КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Многообразие окружающей нас действительности, богатство ее проявлений, с одной стороны, и разнообразие средств ее освоения — с другой, порождают и многообразие форм культурно-досуговой деятельности. Человечество не может ограничивать себя только одним каким-либо способом познания, ибо объективный мир бесконечно богат и многообразен и может быть до конца познан только всесторонним его исследованием. Человек имеет два основных вида мышления: логическое и образное. В организаторской деятельности специалисты учреждений культуры пользуются логическим видом мышления для принятия решений, а в методической — образным. В технологии культурно-досуговой деятельности следует развивать оба вида мышления Изучая коллективное творчество в технологии культурно-досуговой деятельности, представляющей собой чрезвычайно разнообразную деятельность, которая может реализоваться в различных формах, мы каждый раз вплотную соприкасаемся с выразительными средствами. Следовательно, к выразительным средствам культурно-досуговой деятельности следует отнести содержание, форму, методы, живое слово, все виды искусства, символико-аллегорические, технические средства, средства массовой информации, наглядность и эстетически организованную среду.
Глава 12. ХУДОЖЕСТВЕННО-ОБРАЗНОЕ И СИМВОЛИКО-АЛЛЕГОРИЧЕСКОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ НА АУДИТОРИЮ
Понятие "искусство" имеет три разных значения: искусство как мастерство в любой профессии; искусство как творчество по законам красоты; искусство как художественное творчество, которое включает и мастерство, и творчество "по законам красоты". Искусство — это мышление в образах, одна из главных особенностей художественно-образного отражения действительности. Поэтому каждый человек в той или иной степени имеет определенные эстетические взгляды, обладает способностью к мышлению в образах. В то же время не каждый может создать произведения искусства. Для того чтобы стать искусством, элементом культурно-досуговой деятельности, обратное отражение действительности получает художественное воспроизведение в определенном материале средствами искусства (литературы, театра, изобразительного искусства, хореографии, музыки и т.п.). Технология культурно-досуговой деятельности включает в себя и образное мышление, и определенную практическую деятельность — художественное творчество, эстетическую обработку материала, направленные на создание художественных ценностей. Возникает необходимость эстетизации всего технологического процесса культурно-досуговой деятельности. Автор согласен с М.С. Каганом в том, что даже организаторская деятельность имеет свой эстетический потенциал, "коренящийся в отношении человека к человеку, которое подчиняется эстетической регуляции в не меньшей степени, чем отношение человека к природе. Именно отсюда возникает пронизывающее всю историю стремление эстетизировать социально-управленческое отношение, придать им эмоционально-впечатляющий характер — вспомним эстетически действенную организацию религиозного культура, всех политических обрядов фараонов, ханов — царей, аналогичное оформление судопроизводства (церемониал судебного разбирательства, мантии, парики и головные уборы судей, архитектурное решение помещений и мебели)". Эстетизация методики культурно-досуговой деятельности вытекает из природы предмета деятельности, для которого материал составляет вся конкретная, чувственно воспринимаемая действительность. Суть методики раскрыл А.В. Луначарский, который считал, что это тот процесс, в котором "благотворно действующие на общество идеи действительно заключены в художественную форму, т.е. прежде всего действуют не рассуждением, а живым показом жизни в обществе". Организация и методика культурно-досуговой деятельности являются способами приобщения человека к художественно-эстетической деятельности. Поэтому эстетический подход к ее технологии не только позволяет выявить специфику предмета художественного изображения, но и дает возможность выяснить характер ряда присущих только учреждению культуры особенностей творческого процесса. Именно творческие основы технологии культурно-досуговой деятельности, воплощающиеся в форме предметной художественной жизнедеятельности, позволяют использовать художественный образ и художественное обобщение на основе эстетики повседневности. Согласно теории эстетики повседневности, правдивое отражение жизни является результатом особого ее обобщения. Для такого познания недостаточно непосредственного восприятия тех или иных жизненных явлений. Знакомство с человеком сразу не раскроет нам добрый он или злой, не всегда позволит определить уровень его образования, воспитания, культуры и т.п., как и фотография, фиксирующая внешность, не всегда дает правдивое впечатление. Художественный образ раскрывает главное, существенное в человеке через отдельные, конкретные факты, поступки, действия. Особенность художественного образа заключается в том, что творческий работник культуры, создавая его через жизненные явления, отвлекаясь от одних, как от второстепенных, выделяет другие, наиболее важные, т.