Гренада
Мы ехали шагом, Мы мчались в боях, И "Яблочко"-песню Держали в зубах. Ах, песенку эту Доныне хранит Трава молодая - Степной малахит.
Но песню иную О дальней земле Возил мой приятель С собою в седле. Он пел, озирая Родные края: "Гренада, Гренада, Гренада моя!"
Он песенку эту Твердил наизусть... Откуда у хлопца Испанская грусть? Ответь, Александровск, И, Харьков, ответь: Давно ль по-испански Вы начали петь?
Скажи мне, Украйна, Не в этой ли ржи Тараса Шевченко Папаха лежит? Откуда ж, приятель, Песня твоя: "Гренада, Гренада, Гренада моя"?
Он медлит с ответом, Мечтатель-хохол: - Братишка! Гренаду Я в книге нашел. Красивое имя, Высокая честь - Гренадская волость В Испании есть!
Я хату покинул, Пошел воевать, Чтоб землю в Гренаде Крестьянам отдать. Прощайте, родные, Прощайте, друзья - "Гренада, Гренада, Гренада моя!"
Мы мчались, мечтая Постичь поскорей Грамматику боя - Язык батарей. Восход подымался И падал опять, И лошадь устала Степями скакать.
Но "Яблочко"-песню Играл эскадрон Смычками страданий На скрипках времен... Где же, приятель, Песня твоя: "Гренада, Гренада, Гренада моя"?
Пробитое тело Наземь сползло, Товарищ впервые Оставил седло. Я видел: над трупом Склонилась луна, И мертвые губы Шепнули "Грена..."
Да. В дальнюю область, В заоблачный плес Ушел мой приятель И песню унес. С тех пор не слыхали Родные края: "Гренада, Гренада, Гренада моя!"
Отряд не заметил Потери бойца, И "Яблочко"-песню Допел до конца. Лишь по небу тихо Сползла погодя На бархат заката Слезинка дождя...
Новые песни Придумала жизнь... Не надо, ребята, О песне тужить. Не надо, не надо, Не надо, друзья... Гренада, Гренада, Гренада моя! Граница Я не знаю, где граница Между Севером и Югом, Я не знаю, где граница Меж товарищем и другом.
Мы с тобою шлялись долго, Бились дружно, жили наспех. Отвоевывали Волгу, Лавой двигались на Каспии.
И, бывало, кашу сваришь (Я - знаток горячей пищи), Пригласишь тебя: - Товарищ, Помоги поесть, дружище!
Протекло над нашим домом Много лет и много дней, Выросло над нашим домом Много новых этажей.
Это много, это слишком: Ты опять передо мной - И дружище, и братишка, И товарищ дорогой!..
Я не знаю, где граница Между пламенем и дымом, Я не знаю, где граница Меж подругой и любимой...
Мы с тобою лишь недавно Повстречались - и теперь Закрываем наши ставни, Запираем нашу дверь.
Сквозь полуночную дрему Надвигается покой, Мы вдвоем остались дома, Мой товарищ дорогой!
Я тебе не для причуды Стих и молодость мою Вынимаю из-под спуда, Не жалея, отдаю.
Люди злым меня прозвали, Видишь - я совсем другой, Дорогая моя Валя, Мой товарищ дорогой!
Есть в районе Шепетовки Пограничный старый бор - Только люди И винтовки, Только руки И затвор.
Утро тихо серебрится... Где, родная, голос твой? На единственной границе Я бессменный часовой.
Скоро ль встретимся - не знаю. В эти злые времена Ведь любовь, моя родная,- Только отпуск для меня.
Посмотри: Сквозь муть ночную Дым от выстрелов клубится... Десять дней тебя целую, Десять лет служу границе...
Собираются отряды... Эй, друзья! Смелее, братцы!..
Будь же смелой - Стань же рядом, Чтобы нам не расставаться! Михаил Светлов. Избранные произведения в 2 т. Серп и молот Пусть гнал нас временный ущерб В тьму, в стужу, в пораженья, в голод: Нет, не случайно новый герб Зажжен над миром — Серп и Молот!
