ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Во-первых, правила хождения по кладбищу:
Во-первых, правила хождения по кладбищу: 1. Приветствовать обитателей могил так, как это делал Пророк "_. Объяснение этого см. выше (глава V). 2. Не проходить между могилами в обуви, т. к. Пророк "_ не одобрял этого. В обуви можно ходить только в том случае, если существует опасность нанесения вреда самому себе (например, если на кладбище растут колючие растения и проч.). Это основывается на хадисе от Башира бин Аль-Хусасия: «Однажды Пророк "_ зашел на мусульманское кладбище. Когда он шел, его взгляд пал на человека, проходившего в обуви. Пророк "_ сказал: «О владелец двух сандалей! Сними их!» Тот человек обернулся и узнал Посланника Аллаха "_, после чего сбросил свою обувь».[55] 3. Не сидеть на могилах и не наступать на них, т. к. Пророк "_ сказал: «Если бы кто-нибудь из вас сел на уголь, способный прожечь его тело, то это было бы лучше для него, чем наступить на могилу или сесть на нее»[56] 4. Действия, выполнения которых нужно остерегаться: 4.1. Запрещено читать Коран у могилы, а также произносить слова шахады *, азана, икамата. Так же запрещено класть на могилы цветы, зеленую траву, выращивать на них деревья и т.п. Нельзя многократно обрызгивать могилу водой. 4.2. Не нужно стремиться сделать могилу особенной, отличающейся от других. Запрещено обкладывать ее мрамором, строить на ней что-либо, устанавливать памятники, писать на них имя, дату рождения и смерти и т.п. Во-вторых, поддержка родственников умершего. 1. Когда нужно это делать. Поддержка родственников умершего начинается с момента его смерти и продолжается до тех пор, пока они не смирятся с происшедшим и не забудут об этом. Поддерживать их нужно разными способами: например, звонить им, встречаться с ними в мечети, на улице, на кладбище. Нужно ходить к ним домой, разговаривать с ними, успокаивать их, но не нужно задерживаться у них дома. Желательно почаще вспоминать о Судном дне, о собственном самовоспитании. 2. Поддержка пожатием рук. Само по себе это действие имеет место в Сунне, и мусульмане при встрече должны пожимать друг другу руки. Однако считать, что это делается только для поддержки родственников умершего, - новшество и ересь. 3. Поддержка объятием. Объятия также имеют место в Сунне, но они совершаются после радостных событий. Объятие же после траурных и трагических происшествий лишь увеличивает скорбь, вызывает плач, поэтому лучше избегать этого. Ведь смысл поддержки – это помощь и укрепление родственников, чтобы они перенесли утрату близкого им человека и своим терпением получили награду от Аллаха. 4. Когда у одной из дочерей Мухаммада "_ умер малолетний сын, Пророк "_ велел передать ей следующие слова утешения: «Поистине, Аллаху принадлежит то, что Он забрал, и то, что Он даровал, и всему Он определил свой срок…, так проявляй же терпение и безропотно переживай утрату в надежде на награду Аллаха».[57] Не правда ли – это лучшее из утешений, которое только можно сказать родственникам покойного. 5. О некоторых нововведениях в этом вопросе. Похороны умершего, хвала Аллаху, проходят более-менее с соблюдением Сунны Пророка "_. Однако ни с чем не сравнимо то количество нововведений в религию, появившихся в вопросе о поминании умершего. В настоящее время таких новшеств очень и очень много. Собрание людей в специальные дни с целью поминания умершего не имеет места в Исламе, т. к. этого нет в Сунне Пророка "_, такого не делал ни один из сподвижников. Однако в наши дни распространилось такое мнение, что умершего нужно поминать на третий, седьмой, сороковой дни, что нужно обязательно в эти дни созвать гостей, приготовить им угощение, читать на таких собраниях Коран. В некоторых странах в дни поминания умершего поливают землю водой, вывешивают гирлянды и светильники и т.д. и т.п. Всех новшеств не пересказать, однако, как вы сами понимаете, единственный способ их избежать – хорошо знать свою религию, путь Посланника Аллаха "_, образ его жизни, его Сунну. Ведь согласно Сунне, не родственники умершего приглашают к себе гостей, готовя им угощения, а, наоборот, соседи, близкие и друзья в меру своих возможностей должны помогать семье покойного: готовить им еду, облегчать их страдания и проч. Еда, которую готовят для этой семьи, должна быть для нее достаточной. Пророк "_ сказал: «Приготовьте еду семье Джа’фара – к ним пришло то, что озабочивает их».[58] Да благословит Аллах и приветствует нашего Пророка Мухаммада, его семью и всех его сподвижников