е. из массы отдельных фактов выбирает наиболее важные, существенные, помогающие раскрыть лежащую в их основе закономерность. Смысл художественного воздействия на личность заключается в том. что участник программы является и субъектом, и объектом воздействия. Совершенно естественно, что, если в процессе таких взаимоотношений сцены и зала нарушается равновесие и объект остается лишь в роли зрителя, не проявляя себя как субъект, эффективность значительно снижается. Художественная самодеятельность масс в культурно-досуговой деятельности основана на потребности в коллективной эмоциональной жизни. Эта потребность, в свою очередь, актуализируется в спонтанной, неорганизованной художественной самодеятельности по поводу того или иного события. Отношение к событию стимулирует эту самодеятельность, рождает особое художественное действие, не созданное и отрепетированное специально, а являющееся сиюминутной реакцией масс на происходящее в виде карнавального шествия, исполнения песен, коллективного танца, пантомимического действия и т.д. Совершенствование технологии культурно-досуговой деятельности приметно не только стремлением глубже войти в духовную жизнь личности, вникнуть во все детали и тонкости ее переживаний и мыслей, мотивов поведения и действий, но и взять каждую деталь, каждый штрих в контексте широких обобщений. В этом смысле программа культурно-досуговой деятельности предстает существенной и значительной, в ней исчезает назойливая мелочность и все воспринимается как открытие мира и человека, и через каждую деталь, мелкую зарисовку или образ просвечивает ход мысли художника, его отношение к миру, его творческий поиск, направленность поиска, цель. Если в обобщенной форме сказать о том, что же в настоящее время определяет формы и способы художественного мышления, придает ему особую характерность, дает ощущение его современности, это масштабность мысли, ее широта и значительность, ее напряженные ритмы, ее стилистическая заостренность, которые обусловливаются стремительным ходом нашей истории, ее зигзагами и катаклизмами. Вот почему подготовка культурно-досуговой программы не может быть осуществлена без использования документального материала. До сих пор в научной литературе нет четких понятий "документальный" и "фактический материал". Знать различие в понятиях "факт" и "документ" чрезвычайно важно специалистам учреждений культуры. Слово "факт" (лат. faktum — сделанное, совершившееся) имеет несколько значений: 1) в обычном понимании—синоним слов "истина", "событие", "результат"; 2) знание, достоверность которого доказана; 3) в логике и методологии науки—предположения, фиксирующие эмпирические знания. Документ (лат. documentom— доказательство, свидетельство) — это материальный носитель записи (бумага, кино- и фотопленка, магнитная лента, перфокарта и т.п.) с зафиксированной на нем информацией, предназначенной для ее передачи во времени и пространстве. Документы могут содержать тексты, изображения, звуки и т.д. В обычном понимании документ — деловая бумага, юридически подтверждающая какой-либо факт или право на что-то. Слабо мотивированное или затянутое во времени использование яркого сенсационного факта, наглядного документа приводит к серьезному отрицательному результату. Оптимальное использование, наоборот, порождает высокую степень эмоционального восприятия, что приводит к возникновению в аудитории непроизвольного внимания в виде любопытства, легкой переключаемости, способствующих установлению отвлекающих контактов. Особенно это касается нестабильных аудиторий. Поэтому большое значение в театрализованном действии имеет соотношение художественного и документального материала. В одних случаях линия художественных образов не соединяется с линией документально, а проходит вторым планом, ассоциацией, в других —художественный и документальный материал синтезируется в рамках единого действия. Пока специалисты довольно мало обращаются к эмоциональной сфере восприятия человека, систематически перегружая рациональную, тем самым не удовлетворяя потребность человека в красоте, в веселом, радостном общении, шутках, смехе, не реализуя его способности к образному мышлению. В творческом процессе подготовки культурно-досуговой про граммы такие элементы мышления, как понятийные и образные, осмысление опыта, фантазия зрительная и эмоциональная и т. д. вступают в оригинальные связи. Поэтому важно уметь подбирать специалистов определенного типа художественного мышления. Ученые разработали классификацию типов такого мышления. Автору наиболее близка классификация Б.С.