Восточнославянские племенные союзы.
Древнерусский летописец, автор свода, известного под названием «Повесть временных лет», в 10-е гг. XII в. еще помнил о делении восточных славян на «племена». На территории Восточной Европы он размещает 13 таких племен: полян, древлян, волынян, северян, белых хорватов, уличей, тивирцев, вятичей, дреговичей, кривичей, полочан, радимичей и ильменских словен. В распоряжении историка есть еще два источника, дополняющих этнополитическую картину Восточной Европы до создания здесь славянского государства. Это т.н. «Баварский географ» (по месту создания правильнее было бы называть его «швабским»)[36] второй половины IX в. и трактат византийского императора Константина Багрянородного «Об управлении империей» середины X в. Если правильно понят текст немецкого источника, то в Восточной Европе он помещает следующие славянские «племена»: busani (бужане), sittici, stadici (предполагают, что это составные части хорватов), unlizi (уличи), nerivani (тиверцы?), lendizi (о них ниже), forsderen liudi (лесные люди – древляне?) и, наконец, ruzzi[37] (русы, локализуются в Среднем Поднепровье, на месте полян)[38]. В трактате Константина Багрянородного встречаются: древляне, дреговичи, кривичи, лензанины, северяне и уличи[39]. Некоторые данные позволяют предположить, что лендизи-лензанины представляли собой обозначение какой-то части славян, поселившихся на Волыни (восточнее?), в том время как другая часть называлась бужане (busani).[40] Существует также предположение, что под лензанинами скрываются летописные поляне (ляда=поле)[41]. Анализ разновременных источников позволяет сделать вывод о сложных этнополитических процессах, происходивших в Восточной Европе после проникновения сюда славян. Восточнославянские «племена», зафиксированные в Повести временных лет, прошли долгий путь формирования, причем действовали как интеграционные (пример: волыняне-лензанины-бужане), так и дезинтеграционные процессы (кривичи). Поселения восточных славян VIII-IX вв. располагались гнездами, расстояния между которыми могли достигать 100 км (при среднем 30-40 км). Уже это свидетельствует о сложной структуре «племен». Их принято называть либо «племенными союзами», либо «союзами племен», либо «суперсоюзами», либо «союзами союзов»[42]. В летописных «племенах» накануне образования Древнерусского государства уже были разрушены племенные структуры и они представляли собой территориально-политические объединения. Наиболее близкими между собой были племенные союзы волынян (бужан), древлян, дреговичей и полян. Ранее они составляли единое этнополитическое объединение (дулебы), но в процессе расселения разделились. Какие-то отголоски былого единства и последующего распада дулебского союза сохранились в рассказе арабского автора середины X в. ал-Мас’уди о славянах: «…к их числу (принадлежит) племя, у которого в древности в начале времен была власть… Это племя называется велиняне, и за этим племенем, бывало, следовали в древности все племена славян, так как главный царь был у них и все их цари повиновались ему… Это племя – корень из корней славян, который почитается среди их племен, и у него была старая заслуга у них (славян). Потом распалось согласие между их племенами, исчезла их организация и их племена пришли в упадок…»[43]. Поляне осели в Среднем Поднепровье, волыняне жили на берегах Буга (отсюда их второе наименование: бужане), между ними в лесах поселились древляне. Дреговичей, само название которых связано с болотом, летописец размещает между Припятью и Двиной[44]. Но необходимо отметить, что в X-XII вв. продолжалась миграция восточнославянских племен. Так, дреговичи осваивают области нижнего течения Березины и левых притоков Припяти, принадлежавшие балтам, а поляне проникают на левобережье Днепра[45]. Наибольшее внимание летописец уделяет полянам, считая их более развитыми в культурном отношении. Приводится легенда об основании тремя братьями Кием, Щеком и Хоривом города Киева, ставшего столицей полянского союза. Значительность власти Кия летописец подтверждает тем фактом, что тот приходил к византийскому императору и «велику