Студопедия — Новым чувствам всем сердцем отдался, Как ребенок душою я стал: И я сжег все, чему поклонялся, Поклонился всему, что сжигал.2 19 страница
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Новым чувствам всем сердцем отдался, Как ребенок душою я стал: И я сжег все, чему поклонялся, Поклонился всему, что сжигал.2 19 страница






 

Подобные случаи довольно редки и до сих пор не объяснены наукой.

 

6. ИССЛЕДОВАНИЕ ПАМЯТИ

 

Исследование памяти включает этапы: исследование памяти на отда' ленное прошлое, исследование памяти на близкое прошлое, изучение акта запоминания.

 

Исследование начинается уже с первых слов беседы с человеком. При глубоких нарушениях памяти больной не может указать дату и место своего рождения, свой возраст и возраст своих близких и т.п. При более легких степенях нарушений больной не в состоянии вспомнить лишь некоторые даты, некоторые подробности из жизни. Сравнение полноты воспоминаний о событиях недавних лет, месяцев и о событиях отдаленного времени (детский, юношеский возраст) поможет выявить прогрессирующую амнезию.

 

Для изучения памяти на прошлое нельзя ограничиваться только собиранием анамнеза, так как степень влияния эмоционального компо-215

 

ненга на точность дат, событий, связанных с самим бальным и его родными, несомненна. Спедует задать дополшпепьные вопросы, не имеющие не-посредстаеннюго олюшения к больному (например, о маршрутах городского транспорта, датах наяала и окончания Великой Отечественной войны, праздников или других общеизвестных событий).

 

С целью исследования памяти на текущие события больного расспрашивают о дате поступления в больницу, имени и отчестве врача, соседа по палате, о том, что больной ел вчера во время ужина, сегодня за завтраком, об инъекциях и процедурах последних дней, о беседах с родными и т.п. Внимательно слушая рассказ пациента, иногда можно уловить элементы гипермнезии или наклонность к парамнезиям. Последним будут способствовать "наводящие" вопросы в плане вымыслов или ложных воспоминаний.

 

В процессе изучения памяти выясняют не только особенности ее ослабления или усиления, но и виды, качества и отдельные ее свойства. Для изучения состояния и особенностей памяти широко используются различные патопсихологические методики. Из них наиболее распространенными и употребительными в нашей стране являются методика заучи-вания 10 слов, пробы на ассоциативную память, пробы на опосредованное запоминание А.Н. Леонтьева и соответствующие аспекты использования методики пиктограмм; используются также тест зрительной ретен-ции А. Бентона, тест зрительной и слуховой памяти А. Мейли и тест Д. Вексдера для психометрического исследования памяти. Помимо этого многие методики, используемые для психометрической оценки интеллекта, включают (пдельные субтесты, направленные на изучение различных сторон памяти (например, субтесты "Обшая осведомленность", "Арифметический", "Повторение чисел", "Кодирование" ("Шифровка") методики исследования интеллекта Д. Векслера предполагают суждение о долговременной, оперативной, зрительной памяти соответственно).

 

С помощью психодиагиостики памяти возможно решение шщюкого круга прикладных задач в различных отраслях {фактической психологии, медицины, ледагогаки и т.д. При оценке результатов психодиагностических исследований необходимо постоянно иметь в виду то обстоятельство, что помимо решения вопросов о состоянии собственно механизмов памяти в любом случае надо оценивать и влияние на них соответствующих мотивационных факторов, могущих существенным образом модифицировать результаты исследований, имигаровать ложнонегативные показатели.

 

Менюднк" заутятяя 10 см" - одна из наиболее употребительных методик исследования памяга - впервые была предложена А.Р. Лурия. В первоначальном варианте методики для запоминания предлагался набор из 10 не связанных друг с другом по смыслу слов (лес, хлеб, стул, окно, вода, брат, гриб, игла, конь, мед). В дальнейшем набор слов для запоминания был несколько видоизменен и стал включать в себя 10 несложных и так жв не связанных друг с другом по смыслу двусложных слов.