Мейлаха, который представляет со следующим образом: "художественно-аналитический тип, отличающийся единством "идеи" и "образа" аналитического и конкретно чувственных элементов творчества; субъективно-экспрессивный, когда чувственная и эмоциональна окраска изображения преобладает над относительно слабой аналитической тенденцией; рационалистический, особенно отчетливо проявляющийся в классицизме с его перевесом "идеи" над "образом". Отсюда, наиболее острой проблемой в технологии культурно-досуговой деятельности становится использование символико-аллегорического изображения, раскрывающего содержание программы Поэтому прежде всего, следует выяснить, то такое символ. Символ — это "образ, взятый в аспекте своей знаковости.. знак, наделенный всей органичностью и неисчерпаемой многозначностью образа" Символ выражает определенную идею, смысл, обладает огромной силой обобщения, имеет свою эстетику и весьма приблизительное сходство с отображаемым объектом, явлением, событием (например, символ Олимпиады — пять переплетенных колец). Поэтому для правильного его восприятия необходима обусловленная договоренность в государстве как однозначно понимать значение того или иного символа. Значит, восприятие символов зависит от закрепленных в данном обществе или международном сообществе символических значений, смыслов. В мировой культуре используется огромное количество символических образов для обозначения событий и предметов реальной жизни, причем символами наделяются и действия людей, их поведение. Известный психолог Л. С. Выготский отмечает: "Основной и самой общей деятельностью человека, отличающей человека от животного с психологической стороны, является сигнификация, т.е. создание и употребление знаков"2. Поскольку материальные условия жизни находятся в постоянном развитии в соответствии в изменением способов производства, символы могут изменять свое содержание. Одни сохраняются долгое время без серьезных изменений даже при смене общественно-политических формаций, другие, обогатившись новым содержанием, меняют формы в соответствии с новыми условиями жизни народа; третьи, отжив, исчезают, уступая место новым. Символы органически входят в живую ткань всех государственных и религиозных праздников, утверждая идеалы и раскрывая смысл жизни на земле. Классификация символов помогает видеть их различия, изобразительные и смысловые возможности, методику точного их использования в культурно-досуговой деятельности. Работникам культуры необходимо глубоко усвоить, что психологически обоснованная символика оказывает очень сильное воздействие на людей. Умелое использование символов, выражающих общечеловеческие ценности, способствует повышению эффективности технологии культурно-досуговой деятельности. А.В. Луначарский в своих лекциях "История западноевропейской литературы в ее важнейших моментах" пишет: "Символ в искусстве — чрезвычайно важное понятие. Художник очень большой объем чувств, какую-нибудь широчайшую идею, какой-нибудь мировой факт хочет передать вам наглядно, передать образно, чувственно, не при помощи абстрактной мысли, а в каком-то страшно конкретном, непосредственно действующем на ваше воображение и сердце образа. Как же это можно сделать? Это можно сделать, только подыскав такие образы и сочетания образов, которые могут быть конкретно представлены в некоторой картине, но значат гораздо больше того, чтоони непосредственно собой представляют" Внешне символ может выглядеть скромно и в художественном плане неформально, но он обязательно должен воплощать ведущую идею, основной социальный смысл обозначаемого содержания. A.M. Горький связывал возникновение мировых символов в искусстве и литературе с творчеством широких народных масс. Для него это — результат огромных обобщений действительности, до которых доходит общенародное творчество. Особо он отмечает: "Слово всегда являлось символом, то есть речение возбуждало в фантазии народа ряд живых образов и представлений, в которые он облекал свои понятия". Следовательно, смысловое содержание символики формируется в сфере ценностных ориентации общества. Символы Российской Федерации, несущие в себе глубочайший гуманистический смысл, как правило, созданы коллективным разумом, а не отдельными авторами. Использование символов и аллегорий в культурно-досуговой про грамме позволяет усилить эмоциональную насыщенность, создать необходимую атмосферу. В свою очередь "эмоция, — как пишет Э.