Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

ЛЕКЦИЯ 1. Дорогие люди. Сахаджа Йога — это Новое Открытие

Дорогие люди. Сахаджа Йога — это Новое Открытие. На самом деле, как можно совершить открытие чего-то, что имеет место быть, чего-то, что существует? Точно так же, как Колумб начал путешествие, чтобы найти Индию, разве Индия не существовала? Если бы ее не было, тогда что бы он искал? Сахаджа существовала и раньше. Она была открыта только сейчас. Сахаджа Йога — это единственный путь Высшего Существования. Это путь собственного метода природы. Это единственный способ, благодаря которому человечество может быть поднято в это измерение посредством эволюции, с помощью которого человечество может ознакомиться с этим сознанием, может быть впитано этим сознанием, благодаря поддержке которого всё творение и сердце человека приводятся в движение. Об этом много писали. Это искали с древних времен. Человек все время что- то ищет; ищет ли он денег, ищет ли он власти, или же он ищет любви; он ищет то одно, то другое. Но какова жажда за этим искательством, он, возможно, не знает. Единственное, что стоит за этим, — это поиск Блаженства. В своем поиске счастья он думает, что если он соберет много богатства, он сможет быть счастливым. Но есть множество стран, которые приобрели немалые богатства, но они крайне несчастны. Тысячи совершают самоубийства. За всем этим искательством стоит жажда Радости, которая тянет вас к этому неизвестному. Когда человек после поисков повсюду не может найти счастья, тогда он поворачивается к Дхарме. Но даже когда он поворачивается к Дхарме, он ищет снаружи. Причина этого в том, что то, чем он является, он потерял. Он невежественен, и вот почему человек бежит от самого себя. Каждый миг он бежит от себя. Он не может находиться с самим собой даже две минуты. Если ему говорят побыть с собой две минуты, он говорит: «О Боже, какое же это наказание для меня!» Это то, что мы в наши дни называем скукой. Почему человек столь пресыщен самим собой? Почему человек так быстро бежит от самого себя? Потому что он несведущ о своем истинном «Я». Он не знает о своей красоте, своем знании, своем величии, своей любви и бежит прочь в поисках счастья. Радость не снаружи. Она внутри. Она внутри вас. Люди говорят, что вы созданы по образу и подобию Бога. Но если только говорить об этом, этого не произойдет. На марати они говорят: «Болачач бхат болачич кадхи» (Только обещая, но не выполняя обещания). Говорю ли Я, что вы ищете бесформенное или имеющее форму, но это всего лишь слова. Уже были тысячи обсуждений, были написаны десятки миллионов книг, сколь много жизней было уничтожено, но нет предела человеческому думанью.

Что бы человек ни думал своим умом, он делает это в рамках этого ума. То, что выше этого ума, не может быть понято разумом... Даже Моя лекция — это всего лишь лекция, и через эту лекцию вы не можете познать Божественное. Что бы Я ни сказала дальше, это станет всего лишь грузом на вашем уме. Если Я скажу, чтобы вы хранили груз, тогда это тоже станет грузом. Бог все так организовал, что что бы мы ни делали нашим умом, это станет тяжелым, как груз. И будучи пойманным в ловушку под этим грузом, мы не сможем лететь туда, куда мы должны двигаться. Вот почему искательство всегда оставалось неполным.

Но сейчас Я собираюсь рассказать вам о Новом Создании. Это не только лекция, это открытие, которое было обнаружено. На пути революции случалось такое, что любой человек, который занимается экспертизой чего-либо, тонет и разрушается. Точно так же это происходит с людьми. Существует столь много конкуренции и противостояния, что человек сделал свой ум специализированным настолько, что его мозг взрывается. Сейчас необходим новый тип человека, который может познать эту Силу за пределами ума. Ту силу, которая движет этот ум, а также заставляет сердце биться. Чтобы познать эту силу, вы можете говорить все, что хотите, или пробовать все, что хотите, но вы не можете попасть туда. Это несомненно. То, о чем Я говорю, не написано нигде. Я не говорю ничего особенного. Вы можете почитать Нанаку, Кабира, вы можете почитать Вайшисту, можете почитать о гуру всех гуру — Джанаке. Не только в нашей стране, но также в других странах они писали об этом на протяжении тысяч лет. Они все писали о том, о чем Я говорю. «То, что вы должны получить, неожиданно находится внутри». Но все эти бедняги просто говорили. Возможно, потому что они не могли найти этого. Если они не могли узнать об этом, это не значит, что они были хуже. Если Колумб не смог найти Индию, это не значит, что он был хуже. А позднее те люди, что нашли ее; они не сделали этого, чтобы умалить достоинство тех, кто не смог. Это не коллективный поиск. Все вы думаете по отдельности. Так что мысль приходит ко многим — мысль о том, что Матаджи говорит нечто иное. Нет. Я рассказываю вам обо всем искательстве всех искателей. До сих пор человек проходил огромные трудности, чтобы направить свое внимание на это. Взять, к примеру, психологов, биологов и больших ученых. Многие из них, даже реализованные души, доходили до определенного уровня, но не были способны давать.

Причина во времени. Для Бога время вечно. Мы — те, кто думает, что кто-то остался позади, а кто-то продвинулся вперед. Те, кто умер, являются великими. Кто умер, хотела бы я спросить? Никто не умирает. Все, кто умирает, пребывают в другом мире, а потом возвращаются сюда, а потом идут в тот другой мир и снова возвращаются. Из животных некоторые становятся людьми, но, в основном, люди идут в другой мир, а затем вновь возвращаются в этот мир. Это всего лишь перемещение туда-сюда. Никто не умирает. Так что может случиться, что некоторые из вас, кто сидит здесь, находятся здесь также благодаря вашему искательству в течение многих жизней, и вы можете получить это. Если вы можете получить это, тогда зачем разводить такую дискуссию об этом? Это столь обычная вещь, и Я в действительности нахожу это странным. Это на самом деле странно, что люди делают проблему из всего. Мать дает вам еду, чтобы вы ели, но если вы спорите об этом, как это произойдет? Это не спор. Это Истина. Это есть Истина. Это великое искательство. Те, кто реализован, кто сидит здесь, понимают это.

В поисках Дхармы человек смог всего лишь достичь другого мира. До сих пор он не достиг Высшего. А те, кто достигли Вечного, не смогли передать Высшее. Это очень важно для остальных. Потому что, подобно тому, как у вас было много перерождений, так и у Меня есть много рождений. И у Меня тоже были очень близкие отношения со всеми этими великими искателями. И они столь близки ко Мне и для Меня. Возможно, они не столь близки вам. Все те, кто несут большие флаги, те, кто являются мусульманами или индусами, теми, этими, всего лишь несут фальшивый сертификат, и у них нет гарантии, что в своих прошлых жизнях, тот, кто сейчас индус, не был мусульманином, а тот, кто мусульманин, мог быть христианином. Теперь, если это вопрос рождений и перерождений, вопрос радости, тогда нужно размышлять на этом уровне.

Этот уровень таков, - что бы ни было Вечным, оно не является материальным. Что бы ни было Вечной Сутью, это не материально. То, что высасывает, — не является ростом. То, что является тонким уровнем, - не материально. Пожалуйста, поймите это верно. Это может быть просветлено в материи, но Вечное не заинтересовано в материальном.

