Что такое космизм?
Дифракционную решётку применяют в спектральных приборах, также в качестве оптических датчиков линейных и угловых перемещений (измерительные дифракционные решётки), поляризаторов и фильтров инфракрасного излучения, делителей пучков в интерферометрах и так называемых «антибликовых» очках.
Реферат на тему: «Как оцениваются философией идеи русского космизма?» Выполнил: Студент 2-го курса 272 группы фармацевтического факультета Баринов Олег Олегович Проверил: Чиров Максим Владимирович
Нижний Новгород Содержание Введение…………………………………………………………………………...3 Что такое космизм?..............................................................................................4-6 1. Основные течения в философии русского космизма 1.1. Философско-религиозное течение. 1.1.1. Русский космизм П.А. Флоренского………………………………..6-7 1.1.2. Христианский космос В.С. Соловьёва…………………………….7-10 1.1.3. Философия общего дела Н.Ф. Фёдорова………………………10-14 1.2. Естественнонаучное течение. 1.2.1. Философские взгляды Н.А. Умова………………………….…..15-16 1.2.2. Антропокосмизм Н.Г. Холодного…………………………........16-17 1.2.3. Третий синтез космоса В.И. Вернадского……………….….…..17-20 1.2.4. Космическая философия К.Э. Циолковского…………….….....20-24 1.2.5.Единый природный субстрат А.Л. Чижевского………..….……..24-27 2. Современная цивилизация и русский космизм…………………….……27-34 Вывод………………………………………………………………………….….35 Список литературы………………………………………………………..……..36
Введение Русский космизм является философским направлением с большими традициями в культуре России и объединяет не только философов, а также учёных, религиозных мыслителей, писателей, поэтов, художников. Само существование “русского космизма” как философского течения даже в наше время вызывает острые дебаты. Само зарождение русского космизма обусловлено в значительной степени своеобразной общественной и культурной обстановкой в России XIX в. Развитие русского космизма обязано во многом непременному противопоставлению этого философского направления самим основам западноевропейской науки и культуры. Это противостояние заключало в себе возможность продуктивного диалога, способствовавшего изменению русского космизма, его прогрессивному воздействию на культуру научного исследования в XX в. Значительный интерес представляет нравственный, социально-философский смысл русского космизма. Он способен питать собой весьма широкий спектр воззрений - от крайне реакционных до либеральных, которые озабочены поиском творческого примирения основных ценностей традиционного общества и культуры динамичной цивилизации. Идеи русского космизма становятся особенно популярными в наше время, в том числе и благодаря тому, что многие предсказания космистов сбылись и продолжают сбываться.
Что такое космизм? Космизм (греч. κόσμος — организованный мир, kosma — украшение) — философское мировоззрение, в основу которого положено представление о Космосе и о человеке как «гражданине Мира» (киники, стоики, Кант, Мамардашвили), а также о микрокосмосе, подобном Макрокосмосу. В философии понятие Космизма связано с учением древних греков о мире как структурно-организованном и упорядоченном целом. В религиозных системах Космизм является неотъемлемой частью теологии. В науке учение о Космизме основано на теориях о рождении и эволюции Вселенной: концепции Канта-Лапласа (18 в.) об образовании солнечной системы конденсацией пылеобразных масс; теории расширяющейся Вселенной А. Фридмана, разлетающихся галактик Э. Хаббла (20 в.), теории относительности А. Эйнштейна и др.[1, с. 512] Именно в России, ставшей родиной научного учения о биосфере и переходе ее в ноосферу и открывшей реальный путь в космос, уже начиная с середины XIX столетия вызревает уникальное космическое направление научно-философской мысли, широко развернувшееся в XX в. В его ряду стоят такие философы и ученые, как Н. Ф. Федоров, В. И. Вернадский, К. Э. Циолковский, А. Л. Чижевский и др. В философском наследии мыслителей русского религиозного возрождения - В. С. Соловьева, П. А. Флоренского, С. Н. Булгакова, Н. А. Бердяева - также выделяется линия, близкая пафосу идей русского космизма. Имеется в виду то склонение в русской православной философии, которое Н. А. Бердяев называл "космоцентрическим, узревающем божественные энергии в тварном мире, обращенным к преображению мира" и "антропоцентрическим, обращенным к активности человека в природе и обществе". Именно здесь ставятся "проблемы о космосе и человеке", разрабатывается активная, творческая эсхатология, смысл которой, по словам Бердяева, в том, что "конец этого мира, конец истории зависит и от творческого акта человека". Религиозная направленность русской философской мысли – по словам о. Георгия Флоровского, представляет главную ее характерную черту. Влияние религиозно-философской мысли начала XX века на современную культуру, науку и интеллектуальные движения сложно переоценить. Русский космизм представляет собой пересечение естественно-научных интересов, философских взглядов и религиозных идей. Влияние русских космистов на религиозно-философскую мысль огромно. И в наши дни обращение к религиозным идеям русского космизма является не новым, но по-прежнему достойным внимания, так как религиозные мотивы, присутствующие в данной философии, целенаправленно скрывались в советское время – эпоху технократической и материалистической доминанты. Современный исследователь Моисеев определяет русский космизм как «особый духовно-теоретический феномен, возникший в России в конце ХIХ – начале ХХ вв. Будучи целостным социокультурным явлением, космизм ориентирован на синтетическое видение реальности, восприятие человека в качестве органичной части космического единства, способного реализовать свою активную природу в деле творческого изменения мироздания». Г.П. Ковалева выделяет несколько направлений в русском космизме: 1. Естественнонаучный космизм (К.Э. Циолковский, А.Л. Чижевский, В.И. Вернадский, А.А. Богданов и др.). 2. Религиозно-философский космизм (А.Н. Булгаков, В.С. Соловьев, П.А. Флоренский, Н.А. Бердяев, Н.Ф. Федоров и др.). 3. Художественно-поэтический космизм (В.Ф. Одоевский, А.В. Сухово-Кобылин, Н.А. Морозов и др.). 4. Эзотерический космизм (Н.К. и Е.И. Рерихи и др.). 5. Ноосферный космизм (А.Н. Дмитриев, А.Г. Шипов, А.Е. Акимов, Н.Н. Моисеев, А.П. Казначеев, А.Д. Урсул, А.Д. Московченко и др.). [2, c. 43-45]
|