Мелизмы
1. Вправа: Реанімувати потерпілого (виконує одна людина). 2. Вправа: Надати долікарняну допомогу при зупинці дихання. 3. Вправа: Підрахунок пульсу, артеріального тиску, частоти дихання. Характеристика та оцінка цих параметрів. 4. Вправа: Надання першої допомоги при обмороці та колапсі. 5. Вправа: Іммобілізація кінцівки при переломі гомілки. 6. Вправа: Накладання первинної пов’язки на колінний суглоб. 7. Вправа: Накладання кровоспинного джгута при кровотечі із стегнової артерії. 8. Вправа: Накладання закрутки при кровотечі із лучевої артерії. 9. Вправа: Іммобілізація кінцівки при переломі стегна. 10. Вправа: Іммобілізація кінцівки при переломі передпліччя. 11. Вправа:Пперша допомога при пораненні грудної клітки. 12. Вправа:Перша допомога немовляті при непрохідності дихальних шляхів. 13. Вправа: Наложити шину при переломі плечової кістки. 14. Вправа: Наложити шину при переломі стегнової кістки. 15. Вправа:Наложити на голову пов’язку»чепець» 16. Вправа: Наложити пов’язку на ліктьовий суглоб. 17. Вправа:Накладання кровоспинного джгута при кровотечі із плечової артерії. 18. Вправа: Зупинити кровотечу з допомогою закрутки при кровотечі із гомілкової артерії. 19. Вправа: Перша допомога при підозрі на травму шийного відділу хребта. 20. Вправа:Провести серцево-легеневу реанімацію немовляті. 21. Вправа: Перша долікарняна допомога при синдромі тривалого стиснення. 22. Вправа: Накладання первинної пов’язки на гомілковостопний суглоб. 23. Вправа: Реанімація потерпілого(виконують двоє людей). 24. Вправа: Зупинка кровотечі в ділянці шиї із сонної артерії. 25. Вправа: Техніка прийняття пологів. 26. Вправа: Невідкладна допомога при вивиху в плечовому суглобі. 27. Вправа: Накладання закрутки на плече при кровотечі із плечової артерії. 28. Вправа: Іммобілізація кінцівки при переломі стегна. 29. Вправа: Транспортування при переломі шийного відділу хребта. 30. Вправа: Перша допомога при термічних ураженнях.
Украшения и мелизмы Орнаментика – лат.ornamentum – украшение. Это мелод. обороты из звуков относит. мелкой длительности, применяемые для украшения мелодии, усиления её экспрессии, для демонстрации виртуозных возможностей исполнителя. К орнаментике относятся: 1 «Мелизмы»- греч.- маленькие мелодии 2. Тираты - итал. фр.-tirade- вытянуть, выстрелить, выбежать- украшение в виде гаммаобразного диатонического пассажа -или é, или ê. 3. Пассажи - (фр. passer)- действовать, идти. 4. Колоратуры - (вокальные) итал. colore – цвет, расцвечивать. 5. Глосы. - испанский- glosas – вариант, вариация, на каждый голос из 3-4-х-голосной фактуры. 6. Фигурации аккордов (арпеджио как éтак и ê) 7. Ритмические изменения – Ломбардский ритм, Французский ритм. и др. Истоки и эволюция Орнаментики связаны с искусством импровизации. Различают: - орнаментику обозначенную в нотах - не обозначенную, т.е. импровизировавшуюся исполнителем. - полностью выписанную нотами в тексте автора - орнаментику выписанную особыми знаками. (мелизмы- это сложившиеся устойчивые обороты, поддающиеся знаковому обозначению) Наивысшее развитие такая орнаментика получила в XVII –XVIII веках: -в итальянском органном и вокальном (Дж Фрескобальди, Д.Скарлатти), - во французском инструментальном (Рамо, Куперен), - в немецком органном и клавирном искусстве. (И.С.Бах, К.Ф.Э.Бах) В это же время складывается классическая вариационная форма, в которой важная формообразующая роль принадлежит Орнаментике, полностью выписанной нотами в так называемых «орнаментальных вариациях» (Моцарт, Бетховен, Мендельсон, Глинка, Аренский, Чайковский и др.)
Путь развития европейской муз. привёл к постепенному отказу от орнаментики, импровизируемой исполнителем. Привёл к точному обозначению всех орнамент. оборотов нотными знаками (Ф.Шопен, Ф.Лист и др. романтики). Но в XX веке орнаментика, не обозначенная в нотах, проявилась и была востребована джазовыми исполнителями в искусстве джазовой импровизации как в вокальной, так и в инструментальной музыке. Мелизмы
1. «Мелизм» переводится как – «маленькая мелодия» или отрывок мелодии (греч.), исполняемый на 1 слог текста, т.е. – распев; то же значение носят понятия: «колоратура», «пассаж», «рулада», «юбиляция» - в григорианском пении, «знаменный распев» в русском пении и т.д. К мелизмам принадлежат разл. виды орнаментики – т.е. украшений. 2. 2-ое значение: «мелизмы» – это небольшие, относительно устойчивые мелодические украшения в вокальной и инструментальной музыке, обозначаемые особыми условными знаками или мелкими нотами. Широкое распространение Мелизмы получили в клавесинной музыке 17-18 веков, что отчасти обусловлено природной краткостью звука на клавесине. Мелизмы делали менее заметным быстрое затухание звука на клавире. А отчасти обусловлено культурно-эстетическими особенностями бытовавших тогда стилей: «барокко» (Италия»), «рококо» (Франция) и «галантного» стиля (Франция, Австрия, Германия, Чехия) – миниатюризм, изысканность, украшательство, «услаждение слуха» (Куперен) и т.д. 3. К концу 18 –ого века сложились 2-е «школы», 2-е традиции в исполнении и расшифровке украшений: Итальянская и Французская. Итальянская школа предполагает в расшифровке и исполнении мелизмов б о льшую свободу: ритмическую, метрическую; импровизационность в частоте употребления того или иного мелизма. Это связано с особенностями вокальной техники певцов, сценическими традициями и манерой пения в 17-18 веке. Французская школа как и Испаская (в Глосах) отличается б о льшей строгостью в правилах применения и расшифровок всех мелизмов, (точный ритм, точное соотношение с левой рукой и т.д). Это связывается с особенностями развития французской культуры – инструментальной, преимущественно, (Королевскими придворными музыкантами были – были Ж.Б. Люлли, Ж.Ф.Рамо, Л.Ф.Куперен – великие клавесинисты, педагоги и теоретики своего времени, создатели инструментальной миниатюры, клавирной сюиты и печатных трактатов об искусстве игры на клавире, в к-ых они приводили таблицы расшифровок мелизмов).
Таблица общеупотребительных украшений (мелизмов).
Форшлаги: (символ задержания - апподжиатуры) · Долгие – неперечёркнутые, исполняются «в долю», с басом вместе и занимают половину основной длительности – ♫ H ♪ Q © H
|