Подобно тому, как многие люди говорят Мне, что многие садху и святые просили Бога о чем-то, и Бог давал им это. Но Бог не давал этого, это всё что Я могу сказать. Богу не интересно, сколько у вас детей, то, что вы получаете земли, дома, а также мирские удовольствия и интересное времяпровождение. Богу это вообще не интересно. Мы совершили большую ошибку в понимании Бога. Вечная Сущность заинтересована только в том, чтобы давать Вечное, пожалуйста, запомните и запишите это. И люди говорят также, что это Вечное или Высшую Сущность можно получить только через Кундалини йогу. Многие также писали об этом. Но с помощью этой Кундалини йоги вы всего лишь получаете сиддхи (Духовные Силы), — об этом не писалось нигде. Да, но те, кто получили силы, никогда не писали, что эти силы должны прийти посредством Кундалини. Кундалини — ваша мать. Она находится внутри вас, чтобы дать вам второе рождение. Она всего лишь собирается дать вам ваше второе рождение. Она не глупая мать, которая даст вам силы и выбросит в другой мир. Каким бы ни было ваше понимание, она во много раз мудрее и более любящая. Она не собирается направлять вас в неверное место. Она не злая мать, которая подтолкнёт вас ко Лжи. До тех пор, пока не установлен Союз с Кундалини, человек не получит осознания, до тех пор Кундалини — это не объединяющая йога, а это то, чем является Сахаджа Йога.

И Бог создал такой прекрасный порядок внутри нас — это то, что нужно понять. Когда ребенок приходит в тело матери, тогда с помощью материальных элементов создаются его ум, мозг, внимание, эго. Но когда снисходит свет, он спускается от области родничковой кости в наш мозг, который по форме является призмой, через эту область энергия (Шакти) делится на три части. Бог сделал это столь разумно. Если здесь есть врачи, они могут понять. Мы называем это симпатической и парасимпатической нервной системой. В наших телах есть две энергии (Шакти), о которых мы знаем очень мало, и о которых нам очень сложно узнать что-либо, особенно о парасимпатической нервной системе. В нашей науке об индийской йоге они называются Ида, Пингала и Сушумна. Ида и Пингала — это тонкий уровень симпатической нервной системы в нашем теле, что значит, что материальное (джад) этих двух — это симпатическая нервная система. Подумайте об этом следующим образом: Бог наполняет нас топливом с макушки головы, и когда происходит залив топлива, происходит спуск, так что лучи, которые проходят через призму, изменяют направление, и затем это идет вниз и создает два Нади, которые называются Ида и Пингала. А тот, который на вершине головы, спускается по центру и становится вашей Кундалини, уходит в треугольную косточку у основания позвоночника и размещается там.

Одно доказано, — это то, что наша Кундалини находится в таком месте, у которого нет связи с сексом. Если вы читаете книги, они говорят, что, когда пробуждается Кундалини, происходит то-то и то-то. Но те, кто поднимает Кундалини, кого Я встречала и знаю, — все они уводят вас на симпатическую сторону и не поднимают ее по Сушумне. Если здесь есть врачи, они поймут, что парасимпатическая нервная система — это Сушумна, которая находится в центре, и обнаружить это можно по тому, что когда Кундалини поднимается, зрачки расширяются. Это внешний признак. Спросите любого врача, - когда парасимпатическая нервная система активизируется, зрачки расширяются. И мы можем показать вам внешне, если ваши глаза открыты, чтобы видеть, поскольку нужно предоставить доказательство обо всем, иначе вы не сможете понять. Есть доказательство этого, что вы можете видеть пульсацию Кундалини в полной силе в основании позвоночника. Вы знаете, что нет пульсации в основании позвоночника. Но мы можем показать, что есть пульсация в основании позвоночника, и медленно эта пульсация поднимается, и в некоторых местах она пульсирует сильнее. Это наши центры. Вам могут показать это, и вы можете увидеть ее движение. Когда Кундалини поднимется по Сушумне, только тогда вы можете получить реализацию. Но для этого, вы не знаете, почему Богом было поставлено очень сильное условие. Здесь есть очень большая задержка, которую вы должны будете сделать. Она состоит в том, что когда Кундалини приходит в Сушумну, только тогда Бесконечная Любовь Бога снисходит в этого человека. Пока эта Любовь не снизойдет в человека, Кундалини не поднимется, не важно, что вы делаете. Она может быть раздражена или рассержена, но она никогда не поднимется, пока Бесконечная Любовь не снизойдет в Сушумну, где было приготовлено особое место. Это место создано между нашей Наби чакрой и Анахатой чакрой. До тех пор, пока Любовь не снизойдет туда, поток по Сушумне не поднимется.

Например, есть две лестницы, а в середине — еще одна лестница. И есть пространство между нами и той лестницей, и вы никаким образом не можете преодолеть это расстояние. Нет моста, по которому вы могли бы пересечь его. Две лестницы, Ида и Пингала, спущены вниз, на уровень земли, что является выражением левой и правой симпатических нервных систем. Центральная лестница висит в середине, и она поднимет вас к Наивысшему. Если здесь есть психолог, он может понять о двух лестницах симпатических систем. Та, что с левой стороны, ведет вас к вашему эго. А та, что с правой стороны, ведет вас к суперэго. Обе вместе расширяются на наш лоб, как воздушные шары, а затем они воссоединяются на макушке головы. Иногда они распространяются на всю голову. Иногда суперэго очень сильное, а иногда — эго. То, что сильнее, распространяется на наш мозг. Затем они закрывают путь средней лестницы. Теперь то топливо, которое было создано парасимпатической системой и наполнено Кундалини — его путь и течение останавливаются. Теперь мы отделены. Теперь мы стали собой, и мы чувствуем, что мы — индивидуальны. Теперь начинает работать эго, которым мы являемся. Это причина бегства от самих себя, потому что мы не знаем самих себя, кто мы есть. Вы слушаете Меня, направляя свое внимание на Меня, но Я не могу направить свое внимание на вас. Если Я скажу, направьте ваше внимание на самих себя, тогда вы не сможете сделать этого, потому что вы были отрезаны от того источника, которым вы являетесь. То, чем является суперэго, накапливает большой вес. Любой тип веса: вес, в котором нас обучают делать это, не делать того, не ходить сюда, не есть этого, того. Либо мы читаем лекции людям о том, что вы должны быть индийцем или же японцем. Либо же вы должны ненавидеть так-то и так-то, или же о том, что мы индусы, мусульмане или христиане. Посредством всех этих, как мы их называем, условностей, или же всего этого веса, суперэго отягощается. А то, чем является эго, говорит, что мы такие-то и такие-то, мы должны делать это. То, которое говорит: «Не делай!» — это суперэго, а то, которое говорит: «Делай!» — это эго. В реальности же нет ничего: ни действия, ни бездействия. Тот, кто делает — это некто иной. Это бесполезное мышление. Тот, кем является Деятель, делает то, что должно быть сделано и будет сделано. Но этот грубый уровень находится внутри нас и состоит в том, что мы используем это топливо нашей Идой и Пингалой, и мы обуславливаем себя этим и помещаем под груз. В центре — Сушумна Нади.

