Эволюционная теория общества Г. Спенсера. Формування та розвиток історико-етнографічних регіонів України (Горбань
Лекція І. Формування та розвиток історико-етнографічних регіонів України (Горбань Ю.А.)......................................................................................................63 Лекція 2. Етнополітика та її особливості в різні періоди життя українського народу. (Білявська О.С., Горбань Т.Ю.)............................................................................86 Лекція 3. Історичні процеси в міграційних та еміграційних явищах українців. (Зубалій О.Д., Шевчук Т.В.)............................................................................105 Лекція 4. Етнополітичні аспекти української історії новітнього періоду (1917-2004рр.) (Рамазанов Ш.Ш.)................................................................................................132 Література.............................................................................................................159
Гумманизация общества в учении Конта В основе развития любого общества лежит эволюция знания. Историки различают 3 стадии: 1) теологическая- в основе лежит представление о том что человек создан сверхестественным началом 2) метофизическая-в основе мировоззрения лежит моногамный тип семьи, мировой дух, субстнция… Характерно: господство филосовского мышления 3)позитивная- ключевым началом является основной тип принцип претортенизма Естественно научный подход, стадии: 1) с минуты рождения человека 2) Эпоха нового времени до начала 19 века 3) С 19 века Эволюционная теория общества Г. Спенсера Герберт Спенсер (1820–1903) – английский философ и социолог, один из основоположников позитивизма. Спенсер распространил идею эволюции на все без исключения явления и процессы в природе и обществе – космические, химические, биологические и социальные. Спенсер считал, что даже психология и культура естественны по происхождению и поэтому все естественное и природное развивается по законам природы, а следовательно – эволюции. Общество, будучи формой природного бытия, подчиняется тем же законам эволюции. Анализ органической природы для Спенсера явился одной из методологических основ исследования общества и его процессов. Эти два начала: описание структуры общества как особого организма и идеи эволюции – определили тот факт, что Спенсер считается основоположником двух направлений в социологии: органицизма и эволюционизма.Эволюционная теория Герберта Спенсера – одна из популярнейших теорий в 19 в. Социологическая система Спенсера базируется на трех основных элементах: · эволюционной теории, · органицизме, (рассмотрение общества как определенного рода организма), · учении о социальной организации – структурных механизмах и институтах. По аналогии с биологическим организмом Спенсер рассматривал общество как сложный организм, исходным элементом, которого выступает индивид. Правда соотношение части и целого он трактовал особым образом. Индивид, хотя и выступает частью целого (общества), тем не менее это не обычная часть органического целого, а такая, которая характеризуется многими признаками целого, но обладает относительной свободой в рамках целостной структуры общественной организации. Спенсер выделял черты сходства биологического и социального организмов: 1. рост, увеличение в объеме,2. усложнение структуры,3. дифференциация функций,4. рост взаимодействия структуры и функций,5.возможность временного существования частей при расстройстве Аналогия с биологическим организмом сказалась и на трактовке идеи эволюции Спенсера. В теории эволюции он выделил стороны: · интеграция – переход от простого к сложному, объединение индивидов в группы (органы по аналогии с биологическим организмом), каждый из которых выполняет свойственные ей функции. Общество возникает как объединение индивидов в связи с ростом численности или постепенным слиянием маленьких владений в крупные феодальные, из которых вырастают провинции, королевства, империи. · дифференциация – переход от однородного к разнородному, усложнение строения. Первобытное общество – простое и однородное. Но впоследствии возникают новые социальные функции, происходит разделение труда, происходит дальнейшая разнородность структуры и функций, что приводит к возникновению другого более сложного типа общества. · возрастание порядка – переход от неопределенного к определенному Спенсер сформулировал основные принципы функционального подхода, которые затем развил Парсонс. Эти принципы состояли в следующем: 1. Общество рассматривается как целостная структура, единый организм, состоящий из множества частей: экономической, политической, военной, религиозной и т.д. 2. Каждая часть может существовать только в рамках целостной системы, где она выполняет определенные функции. 3. Функции частей всегда означают удовлетворение какой-либо общественной потребности. Все вместе функции направлены на поддержание устойчивости общества и его воспроизводство. 4. Поскольку каждая из частей выполняет только ей присущую функцию, в случае нарушения деятельности частей, выполняющих определенные функции, чем больше эти функции отличаются, тем труднее другим частям восполнить нарушенные функции.
|