 

 

Испытуемый получает задание повторял" вслед за исследующим называемые им слова, стараясь как можно лучше запомнить их, воспроизаест болве полно. Можно указать на то, что слова разрешается поширшъ в любом порздне, а не обязательно в том, в котором их произносит последующий.

 

Воспроизведенные испытуемым после ка"цого предъявления стимуль-ные слова (таких тфедьявлвний пять) и тюспедовагелыюстъ воспроизведения фиксируют в прогонопе. Сюда хе заносятся все возмохные дублирования слов испытуемым и продуцируемые им дополнительные слова, не входящие в стимульный набор, еслитаковое дублирование имеетместо (тоже с последовасБльиостыо их продуцирования). Помимо этого спустя час (в крайнем случае - через 20- 30 минут) испытуемого просят вспомнить те слова, которые ему предъявлялись ранее. Промехуток времени между первичным предъявлением стимульных слов и их отсроченным воспроизведением занимается исследованием испытуемого при помощи других пси-ходиагностических методик, причем по окончании первичного ттредьявле-ния стимульных слов испытуемому не сообщается, что через некоторое время он вновь должен будет их повторять.

 

Результаты методики мотут быть представлены как в виде таблицы (по горизонтали - стимульные слова, по вертикали - номера повторений, в середине - результаты исследования), так и графически (по оси абсцисс - номера повторений, по оси ординат - количество правильно воспроизведенных слов).

 

Чаще всего здоровые испытуемые воспроизводят 9-10 слов после 3- 4 повторений, они не дублируют стимульные слова и не продуцируют дополнительных слов. Через час обычно воспроизводится не менее 8 слов.

 

Методика выявляет особенности процесса запоминания, сохранения и воспроизведения аудиальной информации. С ее помощью могут быть обнаружены явления истошаемости мнестической функции, колебания внимания, сужение объема внимания, явления инертности, нарушение мотивационного компонента памяти.

 

Методика заучивания 10 слов входит, как правило, в большинство батарей для патопсихологического исследования. Глава 10 ВООБРАЖЕНИЕ

 

1. ВИДЫ ВООБРАЖЕНИЯ

 

Воображение - это создание нового в форме представпений или идей. Оно рождается погребносгими человека.

 

Как бы ни были необычны и фантастичны вновь создаваемые образы и идеи, они всегда состоят из элементов воспринятого и усвоенного человеком ранее. Воображение - это мозаика, составленная из кусочков нашего прошлого опыта. Рисунок ее может быть разрушен, создан вновь, заменен в отдельных деталях, дополнен и переработан.

 

Воображение в подавляющем большинстве случаев - это созидательный процесс. Поэтому, как и при любом созидании, в воображении обязательно принимают участие все психические процессы: память, интеллект, внимание, мышление и др. Каждый элемент, этап, образ воображения осознается человеком. Если подавляющее большинство психических функций вовлекается в процесс воображения, то и оно в свою очередь "вмешивается" в течение того или иного психического акта, как бы пронизывая его и придавая черты известной своеобразности.

 

Участие отдельных психических функций в акте воображения можно представить себе следующим образом. В зависимости or конкретной обстановки, заинтересованности человека у него возникает побуждение, стремление к работе воображения в определенном направлении. За этим следуют другие этапы волевого акта, наконец начинается сам процесс воображения. Для этого человек должен прежде всего обраплься к запасам своей памяти, вызывать необходимые представления, отвечающие целям построения воображаемого образа. Богатство кладовых памяти, навыков, опыта индивидуума, степень легкости, с которой извлекаются запасы, - все это отражается прежде всего на качественной стороне создаваемого образа. Чрезвычайно важна концентрация внимания человека на этой работе, без сомнения, требующей значительного напряжения.

 

Вся эта, условно названная подготовительной, деятельность протекает при активном участии мышления. Особенно важна его роль в тот период, когда все части для будущей "мозаики" налицо. Далее следуют аналити-ко-сиктетическая деятельность, сравнение, обобщение, абстракция и др.