В. Соколов, — стимул деятельности, познания творчества". Одна ко в подготовке и проведении культурно-досуговых программ специалисты редко используют художественно-образные и символико-аллегорические средства воплощения замысла, которые получают наибольшую популярность у аудитории. Когда различные типы учреждений культуры входят в культурно-спортивные или социально-педагогические комплексы, то набор художественно-образных и символических средств воздействия на аудиторию значительно увеличивается. В среднем за год здесь практикуется от 30 до 40 культурно-досуговых программ. Этому способствуют боле широкие возможности культурно-спортивных комплексов. Так, культурно-спортивный комплекс "Планерная" г. Химки Московской области регулярно проводит такие программы, как "День физкультурника", "День бегуна", "День лыжника", в которых участвует до 15 тыс. человек. Теперь такие формы проводятся совместно с учреждением культуры и с участием художественной самодеятельности. В свою очередь, в праздник "Проводы русской зимы" Дворец культуры "Родина" стал включать различные спортивные соревнования, которые организуются при непосредственном участии физкультурно-оздоровительной организации. Объясняется это тем, что с усложнением организационной структуры учреждения культуры происходят изменения и в структуре организационно-методической деятельности. Интенсивнее становятся внутренние связи между подразделениями, входящими в комплекс, расширяются и внешние связи комплекса с другими социальными институтами, с различными общественными организациями района, города, села. С одной стороны, это является отражением современных требований к культурно-досуговой деятельности, а с другой — логическим продолжением и развитием ее определенного опыта. Вышеперечисленные тенденции значительно влияют на развитие выразительных средств культурно-досуговой деятельности, обогащение ее различными средствами эмоционального воздействия. Введение в технологию культурно-досуговой деятельности художественно-образного и символико-аллегорических средств позволяет поднять социальную эффективность программ и определять степень их на воздействия на сознание и поведение людей, развивать формы и методы эмоционального воздействия на население, детерминированного специфического условиями деятельности учреждений культуры. Художественно-образные и символико-аллегорические средства позволяют объединить силы и возможности всех специалистов, нацелив их осуществление тематических циклов комплексных программ с использованием других выразительных средств Этот опыт учит, что единичные, разрозненные программы, если они хорошо спланированы и технологически обеспечены художественно-выразительными средствами, позволяют значительно поднять интерес у жителей микрорайона к деятельности учреждения культуры. Важным связующим звеном в технологии культурно-досуговой деятельности является художественная самодеятельность — одно из действенных выразительных средств, особенно его фольклорная основа. Художественную самодеятельность можно представить в технологическом процессе как один из его ведущих компонентов художественно-образного и символико-аллегорического воздействия на аудиторию. Исходя из этого, можно ставить вопрос о поиске дальнейшего взаимодействия, взаимопроникновения художественной самодеятельности в технологию культурно-досуговой деятельности для повышения ее эффективности, дальнейшего обогащения Количественный и качественный анализ культурно-досуговых программ позволяет констатировать, что участие в них художествен ной самодеятельности является постоянным и закономерным процессом в силу специфики культурно-досуговой деятельности. Каждый коллектив художественной самодеятельности представляет тот или иной вид искусства (эмоционально-художественный элемент) и привносимый элемент (музыка, живопись, художественное чтение, песни и др.) в структуру различных форм культурно-досуговых программ. Все это способствует усилению образного начала всей событийной основы культурно-досуговых программ, углубленному раскрытию его темы и идеи и формирует конкретное эмоциональное отношение аудитории к нему. Фольклорно-образное наполнение деятельности учреждений культуры. основанное на народных традициях, позволяет использовать традиционные персонажи в качестве стимуляторов активного массового действия участников, среди которых можно выделить следующие типы активной деятельности. Костюмирование участников, выступающее своеобразной движущей силой театрализованного фольклорного действа и позволяющее участникам войти в роли на родных персонажей. Костюмирование как бы синтезирует две стороны театрализации, ибо оно не только превращает человека в исполнителя фольклорного действия, но и позволяет надеть тот или иной костюм, являющийся сам по себе произведением фольклора, причем порой ценным. Костюмирование определяет характер общения в театрализованном фольклорно-игровом действии, позволяя ускорить процесс адаптации в нем участников праздника за счет превалирования в сценарном замысле не личностного, а ролевого общения. Костюм, маска, реквизит в сочетании с мимикой и жестом становится определенной знаковой системой, языковым кодом, под воздействием которых происходит слияние практически — реального и условно —идеального поведения. Коллективная импровизация представляет собой спонтанную художественную реакцию человека на отмечаемое событие и выражается в хоровом пении, массовых танцах, плясках. Импровизационное народное творчество всегда окрашено эмоционально и поэтому может служить для передачи чувств, отношения к тому или иному со бытию. Все это делает хоровую и