спасо-Преображенского храма и перенесение мощей святой из Иерусалима в Киев. По периметру гробницы написаны слова: «Ублажаем тя, преподобная мати наша Евфросиния, чтим святую память твою, наставница монахинь и собеседница ангелов», которая окантована виноградной лозой и узором орнамента из цветной эмали. Верхнюю крышку надгробия знаменует писанный лик святой. Во внутреннем убранстве храма поражает иконостас своей величественной торжественностью. Архитектурная пластика боковых алтарей продолжает пластическую тему главного иконостаса. Храм Воздвижения Креста Господня является памятником монументальной архитектуры русско-византийского направления ретроспективно-русского стиля.
Евфросиниевская трапезная (тёплая) церковь размещена с южной стороны от Спасо-Преображенского собора. Она представляет собой маленькое одноэтажное прямоугольное здание с зеленой крышей и куполом в центре (в 1847 жилой дом был переоборудован под церковь и в 1886 г. перестроен). Накрыт двухскатной крышей, посередине которой небольшой купол с головкой на деревянном восьмигранном барабане.
6. Фундаменты храма-усыпальницы Х11 в. Комплекс Бельчицкого Борисоглебского монастыря.
Археологическое изучение древних архитектурных культовых памятников в Беларуси началось в конце XVII – нач. XIX вв. в Полоцке. В 1790-е г. неизвестный исследователь осуществил в городе раскопки храма-триконха Бельчицкого Борисоглебского монастыря XII в. Этот крупнейший на Полоцкой земле монастырь находился в двух километрах от Полоцкого Верхнего замка на левом берегу Западной Двины, при впадении реки Бельчанка (нынешний район ул. Юбилейной и Юбилейного переулка). В XII ст. здесь находилась укрепленная княжеская резиденция. Более поздняя «Хроника Литовская и Жемойтская» отмечает, что князь Борис Всеславович «на Бельчици также монастырь с вежами барзо хорошими и церковь святых мучеников Бориса и Глеба оздобне змуровал, чверть мили от Полоцка». Бельчицкий Борисоглебский монастырь был обнесен стеной и состоял из четырех каменных храмов. Они различаются своими масштабами и планировкой, что свидетельствует о многообразии приемов архитектурного творчества. Большой шестистолпный трехапсидный собор (название неизвестно, 1120-1130-е гг) был разрушен в XVI в., от него сохранились лишь фундаменты. Пол здания выложен глазурованной плиткой, стены украшены фресками. Второй храм – однонефная Пятницкая церковь-усыпальница 1-ой пол. XII в. Небольшой размерами 5,1 х 5,8 м храм построенный, вероятно, зодчим Иоанном, представлял собой бесстолпное сооружение с прямоугольной апсидой, нартексом и криптой. Около входа в алтарь была фреска с изображениями в полный рост князей Бориса и Глеба, убитых их братом киевским князем Святополком, названный в нарде Окаянный. В Пятницкой церкви были также и другие фрески с Евангельскими сюжетами. Церковь была разрушена в 1920 г. Борисоглебская церковь (середина XII в.) – трехнефный крестово-купольный шестистолпный храм, построенный зодчим Иоанном. Церковь имела узкие боковые нефы, притвор с хорами под ним, три апсиды (разрушена после 1920 г.). В Борисоглебской церкви имелась богатая фресковая живопись с преобладавшими растительными орнаментами, изображениями святых, воинов и великомучеников. По стилю и технике исполнения фрески были близки к киево-византийской художественной традиции. Четвертая постройка — храм-триконх (XII–XIII вв.) крестово-купольный в плане с тремя полукруглыми апсидами был разрушен до XVIII в., остатки его были найдены в 1790 г. во время археологических работ. Все постройки Бельчиц были возведены в одинаковой технике двухцветной полосатой кладки из кирпича-плинфы «со спрятанным рядом». В фондах библиотеки Вильнюсского университета хранится акварель художника Трутнсва (1866 г.) На картине видны частично раскопанный большой собор, Борисоглебская и Пятницкая церкви.
Полоцкие зодчие также участвовали в строительстве храмов за пределами своего княжества: Новогрудской Борисоглебской церкви, заложили фундамент Минской замковой церкви, строили в Смоленске и Новгороде. Традиции одной из древнейших архитектурных школ оказали большое влияние на дальнейшее развитие белорусского зодчества и других восточно-славянских земель XII–XVI вв.
|