Теперь, многие говорили Мне, что: «Матаджи, Вы говорите против этого или того». Я не говорю ничего против кого бы то ни было. Но вы поднялись по неверной лестнице; Мне придется сделать так, чтобы вы спустились. Потому что Мне нужно сделать так, чтобы вы пошли по центральной лестнице. Так что кому Я противостою, не понимаю? Что Я получу от того, что противостою кому бы то ни было? Я просто говорю вам, что вы поднялись по неверной лестнице, и все вы спуститесь вниз. Я хожу и встречаюсь с большими великими гуру и спрашиваю у них, что вы делаете? Делая все это, вы не можете обрести Бога. Вы должны понять, что, делая все это, вы не достигните Бога. Что Я говорю? Почитайте Вайшисту или Ади Шанкарачарью, потому что это историческая вещь. Они говорили то же самое. То, что вы попадаете к Богу, вы не можете ничего поделать. Но есть небольшая разница между ними и Мной в том, что они говорили, что есть очень немногие, у которых есть разрешение попасть к Богу. Некоторые должны оставаться в бхакти, а другие должны заниматься разными йогами, чтобы они могли сохранять дисциплину. Но они также говорили, что и дисциплинированный ум, и ум, потворствующий своим прихотям, бесполезны для восхождения. Нужно иметь ум маленького ребенка, в котором нет греха, который невинен. У такого человека есть право достичь Бога. Это то, о чем они ясно говорили. Но кто их читает? Вопрос в том, что мы очень много читаем, и мы читаем о тех, кто ничего не знает о дхарме. И даже если они знают, это всего лишь малая часть. Те, кто думают, что они великие индуисты, сперва должны прочесть Ади Шанкарачарью. Ади Шанкарачарья установил индуистскую дхарму. Тогда почему бы не прочесть Ади Шанкарачарью? Вы читаете все книги на свете, но почему вы не читаете его и не знаете его? Разница между тем, что он говорил, и тем, что говорю Я, состоит в следующем, - он считал, что среди многих миллионов есть всего один или два, а Я заявляю, что среди миллионов есть сотни тысяч. И это не вопрос того, что вам повезло, это всего лишь вопрос времени. Время придет. Время Кали юги — это время грандиозной битвы. Это время полной темноты. Вы не знаете этого, так как вы видите Меня. Помимо самих себя, вы не можете видеть что-либо еще, но те, кто реализован, знают, какая клятва была дана. И негативные, и позитивные силы завязаны в этом со своими силами. Выражены полные силы, и симпатические, и парасимпатические. Симпатическое оттягивает парасимпатическое. Но не важно, сколь много высасывает симпатическое, так как, если парасимпатическое станет единым с Анандой, тогда это продолжит наполнять парасимпатическое. Вы можете продолжать использовать топливо, но если топливо связано с топливным насосом, тогда чего бояться? Все это благодаря симпатике. Активная сторона сознания симпатического, откуда вы можете делать всю работу, откуда вы тратите свою энергию, — если это растрачено сверх меры, тогда появляются болезни, подобные раку. А если слишком используется суперэго, тогда наступает безумие. Я не лечу болезни людей. Говорить, что Я лечу болезни людей, — это неправильная концепция. Потому что парасимпатическая система охлаждает симпатическую систему, с помощью которой человек излечивается. Если есть безумие, тогда и это тоже будет излечено. А если в вас поселяется болезнь, подобная раку, из-за чрезмерной деятельности, это также будет излечено. Единственное лекарство от рака — это Сахаджа Йога, и нет в мире иного лекарства. Это будет доказано. Я знаю, что это будет доказано со временем, так как многие излечатся от рака. Люди, которые сидят здесь, также могут сказать вам об этом.

Момент, который Я хотела подчеркнуть с самого начала, это - где ваше внимание? Наше внимание на раке, который разрушает наше тело, которое является грубой материей, или же на Сознании (Чайтаньи)? Тогда нужно подумать о Сознании. Пока мы не будем держать наше внимание на Сознании, грубое (материальное) будет беспокоить нас. Всю работу делает Сознание; грубое (материальное) не принимает участия в этой работе. Мы так привыкли к грубому и материальному, что человек прилипает к очень маленьким, маленьким темам грубой материи. Приходил один человек, который получил реализацию, и он также начал давать ее другим. Но реализация не означает, что вы становитесь занятым. Вы получаете второе рождение, и вы вновь становитесь подобны ребенку. Теперь вы должны расти дальше. Но внимание на том, что: «С моим сыном должно стать все хорошо, с моими детьми должно стать все хорошо, с моим мужем должно стать все хорошо». Затем, через некоторое время: «Мои денежные проблемы должны решиться». Где ваше внимание? Вы стали реализованными, но внимание там, где вы его оставили. Тот, кто держал свое Внимание на Сознании (Чайтаньи), такой человек поднялся очень высоко. Среди вас сидят люди, которые поднялись очень высоко. Они подобны богам и достойны уважения. Этих людей следует называть богами, которые были рождены вновь. Нет нужды сражаться с людьми, которые говорят бесполезные вещи. Те, кто хочет прийти, должны прийти, а те, кто не хочет приходить, не должны приходить. На споры и дискуссии с ними не осталось времени, потому что такие люди продолжат обсуждать и спорить. Как сказал Ади Шанкарачарья, люди низкого уровня должны держать свой ум дисциплинированным и каким-то образом стараться жить правильно, защищая себя от того, чтобы стать ворами и тому подобное. Они должны жить как добропорядочные граждане. Но те, кто держит Внимание на Высшем, не будет удовлетворен подобными вещами.

Пока вы не достигли Высшего, у вас не должно быть веры и в Меня также. Нет необходимости притворяться. Что бы кто ни говорил вам, не следует верить этому, но сперва установите это в себе и только затем поверьте в Меня. Я здесь не для того, чтобы открыть магазин, или заработать денег, или же сделать Себе имя. Я здесь только для того, чтобы трансформировать людей. Если не при этом рождении, тогда Я увижу в следующей жизни. Я привыкла жить в Вечном. Но нужно подумать о том, что те, кто умер, - умерли. Не берите их проблемы и не повторяйте их. Направьте свое внимание на себя. Возможно, один из них — это вы, тот, кто писал об этом в своих прошлых жизнях. Может быть, что вы — очень великие люди, которые писали и были рождены вновь, и сегодня вы пришли сюда, чтобы получить ваше право. То, что случилось, прошло.

В Сахаджа Йоге искателю ничего не нужно делать. Тот, что тонет в воде, если он ничего не делает, — это лучше. Но он спасает других тонущих. Это простой способ объяснить Сахаджа Йогу. Те, кто в своем источнике, те, кто получил свою реализацию, те, кто стали едиными со своей Шакти (Энергией), они все сделают. Остальные, у кого нет реализации, должны спокойно сидеть. Они придут на ваш источник (сутру) и дадут вам любовь. Они придут на ваш источник (сутру) и излечат ваши чакры, потому что вы пока что не знаете свои чакры. Когда вы получите самореализацию, тогда вы поймете то, о чем Я говорю, что да, вот эта чакра, она вращается, эта чакра вращается подобно той чакре в другом человеке. Только тогда вы поймете, что такое коллективное сознание. Те, кто говорят «нет», «нет» с самого начала, это не место для них, и здесь ничего не организовано для них. Но те люди, не важно, сколько у них условностей, которые желают, чтобы внутри них произошла трансформация, такие люди дороги Мне, и у Меня есть вера в то, что они получат это в течение этой жизни, несмотря на свои условности и несмотря на то что с их Кундалини играли. Если Я говорю, что чья- то жизнь разрушается, тогда люди противостоят Мне, — это на самом деле сумасшествие. Если мать видит, что что-то не так с ее ребенком, то она исправляет это... В вашей простоте и невинности нечто было испорчено внутри, и Я здесь для того, чтобы скорректировать это. Но думать, что такие вещи всего лишь преждевременны, что столь здравого в этом? Что это за требование?