 

 

Наиболее характерными для воображения считаются такие приемы, как комбинирование представлений, преуменьшение их или преувеличение. Часто некоторые представления акцентируются, нередко с оттенком карикатуры, гротеска и др. Наконец, когда процесс воображения заканчивается, фантазия человека дает ему вновь созданный ею образ.

 

Чувства принимают в воображении участие как в самом начале (интерес; настроение, располагающее к фашазщюванию), так и на всем протяжении процесса воображения - как бы сопровождая появление нового образа. Может случиться, что чувства, окружающие вновь созданный воображением образ, окажутся более сильными, чем в тот момент, когда этот образ или воображаемое событие будут иметь место в действительности. Зависеть это может как от качества самих представлений, принимающих участие в воображении, так и от разнообразных их комбинаций, в которые они будут поставлены причудливой фантазией человека. Большое значение имеют и особенности человеческих типов нервной системы: худохестеенного, среднего или мыслительного (по И.П. Пав-лову).

 

Приведенные выше последовательные этапы развертывания воображения условны. Процесс воображения един, и выявленные отдельные его этапы могут "перекрывать" друг друга, а нередко и выпадать.

 

Выделяют три вида воображения: творческое, мечта и воссоздающее. При творческом воображении создаются образы, не существующие в данное время (Кювье по одной кости выстраивал образ несуществующего в данное время животного). Происходит вычленение элементов и свойств, комбинирование их в целостный образ, причем мохут соединяться части, присущие разным объектам (русалка, кентавр и т.п.). Таким способом могут создаваться религиозно-мистические, сказочные и научно-фантастические образы. Значительную роль занимает фантазия в детских шрах.,

 

Мечта - особая форма воображения, как и идеал - образ желаемого будущего - должны быть связаны с жизнью. Несбыточные мечты (грезы) порождают пассивность.

 

Воображение может и не иметь характера волевого акта. Тогда оно лишено целенаправленности, логичности, не контролируется нашим сознанием, приобретая крайне причудливые и необыкновенные формы. Сюда относятся сновидения ("грезы во сне"), грезы наяву; такое воображение называется пассивным. В прогивоположноть ему активное воображение предполагает участие волевых качеств, определенные этапы волевого процесса, тесное участие эмоций человека, периодическое критическое осмысление образа воображения, его отдельных элементов.

 

Необходимость активных волевых усилий личности особенно четко выступает в творческом воображении. Оно присуще художникам, поэтам и писателям, музыкантам, инженерам, ученым разных специальностей и другим людям созицатсльного труда. Лишь благодаря чрезвычайно развитому воображению были созданы такие впечатляющие художественные

 

 

произведения, как Первый концерт для фортепиано с оркестром П.И. Чайковского, "Бурлаки" И.Е. Репина и др.

 

Другим видом фантазии является воссоздающее (репродуцирующее) воображение. Если при творческом воображении имеется в виду создание нового, доселе неведомого, то репродуцирующее воображение - это процесс образования целостного образа на основании соответствующего описания, как имевшего место в прошлом, так и при непосредственном восприятии содержания этого описания (чтение книги, объяснение).

 

И если творческое воображение чаще имеет в своей основе ту или иную одаренность, воспитанную и развитую в течение жизни и деятельности, то воссоздающее воображение связано преимущественно со знаниями человека, его опытом и навыками. Именно к запасам знаний апеллирует описание, в соответствии с которым требуется создать определенный образ. Чем шире и богаче знания человека, чем значительнее со стороны прошлого опыта будет "поддержка", тем легче образуется соответствующая конструкция и тем она окажется более точной. Поэтому опытные педагоги, освещая какой-нибудь сложный вопрос, разбирая трудную тему, теорию, стараются создать более или менее красочный образ, проиллюстрировать излагаемое. Делается это для того, чтобы образовать у слушателей яркие представления, которые при необходимости будут ими легко воссозданы и примут участие в процессе репродуцирующего воображения, явятся поддержкой, которая облегчит создание нужного образа.

