Студопедия — Социально-экономическое и политическое развитие восточных славян в VIII-IX вв.
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Социально-экономическое и политическое развитие восточных славян в VIII-IX вв.






Различия в хозяйстве между летописными племенами были незначительными. Основой экономики восточных славян было земледелие. Для обработки земли использовалось рало с железным наральником. В зависимости от природных условий использовались залежная (переложная) или подсечная системы. При степном перелоге на участке выжигали траву и использовали удобренную золой землю до истощения. После этого участок забрасывали на 2–4 года, вплоть до полного восстановления травяного покрова. При лесном перелоге земля отдыхала 10–15 лет. Подсечно-огневая система применялась в лесных районах. При этой системе деревья подрубали и оставляли сохнуть на корню, а затем выкорчевывали и сжигали. Как и при залежной системе, участок использовали до истощения, а потом бросали и расчищали новый (как правило, через три-четыре года). Настоящей пахоты не велось – землю лишь рыхлили. Такая организация земледелия вынуждала славян время от времени переходить на новые участки и селиться небольшими поселками. В целом южные территории восточнославянского мира обгоняли северные в сельскохозяйственной деятельности[56]. В VIII в. в степных и лесостепных районах наряду с залежным распространилось пашенное земледелие: землю пахали и давали ей регулярный отдых под паром. В IX-X вв. встречается паровая двух- и трехпольная система земледелия с севооборотом яровых и озимых культур.

Набор сельскохозяйственных культур отличался от более позднего: рожь занимала в нем еще незначительное место, преобладала пшеница (яровая и озимая). Совсем не было овса, но известны просо, гречиха, ячмень. Выращивали также горох, бобы, лен и коноплю.

Разводили славяне крупный рогатый скот и свиней, а также лошадей. Археологи находят даже кости верблюда, свидетельствующие, вероятно, об участии славян в караванной торговле[57]. Были распространены лесные и речные промыслы. Охота давала в большей степени пушнину, чем продовольствие. Мед получали при помощи бортничества. Пушнина, мед и воск составляли основу славянской торговли с соседями, прежде всего с Византийской империей. Высокого уровня достигли ремесла. Из железа славянские кузнецы делали как сельскохозяйственные орудия, так и оружие. Найдены также изделия из цветных металлов: височные кольца, серьги, браслеты, перстни, фибулы, бубенчики и др., стекла (бусы) и глины: посуда, пряслица. Восточнославянские ювелиры осваивают во второй половине I тыс. технику зерни и скани. Приток ювелирных изделий с Востока дал славянским мастерам образцы для подражания[58]. С IX в. вновь стал использоваться гончарный круг, хотя для домашних целей по-прежнему использовалась лепная посуда. Как и ранее распространен был косторезный промысел (найдены проколки, гребни, рукоятки ножей, кочедыки и амулеты из кости) и обработка дерева. Повсеместно обнаруживаемые пряслица говорят о распространении (едва ли не в каждом доме) прядения. Предполагают, что славяне во второй половине I тыс. н.э. уже знали горизонтальный ткацкий станок[59].

Наряду с экономическим развитием происходили перемены и в социальной области. В новых условиях малые семьи (жена-муж-дети) оказывались способными сами себя прокормить. Родовые общины распались еще раньше, трансформировавшись в патриархальные большесемейные общины. Теперь происходит формирование соседской общины, члены которой связаны по территориальному, а не родственному принципу. В свою очередь славянское общество оказывалось способным содержать группу людей, не задействованных в непосредственном производстве. Эти люди становятся профессиональными управленцами или посредниками между землей и небом. Функция руководства (военного или повседневного – урегулирование конфликтов внутри общества, суд) переходит в руки узкой группы людей, становится наследственной. Появляется родовая знать, выделяющаяся своим богатством, а также племенные вожди (князья). Князья в славянской среде – первоначально исключительно военные предводители. Наряду с князьями у славян существовали и старейшины. Исходя из этимологии этого термина, вначале это были действительно умудренные жизненным опытом люди. Характерно для догосударственного периода (как, впрочем, и позднее) и функционирование органа народного самоуправления – веча.

Большую роль у славян, как и во всех обществах, стоящих на стадии непосредственно предшествующей созданию государства, играла военная добыча: племенные вожди совершали набеги на Византию, добывая там рабов и предметы роскоши. Часть добычи князья распределяли между своими соплеменниками, что, естественно, повышало их престиж не только как предводителей походов, но и как щедрых благотворителей. Одновременно вокруг князей складываются дружины – группы постоянных боевых соратников, друзей князя, своего рода профессиональных воинов и советников князя. В то же время с появлением дружины свою роль не утратило всеобщее вооружение народа, ополчение. Считается, что появление дружины является существенным этапом в превращении власти князя из родоплеменной в государственную.