Сегодня Гуру Пурнима, и Я должна полностью объяснить вам Сахаджа Йогу. Это невозможно за такое короткое время. Я хотела рассказать о многих вещах, но этот предмет очень обширен. И на многих занятиях по медитации Я говорила людям, что те, кто реализован, достигли такой ступени, что они могут понять это. Потому что с их рук текут вибрации Радости. Текут те вибрации Любви, благодаря которым они могут понять, что такое коллективное сознание. Нужно понять, что это такое. Среди вас может быть много людей, которые чувствуют, что их руки трясутся или же что с них идет жар, когда они направляют свои руки ко Мне. Вы может чувствуете это тоже. Так что люди могут сказать, что мы получаем вибрации. Это не вибрации. Это из-за того, что вы противостоите Мне. Что-то внутри вас противостоит Мне. Любовь, которую Я даю вам. Ваши руки трясутся из-за вашего сопротивления. Я полагаю, вибрации идут, когда ваша Сахасрара начинает двигаться. Кабир говорил: «На макушке головы анахата (неслышный звук) бьется». Это значит, что просто подобно биению сердца — то же самое происходит на вершине вашей головы. Когда шум этого прорывается и пронизывает, вы становитесь едиными с Богом, тогда нет больше никакого шума, вы ничего не видите, и ничто не является видимым. Многие говорят Мне, что у них божественные видения, божественное то или это. Что вы собираетесь получить с помощью видений? Если бы вы должны были всё получить, имея видения, тогда для чего это искательство? Это вне видения или слуха. Это нужно познать изнутри. Только тот, кто познал это изнутри, может понять это. Своим видением многие видят большие, большие чудеса. Многие люди видят картины, и многие говорят Мне, что у него чудо. Я говорю: «Сын мой, Бог за пределами этого. Это опыт. Оставь всё это. Оставив все это и придя в Ниракару (бесформенное), вы получите единство с Богом, и тогда вы осознаете значение вещей, что являются Сакар (имеющими форму)».

Многие были излечены этими дающими радость вибрациями. Болезни вылечивались. Но самое значительное, что произошло и что доставило Мне огромное удовольствие, — это то, что десять человек получили свою самореализацию коллективно. Теперь вы спросите Меня, как они получили свою реализацию столь быстро? Многие не получают свою реализацию так быстро. Они ходят ко Мне уже четыре года. Многие министры, губернаторы, другие люди — они не получают свою реализацию, тогда что Я могу поделать? Мне не нужно брать с них деньги, как если бы вы давали Мне две тысячи рупий, а Я бы выдавала вам сертификат, что вы реализованы. Если этого не произошло, этого не произошло, а если это случилось, значит случилось. Я ездила в Америку, и там есть один джентльмен, который большой король, который был со Мной. Он сказал: «Матаджи, кто бы ни приходил, Вы даете им реализацию, но Вы не даете ее мне. Что я такого сделал?» Я ответила: «Сын, Я ничего не скажу тебе, потому что ты будешь расстроен. Ты слышал столь много лекций о дхарме, но ты сам когда-либо пытался установить дхарму в себе? День и ночь ты убиваешь себя, для чего? Просто подумай, оставь все это Богу». Прошло четыре дня, и он сказал: «Я верю Вам. Я ездил в Индию, и все люди говорили мне, что ты реализован, так что делай нашу работу и дай мне денег, а они дали мне сертификаты». Я сказала: «Все это не работает здесь, что Я могу поделать?» Потому что то, что должно случиться, случится; не сработает ни количество рекомендаций, ни умственные способности кого бы то ни было. Это столь ультрасовременно, что ничего не произойдет. То, что будет, будет, а чего не будет, того не будет. Теперь, если этого не происходит, такие люди расстраиваются и начинают говорить против Меня. Что Я могу поделать, если этого не происходит? Я хочу, чтобы все вы получили это. День и ночь Я так усердно работаю, чтобы все вы получили это. Но если вы не получаете этого, тогда что Я могу поделать? Это ваша блокировка.

Лечить болезни — это не работа Сахаджа Йоги. Вы должны знать это, потому что многие говорят, что то-то и то-то вылечило их. Что? Что они вылечили? Сахаджа Йога — это наука пробуждения Кундалини и достижения Бога, ничто иное. Я не ассоциирую все это с грубым уровнем; потому что есть тысячи болезней. Вы, должно быть, слышали о докторе Ланге, очень весомом враче в Лондоне, который внезапно умер. Его мертвый дух забрался в суперэго солдата во Вьетнаме и начал говорить ему пойти с ним к дому его сына в Лондоне. Когда они приехали, он сказал, чтобы тот передал его сыну, что я вошел в твое тело. Сын не поверил ему. Тогда этот солдат рассказал ему все секреты, которые знали только он и его отец. Так что сын начал верить ему. Затем он сказал сыну помочь ему вновь начать его практику. Он сказал, что в мире ином есть много врачей, которые хотели бы проявиться. У них очень большая международная организация. Это истинные люди? Это неправда. Они не дают имя Бога, они говорят об этом таким образом. И если вы им пишете, они говорят, что в десять часов придет человек и сделает нечто, а вы просто расслабьтесь. И точно в это время вы чувствуете, что что-то или кто-то входит в вас, и вам становится хорошо. Но они лечат только тело, у них нет Парам таттвы (Высшей Сути). Это тело будет оставлено здесь, а затем пойдете туда и потом вновь вернетесь. И на ком осуществляются подобные практики, они не знают, они столь невинны, что те духи, которых они используют для своей работы, однажды сойдут на них. Доктор Ланг должен был знать об этом, иначе почему он не вошел в своего сына? Он может войти в солдата. И тело духов не из грубой материи, как наше. Вот почему они могут видеть намного больше, чем мы. Это то, что называется экстрасенсорное восприятие, или же психология, или то, что вы называете пятидесятниками, благословениями Атмы (души), когда человек прыгает, издаёт крики, вопли, гипнотизм. Это все работа духов. Среди них много хороших духов, а многие выражают собой крайнее зло. Каковы мы, таковы и духи. Некоторые из них ракшасы и дьяволы. Сегодня вы не видите их, но Я могу показать их вам позднее, так же как сегодня вы можете видеть подъем Кундалини. Они там. Вы можете видеть их реальность, их поведение. О них писалось в каждой религии. У индусов писалось о сурах и асурах. Что есть, то есть. Когда вы будете говорить о позитиве, негативное должно быть показано вам. Подобно тому, как говорить о дхарме и адхарме, — это просто разговор. А говорить только о дхарме — как такое может быть? Есть дхарма и адхарма. То, что является дхармой, не может быть адхармой, и то, что является адхармой, не может быть дхармой. Эта путаница была сделана где-то, но это не истинно. То, что негативно, - негативно, то, что позитивно, - позитивно. Нужно понять негативное. Негативное означает то, что мертво, что сидит в симпатическом. И влияние этого негативного больше там, где есть большое количество, подобно городу Бомбею. Нас очень много в этом городе Бомбее. День и ночь слышен звук денег, флаги на выборах. День и ночь внимание приковано к этим вещам. Внимание человека не выходит за рамки этих вещей. Нет вопросов, нет искательства. Это то, ради чего мы живем? Живем ради того, чтобы читать все это, что гунды, гангстеры совершили то-то и то-то, они критиковали и говорили против друг друга, они делали то-то в отношении кого-то. Пришли ли мы в этот мир, чтобы делать все это? Человеческое мышление всё неверно. Будьте осторожны в отношении этой сути грубого уровня (джад таттвы). Этот грубый уровень — ваше собственное окружение. Помимо этого, есть также коллективное подсознательное, которое можно назвать небесами, из-за этого происходят повреждения, в основном в Сахаджа йоге. И если такое случилось с кем-то, для него становится очень трудно достичь Бога в Сахаджа Йоге. В этом нет ни Моей вины, ни вашей. Это частично проблема ваших карм (деяний). Иначе зачем вы ходили в такое место, из-за которого вам был нанесен такой вред?

