Студопедия — Спасо-Преображенская церковь XII ст. – творение зодчего Иоанна, жемчужина полоцкой школы зодчества XII ст. Живопись XII ст. – фрески и их иконографические особенности.
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Спасо-Преображенская церковь XII ст. – творение зодчего Иоанна, жемчужина полоцкой школы зодчества XII ст. Живопись XII ст. – фрески и их иконографические особенности.






Собор Спасо-Ефросиньевского монастыря, построенный зодчим Иоанном, представляет собой шестистолпную одноглавую постройку. В ней отразились особенности общего направления древнерусского зодчества XII в.— небольшие размеры, простота плана, монументальность внешнего вида, достигнутая скупыми средствами, и фресковая роспись интерьера.

Наиболее характерные черты Спасо-Ефросиньевского собора - преобладание наружного объема над внутренним, а также ярусность наружной композиции. Источником ярусного построения было народное деревянное зодчество. Влияние его особенно заметно в решении подкупольного постамента, состоящего из четырех трехлопастных арок. Зодчий воспроизвел в кирпиче деревянные бочки, которые нарубались над покрытиями каменных зданий.

Этот прием впоследствии стал излюбленным мотивом русской архитектуры XV—XVI вв.— многоярусные декоративные кокошники.

 

Полоцкий мастер Иоанн первым создал отличительный тип храма башнеобразной архитектурной композиции, построенная им между 1152-1161 гг. Спасо-Ефросиньевская церковь как соборный храм Спасо-Ефросиньевского монастыря, представляет собой шестистолпное крестово-купольное одноглавое сооружение, отличающееся небольшими размерами, простотой плана и, одновременно, монументальностью архитектурного облика. Центральный неф церкви с востока завершен полукруглой апсидой, узкие боковые нефы – полукруглыми нишами в массиве стены.

Первоначально церковь имела позакомарное покрытие, которое в XIX в. было заменено трехскатной крышей. Стены здания снаружи разделены пилястрами и полуколоннами. Барабан купола возвышался над сводами на квадратном постаменте из четырех трехлопастных арок-закомаров, создававших ступенчатость, ярусность наружной композиции, заимствованной из народного деревянного зодчества.

 

В плане это традиционная прямоугольная церковь с притвором и одной выступающей полукруглой апсидой, предполагающая и традиционные закомарные фасады. Однако мастер Иоанн опускает высоту притвора до уровня апсиды, тем самым выделив четверик основного объёма. Центральная часть храма устремилась вверх.

Желая ещё больше подчеркнуть вертикальность композиции, зодчий сделал постамент в основании барабана, который оформил трёхлопастными ложными закомарами (кокошниками). На фасаде возник второй ярус закомар, и храм получил ступенчатое завершение, переходящее в высокий световой барабан. С западной стороны впечатление ярусности подчёркнуто ещё одним уровнем закомар над низким притвором. Спасо-Преображенский храм с его вытянутой формой плана, позакомарным завершением фасадов, простыми лопатками, разделяющими прясла, и традиционной кладкой из плинфы со скрытым рядом был ещё сильно связан с киевско-византийской архитектурой. Однако первый шаг к русскому столпообразному храму был сделан. В настоящее время облик храма искажен позднейшими перестройками, но он почти полностью сохранил древнюю кладку, включая своды и ложные трёхлопастные закомары.

 

Как многие древнерусские церкви XII столетия, полоцкий храм представляет собой маленькую крестово-купольную шестистолпную одноглавую постройку с нартексом и хорами над ним, на которые ведет лестница, проложенная в толще западной стены. Однако решение венчающих частей, хорошо сохранившихся под поздней кровлей, выделяет Спасскую церковь из числа современных ей построек.