СОДЕРЖАНИЕ
Вступление от переводчика......................................................... 3 ВВЕДЕНИЕ................................................................................... 5 ГЛАВА ПЕРВАЯ С Книгой Аллаха...................................................................... 7 С Сунной Пророка "_........................................................... 9 О смерти и ее муках............................................................... 12 О подготовке к смерти............................................................ 18 Приход смерти, признаки хорошего и плохого конца........ 20 С тремя хадисами.................................................................... 25 ГЛАВА ВТОРАЯ ПОРЯДОК ОМЫВАНИЯ УМЕРШЕГО..................................... 27 ГЛАВА ТРЕТЬЯ ПОРЯДОК ЗАВОРАЧИВАНИЯ В САВАН............................... 34 ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ Порядок намаза при погребении (джаназа-намаз) 41 ГЛАВА ПЯТАЯ Порядок погребения.......................................................... 46 ЗАКЛЮЧЕНИЕ........................................................................... 56
[1] Семейство Имрана, 3:102 [2] Женщины, 4:1 [3] Союзники, 33:70,71 [4] Владычество, 67:1,2 [5] Милосердный, 55:26,27 [6] Повествование,28:88 [7] Это достоверный хадис. См. «Сахих аль-Джами’/15669 [8] Семейство Имрана, 3:185 [9] Пророки, 21:35 [10] Паук, 29:57 [11] Поклон, 32:11 [12] Толпы, 39:30 [13] Каф, 50:19 [14] Неотвратимое событие, 56:83-85 [15] Собрание, 62:8 [16] Воскресение, 75:26-30 [17] Накопление, 102 [18] Этот хадис приводит Ат-Тирмизи [19] Приводится у Муслима [20] Этот хадис приводят Муслим (3/65, 6/82), Абу Дауд (2/72) и др. [21] Приводится у Ат-Тирмизи в главе «Воскресение» [22] Разъяснены, 41:23 [23] Приводит Аль-Бухари в главе «Болезнь Пророка "_» [24] Приводит Ат-Тирмизи в части «Похороны», в главе «Что известно о трудностях при смерти» [25] Сад, 38:67,68 [26] Ансары – жители Медины [27] Бурдюк – хранилище для воды, которое изготавливается из кожи [28] См. суру «Обвешивающие», 83:18-21 [29] Преграды, 7:40 [30] См. суру «Обвешивающие», 83:7 [31] Хадж, 22:31 [32] Этот хадис приводит Ахмад в «Муснаде»: 5/287,288,296,296 [33] Согласованный хадис. [34] Приводят Аль-Бухари, Муслим, Аль-Байхаки и Ахмад. [35] Приводят Ат-Тирмизи, Ибн Маджа и др. [36] Приводится у Муслима. [37] Приводят Муслим и Аль-Бухари. [38] Приводится у Муслима и Ахмада. [39] Воскресение, 75:29 [40] Это согласованный хадис, т.е. приводится у Аль-Бухари и Муслима. [41] Приводит Ат-Тирмизи. [42] Приводят Абу Дауд и Аль-Хаким. [43] Приводят Ахмад, Ан-Нисан, Ат-Тирмизи, Ибн Маджа, Ибн Хаббан, Аль-Хаким, Аз-Захаби и др. [44] Приводят Ахмад и Аль-Фасави. [45] Хадис согласован. [46] Этот хадис передают Аль-Хаким, Аль-Байхаки и Аз-Захаби. Ат-Табарани в книге «Аль-Кабир» приводит этот хадис с текстом «40 смертных грехов». Аль-Альбани назвал его правильным. * Часть тела от пупка до колен. * Если лотос не растет в вашей местности, то вместо него при приготовлении раствора для омывания можно использовать любое другое приятно пахнущее вещество. ** Каждый кусок массой около 10 грамм. *** При отсутствии камфоры, ее можно тоже заменить любым другим приятно пахнущим веществом. * «Рубашка» и «чалма» используются в заворачивании женщин (см. далее). [47] Название одежды, похожей на шорты, штаны. [48] Имеется в виду гора Ухуд, расположенная близ Медины. [49] Это достоверный хадис. * Такбир – это произнесение слов «Аллаху акбар!» ** См. «Мусульманское право в Сунне», стр. 392. *** Буква «з» в слове «закяри-на» произносится как th в слове «this».Буква «с» в слове «унса-на» произносится как th в слове «thank». [50] Имеется в виду награда за проявление терпения после кончины этого человека. [51] Ибн Маджа 1/480, Ахмад 2/368. [52] Приводится у Муслима. * либо деревянными досками [53] Шибр – мера длины, равная примерно 15-20 см. [54] Приводится у Абу-Дауда в части «Похороны» в главе «Просьба о прощении грехов близ могилы». [55] Аль-Хафиз в книге «Фатх» (3-160 с) сказал: «Этот хадис указывает на нежелательность хождение по кладбищу в обуви». [56] Приводят шестеро знатоков хадисов. * Ля иляха илля-Ллах – Нет бога, кроме Аллаха. [57] Согласованный хадис. [58] Приводит Абу Дауд в книге «Похороны» в главе «Еда для семьи умершего».
|