 

По силе, яркости, легкости, с которой могут быть вызваны представления, и некоторым другим их качествам люди в значительной степени отличаются друг от друга. При этом имеют значение, как уже сказано, врожденные задатки, одаренность, систематичность, их развитие в дальнейшем, условия воспитания, характер трудовой деятельности и возраст человека. Известно, например, свойство детской психики запечатлевать зрительные образы, особенно если зрительное восприятие сопровождалось действиями с соответствующими предметами.

 

Развитие воображения должно идти от непроизвольного к произвольному, от воссоздающего к творческому. Воображение способствует развитию чуткости, тактичности, эмпатии - свойств личности, так необходимых в медицинской деятельности. Особое место в клинике занимает воображение бального, которое мало изучено.

 

2. НАРУШЕНИЯ ВООБРАЖЕНИЯ

 

Знание основных особенностей и видов воображения необходимо будущему психологу и педагогу, а также врачу в силу самых различных обстоятельств и прежде всего для того, чтобы принести пациенту наибольшую пользу. Всесторонне изучив личность больного человека, особенности его нервной системы, реакций, своеобразие взаимоотношений сигнальных систем, коры (сознательного) и подкорки (неосознаваемого), медицинский

 

 

психолог (врач) может предположить, что предстоящее, например, оперативное вмешательство весьма волнует пациета, хотя внешне это как будто бы ни в чем не проявляется. Воображение больного рисует ему и картину патологии того или иного органа, и обстановку, и ход операции, и возможные последствия и т.п., причем все это нередко в весьма искаженном, неправильном виде. Тем не менее (скорее, даже тем более!) воображаемые образы, идеи рождают соответствующие чувства - опасения, страха, сомнения и пр. В этом случае врач (и медицинский психолог) обязаны тактично "проникнуть" в мысли пациента, сделать так, чтобы он откровенно поведал о своих представлениях и переживаниях, которые занимают его воображение. Сообразуясь с интеллектуальным уровнем пациента, пользуясь методами разъяснения, убеждения и внушения, необходимо настраивать пациента на определенный лад, направлять его воображение по иному пути, вселять уверенность в благополучном исходе заболевания, возможных оперативных вмешательств и т.д.

 

Но воображение может принимать и патологические формы, причем больной будет верить в созданные им фантастические идеи и образы. В этом одна из причин возникновения детской лживости и лживости психопатических личностей. У последних отдельные конфабуляции - воображаемые факты, субъективно переживаемые как истины, часто переходят в псевдоло-гич. Сверхценные, навязчивые и бредовые идеи, являющиеся патологией мышления, тесно связаны и с патологией воображения.

 

У психопатических личностей описаны (Бирнбаум, Маньян и др.) бредоподобные фантазии - нестойкие и изменчивые, похожие на бред представления, нередко с фантастическим содержанием, не складывающиеся в определенную бредовую систему. Эти фантазии возникают остро, в ответ на неблагоприятную для личности ситуацию, и должны правильно оцениваться, особенно в случаях судебных экспертиз.

 

П.Б. Ганнушкиным (1933) у психопатических личностей описаны также трудно отличимые в практической деятельности от бредоподобных фантазий грезы наяву. По мнению В.М. Блейхера, И.Я. Завилянского, И.В. Крук и Л.И. Завилянской (1989), эти два психопатологических проявления имеют единую основу и представляют собой, по сути, различную степень выраженности одной и той же симптоматики. Основным критерием их разграничения является отношение больного к своим переживаниям: при грезах наяву возможно корригировать переживания больного, а при бредоподобных фантазиях такие коррегирующие вмешательства не имеют должного результата.

 

Вместе с тем вне патологических отклонений фантазия имеет огромное значение в деятельности человека. Фантазия - качество величайшей ценности. Поэтому будущие психологи, педагоги, врачи должны постоянно развивать в себе способность к воображению, умение свободно манипулировать своими представлениями, оживлять их при необходимости и использовать в практической деятельности.

