Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Самооправдание философии или несколько слов о ее практической пользе





Еще один важный момент относительно понимания специфики философии мы хотели бы специально отметить. Существует расхожее убеждение, что философия – совершенно внеутилитарная область занятий, некая интеллектуальная праздная игра, никак не связанная с практической деятельностью человека. Отсюда делаются выводы о том, что в силу своей непрактичности философия становится излишней, что она ничего не дает человеку, а тем более обществу. Причем критика философии ведется здесь с разных сторон.

Философия всегда подвергалась критике с позиции религии, так как она пыталась «человеческими средствами», то есть посредством разума рассуждать о Боге и даже строить концептуальные схемы его определения и оправдания. С позиции веры - это верх кощунства, когда человек впадает в гордыню, в каком-то смысле ставя себя на один уровень с Богом. Как отмечал К. Ясперс: «Образ мышления, основывающийся на авторитете церкви, отвергал философию потому, что она, с его точки зрения, отдаляет от Бога, соблазняя мирским, вредит душе, обращая ее к ничтожным вещам»[24].

Из известного же марксистского упрека, обращенного к философам, что они лишь объясняют мир, а его необходимо переделывать, возникла форма такого практического использования философии, когда она превратилась в прикладную идеологическую дисциплину[25]. В этом случае философия приобрела специфический «практический» характер обслуживания партийных интересов, который не только искажал ее внутреннюю сущность, но и привел к тяжелым социокультурным последствиям. И дело здесь не в конкретных мыслителях, которые обосновывали данную идею. Очень близкие следствия могли бы последовать, если бы вдруг реализовались, например, идеи Платона о государстве.

В любом случае, как отмечал Ясперс, будь то «притягательная сила потустороннего мира, озаренного явленным Богом, или притязающая на всемогущество власть безбожного посюстороннего мира – и та и другая – хотели бы, чтобы философия прекратила свое существование»[26]. Философия по определению сфера именно духовного освоения бытия, главным инструментом которого выступает Свободный и Творческий Разум. Лиши философию свободы и творчества, и она попросту исчезнет как особая сфера духовной культуры. Неудивительно, что философия как ни какая другая сфера духовного освоения бытия все время должна как бы бороться за собственное существования и оправдываться за свою непрактичность, хотя существует множество иных культурных образований, которым это в вину не ставится, например искусство. Здесь в целом следует отметить, что если бы все в бытии человека мы стали мерить сугубо практическими мерками, тогда в праве на существование надо было бы отказать не только философии и искусству, но также и теоретической науке, которая никогда не развивается, руководствуясь утилитарно-прагматическими запросами. Человек потому и является творческим духовным существом, что способен задумываться о вечных и проблемах и задаваться внеутилитарными целями, что, собственно, и отличает его от животного.

Кроме того необходимо понимать, что философия в определенном смысле может стать и практически полезной. Для иллюстрации, мы вкратце остановимся здесь на одном-единственном примере - на обосновании универсального тезиса, что при всех прочих равных условиях [27] высшее следует всегда предпочесть низшему, а духовные ценности - материальным. Более подробно мы разовьем этот тезис в аксиологическом разделе нашей книги.

Так, духовные ценности бесконечны, материальные конечны. Избрав стезю творчества по законам добра и красоты, человек может воплотить свои идеалы во множестве материальных форм. Попытка же придать конечным материальным потребностям бесконечный характер ведет к духовному оскудению личности, а в итоге – к разрушению тела и психики в погоне за все новыми и новыми чувственно-телесными удовольствиями. Кроме того, удовлетворение духовных потребностей дает более глубокое и устойчивое удовольствие – подлинную духовную радость. Воспоминания об умном и прекрасно сыгранном спектакле могут вдохновлять нас и дарить радость по прошествии многих лет и даже десятилетий. В противовес этому телесное удовольствие быстро проходит, а погоня за все новыми удовольствиями никогда не приводит к полному удовлетворению. Напротив, удовольствия требуются все более изощренные, а удовольствия от них все меньше.

