ВЕНСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВОЗНАНИЯ
Традиция и специфика венского искусствознания. Формальный метод венской школы в его становлении и развитии. Ранние представители: Р. Эйтельберг фон Эдельберг (1817-1885) и М. Таузинг (1835-1884). Фр. Викгоф (1853-1909). Соединение источниковедческих подходов и метода Морелли. Жанр историко-художественного комментария: «Венская книга Бытия» (1895). Типы (модусы, стили) изображения («непрерывный», «различающий», «соединяющий») и их соответствие различным историческим эпохам. Тезис об «иллюзионизме» римского искусства (сравнение с импрессионизмом 19 в.). Различие индивидуальных гениев и типичных носителей общераспространенного стиля (великие мастера – нарушение непрерывного развития искусства по причине появления эпигонов). А. Ригль (1858-1905). «Вопросы стиля» (1893). «Позднеримская художественная индустрия…» (1901). «Голландский групповой портрет» (1902). «Основные понятия» теории и метода Ригля (чередование «гаптической» формы и «оптической» как исток стилистического развития). Стилистические особенности произведения искусства как результат воздействия «художественной воли» (особенности этого понятия и основные оттенки его значения). Языковые аналогии в искусстве (исторический стиль как «художественная грамматика»). Традиции истолкования теории Ригля (Э. Панофский, Г. Зедльмайр, О.Пэхт и К. Свобода) и ее значение для последующего развития науки (предвосхищение феноменологического подхода). М. Дворжак (1874-1921): «история искусства как история духа» (преодоление материалистических тенденций культурно-исторического подхода). Неогегельянские влияния и воздействие современной художественной практики (экспрессионизм). «Философия жизни» (и экзистенциализм) как переходное звено к «истории искусства как истории духа» (религиозно-смысловое расширение формального метода). Искусство как составная часть миросозерцания личности и эпохи (наряду с религиозной жизнью и отношением к природе). История искусства как единство динамических противоположностей (система идеалов и встреча с реальностью). «Оправдание» маньеризма. Проблемы дворжаковского метода (границы универсальной истории стиля как истории форм сознания и мышления). Переход к неомарксизму части учеников (А.Хаузер, Ф.Анталь). Место и значение Ю. фон Шлоссера (1866-1938). Его жизненный путь и деятельность в Венском университете. «Литература об искусстве». Крочеанская природа его идей (искусство как наглядная экспрессия скрытых состояний души). Интерес к пограничным областям истории искусства и внехудожественным выходам художественной деятельности (до-музейные формы бытования искусства, в том числе и культовые). «”Стилистическая” и “языковая” истории изобразительных искусств» (1935): две истории искусства – история «поэзии», т.е. уникальных художественных творений, не поддающихся понятийному усвоению, а только непосредственному переживанию, и художественного языка, который может быть исследован и истолкован через внехудожественное объяснение (в том числе и через музыкальные аналогии – термин «ars nova»). Критика социологического и расового подхода, а также «понятийного реализма» теории художественной воли Ригля. Невозможность связной истории искусства – только репрезентативные монографии и подчеркнуто субъективные оценки (например, книги о Л. Гиберти, 1912, «История средневекового искусства», 1924). Й. Стржиговский (1867-1941): «оборотная сторона» венской традиции («Атилла искусствознания» – Беренсон). Дискуссия с Викгофом и Риглем. Сущность проблемы «Orient oder Rom?». «Антиклассицизм» Стржиговского как поиск альтернативного формального языка. Расовая теория в понимании Стржиговского (отрицание роли германства, рассматриваемого в более обширном контексте «северного искусства», «расизм без нацизма»). «Кризис наук о духе» (1922). Рецепция взглядов Стржиговского во Франции (как средство преодоления культурно-исторического позитивизма) и в Соединенных штатах (как метод изучения внеевропейской традиции). Школа и традиция Стржиговского (О. Демус, Ф. Новотны, Л.-И. Рингбом, Ю. Балтрушайтис). Х. Титце (1880-1954) как методолог («Методы истории искусства», 1913). Д. Фрай (1883-1962). Ученик Дворжака и Шлоссера. Влияние Стржиговского. Особенности методологических взглядов (крайняя форма венской междисциплинарности в сочетании с документализмом фон Шлоссера, формализмом Дворжака и идеологизмом Стржиговского). «Готика и Ренссанс как основания современного мировоззрения» (1929). Визуальный опыт как основание пространственных структур и их типология («сценическое» и «картинное» пространства,). Фрай как профессор в Бреслау и сотрудничество с нацистами. Послевоенное преподавание в Штуттгарте. «Основные проблемы искусствознания. Пролегомены философии искусства» (1946), «Основания философии искусства» (1949). Влияние на М.С.Буним и В.Дж.Т.Митчелла. Традиция венского искусствознания после II Мировой войны (Фр. Новотны, О. Бенеш, О.Пэхт, К.-М.Свобода). М. Шапиро (1904-1996). Американский вариант венского формализма (влияние А.Ригля). Круг интересов (поздняя античность, средние века и 20 век, минуя всю классическую традицию). Марксистские увлечения и их преодоление через иконологию. Семиотические ресурсы искусствознания (особенно, в связи с обоснованием современного искусства). Перцептивные корни визуальных знаков и «немиметические» основы художественной образности. Концепция стиля как художественного языка в антропологическом аспекте.
|