 

 

3. МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ВООБРАЖЕНИЯ

 

В области исследования воображения до настоящего времени нет достаточного количества направленных и апробированных экспериментальных работ.

 

Качественные особенности воображения исследуют при помощи методики Роршаха (Rorschach, 1920) - одной из наиболее объективных и сложных методик психодиагностики.

 

Тест Роршаха состоит из 10 таблиц стандартного размера, на которых на белом фоне напечатаны симметричные пятна. Пять таблиц содержат пятна черного и различных оттенков серого цвета, две таблицы - пятна красного и серого цвета, три таблицы - многоцветные пятна.

 

Испытуемого просят сообщить,что он видит на таблице в разгляды-ваемых пятнах, при этом ему предоставляется полная свобода фантазии.

 

Анализ ответов при использовании методики Роршаха в психодиаг-ностике личности стандартизирован и очень сложен. Однако для экспериментального изучения лишь способности к воображению можно пользоваться следующей формой протокола и получаемые ответы оценивать качественно: 1. Порядковый номер таблицы. 2. Словесные реакции испытуемого, сопровождающие исследование. 3. Количество ответов.

4. Время ответов. 5. Характер ответов (а - геометрические фигуры, б - животные, в - растения, г - неживые предметы, д - действия, е - прочее, ж - отсутствие образов воображения). 6. Примечания. При фиксации характера ответов подробно записывают все их детали.

 

С помощью теста Роршаха можно наглядно различить воображение здоровых и больных людей; для последнего характерно наличие множественных необычных образов, отражающих особенности нарушенной эмоциональности - привидения, демоны, образы смерти и т.п.

 

С известными допущениями для исследования особенностей воображения могут быть использованы Тематический апперцептивный тест (ТАТ), методика заполнения пропущенных мест в тексте (соответственно возрасту и уровню образования испытуемого), методика пунктирных изображений с недостающими деталями и т.д.

 

В изучении воображения (особенно творческого) важное место занимает метод естественного эксперимента - игры, рисование, литературное и иное творчество и т.п.

 

В 1834 г. В. Г. Белинский выступил со статьей «Литературные мечтания». Статья эта, обратившая внимание широкого круга читателей и литераторов на автора, представляет собою яркое явление литературы 30-х гг.

Вместе с тем в плане более отдаленной исторической перспективы она должна расцениваться как одно из наиболее значительных предвестий той отличной от культуры 30-х гг. формы и стадии идейно-художественного развития русского общества, которая получила название «сороковых годов».

Уже заглавие статьи «Литературные мечтания» свидетельствует о том, что Белинский сознательно придал ей субъективный, лирический характер. Его литературный манифест был в то же время актом самовыражения молодого человека, которому суждено было полностью раскрыть себя как «центральную натуру» эпохи в 40-е гг.

Насмешливый, резкий и веселый тон статьи передавал «отчужденность» автора от литературы времени, когда она писалась. На пороге своей деятельности критик окидывал взглядом современную словесность, оценивал состояние дела, которому хотел себя посвятить.

Белинский декларировал, что русская культура находится накануне больших сдвигов, что предстоит полное изменение общественного положения литературы, ее социальных функций, быта писательской среды. Он бросал вызов современному обществу, провидя новые задачи, которые встанут перед лучшими его умами, и предвидя, что решать эти задачи будут совершенно новые, еще неведомые люди, которые станут между собою в новые для русского общества отношения. В этой интеллектуальной среде утвердится особенный взгляд на задачи художественного творчества, согласно которому «литературою называется собрание такого рода художественно-словесных произведений, которые суть плод

Свободного вдохновения и дружных (хотя и неусловленных) усилий людей, созданных для искусства... вполне выражающих и воспроизводящих в своих изящных созданиях дух того народа, среди которого они рождены и воспитаны...».1