Усиление княжеской власти приводит к тому, что у восточных славян, вероятно, уже в VIII в.[60] возникают «племенные княжения»[61]. В летописных рассказах не существует обозначений для этнокультурных и политических общностей различных уровней[62], все они носят название «племен». Основным признаком выделения «племенных княжений» является наличие в них княжеской власти. Если верить летописцу, то «свое княжение» было у полян, древлян, дреговичей, ильменских словен и полочан[63]. В византийских источниках славянские этнополитические объединения называются «Славиниями». Так, Константин Багрянородный писал о существовании «Славиний» «вервианов, другувитов, кривичей, севериев и прочих славян»[64], т.е. древлян, дреговичей, кривичей и северян. Поэтому предложено обозначать эти объединения «Славиниями», причем с выделением в них двух типов: «племенных княжеств» и «союза племенных княжеств»[65], что нельзя признать вполне приемлемым.

В племенных княжениях сформировалась наследственная княжеская власть с широкими полномочиями, тем не менее в них сохранялся институт народного собрания, как высшего органа самоуправления[66]. Племенные княжения еще не были государствами, их в полное мере можно охарактеризовать термином, заимствованным из политической антропологии, - «чифдом», т.е. «вождества»[67].

Важно отметить, что и в IX-X вв. продолжаются миграции славян. Исследователи отмечают, что в это время большие массы населения пришли в Восточную Европу из Среднего Подунавья[68]. Это переселение связано с разгромом венграми Великоморавской державы. Пришельцы расселились по всему восточнославянскому региону, принеся передовые навыки в ремесле и сельском хозяйстве, а также идею государственности.

В IX-X вв. в результате произошедших перемен в славянском обществе развивается торговля, формируется денежная система, появляются города – торговые, ремесленные, военно-политические и идеологические центры. Именно городское население, формировавшееся из представителей разных племен и регионов, стало основой для создания единой материальной и духовной культуры на всей территории Руси и в конечном итоге возникновения древнерусской народности[69].

В конце IX в. в Восточной Европе возникает Древнерусское государство.

 

 

ЛИТЕРАТУРА

 

Древняя Русь в свете зарубежных источников. М., 1999.

Константин Багрянородный. Об управлении империей. М., 1989.

Повесть временных лет. СПб., 1996.

Свод древнейших письменных известий о славянах. Т. I. М., 1994.

Свод древнейших письменных известий о славянах. Т. II. М., 1995.

 

Булкин В.А., Дубов И.В., Лебедев Г.С. Археологические памятники Древней Руси IX-XI вв. Л., 1978.

Горский А.А. Баварский географ и этнополитическая структура восточного славянства // Древнейшие государства Восточной Европы: Материалы и исследования. 1995 год. М., 1997. С. 271-282.

Горский А.А. Древнерусская дружина. М., 1989.

Горский А.А. Русь. От славянского расселения до Московского царства. М., 2004.

Иванов В.В., Топоров В.Н. О древних славянских этнонимах (основные проблемы и перспективы) // Из истории русской культуры. Т. I (Древняя Русь). М., 2000. С. 413-440.

Ляпушкин И.И. Славяне Восточной Европы накануне образования Древнерусского государства (VIII - первая половина IX в.): Историко-археологические очерки. Л., 1968.

Назаренко А.В. Древняя Русь на международных путях: Междисциплинарные очерки культурных, торговых, политических связей IX–XII вв. М., 2001.

Плетнева С.А. Очерки хазарской археологии. М.; Иерусалим, 2000.

Рыбаков Б.А. Киевская Русь и русские княжества XII-XIII вв. М., 1993.

Свердлов М.Б. Домонгольская Русь. Князь и княжеская власть на Руси VI - первой трети XIII вв. СПб., 2003.

Седов В.В. Восточные славяне в VI-XIII вв. М., 1982.

Седов В.В. Древнерусская народность: Историко-археологическое исследование. М., 1999.

Седов В.В. Славяне в раннем средневековье. М., 1995.

Седов В.В. Славяне. Историко-археологическое исследование. М., 2002.

Славяне и их соседи в конце I тыс. до н.э. - первой половине I тыс. н.э. М., 1993.

Трубачев О.Н. Этногенез и культура древнейших славян. Лингвистические исследования. М., 2003.

 


[1] В польском языке существует более адекватный термин: prakolebka – «древняя колыбель». Трубачев О.Н. Этногенез и культура древнейших славян. Лингвистические исследования. М., 2003. С. 14.

[2] Седов В.В. Происхождение славян и местонахождение их прародины // Очерки истории культуры славян. М., 1996. С. 28.

[3] О.Н. Трубачев в ряде своих работ считает существование балто-славянского единства мифом.

[4] Гимбутас М. Славяне. Сыны Перуна. М., 2003. С. 32-35.