честь приял от царя»[46]. Непосредственными потомками антов были хорваты, обитавшие в Северо-Восточном Прикарпатье, уличи, расположившиеся в лесостепной зоне от Днестра до Днепра, и тиверцы, жившие в Поднестровье (Тирас, от иранского «быстрый» - античное название Днестра). Белые хорваты – это часть большого антского племени, разделенного в ходе великой славянской миграции. В летописи сохранилась информация о том, что уличи и тиверцы некогда были довольно многолюдными племенами и «суть гради их и до сего дне»[47]. Но уже в первой половине X в. уличи и тиверцы вынуждены были покинуть места проживания в связи с натиском печенегов. Предполагают, что частично они ушли на север[48]. В Днепровском Левобережье в бассейнах рек Десна, Сула, Псел и Ворскла, севернее полян проживали северяне (север или севера) – носители волынцевской культуры[49]. На юго-востоке северяне непосредственно соседствовали с кочевыми племенами (с конца IX в. это печенеги). Происхождение этнонима «север» связывают с иранским *seu, *sew – «черный», могущим иметь пространственное значение. Освоение славянами северного лесного региона происходило независимо от миграций в южной части Восточной Европы. Наиболее отдаленные славянские поселенцы – вятичи – жили на верхней Оке. Здесь в условиях ассимиляции местного финно-угорского населения была создана мощинская культура. Вятичи заселяют и Рязанское Поочье, но происходит это позднее, уже в XII в. Ранее эту территорию освоили славяне, вынужденные оставить под давлением кочевников район Донского бассейна (на рубеже X и XI вв.)[50]. В бассейне Сожа в IX в. селятся радимичи, в культуре которых наиболее ярко проявляются балтские элементы. Автор Повести временных лет объединяет радимичей, вятичей и северян по этнокультурному признаку, якобы они «одинъ обычай имяху: живяху в лесе, яко же и всякий зверь, ядуще все нечисто…» и т.д. В этом же древнерусском памятнике утверждается, что «радимичи бо и вятичи от ляховъ»[51], но археологические данные не подтверждают миграцию этих «племен» с территории Польши. Летопись объясняет происхождение их названий от родоначальников Радима и Вятко. Балты определенное значение имели и при сложении племенного союза кривичей. Отдельные группы составляли псковские кривичи, размещавшиеся в бассейнах Псковского озера и реки Великой, и смоленско-полоцкие кривичи (Подвинье и Верхнее Поднепровье). Территория проживания последних была заселена в VIII в. со стороны псковских кривичей. Предполагают, что еще в более раннее время имело место проникновение сюда славян, какая-то группировка славян появляется на территории кривичей и позднее. Судя по находкам некоторых украшений, эти славяне пришли из далеких дунайских земель[52]. Часть смоленско-полоцких кривичей летопись называет полочанами, но археологи не обнаруживают их этнографического своеобразия. Сам этноним кривичи производят от имени предводителя Крива[53]. Примечательно, что латыши до сих пор называют русских krievs[54]. Этот факт можно объяснить давним соседством латгалов с псковскими кривичами, которые позднее вошли в состав великорусской народности. Самым северным славянским племенем в Восточной Европе были ильменьские словене, в генезисе которых большое место занимало прибалтийско-финское население. Рано, возможно еще в VI-VII вв., проникли славяне в междуречье Волги и Клязьмы. В X в. сюда переселяются славяне из Новгородской земли (словене), а в XI-XII вв. наблюдается миграция из Смоленской земли (кривичи). Этноним славянского населения Поволжья не сохранился, есть мнение, что они назывались по имени ассимилированного финно-угорского племени меря[55]. Главным этноопределяющим признаком восточнославянских «племен» являются височные кольца: украшения, прикреплявшиеся в районе виска к женскому головному убору. У каждого племенного союза обнаруживаются свои украшения: у северян спиральные височные кольца, у дулебских племен – перстнеобразные полуторооборотные, у радимичей – семилучевые, у ильменских словен – ромбощитковые и овальнощитковые, у смоленско-полоцких кривичей – браслетообразные завязанные, у вятичей - семилопастные
|