Идеальное состояние искусства не кажется Белинскому легко и быстро достижимым. Корни современного упадка литературы, медленного и искаженного хода ее развития он связывает с кардинальными особенностями исторического пути страны. Политический гнет, безгласность граждан; разобщение образованной части общества, принадлежащей к высшим сословиям, и народа; насильственный, насаждаемый сверху, без просвещения низших сословий прогресс — все эти глубоко укоренившиеся в жизни русского общества исторические его особенности, по мнению Белинского, препятствовали плавному, органическому становлению русской литературы. Источник обновления культуры Белинский усматривает в росте низших сословий, усилении их умственного влияния на общество. Он разъясняет, что силы, которые включаются в литературу и повлияют на нее, порождены процессом демократизации культуры, приобщения к ней детей купцов, духовенства и других разночинцев. Так уже в «Литературных мечтаниях» демократическая позиция становится основой исторической и литературной концепции критика. Идеал литературного быта, новых отношений в писательской среде был в первой большой статье Белинского выражен не столько в утверждениях и декларациях, сколько в критике современных явлений, в образе автора, который вставал с ее страниц. Бескомпромиссность и высокая требовательность Белинского противостоят нравам деятелей современной литературы, присвоивших себе роль законодателей и авторитетов, — Ф. Булгарина, Н. Греча, О. Сенковского и других, — в среде которых «так дешево продаются и покупаются лавровые венки гения» (1, 25).

Белинский оценивает творчество каждого писателя в свете осмысления процесса развития общества и искусства, в сравнении с другими представителями литературы. Он не скрывает своего пристрастия к некоторым из них — Пушкину, Одоевскому, Вельтману. Более того, он подчеркивает свое личное, человеческое отношение к каждому из ценимых им писателей — он сообщает, что собирается написать о творчестве Одоевского, упоминает о личном знакомстве с Лажечниковым, признается, что не может холодно, беспристрастно говорить о Пушкине. Однако при этом он убедительно аргументирует свои оценки. С откровенной резкостью говорит он о вялости лучших повестей Одоевского; о том, что Лажечников еще не укрепил своего авторитета в литературе и его успехи могут рассматриваться как более или менее случайные удачи; утверждает, что «Анджело» и сказки Пушкина свидетельствуют

О падении его таланта. Критик не избегает упоминаний о фактах своей личной жизни, он говорит о том, что происходит из провинции, признается, что не знает немецкого языка, что молод, что страстно любит театр. Не только не маскируя черт своей личности, а с непосредственной свободой обнаруживая их, он вместе с тем так же свободно и естественно проявляет свою причастность к духовной жизни молодого поколения, свою чуткость к потребностям времени. Живой, реальный, наделенный яркой индивидуальностью человек (впоследствии один из читателей назовет его «теплым человеком») оказывается рупором времени, исторических потребностей общества.

Уже первая статья Белинского открыла собою новую эру развития критики. Со времени ее появления критик становится центральной фигурой литературного процесса, автором сюжетов, метатипов, лозунгов прогрессивной литературы эпохи. Личность его накладывает отпечаток на литературно-общественную ситуацию. Проявившиеся уже в «Литературных мечтаниях» особенности индивидуальности Белинского оказали не меньшее влияние на интеллектуальную жизнь русского общества, чем воззрения великого критика. Сочетание горячего энтузиазма и сурового анализа, соседствующие в статье утверждения, что в России нет литературы, и слова, порожденные восторженным увлечением не только творчеством Пушкина, о котором, по высказанному здесь же Белинским убеждению, «грешно говорить смиренною прозою» (1, 69), не только Грибоедовым, в котором, по мнению критика, Россия лишилась «Шекспира комедии» (1, 82), но и Мерзляковым и многими второстепенными авторами, — эти особенности статьи отражали коренное свойство личности автора: революционность его натуры. В них воплощалась его способность к постоянной поверке своих убеждений и вкусов, к критике и переоценке всех явлений духовной жизни общества, готовность понять и признать новое, поступившись старыми привязанностями.

