Моменты игры
Традиционные белорусские танцы можно разделить на три подгруппы: иллюстративно-изобразительные, игровые и орнаментальные. Танцы иллюстративно-изобразительные («Мяцелица», «Воробей», «Метелочка», «Коза», «Ленок», «Кроены», «Журавель», «Ланцуг», «Толкачыки», «Жабка», «Шевцы», «Мельник») в наиболее непосредственной и прямой форме воплощают наблюдения народа над окружающей действительностью; в них изображаются процессы труда, в художественной форме воспроизводятся явления природы, имитируются повадки животных и птиц, даются штрихи к танцевальному портрету человека. О тематике этих танцев достаточно четкое представление дают уже сами их названия. Значительно большую роль, чем во всех остальных группах, в иллюстративно-изобразительных танцах играют элементы драматического искусства, сюжетности. От танцоров требуется способность передавать содержание жестами, мимикой. В танце «Сплюшка», например, основной персонаж должен выразительно изобразить человека, который засыпает на ходу; в «Жабке» исполнители подражают прыжкам лягушек; в «Толкачыках» и «Мельнике» показывают, как толчется и мелется зерно. Различные моменты игры, соперничества являются доминирующими во второй подгруппе традиционных танцев — игровых. Часты в них смены партнеров и мотив одного лишнего, ловля танцующими друг друга, соревнование в ловкости, быстроте, музыкальности. Так, скажем, в «Юрочке» оказывался лишним попеременно каждый из парней и, обойдя круг сольной пляской, отбирал партнершу у следующего за ним танцора; в «Тетерке» пара, пробежав под песню с сомкнуть^ ми в виде воротец руками вдоль колонны танцующих, разбивалась и парень начинал ловить девушку, которая убегала; в «Мяцелице», записанной в Витебской области, стоящие напротив друг друга четыре пары менялись местами, ныряя друг другу под руки до тех пор, пока музыкант не обрывал мелодию: пара, не успевшая дойти до своего места, должна была изменить направление движения. В записанном недавно в Брестской области танце «Украдобей» парни должны были в финале вытащить из общего круга, «украсть», понравившуюся им девушку. Танцы этой группы на протяжении всего своего развития обогащались все новыми и новыми выдумками танцующих: выбором партнерши в зависимости от пойманного девичьего платка, «отбиванием» партнера хлопками в ладоши, выполнением какого-либо задания за возврат проигранного «фанта». Третья подгруппа традиционных белорусских танцев может быть названа орнаментальной потому, что основой построения их является геометрический узор, орнамент. Таковы в Белоруссии «Крыжачок», «Коло», «Круган», «Крутуха», «Довжок», «Бежанка», отдельные варианты «Лявонихи» и другие. Многие танцы смело могут быть отнесены в равной мере к любой из трех подгрупп в зависимости от того, какие элементы в них превалируют — изобразительные, игровые или орнаментальные. Возможно, что некоторые из этих танцев в древности были иллюстративно-изобразительными, но в процессе эволюции потеряли свою конкретную изобразительность и предстали перед нами уже в ином, орнаментальном виде. Для танцев этой подгруппы характерно более всего массовое и парно-массовое исполнение. Почти совершенно отсутствует в них сюжетность, но зато богатством и фантазией отличаются пространственные рисунки. Ассимиляция хореографии Традиционные белорусские танцы и хороводы.послужили источником для создания балетмейстерами высокохудожественных, ярких сценических произведений, среди которых известные далеко за пределами республики «Юрочка» и «Бульба» И.. Моисеева; работы белорусских хореографов: «Лявониха» С. Дречина, «Бычки» и «Ленок» А. Опанасенко; хоровод «Пойдем, пойдем лугом» И. Хвороста; «Мяцелица» А. Рыбальченко и Д. Ляшенко; «Гусарики» В. Гаевой; «Полька-крутуха» Н. Дутченко; «Лучинки» М. Мурашки; «Коханочка» А. Штопа; «Мата-лиха» И. Серикова; «Крыжачок» С. Гребенщикова; «Воробей» В. Яминского; «Кобылка» Г. Черного; «Женитьба Терешки» Л. Залевской; «Молоточки», «Полька на табуретке», «Пава», а также «Ковали», «Цепы»*» «Жабка», «Кивуха», «Коза», хороводы «Ткачество», «Сохрани огонь» и «Мост мостить» в. постановке студентов хореографического отделения Минского института культуры. С середины XIX века в белорусском хореографическом искусстве начинается новый процесс — ассимиляция традиционного фольклора с танцевальными формами пришедших из Западной Европы кадрили и польки. Эти танцы-«пришельцы» со временем в значительной мере модифицируются, приобретая локальные стилевые особенности и национальный характер. Они образуют еще одну группу танцевального жанра. Основными Такова наиболее типичная структура кадрилей, хотя в Белоруссии встречается масса их разновидностей, в том числе такие, как линейные, «косые», крестообразные, круговые, «вполкруга», «толстые», «худые», включающие в свою композицию польку в экспозиции, какой-либо народный танец в кульминации и «Лявониху» в финале. Органично влились в кадрили характерные для белорусского хореографического фольклора рисунки, колена, основные ходы, движения и даже целые фрагменты из национальных плясок. В народном духе, с юмором переосмыслены и названия многих фигур, среди которых можно увидеть «Один перед другим», «Лентяй», «Спотыкание», «Тихий ход», «Базар» и даже «Ратуйце, хлопцы, зарезали мужика!». Этнографы и фольклористы конца XIX века справедливо писали, что в Белоруссии чуть ли не каждая деревня имеет свою кадриль. И в настоящее время, несмотря на то, что кадриль во многих районах почти совсем ушла из быта или перешла в репертуар фольклор но-этнографических коллективов, в памяти людей сохранилось множество ее местных названий и версий: «Ковалевская», «Воронов-ская», «Турейская», «Шучинская», «Грабовская», «Сморгон-ская», «Лядковская», «Майсковцовская», «Лянцей», «3 пята-га», «Врубель», «Шор», «Джанджоха» и другие. Кадрильные формы оказали значительное влияние на дальнейшее развитие народного хореографического искусства. Их элементы в свою очередь составной частью вошли в некоторые традиционные белорусские танцы, хороводы, слились с формами польки, вальса, городских бытовых танцев.
|