[5] Трубачев О.Н. Этногенез и культура древнейших славян. Лингвистические исследования. М., 2003. С. 90.

[6] Там же. С. 51.

[7] Первые располагались во II-I тыс. до н.э. южнее Нижнего Дуная и далее частично в Малой Азии, вторые южнее Верхнего и Среднего Дуная, на территории современных югославянских государств.

[8] Sclaueni - Свод древнейших письменных известий о славянах. Т. I. М., 1994. С. 106-107.

[9] Иванов В.В., Топоров В.Н. О древних славянских этнонимах (основные проблемы и перспективы) // Из истории русской культуры. Т. I (Древняя Русь). М., 2000. С 416-418. Трубачев О.Н. Этногенез и культура древнейших славян. С. 93, 98-99.

[10] Славяне и их соседи в конце I тыс. до н.э. - первой половине I тыс. н.э. М., 1993. С. 36-39.

[11] Готы являлись носителями вельбарской культуры.

[12] Седов В.В. Славяне. Историко-археологическое исследование. М., 2002. С. 125-198

[13] Само имя вождя готов Винитария означает «потрошитель венедов». Напомним, что под именем венедов славяне были известны в германском мире.

[14] Иордан. О происхождении и деяниях гетов // Свод древнейших письменных известий о славянах. Т. I. М., 1994. Термин primates переводят и как «старейшины».

[15] Брайчевський М.Ю. Бiля джерел слов’янськоi державностi: Соцiально-економiчний розвиток черняхiвських племен. К., 1964.

[16] Рыбаков Б.А. Киевская Русь и русские княжества XII-XIII вв. М., 1993. С. 40-41.

[17] Там же. С. 41. Седов В.В. Славяне. С. 195-196. См. также: Брайчевський М.Ю. Римська монета на территорiï Украïни. К., 1959. В лесостепной зоне черняховской культуры, где как раз доминировал славянский этнический компонент, находится 1200 пунктов обнаружения монет. Монеты – римские денарии находят потертыми, присутствуют также местные подражания римским аналогам. В составе кладов попадаются разновременные монеты.

[18] Гимбутас М. Славяне. Сыны Перуна. М., 2003. С. 15.

[19] Седов В.В. Славяне в раннем средневековье. С. 209-210.

[20] Но только в восточном ареале этой культуры: Плетнева С.А. Очерки хазарской археологии. М.; Иерусалим, 2000. С. 47.

[21] Свод древнейших письменных известий о славянах. Т. I. С. 201.

[22] Седов В.В. Славяне. С. 205.

[23] См. карту: Седов В.В. Славяне. С. 204.

[24] Свод древнейших письменных известий о славянах. Т. II. М., 1995. С. 43.

[25] Седов В.В. Славяне в раннем средневековье. М., 1995. С. 83.

[26] Повесть временных лет. СПб., 1996. С. 10.

[27] Седов В.В. Славяне в раннем средневековье. М., 1995. С. 91.

[28] Седов В.В. Восточные славяне в VI-XIII вв. М., 1982. С. 90.

[29] Седов В.В. Славяне. С. 319-320. Седов В.В. Славяне в раннем средневековье. С. 360.

[30] В.В. Седов предполагает, что миграция произошла вследствие давления на славян болгар. В середине VII в. болгары в степях Приазовья создали сильную конфедерацию - Великую Болгарию. В конце века она развалилась и отдельные группы болгарских племен стали расселяться в разных направлениях. Как известно, часть болгар проникла на Балканы, другая расселилась в волжско-камском междуречье. Под давлением какой-то группы болгар славяне и вынуждены были уйти из Среднего Поволжья. Седов В.В. Славяне в раннем средневековье. С. 193-196.

[31] Седов В.В. Славяне в раннем средневековье. С. 198-202.

[32] Седов В.В. Славяне в раннем средневековье. С. 211-217. Исследователь считает славянской культуру псковских длинных курганов.

[33] Ляпушкин И.И. Славяне Восточной Европы накануне образования Древнерусского государства (VIII - первая половина IX в.): Историко-археологические очерки. Л., 1968. С. 89-118. Булкин В.А., Дубов И.В., Лебедев Г.С. Археологические памятники Древней Руси IX-XI вв. Л., 1978. С. 40-45.

[34] Авдусин Д.А. Образование древнерусских городов лесной зоны // Труды V Международного конгресса славянской археологии. М., 1987. Т. I. Вып. 2. С. 7.

[35] В землях западнодвинского и днепровского бассейнов – тушемлинско-банцеровская культура.

[36] Древняя Русь в свете зарубежных источников. М., 1999. С. 292-293.

[37] Милов Л.В. Ruzzi «Баварского географа» и так называемые «русичи» // Отечественная история. 2000. № 1. С. 94-101.