Развитая впоследствии Белинским в качестве одной из основополагающих идей его концепции мысль о критическом направлении как генеральном пути развития современного реалистического искусства в первой его статье еще проявилась лишь в горячности, с которой он приветствовал движение в литературе (например, быстроту ее развития в пушкинский период, остроту журнальной полемики в конце 20-х — начале 30-х гг.), в резкости и решительности осуждения им всех явлений, утративших свою былую актуальность, в выраженном здесь взгляде на принципиальные изменения литературы по периодам как на закон ее существования. Вскоре — в последующих своих статьях 30—40-х гг. — Белинский станет рассматривать способность к бескомпромиссному самоосуждению, решительность разрыва с привычными нормами, если они утеряли свой динамический характер, смелость творческих исканий как характерную черту лучших русских литераторов, черту, в которой отразились свойства

Русского народа, чуждого страха перед решительными социальными переменами. Эта мысль Белинского, в начале его творчества получившая не столько теоретическое, сколько эмоциональное выражение, была впоследствии усвоена широким слоем русских литераторов и породила разнообразные толкования и психологические преломления.

В «Дворянском гнезде» Тургенев самые «задушевные ... убеждения» своего героя-энтузиаста Михалевича, горячо верующего «в добро, в истину», выразил стихами:

Новым чувствам всем сердцем отдался, Как ребенок душою я стал: И я сжег все, чему поклонялся, Поклонился всему, что сжигал.2

Верность убеждениям предполагала постоянное обновление, перестройку своего духовного арсенала. Поэтому-то Лаврецкий, испытывавший глубокий душевный кризис и затем обретший новую веру, новые надежды, повторяет эти стихи своего друга.

Идейное и духовное совершенствование личности Белинский трактовал как норму бытия, причем это совершенствование рисовалось ему не как постепенная, незаметная эволюция, а как цепь бурных, потрясающих весь дух человека самоотречений, кризисов, «самосожжений». Белинскому принадлежит афоризм: «не меняется один только подлец». «Меняться», подвергать себя суровому внутреннему суду и свято исполнять приговоры этого внутреннего суда, всенародно отрекаясь от заблуждений и казня себя за них, он считал нравственным долгом каждой личности, в особенности же писателя. Поэтому он более чем кто-либо другой понял глубину и самоотверженность стремления Гоголя к идеалу, почувствовал остроту его внутренней эволюции и истолковал позицию Гоголя периода «Выбранных мест из переписки с друзьями» как акт «самосожжения». Характерно, что это самоотречение Гоголя, столь обостренно воспринятое и истолкованное Белинским, не только не было им одобрено, а явилось для него подлинной катастрофой, повлекшей за собой ответное «самосожжение» — отречение от Гоголя, которого он на протяжении лучших лет своей деятельности считал «главой поэтов», на опыт которого ориентировал молодую литературу.

В позиции Гоголя конца 40-х гг. Белинский усмотрел отречение от всего его художественного творчества, от присущего писателю прежде стремления к идеалу, сближение с консервативным лагерем.







Дата добавления: 2015-08-27; просмотров: 456. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...

Логические цифровые микросхемы Более сложные элементы цифровой схемотехники (триггеры, мультиплексоры, декодеры и т.д.) не имеют...

Медицинская документация родильного дома Учетные формы родильного дома № 111/у Индивидуальная карта беременной и родильницы № 113/у Обменная карта родильного дома...

Основные разделы работы участкового врача-педиатра Ведущей фигурой в организации внебольничной помощи детям является участковый врач-педиатр детской городской поликлиники...

Ученые, внесшие большой вклад в развитие науки биологии Краткая история развития биологии. Чарльз Дарвин (1809 -1882)- основной труд « О происхождении видов путем естественного отбора или Сохранение благоприятствующих пород в борьбе за жизнь»...

Различия в философии античности, средневековья и Возрождения ♦Венцом античной философии было: Единое Благо, Мировой Ум, Мировая Душа, Космос...

Характерные черты немецкой классической философии 1. Особое понимание роли философии в истории человечества, в развитии мировой культуры. Классические немецкие философы полагали, что философия призвана быть критической совестью культуры, «душой» культуры. 2. Исследовались не только человеческая...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.014 сек.) русская версия | украинская версия