 

В наружном облике храма отчетливо прочитывается пирамидальность в организации нарастающих объемов. Четверик возвышается над пониженными нартексом и единственной сильно вынесенной на восток апсидой. Его венчает купол на высоком узком барабане, постамент которого с четырех сторон оформлен трехлопастными кокошниками килевидных очертаний. Аналогично оформлены и закомары. Такая форма не известна больше ни в одном сохранившемся памятнике каменного зодчества православного мира.

 

Динамике внешнего облика отвечает организация интерьера Спасской церкви. В нем камерность сочетается с необычайной высотностью, а базиликальная вытянутость трехчастного плана – с подчеркнутой центричностью. При этом сохраняется очень цельный и лаконичный образ внутреннего пространства. Его композиционными и смысловыми доминантами выступают наиболее значимые сакральные зоны храма – высоко вознесенный купол и глубокая алтарная апсида. В подкупольной части отчетливо выявлен пространственный крест, осененный высоко вознесенной главой. Мотив креста неоднократно и, безусловно, намеренно повторяется в архитектуре полоцкого храма – в очертаниях центрального объема его интерьера, в форме верхних окон стен и в планах двух приделов на хорах.

Столь необычный архитектурный облик Спасо-Преображенской церкви свидетельствует о неординарности определившего его заказа. О назначении церкви как храма-усыпальницы говорят погребальные ниши-аркосолии, устроенные не только в стенах нартекса, но и в подкупольном пространстве. Над ними в верхнем регистре северной и южной стен трансепта расположены изображения "Распятия" и "Сошествия во ад". Находящиеся друг против друга, они явно были призваны напоминать о топографии святых мест храма Воскресения в Иерусалиме – Голгофе и Кувуклии на месте Воскресения Спасителя, а также о чтимых реликвиях Святой Земли, с которой преподобная Евфросиния имела прочные связи.

В «Жиции Ефрасинии Полацкой» (12-13 в.) отмечается «… даю Ефросинии место св. Спаса на Сельце, яко да будет тамо монастырь девический, и никто же от последних иметь судити даянию сему, еже дах ей, и вси соизволяша епископу». Вероятно между 1133 и 1143 гг. было начато строительство.

В 1579 г. с захватом города польский король Стефан Баторий основал в монастыре свою резиденцию, а потом передал ее иезуитам.

В 1821 г. иезуиты были выгнаны из города и в 1832 г. монастырь был передан православному духовенству.

С 1841 г. монастырь снова действует как женский.

В войне 1812 года монастырь сильно пострадал от орудийного обстрела. С начала 1918 г. монастырь был закрыт, а в Великую Отечественную войну уничтожены все деревянные постройки собора.

В 1990 г. монастырь возобновил свою деятельность. В 1997 г. Софии была возвращена копия православной святыни – крест Ефросиньи Полоцкой.








Дата добавления: 2015-08-27; просмотров: 406. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

Сравнительно-исторический метод в языкознании сравнительно-исторический метод в языкознании является одним из основных и представляет собой совокупность приёмов...

Концептуальные модели труда учителя В отечественной литературе существует несколько подходов к пониманию профессиональной деятельности учителя, которые, дополняя друг друга, расширяют психологическое представление об эффективности профессионального труда учителя...

Конституционно-правовые нормы, их особенности и виды Характеристика отрасли права немыслима без уяснения особенностей составляющих ее норм...

Подкожное введение сывороток по методу Безредки. С целью предупреждения развития анафилактического шока и других аллергических реак­ций при введении иммунных сывороток используют метод Безредки для определения реакции больного на введение сыворотки...

Принципы и методы управления в таможенных органах Под принципами управления понимаются идеи, правила, основные положения и нормы поведения, которыми руководствуются общие, частные и организационно-технологические принципы...

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМОВОСПИТАНИЕ И САМООБРАЗОВАНИЕ ПЕДАГОГА Воспитывать сегодня подрастающее поколение на со­временном уровне требований общества нельзя без по­стоянного обновления и обогащения своего профессио­нального педагогического потенциала...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.01 сек.) русская версия | украинская версия