Сахаджа Йога — это жизненный прогресс при полной бдительности, который происходит спонтанно. Вы можете получить Парам от бхутов, призраков, духов или даже святых. Это мертвые люди. Парам может прийти только тогда, когда ты жив. Если бы это было среди мертвых, тогда почему нужно этим мертвым людям приходить сюда? Почему они сидят на нас? Быть живым необходимо. До тех пор, пока человек не живой, не осознающий и пока его осознание не пробуждено всецело, Сахаджа Йога не сходит на него. То, что вы получаете во всецело пробужденном состоянии, — это Парам (Наивысшее). Люди думают, что в Самадхи мы закатываем глаза и теряемся, сидим два, два часа. Этого не случится посредством Сахаджа Йоги. Это всецело ваше подсознательное, которое я называю область (лока) смерти. Это то, куда вы идете. Из всего этого для вас не будет никакой выгоды. Тот, кто хочет Парам (Наивысшее), должен думать, что то, что я хочу получить, должно быть получено в полном сознании и при полной свободе. У вас есть полная свобода. На самом деле, не должно быть никакого вида чувства преданности в отношении Меня. Я просто как обычная, тихая женщина, обычная домохозяйка. Вы не должны думать, что Я нечто особенное. С такой мыслью у вас должен быть этот вид свободы, только тогда вы получите. Вас может быть десять, или же будет всего один человек — этого достаточно для Меня. Этого не случается со многими, хотя нам нужно будет увеличить численность. Так как если работа делается в полной силе. На самом деле Парам снисходит сверху для нового творения, нового осознания, нового типа человека. Оно подготовило всё для этого. Полное любви, полное знания прекрасное создание людей должно быть сделано, и будет сделано.

Вы, люди, слушали Мою лекцию столь долго. В день Гуру Пурнима, что в этой жизни, Я стала Гуру. Я не делала подобную работу в других Своих жизнях. Впервые Я делаю работу Гуру. Возможно, потому что Мать должна быть Гуру. Это дело Кали юги. Вот почему колоссальная Шакти Божественности, которая должна течь из сердца матери, и Ее милостью и состраданием Кундалини должна бережно храниться, и она должна быть поднята на ту вершину, где Она восседает в своей славе, своей радости и блеске, и возможно, это есть в моей судьбе. Вот почему в этом рождении было создано это положение Гуру. Если Мать становится гуру, это очень сложно, потому что мать очень нежна. Мужчина-гуру будет бить, ударять и даже ругать, но для матери, когда она говорит даже одно грубое слово, ее сердце обливается кровью и очень болит. Когда она видит, что ее дети прошли через такие сложности, и то, как она должна собирать их с любовью и заботой, и вести их, то ее ответственность так сильно вырастает, весь ее характер меняется. Но с древних времен было известно, что нет никого более великого, чем мать в качестве гуру. Только делайте своим гуру того, кто более велик, чем вы, а тот, кто более велик, чем вы, — это Бог. Это было сказано о Гуру Рамдасе свами, который делает только такого человека вашим гуру, который сам является парас (философским камнем), и кто, всего лишь дотрагиваясь до других, не превращает их в золото, но делает их эликсиром. Он делает других подобными себе. Такова форма матери. Мать живет ради своих детей. Живет во славе своих детей. Вот почему, возможно, в этой жизни Божественное хотело этого, что эта любовь и это знание должно было прийти через мать.

Сейчас мы погрузимся в медитацию и после этого, так что у всех у вас должно быть полное внимание. Оставьте свои мысли и умозаключения в стороне, потому что вы должны получить свое благосостояние и благополучие. Хорошо относитесь к себе. Не извлекайте свою вину. Если у вас где-то блокировка, просто оставьте это на данный момент. Мне нечего взять у вас, и Я не хочу отнять вашу свободу. В любом случае, Я не хочу отбирать вашу свободу. Подобно тому, как люди будут гоняться за кем-то как сумасшедшие, потратят тысячи рупий на них, будут отдавать им вещи. Почему они берут вещи? Если он гуру, тогда он ничего не может брать от вас. Что вы дадите Гуру? Что вы дадите Мне? Вы ничего не можете Мне дать. Вы даже не можете дать Мне вибрации. Вы будете удивлены тем, что вы не можете дать Мне вибрации. Однажды я поранила ногу, и женщина-врач сказала: «Мать я дам Вам свои вибрации». Я ответила: «Хорошо, давай». Когда она попыталась дать вибрации, они потекли так сильно, что она ушла в медитацию. Она сказала: «Мать, столь чудесные, сильные вибрации идут!» А Моя рана стала такой легкой. Гуру должен быть тем, кто ничего не может взять от вас. Тот, что сидит на вершине, он потечет вниз; ничто снизу не может потечь вверх к нему. Это невозможно. Если Я говорю: «Сын мой, не давай Мне, так как это просто обман». Вы ничего не можете дать Мне; на самом деле, как раз наоборот. Вы просите Меня. Вся ваша личность просто кипит, и все обладающие силами великолепные Шакти (энергии) начинают бег внутри с такой силой, что с какой же любовью Я должна заботиться об этом ребенке; любой должен попросить лишь малость. Просите Парам (Наивысшее).

В эту Гуру Пурнима Я благословляю всех вас и всех тех, кто являются реализованными, являются весьма особенными людьми, и, Я бы сказала им, что, так же, как вы получили, давайте это другим. Вы тоже должны привести их. Возможно, они будут недовольны вами, ударят вас, побьют, они может не останутся, но это пустяки. Я вынесла намного больше, чем это. Вот почему с радостью, а не спорами; они могут не поверить в вас, не имеет значения. Оставьте их. Они могут спорить, просто оставьте их. Тем, кто верит в вас, давайте им. Это то, что вы должны давать, и всё, что вы можете дать, — это чтобы Моя любовь могла достичь каждого уголка мира, и каждый дом мог быть освещен ею.

Да благословит вас Бог.

Взято с сайта nirmalmata.org/nirmalmata.ru

This lecture in English

ЛЕКЦИЯ 1

Возрождение в Италии. Историческая характеристика XIV в. Петрарка - первый европейский гуманист. Латинские произведения. Поэма "Африка". К новому пониманию человека: эпистолярное наследие, трактаты. "Книга песен" - лирическая исповедь поэта.

 

По мере того как приближалась эпоха Возрождения, один кризис за другим вторгался в жизнь Западной Европы. В XIII в. потерпела полную неудачу самая грандиозная авантюра феодального средневековья - Крестовые походы. Ослабевала власть императора "Священной Римской империи", основанной в Х в. королем Оттоном I (так в средние века называлось Германское государство). Во второй половине XIII в. империя теряет власть над Италией. В самой Германии реальная власть постепенно переходит к территориальным князьям. Даже церковь, которая никогда не была так сильна, как в средние века, начала под влиянием новых обстоятельств шататься и постепенно утрачивать свою незыблемость и монолитность. Тревожным симптомом явилось так называемое "Авиньонское пленение пап" (1309-1377), т.е. перенос под нажимом французского короля папской резиденции из Рима на юг Франции, в Авиньон. Ведь для современников Рим был не просто географическим понятием. С "Вечным городом" связывалась идея вечности и незыблемости церковной столицы, а следовательно, и всей христианской церкви. Подошли времена "Великого раскола", ознаменованного ожесточенными раздорами в самой папской курии. Приближалась Реформация.