танцевальную импровизацию важнейшим структурным элементом фольклорного действия. Трудовое, художественно-творческое, спортивное состояние в форме игрового конкурса, серии показательных выступлений, театрализованной схватки характерно для структуры любого фольклорного действия и носит соревновательный, порой шутливый характер. Использование ритуального действия, опирающегося на народные традиции и фольклор, связано как с календарными праздниками (встреча весны, приход лета, проводы зимы), так и с выполнением определенных обрядовых действий трудового цикла (вспашка первой борозды, окончание уборки урожая, выгон скота и др.). Также важен удачный выбор места действия, его органичная связь с фольклорным содержанием создает праздничную атмосферу и усиливает эмоционально-образное воздействие на аудиторию. При этом привычная реалистическая сценография обычно отсутствует, а эпицентр праздничного действия оформляется за счет дополняющих местность деталей, усиливающих воображение аудитории. Какими бы различными приемами создания пространственной среды в фольклорном праздничном действии ни пользовались специалисты учреждений культуры, главным методическим принципом остается органичное сочетание природно-архитерктурной среды, резонирующей праздничную атмосферу, способствующей вовлечению аудитории в действие, с вписанными в нее как стационарными установками, так и спонтанно возникающими сценическими площадками. На сценографию влияет и время проведения культурно-досуговой программы, которое дает возможность найти дополнительные выразительные средства в оформлении под открытым небом Это могут быть снежные городки, сказочные избушки, ледяные горки, мифологические чудища, вылепленные из снега и раскрашенные красками зимой, гирлянды цветов, венки, украшенные снопы, наряженные березы — летом и осенью. Введение в программу кукол, чучел, ряженых, бутафорских действующих лиц дополняет выразительные средства. Народные традиции и фольклор могут служить глубокой серьезной основой "оживления" исторических событий, быта, обычаев, если учитываются психологические потребности, жизненные интересы, художественно-эстетические запросы аудитории. Они могут стать базой для создания праздничной атмосферы, в которой необходимо постоянное их сочетание с современностью, что наполняет театрализованное действие образной формой, патриотическим содержанием. Использование народных традиций и фольклора в органичном единстве с выбором места и времени театрализованного действия усиливает их эмоциональное воздействие, создает необходимый настрой участников, расширяет круг их общения, стимулирует каналы проявления активности аудитории. Приметой времени стал растущий интерес к традиционным народным ремеслам. Как правило, культурно-досуговая программа сейчас сопровождается выставками изделий мастеров народных промыслов и ремесел, "живьем" показываются резьба по дереву, роспись, гончарное мастерство, плетение, вышивка. Составной частью праздников стали конкурсы "Играй, гармонь!" способствующие возрождению любви, интереса к этому народному музыкальному инструменту. Словом, каждый участник культурно-досуговой программы мыслит и переживает в той мере, в какой воспринимает он идею, художественно оформленную выразительными средствами, которые как особая форма эстетического освоения действенности включает в себя различные политические, нравственные, научные ценности. Речь идет о том, что, художественно окрашенные идеи приобретают в каждой форме культурно-досуговой программы новое качество, опосредуются художественным творчеством по законам красоты в соответствии с эстетическим идеалом. Идеи приобретают значение и усваиваются, поскольку они становятся свойствами человеческих характеров, они не просто осознаются, но и переживаются, могут духовно обогатить посетителя и вместе с тем развивать, пробудить в нем художника, способного в любой общественной деятельности творить по законам красоты. В силу этого целесообразно выделить несколько моментов, которые важно иметь в виду при включении художественно-образных и символико-аллегорических выразительных средств в культурно-досуговую программу: определение цели — каким образом будет раскрываться содержание в какой форме; какие идеи, проблемы раскрываются в содержании и в каком соотношении, эмоциональном и рациональном, должны находиться части программы, раскрывающей тему; отношение участников программы к поставленной проблеме; выявление специфики используемых в данной программе средств, методов, форм культурно-досуговой деятельности; учет возраста, пола, образования, профессий, других характеристик людей, присутствующих на той или иной конкретной программе. Только при сохранении этой технологической цепочки можно применять художественно-образные и символико-аллегорические средства воздействия на аудиторию. Это будет обеспечивать в технологии культурно-досуговой деятельности эстетическое начало, тот таинственный акт общения