Мы землю вновь вспоим трудом, Меч вражий будет вновь расколот: Недаром мы, блестя серпом, Взметнули дружно мощный молот.
Но смело, мысль, в такие дни Лети за грань, в планетный холод! Вселенский серп, сев истин жни, Толщь тайн дроби, вселенский молот!
Мир долго жил! Довольно лжи! Как в осень, плод поспелый золот, В единый сноп, серп, нас вложи, В единый цоколь скуй нас, молот!
Но вечно светом вешних верб Дух человека свеж и молод! Точи для новой жатвы серп, Храни для новой битвы молот! 13 мая 1921» На отдельной странице Родное Березка любая в губернии Горько сгорблена грузом веков, Но не тех, что, в Беарне ли, в Берне ли, Гнули спину иных мужиков.
Русский говор - всеянный, вгр е бленный В память - ропщет, не липы ль в бреду? Что нам звоны латыни серебряной: Плавим в золото нашу руду!
Путь широк по векам! Ничего ему, Если всем - к тем же вехам, на пир; Где-то в Пушкинской глуби по-своему Отражен, склон звездистый, Шекспир.
А кошмар, всё, что мыкали, путь держа С тьмы Батыя до первой зари, Бьет буруном, в мечтах (не до удержа!): Мономахи, монахи, цари!
Пусть не кровью здоровой из вен Земля: То над ней алый стяг - трезвый Труд!.. Но с пристрастий извечного вензеля Зовы воль в день один не сотрут!
Давних далей сбываньем тревожимы, Все ж мы ждем у былых берегов, В красоте наших нив над Поволжьями, Нежных весен и синих снегов! 8 марта 1923 Советская поэзия. В 2-х томах. » к списку Работа Единое счастье - работа, В полях, за станком, за столом,- Работа до жаркого пота, Работа без лишнего счета,- Часы за упорным трудом!
Иди неуклонно за плугом, ье - работа, В полях, за станком, за столом,- Работа до жаркого пота, Работа без лишнего счета,- Часы за упорным трудом!
Иди неуклонно за плугом, Рассчитывай взмахи косы, Клонись к лошадиным подпругам, Доколь не заблещут над лугом Алмазы вечерней росы!
На фабрике, в шуме стозвонном Машин, и колес, и ремней, Заполни, с лицом непреклонным, Свой день, в череду миллионном Рабочих, преемственных дней!
Иль - согнут над белой страницей,- Что сердце диктует, пиши; Пусть небо зажжется денницей,- Всю ночь выводи вереницей - Заветные мысли души!
Посеянный хлеб разойдется По миру; с гудящих станков Поток животворный польется; Печатная мысль отзовется Во глуби бессчетных умов.
Работай! Незримо, чудесно Работа, как сев, прорастет. Что станет с плодами - безвестно, Но благостно, влагой небесной, Труд всякий падет на народ.
Великая радость - работа, В полях, за станком, за столом! Работай до жаркого пота, Работай без лишнего счета, Все счастье земли - за трудом! 28. 1917 Нам проба Крестят нас огненной купелью, Нам проба — голод, холод, тьма, Жизнь вкруг свистит льдяной метелью, День к дню жмет горло, как тесьма.
Что ж! Ставка — мир, вселенной судьбы! Наш век с веками в бой вступил. Тот враг, кто скажет: «Отдохнуть бы!» Лжец, кто, дрожа, вздохнет: «Нет сил!»
Кто слаб, в работе грозной гибни! В прах, в кровь топчи любовь свою! Чем крепче ветр, тем многозыбней Понт в пристань пронесет ладью.
В час бури ропот — вопль измены, Где смерч, там ядра кажут путь. Стань, как гранит, влей пламя в вены, Вдвинь сталь пружин, как сердце, в грудь!
Строг выбор: строй, рази — иль падай! Нам нужен воин, кормчий, страж. В ком жажда нег, тех нам не надо, Кто дремлет, медлит — тот не наш!
Гордись, хоть миги жгли б, как плети, Будь рад, хоть в снах ты изнемог, Что, в свете молний — мир столетий Иных ты, смертный, видеть мог! Валерий Брюсов. Стихи.
|