[38] Горский А.А. Баварский географ и этнополитическая структура восточного славянства // Древнейшие государства Восточной Европы: Материалы и исследования. 1995 год. М., 1997. С. 271-282.

[39] Константин Багрянородный. Об управлении империей. М., 1989. С. 44-45, 50-51, 156-157.

[40] Горский А.А. Баварский географ. С. 276.

[41] Милов Л.В. Ruzzi «Баварского географа» и так называемые «русичи». С. 99.

[42] Свердлов М.Б. Домонгольская Русь. Князь и княжеская власть на Руси VI - первой трети XIII вв. СПб., 2003. С. 84.

[43] Ковалевский А.П. Славяне и их соседи в первой половине X в. по данным аль-Масуди // Вопросы историографии и источниковедения славяно-германских отношений. М., 1973. С. 70–71. Назаренко А.В. Древняя Русь на международных путях: Междисциплинарные очерки культурных, торговых, политических связей IX–XII вв. М., 2001. С. 68.

[44] Повесть временных лет. С. 8.

[45] Седов В.В. Славяне в раннем средневековье. С. 360.

[46] Повесть временных лет. С. 9.

[47] Повесть временных лет. С. 10.

[48] Седов В.В. Восточные славяне в VI-XIII вв. С. 130.

[49] Седов В.В. Славяне в раннем средневековье. С. 197.

[50] Седов В.В. Славяне в раннем средневековье. С. 367.

[51] Повесть временных лет. С. 11, 10.

[52] Седов В.В. Славяне в раннем средневековье. С. 369.

[53] Седов В.В. Древнерусская народность. С. 127.

[54] Иванов В.В., Топоров В.Н. О древних славянских этнонимах (основные проблемы и перспективы). С. 426.

[55] Седов В.В. Древнерусская народность. С. 371.

[56] Седов В.В. Восточные славяне в VI-XIII вв. С. 236.

[57] Седов В.В. Славяне. С. 260.

[58] Рыбаков Б.А. Ремесло // История культуры Древней Руси. Домонгольский период. Т. I. Материальная культура. М.; Л., 1948. С. 119.

[59] Седов В.В. Восточные славяне в VI-XIII вв. С. 240.

[60] Котляр Н.Ф. О социальной сущности Древнерусского государства IX – первой половины X в. // Древнейшие государства Восточной Европы. Материалы и исследования. 1992-1993годы. М., 1995. С. 37.

[61] А.А. Горский предлагает называть их «племенными княжествами». Горский А.А. Древнерусская дружина. М., 1989. С. 29.

[62] Котляр Н.Ф. О социальной сущности Древнерусского государства IX – первой половины X в. // Древнейшие государства Восточной Европы. Материалы и исследования. 1992-1993 годы. М., 1995. С. 35.

[63] Повесть временных лет. С. 10.

[64] Константин Багрянородный. Об управлении империей. С. 50-51.

[65] Горский А.А. Русь. От славянского расселения до Московского царства. М., 2004. С. 14. В истории восточных славян нет ни одного примера объединения «небольших догосударственных общностей», или «племенных княжеств» (термин также неудачный, поскольку делает акцент на территорию, а не на княжескую власть); ни «Киевский каганат», ни Северная конфедерация племен под это определение не подходят.

[66] Свердлов М.Б. Домонгольская Русь. С. 86.

[67] Котляр Н.Ф. О социальной сущности Древнерусского государства IX – первой половины X в. С. 37.

[68] Седов В.В. Славяне. С. 531-551.

[69] Седов В.В. Древнерусская народность: Историко-археологическое исследование. М., 1999. С. 214-219.







Дата добавления: 2015-08-27; просмотров: 2388. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Весы настольные циферблатные Весы настольные циферблатные РН-10Ц13 (рис.3.1) выпускаются с наибольшими пределами взвешивания 2...

Хронометражно-табличная методика определения суточного расхода энергии студента Цель: познакомиться с хронометражно-табличным методом опреде­ления суточного расхода энергии...

ОЧАГОВЫЕ ТЕНИ В ЛЕГКОМ Очаговыми легочными инфильтратами проявляют себя различные по этиологии заболевания, в основе которых лежит бронхо-нодулярный процесс, который при рентгенологическом исследовании дает очагового характера тень, размерами не более 1 см в диаметре...

Классификация потерь населения в очагах поражения в военное время Ядерное, химическое и бактериологическое (биологическое) оружие является оружием массового поражения...

Факторы, влияющие на степень электролитической диссоциации Степень диссоциации зависит от природы электролита и растворителя, концентрации раствора, температуры, присутствия одноименного иона и других факторов...

Йодометрия. Характеристика метода Метод йодометрии основан на ОВ-реакциях, связанных с превращением I2 в ионы I- и обратно...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.012 сек.) русская версия | украинская версия