с прекрасным, который позволит привить любовь зрителям к эстетике повседневности. Недостаточная подготовка специалистов культуры в области драматургического и режиссерского творчества при явной переоценке многими из них своих знаний и способностей на практике резко снижает эффективность технологического процесса. Слабым звеном здесь оказывается неспособность кадров к органическому включению в художественную ткань методов театрализации и иллюстрирования, местного материала, позволяющего многократно увеличивать эффект сопереживания аудитории, соучастия в том, что происходит. Еще один недостаток работников культуры, занимающихся сценарно-режиссерской деятельностью, заключается в их полной ориентации на профессиональное театральное искусство, непонимании ими специфики художественно-образного и символико-аллегорического воздействия на аудиторию. Овладение этими современными выразительными средствами отображения действительной жизни, текущих событий еще не стало массовым явлением в учреждениях культуры. Многое еще делается в стиле безличной, неэмоциональной информации: события освещаются бегло и неинтересно для зрителя, лишают его возможности почувствовать себя в атмосфере происходящего, переживать, размышлять, осмыслить событие, понять смысл новой символики реформированного общества. Поэтому, учитывая своеобразие учреждения культуры и его важное место в системе современной художественной культуры, особое внимание следует обращать на выразительные художественно-образные и символико-аллегорические средства. Итак, культурно-досуговой деятельности самой по себе сущностно присущ эстетический характер, и это обстоятельство должно проявляться и в социальном, объективированном функционировании учреждения культуры. Если в том или ином регионе в деятельности учреждений культуры эстетическое начато принижено, если нарушена эстетическая гармония между различными элементами, то это свидетельствует о серьезных деформациях в культурно-досуговой деятельности и о необходимости принятия срочных мер для исправления положения.
Вопросы для самопроверки
1. Что такое эстетика технологии культурно-досуговой деятельности? 2. Что такое художественно-образные выразительные средства? 3. Что такое символико-аллегорические выразительные средства? 4. Какова роль фольклорно-образного наполнения технологического процесса культурно-досуговой деятельности?
Список литературы
Генкин ДМ., Конович А.А. Сценарное мастерство культпросветработника — М., 1984. Жарков АД. Клуб в дни всенародных праздников. — М., 1983. Организация и методика художественно-массовой работы клуба, парков культуры и отдыха, централизованных клубных систем, культурных комплексов. / Под ред. Д.М. Генкина. — М., 1987.
Глава 13. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КАК КОМПОНЕНТ ТЕХНОЛОГИИ КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Технология культурно-досуговой деятельности во многом зависит от совершенствования системы методического обеспечения. Сокращение научно-методических центров вызывает затухание процесса познания технологии культурно-досуговой деятельности. Специалисты в связи с этим начинают по-разному выстраивать технологический процесс в учреждениях культуры, без учета его научной основы. Проблемы методического обеспечения деятельности учреждений культуры чрезвычайно остры. Это объясняется все более усиливающимися противоречиями между изменяющимися условиями, установками, назначением культурно-досуговой деятельности и ее практическим воплощением. Выражается это в поисках назначения культурно-досуговой деятельности в целом, кризисных явлениях в социальной сфере, малочисленности набора форм, используемых на практике, отсутствии государственного финансирования областных научно-методических центров и методических кабинетов районных домов культуры. Систему методического обеспечения культурно-досуговой деятельности отличает прежде всего предмет деятельности. Г.М. Бирженюк, Л.В. Бузене, Н.А. Горбунова считают, что "предметом методического руководства культурно-просветительной работой является методика культурно-просветительной работы, воспринимаемая как совокупность правил, требований и приемов психолого-педагогического воздействия на осознание, чувства и поведение в условиях свободного времени"1. Связи между объектом и субъектом методического обеспечения носят особый характер, определяющийся специальными методами. Методическое обеспечение опирается прежде всего на стимулирующие методы, которые создают специальный для этой системы набор методов управления (консультации, беседы, методические рекомендации, обсуждения, рецензирование, показ и т.