Падение могущества империи и церкви подняло значение итальянских вольных городов, которые к XIV в. уже превратились в большую экономическую и политическую силу. Не являясь единым национальным государством, Италия представляла собой нагромождение множества независимых республик и монархий. На севере, в Ломбардии и Тоскане, располагались самые богатые и экономически развитые города-республики. Среднюю Италию занимала папская область с Римом в качестве столицы. Это был довольно отсталый, в основном земледельческий район. После того как папа в 1309 г. покинул свою древнюю резиденцию, папская область пришла в еще больший упадок. Юг Италии - так называемое Королевство обеих Сицилий, с 1268 г. находившееся под властью французских феодалов, - с начала XIV в. перешло под власть Арагона (Испания). А в 1445 г. испанцы овладели и Неаполитанским королевством.

Как видим, политическая карта Италии отличалась крайней пестротой. Эта пестрота ослабляла страну, делала ее уязвимой для могущественных соседей. К тому же Италию непрестанно раздирали междоусобные войны. И передовые люди страны, как в свое время Данте Алигьери, горько сетовали по поводу ее неустройства.

В условиях феодальной раздробленности, при отсутствии единого государственного центра, способного регулировать развитие страны, особая конструктивная роль выпадала на долю экономически развитых, достигших высокого культурного подъема городов - богатых торговых морских республик Венеции и Генуи, владевших заморскими территориями, процветавших городов Флоренции и Милана на севере Италии. В истории итальянской культуры особенное место заняла Флоренция. Уже в XIII в. в ней было сокрушено господство феодалов, и вольный город стал буржуазной республикой с развитой торговлей, промышленностью и банковским делом. Город славился изготовлением сукон, шелковых тканей, обработкой мехов и ювелирными изделиями. Развитие денежного хозяйства приводило к решительным социальным сдвигам как в городе, так и за его пределами. И по мере того как городская буржуазия укрепляла свою власть, обострялись то здесь, то там социальные антагонизмы, приобретавшие подчас весьма острый характер. Наглядным свидетельством этого может служить восстание чомпи (наемных рабочих) во Флоренции в 1378 г.

Одним из важных результатов развития городской культуры явилась резко возросшая роль людей умственного труда, появление интеллигенции, не зависимой от монастырей и рыцарских замков. Эта новая социальная прослойка, включавшая юристов, инженеров, врачей, публицистов, "мастеров свободных искусств", и закладывала основы многообразной культуры Возрождения. Всех их окрыляла вера в человека, который начал сбрасывать с себя тяжелый груз традиционных воззрений, превращавших его в бесправного слугу небесных или сословных сил. И хотя этот освободительный процесс опирался на успехи буржуазного развития, основоположники и создатели культуры Возрождения, как правило, вовсе не были выразителями эгоистических устремлений буржуазной среды. К тому же эпоха Возрождения только начиналась. Новое еще не всегда одерживало верх над старым. Да и перспективы нового не были вполне ясными. Они нередко превращались в сияние мечты, в зыбкие контуры идеальной утопии.

Первым великим итальянским, а следовательно, и европейским гуманистом, был Франческо Петрарка (1304-1374). Само понятие "гуманист" (от лат. humanus - человеческий, образованный) возникло в Италии и первоначально означало знатока античной культуры, связанной с человеком.

Родился Петрарка в тосканском городе Ареццо в семье нотариуса. В 1312 г. семья переезжает в Авиньон, где в то время находилась резиденция папы; По настоянию отца Франческо изучает право сперва в Монпелье, затем в Болонье. Но юриспруденция не привлекает молодого человека, увлеченного древнеримской литературой. Смерть отца (1326) изменила положение. "Сделавшись господином над самим собою, - говорит Петрарка, - я немедленно отправил в изгнание все юридические книги и вернулся к моим любимым занятиям; чем мучительнее была разлука с ними, тем с большим жаром я снова принялся за них" .

Петрарка продолжает классические штудии и, чтобы упрочить свое материальное и общественное положение, принимает духовный сан, отнюдь не стремясь при этом к церковной карьере. В многоязычном и суетном Авиньоне он ведет вполне светский образ жизни. В 1327 г. он встречает женщину, которую прославляет под именем Лауры в сонетах и канцонах, заслуживших бессмертие. Он много и охотно странствует. Вместе с тем его манят "тишина и одиночество", благоприятствующие его литературным и научным занятиям. И он в 1337 г. приобретает неподалеку от Авиньона небольшую усадьбу в Воклюзе - живописный уголок, радующий его своей тихой прелестью. Здесь написаны многие выдающиеся произведения Петрарки. В историю мировой культуры эта скромная усадьба вошла наряду с Фернеем Вольтера и Ясной Поляной Л. Толстого. В 1341 г. Петрарка был как лучший поэт современности по древнему обычаю коронован лавровым венком на Капитолии в Риме.

Покинув в 1353 г. Воклюз, достигнув огромной славы, Петрарка жил в различных итальянских городах. Перед ним заискивали городские республики, духовные и светские владыки. В то время уже многим было ясно, что с Петраркой в жизнь Италии входила новая культура и что у этой культуры великое будущее.

Как подлинный гуманист, Петрарка был горячим почитателем классической, особенно римской древности. Он с восторгом погружался в произведения античных авторов, открывавших перед ним прекрасный мир. Он первый с такой ясностью увидел то, что было в античной культуре действительно самым главным, - живой интерес к человеку и окружающему его земному миру. В его руках классическая древность впервые стала боевым знаменем ренессансного гуманизма.

Горячая любовь Петрарки к античности проявлялась непрестанно. У него была уникальная библиотека античных текстов. Его классическая эрудиция вызывала восхищение современников. Предпочитая писать на латинском языке, он уже писал не на "вульгарной" "кухонной" латыни средних веков, а на языке классического Рима. Древний мир не был для него миром чужим, мертвым, навсегда ушедшим. Подчас Петрарке даже казалось, что он находится где-то тут, совсем рядом с ним. И он пишет письма Вергилию, Цицерону и другим знаменитым римлянам.

В своих латинских произведениях Петрарка естественно опирается на традиции античных авторов. Он не подражает им механически, но творчески соревнуется с ними. Им написаны в манере Горация латинские "Стихотворные послания" и в духе Вергилиевых "Буколик" - двенадцать эклог. В латинских прозаических жизнеописаниях "О знаменитых людях" он прославляет славных мужей древнего, главным образом республиканского, Рима - Юния Брута, Катона Старшего, Сципиона Африканского и др. Ценитель героической республиканской старины Тит Ливий служил ему при этом источником.

Публия Корнелия Сципиона, прозванного Африканским, он сделал главным героем своей латинской поэмы "Африка" (1339-1341), за которую и был увенчан лавровым венком. Написанная латинским гекзаметром по образцу "Энеиды" Вергилия, поэма была задумана как национальная эпопея, повествующая о победе Рима над Карфагеном. "История древнего, республиканского Рима рассматривалась в то время Петраркой не только как великое национальное прошлое итальянского народа, но и как некий прообраз, как историческая модель его не менее великого национального будущего" . Стремясь к исторической достоверности, "Петрарка хотел помочь народу современной ему Италии национально осознать самого себя. Именно в этом Петрарка видел путь к преодолению средневекового, феодального "варварства" - в культуре, в политике, в общественной жизни" .

В поэме широко развернута панорама римской истории, начиная с Ромула. При этом поэт касается не только прошлого, но и будущего Италии. Примечателен в этом отношении пророческий сон Сципиона. Великий полководец узнает во сне о грядущем упадке Римского государства, подорванного натиском иноземцев и внутренними междоусобицами. Узнает он также, что через несколько веков в Этрурии появится молодой поэт, который поведает о его деяниях, движимый "любовью к истине". Это появление молодого поэта (Петрарки) мыслится как возрождение великой итальянской культуры, а с ней вместе и всей Италии.