Наличие же высоких духовных целей помогает личности преодолеть неурядицы и не потерять смысла жизни. Собственно смысл жизни таким образом сориентированных людей и заключается не в материальном накоплении, а именно в следовании данным целям. Это процесс бесконечный, но он противоположен «дурной», то есть бессмысленной бесконечности материального накопления. Материальное накопление необходимо связано с фактором перенасыщенности и ограничено опять же материальными барьерами (ограниченность денег, ограниченность жизни, ограниченность пространства и пр.). Следствием этого выступает освобождение пространства для новых материальных ценностей. Новое здесь всегда связано с отбрасыванием старого, причем это отбрасывание часто не имеет никакого целесообразного оправдания. Осознание «отсутствия пространства» для нового этапа материального накопления, невозможность преодолеть материальные ограниченности приводит к обессмысливанию бытия личности, к ее физическому саморазрушению и даже уничтожению. В этом плане наличие высоких духовных целей является даже экзистенциально прагматичным, ибо позволяет успешно преодолевать жизненные драмы, утраты и трудности.

И наконец еще один аспект прикладного значения философии, которое может показаться необычным. Социологические исследования, которые еще в середине 50-х годов прошлого века проводились Гарвардским центром по созидающему альтруизму, возглавлявшемуся отечественным социологом П.А. Сорокиным, дали неожиданный результат. Оказывается, что человек, отдающий приоритет духовным ценностям физически здоровее и живет дольше других людей. На этих удивительных фактах и на их современных эмпирических подтверждениях мы еще подробнее остановимся ниже. Показательно также, что в победившей армии раненые выздоравливают на порядок быстрее, в то время как в армии проигравшей процессы выздоровления протекают на порядок медленнее. Известно также, что люди, привыкшие к напряженному умственному труду, практически никогда не впадают в маразм на старости лет, а сохраняют живость и остроту ума. Кстати, среди профессиональных философов отличная интеллектуальная и физическая формы в 70 и даже 80 лет – явление довольно обычное. Складывается даже впечатление, что ничто так не содействует телесному здоровью и душевной бодрости как ясная и систематическая философская мысль.

Исходя из этих аргументов, можно твердо утверждать: занятия философией практически полезны и целебны со всех точек зрения и в любом возрасте. И хотя всех глубоких мыслей не продумать, а умных книг не перечитать, философия все же помогает обрести книги и мысли, помогающие осмысленно и ответственно пройти свой земной путь. “Если кто из вас захочет посвятить себя философии, - писал великий русский философ В.С. Соловьев, - пусть он служит ей смело и с достоинством,...пусть он знает, что, занимаясь философией, он занимается делом хорошим, делом великим и для всего мира полезным”[28].

 







Дата добавления: 2015-08-27; просмотров: 498. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!




Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...


ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...


Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...


Логические цифровые микросхемы Более сложные элементы цифровой схемотехники (триггеры, мультиплексоры, декодеры и т.д.) не имеют...

Йодометрия. Характеристика метода Метод йодометрии основан на ОВ-реакциях, связанных с превращением I2 в ионы I- и обратно...

Броматометрия и бромометрия Броматометрический метод основан на окислении вос­становителей броматом калия в кислой среде...

Метод Фольгарда (роданометрия или тиоцианатометрия) Метод Фольгарда основан на применении в качестве осадителя титрованного раствора, содержащего роданид-ионы SCN...

Особенности массовой коммуникации Развитие средств связи и информации привело к возникновению явления массовой коммуникации...

Тема: Изучение приспособленности организмов к среде обитания Цель:выяснить механизм образования приспособлений к среде обитания и их относительный характер, сделать вывод о том, что приспособленность – результат действия естественного отбора...

Тема: Изучение фенотипов местных сортов растений Цель: расширить знания о задачах современной селекции. Оборудование:пакетики семян различных сортов томатов...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2025 год . (0.012 сек.) русская версия | украинская версия