п.). Сущность методического обеспечения заключается в сокращении разрыва между проектируемой культурно-досуговой деятельностью и практическим ее воплощением, в обеспечении этого процесса всеми видами практической помощи учреждениями культуры. Технология, используемая в конкретном учреждении культуры, не может рассматриваться обособленно от общих тенденций развития культурно-досуговой деятельности не только региона, но и страны в целом с учетом зарубежного опыта. Сущностное назначение методического обеспечения — в анализе, поиске передовых, наиболее эффективных методик, их апробировании, моделировании, а также внедрении новых, наиболее оптимальных в конкретных условиях вариантов культурно-досуговой деятельности, в корректировании, регулировании процесса в соответствии с актуальными проблемами реформирования всех сфер жизни общества с учетом изменяющихся потребностей и уровня духовного развития различных групп населения. Методическое воздействие на технологию культурно-досуговой деятельности как систему осуществляется через следующие элементы; цели и задачи, определяющие главное направление методического воздействия; объект методического воздействия; содержание методической деятельности; субъект методического воздействия; средства, методы и формы методического воздействия; организационно-педагогические условия методического воздействия, т.е. через драматургический материал и методические рекомендации. Вычленение отдельных элементов позволяет увидеть структурную целостность методической системы, выражающую количественный и качественный состав связей между ее элементами и способ организации этих связей. В этом аспекте методическое обеспечение следует понимать как: а) упорядочение, налаживание, устройство, приведение в систему методической деятельности учреждения культуры; б) строение, взаимосвязь, взаимное расположение, соотношение частей в единое целое в деятельности учреждений культуры региона, района. Осваивая и развивая все лучшее, что накопили, республиканские, областные культурно-методические центры, районные дома культуры призваны обеспечить: более глубокое, всестороннее изучение состояния и основных тенденций развития культурно-досуговой деятельности, ее наиболее существенных проблем; проблемное рассмотрение сложившегося положения, глубокий анализ и обобщение результатов деятельности учреждений культуры, оценку их с точки зрения тех требований, которые к ним сегодня предъявляет жизнь; разработку рекомендаций учреждениям культуры, способствующих эффективному решению проблем, выявлению в практике действенных рычагов, при помощи которых можно улучшить дело; творческое конструирование эффективных способов совершенствования работы, активное содействие их рождению, экспериментальный поиск; широкую, систематическую и действенную рекламу наработанных рекомендаций, апробацию их в управленческих органах и на местах, последовательное внедрение в деятельность учреждений культуры. Анализ деятельности районных домов культуры показывает, что объем выпускаемой ими продукции по изучению, обобщению и распространению передового опыта очень низок. Районные дома культуры обобщают и распространяют передовой опыт культурно-досуговой деятельности в районе; готовят семинары профессиональных работников учреждений культуры, руководителей коллективов художественной самодеятельности, проводят показательные программы, создают на своей базе художественные коллективы, клубы по интересам, любительские объединения. Как правило, в течение одного месяца в ведущих учреждениях культуры проводится 5—6 массовых и 3—4 групповых культурно-досуговых программ. Для осуществления столь большого объема работы специалисту волей-неволей приходится готовить программы по более простой технологии. В результате сложившейся практики методическое руководство деятельностью учреждений культуры теряет свой смысл. Опрос директоров РДК показал, что в 80% случаев методическая деятельность в технологическом процессе подменяется административной, когда методисты выполняют функции инспектора, выдавая их за методические Отсутствие четкого понимания того, что такое методическое обеспечение культурно-досуговой деятельности, приводит к ее искажению на практике. В беседах с методистами районных домок культуры было выявлено, что 68% из них не смогли ответить на вопрос о том, какие конкретно функции методического обеспечения они должны осуществлять и как именно. Узкое толкование функций методического обеспечения, сводящегося чаще всего только к оказанию методической помощи в процессе подготовки и проведения отдельной программы, отрицательно сказывается на совершенствовании технологии культурно-досуговой деятельности. Отмечено также, что эти специалисты не могут учитывать, анализировать, оценивать, обобщать материал для культурно-досуговой программы. Ниже приведены данные о методах работы, используемых методистами сельских учреждений культуры.
Как видим, первое место отведено беседам с работниками учреждений культуры. Личное наблюдение занимает одно из последних мест. Пока специалистам учреждений культуры не представляется возможным посетить семинары, поэтому они изучают деятельность учреждений культуры по отчетам и отзывам участников. Здесь следует уяснить, что компете
|