Успех поэмы объяснялся прежде всего тем, что она явилась своего рода патриотическим манифестом раннего итальянского гуманизма. Есть в поэме отдельные несомненно удачные места. Но в целом "Африка" все же не стала "Энеидой" итальянского Возрождения. Ученость в ней превалировала над поэзией. В конце концов сам Петрарка охладел к ней. Поэма, над которой он работал с таким энтузиазмом, осталась незаконченной.

Не будучи ни политическим деятелем, ни политическим мыслителем, любя тишину уставленного книгами кабинета, Петрарка отнюдь не был безразличен к судьбам своей отчизны. Уже "Африка" на это прямо указывала. Правда, социально-политические воззрения Петрарки не отличались ясностью и последовательностью. Подчас были они противоречивы, как противоречивой была сама жизнь того смутного переходного времени. Но когда в 1347 г. в Риме произошел антифеодальный переворот, возглавленный "народным трибуном" Кола ди Риенци, Петрарка горячо приветствовал это событие, которое, как ему представлялось, было началом национального возрождения Италии. Петрарка ободрял "народного трибуна", писал ему дружественные письма. Когда же Риенци утратил власть, низложенный папским легатом, когда рухнула мечта о возрожденном Риме, Петрарка в письме к Джованни Боккаччо от 10 августа 1352 г. скорбит о несбывшихся надеждах. "Я любил его за добродетель, хвалил за намерения, восторгался его смелостью, - пишет Петрарка, - радовался за Италию, предвидя возрождение города нашей души, покой всего мира". Однако Риенци не довел до конца свою борьбу с феодалами. И Петрарка глубоко взволнован и удручен, ведь в Риенци он видел "последнюю надежду на италийскую свободу" .

Конечно, широковещательное начинание Риенци было по сути своей утопическим, как и мечта Петрарки о единой умиротворенной Италии, сбросившей с себя власть феодальных магнатов. Подобные мысли Петрарка высказывал также в итальянских канцонах "Италия моя" и "Высокий дух". Одно время полагали, что вторая из названных канцон, включенная автором в "Книгу песен" (LIII), непосредственно обращена к Кола ди Риенци. В ней Петрарка призывал сокрушить феодальную знать, которая раздирает Италию на части.

Впрочем, сам Петрарка не чуждался близких отношений с представителями знати. Но это была близость в пределах интеллектуальной элиты. Петрарка дорожил образованными людьми, независимо от их социального положения. Таким образованным человеком был, например, неаполитанский король Роберт Анжуйский, покровительствовавший поэтам и ученым, имевший одну из лучших в Европе библиотек.

Однако Петрарка твердо уверен, что не знатное происхождение, а личные достоинства человека делают его подлинно благородным. В латинской книге "О средствах против счастия и несчастия" (1358-1366) он писал: "Кровь всегда одного цвета. Но если одна светлее другой, это создает не благородство, а телесное здоровье. Истинно благородный человек не рождается с великой душой, он сам себя делает таковым великолепными своими делами". И ниже: "Достоинство не утрачивается от низкого происхождения человека, лишь бы он заслужил его своей жизнью. И, действительно, если добродетель дает истинное благородство, я не вижу, что может помешать кому бы то ни было стать благородным" .

В этих словах Петрарки очень четко сформулировано кардинальное положение гуманистической этики эпохи Возрождения, решительно порывавшей с нормами феодального средневековья. Еще Данте высказывал подобные мысли. Сын безродного нотариуса, Петрарка облек новую мудрость в классически ясную форму.

Всей своей деятельной жизнью Петрарка доказывал справедливость высказанных им суждений. Одухотворенный труд поддерживал его существование. В одном из писем 1359 г., говоря о превратностях человеческого бытия, Петрарка заметил: "...наслаждения иссушают душу, суровость очищает, слабости ржавят, труды просветляют; для человека нет ничего естественнее труда, человек рожден для него, как птица для полета и рыба для плавания..."

Петрарка непрестанно читает, пишет. Мир раскрывается перед ним как богато иллюстрированная книга. Он также охотно путешествует, хотя путешествовать в то время было совсем не безопасно. Плохие дороги, нападения разбойников постоянно угрожали путнику. Разумеется, путешествовали люди и в средние века. Но в путь тогда отправлялись обычно либо паломники, заботившиеся о спасении своей души, либо торговцы, стремившиеся к приумножению прибыли. Петрарка часто путешествовал просто из любознательности и охотно писал о своих впечатлениях друзьям и знакомым.

Еще в 1333 г., 21 июня он писал из города Аахена кардиналу Иоанну Колонне, представителю знатного и влиятельного римского рода: "Недавно без всякой надобности, как ты знаешь, а просто из желания посмотреть мир и в порыве молодого задора я пересек всю Галлию, после чего добрался до Германии и берегов Рейна, внимательно приглядываясь к нравам людей, развлекаясь видами незнакомой земли и сравнивая кое-что с нашей" . Далее Петрарка делится своими впечатлениями о посещении Парижа, Гента, Льежа и других мест в Брабанте и Фландрии; затем следует рассказ о пребывании в Аахене и Кельне и, наконец, о том, как, миновав Арденнский лес, Петрарка прибывает в Лион (письмо из Лиона, 9 августа того же года).

В 1336 г. 26 апреля другому ученому корреспонденту Петрарка весьма обстоятельно описал свое восхождение на гору Вентозу (Ванту), расположенную в южных предгорьях Альп неподалеку от Авиньона. И вновь он считает нужным сообщить, что утомительное это восхождение было вызвано "только желанием увидеть ее чрезвычайную высоту" (1912 метров). Даже уговоры местного пастуха, доказывавшего, что нечего лезть на крутизну, которую никто и не пытается одолеть, не смогли удержать Петрарку. Чтобы оправдать свое странное с точки зрения современников поведение, он обращается к античности и вспоминает, ссылаясь на Тита Ливия, как македонский царь Филипп взбирался на фессалийскую гору Гем, чтобы полюбоваться открывшимся оттуда видом . Побывав в Риме, Петрарка начинает свое письмо словами: "Мы бродили по Риму одни... Ты знаешь мою перипатетическую манеру прогуливаться. Она мне нравится; моей натуре, моим обычаям она как нельзя более соответствует". Во время этой прогулки Петрарка внимательно присматривался к достопримечательностям знаменитого города. "И на каждом шагу, - пишет он, - встречалось что-то, заставлявшее говорить и восторгаться" .

Но что же так занимает в Риме великого гуманиста? Понятно, что Петрарка то и дело упоминает памятники материальной культуры" (дворцы, храмы, триумфальные арки, термы и т.д.), но за всем этим для него стоит история Римского государства, его люди, его слава, его духовная культура. Здесь перед нами - Петрарка-патриот, влюбленный в величие древней Италии.

Но и тогда, когда он бродит по другим странам, он, как правило, обращает пристальное внимание не на флору и фауну, а на людей и их культурные начинания. Именно люди стоят в центре его внимания. Люди и их земная жизнь. Ими занят он и как любознательный путешественник, и как филолог, и как мыслитель. В связи с этим нравственная философия Цицерона ему дороже натурфилософии Аристотеля. В противовес Аристотелю он хвалит Сократа за то, что тот "первым из всех словно свел философию с неба на землю и, оторвав от созерцания светил, заставил жить среди людей и рассуждать о человеческих нравах и делах" . Петрарке дорога философия, которая обитает не только в книгах, но и в душах, заключена в делах, а не в словах, в отличие от схоластической философии, "которой смехотворным образом гордится наша ученая чернь" . О средневековой схоластике Петрарка неоднократно отзывался весьма неприязненно. Он вообще являлся противником любых философских и богословских школ, втиснутых в жесткие рамки застывшей системы. Его влечет духовная свобода, независимость мысли, так пугавшая ревнителей средневековой церковной догмы. "Я тот, - писал Петрарка к Боккаччо в 1363 г., - кому нравится идти по тропе лучших, но не всегда - по чужим следам... Не хочу вождя, который бы меня связывал или стеснял: вождь вождем, но пусть при мне останутся и глаза, и свое мнение, и свобода; пусть мне не мешают ни идти, куда хочу, ни оставлять кое-что без внимания или пытаться достичь недостижимого" .

В схоластике, помимо ее догматизма, Петрарку отталкивала ее упрямая устремленность к потустороннему миру. Пусть небожители, полагал Петрарка, занимаются небесным, задача человека думать о земном. И он цель науки и литературы видел в том, чтобы вникать в мир, населенный людьми. Человек - главный, если не единственный, объект его интересов. Ведь человек - это история, это отчизна, это красота мысли и искусства, это творческий гений. В одном из цитированных уже писем к Боккаччо (11 июня 1352 г.) он заявил: "Признаю и отрицать не могу: знаю других и себя знаю, наблюдаю род человеческий и вообще, и каждого в отдельности" . "Себя знаю". Наблюдая род человеческий в его историческом движении, Петрарка постоянно обращается к самому себе. Самого себя он лучше знает, чем других. И цену себе он тоже знает. У него есть основания считать себя выдающимся человеком. "Открытие человека" он и начал с самого себя.

Герой "Африки" Сципион Африканский был фигурой музейной, эффектной, но во многом условной. Правда жизни, к которой стремился первый итальянский гуманист, заявила о себе в его произведениях совсем другого рода. Это - письма, написанные замечательно живой латинской прозой. Письма были признанным жанром в древнеримской литературе, которую так хорошо знал и так высоко ценил Петрарка. Рассчитаны они часто были не только на адресата, но и на более или менее широкий круг любителей словесности. Письма наряду с другими писали Цицерон и Сенека.

Петрарка, конечно, не смог пройти мимо этих классических эпистолярных образцов. Только ему гораздо ближе Цицерон, чем Сенека. Последний, по словам Петрарки, "сгрудил в своих письмах нравственную философию почти всех своих книг, а Цицерон, философствуя в книгах, в письмах говорит о повседневных вещах, упоминает новости и разнообразные слухи своего времени". И Петрарка признается, что именно письма Цицерона являются для него "захватывающим чтением" и что в своих письмах он "больше последователь Цицерона, чем Сенеки" (из письма от 13 января 1350 г.) .

В пору своей творческой зрелости, пройдя уже немалый жизненный путь, Петрарка вспомнил о груде писем, которые он столь охотно писал на протяжении ряда десятилетий. Он решил их заново пересмотреть и привести в порядок. Так возникло три эпистолярных свода: "Книга писем о делах повседневных" (1353-1366), "Письма без адреса" (1360) и "Старческие письма" (1361-1374). В "Книгу писем о делах повседневных" вошло 350 писем.

Подобно Цицерону, Петрарка в своих письмах, как бы он ни превозносил "сладость одиночества" , не устает касаться больших и малых явлений окружающего мира. Его тревожит судьба родной Италии. Но самое главное в книге - это сам Петрарка. Он с огромной охотой рассказывает о себе, о своих радостях и горестях, о взлетах и падениях, о надеждах и разочарованиях. Как его короновали лавровым венком в Риме и как переживал он свой триумф. И как крушение Риенци подорвало его веру в возрождение Италии. И как он вольно жил в Воклюзе. И как однажды увесистый том Цицерона, упав, поранил его ногу . И как быстро несущиеся годы все меняют на своем пути: "Быстро меняюсь лицом, еще быстрее состоянием души, изменились нравы, изменились заботы, изменились занятия; все во мне уже другое... И сейчас я ухожу и по мере движения пера движусь, только намного быстрее: перо следует ленивой диктовке ума, а я, следуя закону природы, спешу, бегу, несусь к пределу и уже различаю глазами мету" .

Понятно, что такой взыскательный стилист, как Петрарка, находивший удовольствие в "оттачивании слова" , в своих письмах касался вопросов литературного мастерства - например, в письме приору Франциску о трех стилях (9 августа 1352 г.), кардиналу Талейрану о ясном и высоком стиле (22 сентября 1352 г.).

Вопросы религии, занимавшие умы европейцев на протяжении всего средневековья, не могли быть безразличны Петрарке. И в письмах, и в философских трактатах он постоянно обращается к ним. Христианская вера была для Петрарки его естественной верой. Но он хотел обогатить христианский мир ценностями мира античного. В одном из писем 1359 г. он бросил знаменательную фразу: "Христос бог наш, Цицерон вдохновитель нашего искусства речи" . И хотя Петрарка понимал, что "это разные вещи", ему очень хотелось приблизить Цицерона к христианскому миру, и с этой целью он указывал на его тяготение к монотеизму.

Но шли годы, и в Петрарке, по его собственному признанию, росло "новое и сильное чувство", влекшее его душу "к Священному писанию" . "Признаюсь, - писал он Франциску, приору монастыря св. Апостолов, между 1354 и 1360 гг., - я любил Цицерона, и Вергилия любил, бесконечно наслаждался их стилем и талантом; многих других из сонма светил тоже, но этих так, словно первый был мне отец, второй - брат. К этой любви меня привело восхищение обоими и такая приобретенная в долгих занятиях близость, какая, ты скажешь, едва ли бывает даже между знакомыми лично людьми... Но сейчас у меня более важные дела, потому что забота о спасении выше заботы об искусстве слова; я читал то, что меня влекло, теперь читаю то, в чем вижу себе помощь... Теперь мои ораторы - Амвросий, Августин, Иероним и Григорий, мой философ - Павел, мой поэт - Давид..." .

Так Петрарка подводит нас к душевному конфликту, который в разное время и в разных формах проявлялся в его сознании. В данном случае речь идет о столкновении классической древности и христианства. Но вот что характерно для Петрарки. Как бы отходя от Цицерона и Вергилия, он обращается не к Фоме Аквинскому или Бонавентуре - самым прославленным теологам высокого средневековья, но к Библии (Давид, Павел) и "отцам церкви" IV - начала V в. ( Амвросий, Иероним, Августин), непосредственно вышедшим из античности и еще тесно связанным с ее культурными традициями. Подобный интерес к Библии и раннехристианским авторам характерен и для великого вольнодумца начала XVI в. Эразма Роттердамского, одного из вдохновителей Реформации.

Особенно высоко ценил Петрарка Аврелия Августина (354-430), человека огромной культуры, который наряду с многочисленными богословскими трактатами ("О граде божием" и др.) создал книгу, принадлежавшую к числу самых любимых и почитаемых книг Петрарки. Это "Исповедь" - очень живо и искренне написанная автобиография умного и образованного человека, который, отчасти опираясь на классическую мудрость, приходит в конце концов к христианству. Петрарка настолько любил эту уникальную книгу, что постоянно носил ее с собой. Интроспекция "Исповеди" Августина была понятна и близка Петрарке, в многочисленных письмах которого господствует тот же интроспективный принцип.


Поможем в написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой


<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Бомбей, Индия 1 июня 1972 года | Понятие предвиденья. Предвиденье как одна из форм опережающего отражения действительности.

Дата добавления: 2015-08-29; просмотров: 245. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2022 год . (0.068 сек.) русская версия | украинская версия
Поможем в написании
> Курсовые, контрольные, дипломные и другие работы со скидкой до 25%
3 569 лучших специалисов, готовы оказать помощь 24/7